Шпага и рапира. отличие одного инструмента от другого. шпага, рапира и сабля: в чем отличия?

Когда применялись

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Колоть, а не рубить

Адреналин Неизвестные гоночные мотоциклы 2010-х

Придворный дресс-код того времени предполагал ношение оружия в повседневной жизни вместе с гражданской одеждой. Военная шпага, несмотря на узкий клинок, была для этого слишком тяжела. Ее облегченная версия получила название espadas roperas — «меч для одежды». Во французский язык термин перекочевал в слегка искаженном виде — la rapier, или рапира.

Несмотря на формальное наличие лезвий, рапира была слишком легка для рубящих ударов. И все же она оказалась неплохим оружием самообороны. Вместо щита фехтовальщик с рапирой использовал кинжал или дагу (специальный кинжал для левой руки с развитой гардой). Так принцип «колоть, а не рубить» перешел в дуэли, хотя латные доспехи в них не использовались.

В Италии фехтованию на шпагах обучали с помощью тренировочного оружия с граненым клинком без лезвий и тупым наконечником вместо острия. На итальянском языке такое оружие получило название fioretto, на английском стало называться foil, а на русском так и осталось рапирой. Удары разрешалось наносить только в торс: во‑первых, ученики носили кожаные защитные жилеты, а во-вторых, колющие удары в руку или ногу считались неэффективными — после них противник все еще мог продолжать бой.

Сабля — универсальное оружие, которое может одинаково хорошо рубить и колоть. Сабли были особенно любимы кавалеристами за их режущие свойства, обусловленные характерным изгибом клинка. Три основные дисциплины современного фехтования (сабля, шпага и рапира) по сути вполне соответствуют своим историческим корням. Но, взглянув на оружие, этого не скажешь. Внешне спортивная шпага, рапира и сабля настолько похожи друг на друга, что отличить один снаряд от другого сможет только опытный болельщик.

Все клинки абсолютно прямые. Разумеется, ни один из них не имеет лезвия, и каждый увенчан тупым наконечником. Все они хорошо гнутся, так как в случае поломки могли бы мгновенно превратиться в острое боевое оружие. Да, шпага слегка тяжелее и несколько жестче за счет трехгранного клинка (у рапиры клинок четырехгранный, у сабли — трапециевидный). Есть и другие особенности, но все же главное отличие — в правилах проведения поединков.

Если спортсмен считает, что судья ошибочно присудил укол сопернику, он может потребовать видеоповтор для пересмотра решения.

История оружия

Прообразом, отличным от сегодняшней шпаги и рапиры, в каменном веке считается палка, которую взял в руки первобытный человек для своей защиты.


Прошло очень много времени, пока первый вид оружия преобразовался в нечто более подобное современным его разновидностям.

Первым появился меч. Это случилось еще во II веке до н. э. Это было тяжелое и острое со всех сторон оружие, которым можно было колоть, рубить и резать. Применялся он в пешей схватке. Но для битвы на коне он был очень неудобен.

Три столетия спустя азиатами были придуманы сабли, которые с успехом применялись как для конного, так и для пешего боя. В 15 веке в Европе появилась шпага и рапира. Отличие их от сабли заключалось в большой тонкости лезвия. Это позволяло ему проникать в незащищенные места доспехов воинов. В Италии такое оружие получило название «шпага», а в Испании – «рапира». Раны, нанесенные ими, были смертельными в случае колющего удара и менее опасными в случае порезов.

Процесс усовершенствования

Тактика ведения боя прошлого привела к необходимости совершенствовать оружие. В I веке нашей эры азиатскими племенами стала массово использоваться сабля. Шпаги, рапиры (фото представлено далее) появились значительно позже. До этого в бою использовалось только оружие, подобное саблям. Оно отличалось меньшим весом, по сравнению с мечом. Такие изделия позволяли вести не только пеший, но и конный бой.


Спустя несколько столетий в Европе появилось новое оружие. В XV столетии здесь стали изготавливать шпаги и рапиры. Они отличались тонким лезвием. Такую технологию ранее никто не применял. Необходимость в изготовлении тонкого лезвия появилась вследствие массового использования кольчуг. Тонкая шпага или рапира позволяла проникнуть между ячейками нательной защиты воинов.

В Италии изготавливались шпаги. Колющее оружие испанского производства получило название «рапира». Удар клинка, пронзавший острием противника, с большой долей вероятности был смертельным. Но при порезе у соперника было больше шансов выжить.

Особенности шпаги

При распространении шпаги её однозначно приняли как дворянское оружие. Этому способствовали как боевые, так и технические характеристики этой разновидности холодного оружия.

В отличие от недорогих палашей и сабель мягкий металл клинков, которых мог компенсироваться весом и силой удара, шпага это оружие техники и высококачественного металла.

К тому же ориентированность на укол делали шпагу ещё более требовательным оружием к качеству производства. По этой причине шпага и стала отличительным признаком дворянства, менее обеспеченные финансовыми средствами классы предпочитали более дешёвые сабли и мечи.

Кроме того владение шпагой требовало и определённых навыков, которые могли быть только у воинов, которыми изначально дворяне и являлись. После того как фехтование стало наукой постепенно начали развиваться и национальные школы владения этим оружием.

Во много они зависели от особенностей гарды и клинка. Итальянские шпаги, например, рассчитаны на колющие удары, и практически не используют рубящие и режущие, с протягом, удары клинка. Соответственно этому рукоятки и эфесы итальянского холодного оружия рассчитаны именно на укол, рубить ими не особо удобно.

Также интересна французская школа, также рассчитанная на укол, шпага французского типа имеет лёгкую гарду фламандского или кавалерийского типа и обычно гранёный клинок. Поэтому шпаги мушкетеров имеют сравнительно короткий клинок и открытую гарду.

Немецкая школа наоборот использует полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, а также и оглушающие, плашмя клинком. Именно в германских княжествах появилась тактика боя с кинжалом для второй руки – дагой.

Дистреза, испанская школа фехтования предполагала целую науку, включая философию боя на клинках. Но в тоже время в отличие от развивающихся французских и итальянских школ была более консервативна.

Требования к снаряжению, оружию и одежде

Одежда и снаряжение должны обеспечивать максимальную защиту и свободу движений, и не могут допускать возможность нанесения противнику физической травмы. Одновременно одежда и снаряжение не должны иметь каких-либо отверстий, куда мог бы попасть клинок соперника. Материал одежды должен быть прочным и не вызывать скольжения наконечника. Цвет одежды в области туловища – светлый. Ткань должна иметь сопротивление разрыву не менее 800 Н.

Для защиты верхних частей тела обязательным элементом одежды является набочник. Брюки должны иметь застежки ниже коленей. Гетры должны целиком прикрывать всю голень. В женском снаряжении обязательно должен быть в наличии защитный бюстгальтер. Манжет перчатки должен доходить до половины предплечья. Зазор между ячейками сетки в маске должен быть не больше 2,1 мм. Диаметр проволоки сетки – 1 мм.

Для фехтования на рапирах поверх одежды должна надеваться специальная токопроводящая куртка, целиком покрывающая поверхность тела в любом положении. Нижний край куртки должен как минимум на 10 см закрывать брюки в положении фехтовальщика «к бою!». Куртка должна иметь подмышечники. Обратная сторона такой куртки должна быть изолирована с помощью специальной подкладки.

Высота ворота должна быть как минимум 3 см. Личный провод с разъемами на концах должен быть протянут вдоль спины под курткой, затем по рукаву через перчатку, присоединяясь к рукояти оружия. Проводки в шнуре должны быть хорошо изолированы и скреплены.

Рапира должна иметь конструкцию, обеспечивающую безопасность в ежедневных условиях. Запрещены какие-либо действия с целью изменения гибкости и остроты клинка. Вес рапиры – 500 г, предельная длина – 110 см.

Элементами оружия являются:

  1. Стальной клинок, заканчивающийся с одной стороны наконечником, а с другой – стержнем. Длина клинка – 0,9 м, сечение – прямоугольное. Угол фаски граней – 45 градусов, стрела прогиба – от 5,5 до 9,5 см. Электрический провод для соединения наконечника с клеммой протянут в специальном канале, расположенном в клинке. Головка наконечника должна иметь форму цилиндра, максимальный размер головки – 7,0 мм. Давление, необходимое для сигнала от головки – более 500 г. Максимальный ход головки, необходимый для сигнала – 1 мм.
  2. Рукоятка для фиксации руки, которая дополнительно может иметь головку эфеса. Конструкция ее должна отвечать требованиям безопасности спортсмена и его противника, и не иметь приспособлений для усиления защиты. Использование рукоятки для метания оружия запрещено.
  3. Защитная гарда диаметром от 9,5 до 12 см, которая закреплена выпуклой частью вперед между рукояткой и клинком. Гарда имеет разъем для присоединения личного шнура фехтовальщика. В месте имеющейся выпуклости гарда должна быть гладкой и матовой.

Внутри гарды должна быть специальная прокладка для предохранения руки от проводов и электрических контактов.

Фехтование на рапире

По мере того, как рапира и её верный спутник — кинжал, становились всё более популярными среди европейского общество XVI века, в Европе начала зарождаться «мода» на частные поединки — дуэли. В связи с этим появилась необходимость в создании определённой системы фехтования этим оружием, существенно отличающимся от фехтования мечом.

В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах.

С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием — «Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств», где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства.

Фехтование на рапире и кинжале

В 1567 году Карл IX основал в Париже Военную академию, в стенах которой, в последствии, родилась французская школа фехтования, ставшая во второй половине XVII столетия самой популярной во всей Европе. В истории рапиры, как и многих других видов европейского холодного оружия, XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага, которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиу, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века.

Противодействие легкой сабле

Описанный выше прием, укол в руку на замахе, годится против тяжелой сабли вроде килича или гаддаре, т.к. рассчитан на замедление саблиста в «верхней мертвой точке». Против более легкого клинка — шамшира, поздних европейских сабель, или хоть той же шашки — он не подходит. Это оружие «подтормаживания» не требует, и вы вряд ли успеете выполнить укол, если не обладаете поистине нечеловеческой реакцией.

Собственно, поэтому, когда вышли из обихода доспехи, исчезли и тяжелые сабли, которыми только и можно их повредить. Весь Восток перешел на более легкие клинки, и на первую позицию среди восточных сабель выдвинулся шамшир (в многочисленных своих вариациях).

Для противодействия поздней сабле при помощи шпаги некоторые трактаты XVIII века (в частности, труд Анджело 1787 года) рекомендуют… Использование щита. Только в роли щита должен выступать плащ, кафтан или другая одежда, намотанная на левую руку. Он позволит отразить рубящий удар, особенно выполненный в «режущей», а не силовой технике, и даст возможность подойти на дистанцию укола шпагой.

Но здесь надо учитывать две вещи. Во-первых, к этому моменту массогабаритные характеристики сабель и шпаг изменились: и то, и другое оружие изрядно полегчало по сравнению со своими предками. Во-вторых, техника рубки саблей тоже изменилась, она у европейцев XVIII-XIX вообще сильно уступала восточной. Европеец (что, кстати, видно на иллюстрации из учебника Анджело) здесь выполняет скорее короткие секуще-режущие движения, он действует «от локтя», а не от плеча. Он не рубит с размаху, как дикий осман, афганец или маратх…

Но и противостоит ему человек с узкой и тонкой «придворной» шпагой. Боевые клинки этого времени — значительно шире и массивнее.

Если вы попытаетесь защититься плащом на левой руке от полновесного удара саблей в восточной технике, которая подразумевает размашистое движение с использованием энергии разворота всем корпусом, вы, скорее всего, останетесь без руки. Если не отрубит, то сломает.

Но зато боевая, а не придворная шпага XVIII-го столетия — как раз и есть то оружие, которое действительно способно парировать удар сабли…)

Подходящие боеприпасы к оружию

Артиллерийское орудие «Рапира» способно вести огонь различными видами боеприпасов. Все они сделаны в виде унитарного выстрела (снаряд вместе с гильзой и пороховым зарядом).

Используются следующие варианты:

  1. Кумулятивные выстрелы. Это УБК8 и УБК8М, с помощью которых можно уничтожать защищенные огневые позиции, инженерные сооружения, а также танки и бронемашины противника;
  2. Кумулятивно-осколочные выстрелы. Это УБК2 и УБК2М, которые можно применять как против бронетехники, так и против пехоты противника;
  3. Подкалиберные выстрелы. Все их разновидности предназначены исключительно для поражения бронетехники. МТ-12 может вести огонь УБМ15 и УБМ10 (эти снаряды снабжены особой боевой частью, выполненной в форме стрелы из вольфрама), а также УБМ1 и УБМ2 (в снаряде этого выстрела нет сердечника);
  4. Осколочно-фугасные выстрелы представлены моделями УОФ3 и УОФ12. Второй вариант отличается боевой частью увеличенной мощности. Оба вида боеприпасов предназначены для ведения огня по живой силе противника и его полевым укреплениям;
  5. Управляемая ракета «Кастет» (9М117). Запускается через ствол пушки. Кумулятивная боевая часть обеспечивает пробитие гомогенной брони толщиной в 800 мм. Дистанция ведения огня – до 5,5 км.


Управляемые ракеты «Кастет», которыми может стрелять МТ-12

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Типологический обзор классических шпаг

По классифицированию Эварта Оэйкшотта, шпаги подразделяются на:

  • Немецкие reitschwert (в буквальном переводе «мечи всадников» или «мечи рейтаров») — предназначены для использования военными и являются довольно-таки тяжелыми для рубящих ударов (собственно эти клинки нередко называются русскоязычными источниками «боевыми шпагами»). Такая разновидность шпаг (наряду с этим является еще и мечами) была самой популярной у кавалеристов в XVI столетии, однако в XVII столетии была заменена на сабли и палаши;
  • Французские rapiere (рапира, от испанского espadas roperas — в буквальном переводе «мечи для платьев) — предназначены для носки с гражданской формой одежды и являются чрезмерно легкими для нанесения рубящих ударов. Однако классический (не спортивный) вариант таких шпаг обладает лезвием. Такая разновидность шпаг была самой популярной в XVI столетии, в XVII столетии были понемногу практически вытеснены на более легкие шпаги;
  • Английские smallsword (в буквальном переводе «малые мечи», названные, так как противопоставление средневековым «большим мечам» англ. greatsword) — отличаются от рапир еще более легкими клинками.

Согласно типологии Оэйкшотта, эфесы шпаг XVI столетия подразделяются на:

  • Одночетвертные;
  • Половинные;
  • Трехчетвертные;
  • Полные.

В настоящее время шпаги, как разновидность боевого оружия может рассматриваться исключительно в качестве исторической и художественной ценности, более того фехтование и по сей день считается одним из наиболее динамично развивающихся и обладающих великолепной зрелищностью видом спорта.

Истоки «меча для ношения с одеждой»

Данный клинок зародился как производная шпаги – стандартного колющего оружия, и стал оружием самообороны у обывателей позднего Средневековья и раннего Ренессанса. Появилась она впервые в Испании, став при этом богато украшенным парадным оружием. Впоследствии придворные узнали, что парадный боевой шампур неплохо справляется в настоящем бою.

Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.

Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.

Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьём, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».

Захватывающий спорт

Фехтование – это целый мир, большой и интересный. Входя в него, понимаешь, что полностью поглощен им и уже не можешь с ним расстаться – и ты остаешься с ним навсегда.

Его считают искусством, спортом, военной наукой, методикой воспитания. Среди остальных видов спорта он выделяется своей эстетикой, богатством истории, уходящей в глубины тысячелетий и романтизмом.

Фехтование – это навыки по нанесения уколов, в определенные моменты боя, с помощью атак и защит, пользуясь своим интеллектом. Поединок здесь сходен со сражением: в нем есть разведка, маневрирование и маскировка, оборона и наступление.

Требования к форме

Экипировка делится на тренировочную и соревновательную. Последняя обознается маркировкой FIE — это значит, что она отвечает стандартам Международной федерации фехтования.

Главное требование к костюму — защитить спортсмена от травм. Поэтому для занятий начинающим хватит костюма, который выдерживают силу удара в 350 Ньютонов, он обозначается маркировкой 350N или 350Н. Для серьезных соревнований понадобится одежда 800Н и больше.

Как выбрать

Важно помнить, что размеры экипировки отличаются от привычных размеров и имеют деление на одежду для левшей и правшей. Чтобы выбрать подходящий размер для юного спортсмена, ориентируйтесь на размерную сетку производителя

Ребенку можно взять костюм на вырост.

Уход

  1. Не оставляйте металлические предметы на мокром костюме, так как из-за этого может возникнуть ржавчина.
  2. Костюм стирайте так, как рекомендует производитель. Обычно его можно стирать в холодной воде, предварительно застегнув молнию.
  3. После того, как вы купили экипировку, подпишите ее. Так одежду будет проще найти среди одинаковых белых костюмов в спортивной школе.

Таблица размеров для фехтовальных костюмов (для дети)

Размер 32 34 36 38 40 42
Рост 128-134 134-140 140-146 146-152 152-158 158-164
Объем груди 60-64 64-68 68-72 72-76 76-80 80-84
Объем талии 54-57 57-60 60-63 63-66 66-69 69-72
Объем бедер 71-74 74-77 77-80 80-83 83-86 86-89

Время любит счет

Команда Tissot прибыла в «Олимпийский» за три дня до начала чемпионата мира — именно столько времени нужно, чтобы установить, скоммутировать и проверить все оборудование. Особенность хронометража в фехтовании заключается в том, что состязания проходят сразу на множестве дорожек. На арене «Олимпийского» разместилось 24 дорожки для отборочных туров и 8 для полуфиналов и финалов (и это не считая еще 18 тренировочных). Ключевой компонент системы — прибор под названием KRT. Это портативный компьютер, который может подключаться к соревновательному аппарату любой марки и передавать его сигналы далее по сетевому протоколу. Каждый KRT отправляет данные по трем направлениям: в скоринговую систему, где документируется результат, в систему формирования телевизионной графики (она же используется для трансляции на большой экран) и на интернет-стриминг.

Важнейшая задача для хронометриста — подготовка волонтеров, роль которых в фехтовании трудно переоценить. Ведь именно волонтер запускает и останавливает хронометраж по команде рефери, и от точности его работы может зависеть исход поединка.

Д’Артаньян, ты не прав!

Рапира легче и мягче шпаги, ее наконечник срабатывает при усилии 4,9 Н (500 гс). Ей не нужна большая гарда: рапиристы не целятся в руки, ведь засчитываются только попадания в корпус. Помните фехтование на fioretto? Оно дошло до нас практически в неизменном виде, разве что кожаный жилет сменился на электрический, в ткань которого по всей площади вплетена токопроводящая проволока.

В проводе, который тянется за рапиристом, не две жилы, а три. При срабатывании наконечника на рапире аппарат проверяет, касается ли оружие электрожилета. Если нет, то на аппарате загорается белый фонарь и укол не засчитывается. Фехтование на саблях — самая динамичная дисциплина. Саблисты могут наносить как рубящие, так и колющие удары выше пояса, включая руки и голову. Вместо электрожилета они надевают электрокуртку, к которой с помощью провода подсоединяется маска с токопроводящим воротом. «Кнопки» на наконечнике сабли нет. Результативным ударом считается любой контакт сабли с электрокурткой или маской. Как и в рапирах, в саблях действует принцип правоты атаки и приоритет определяет рефери.

«В фехтовании на саблях удар может прийти в любой момент и с любой стороны, — рассказывает Софья. — Если рапирист может позволить себе планомерно следовать заготовленной тактической схеме в течение всего поединка, то саблист должен постоянно перестраивать свою тактику и мгновенно принимать решения». А для зрителя сабля — это самые высокие скорости, нестандартные движения, невероятные акробатические прыжки и самые эффектные стоп-кадры.

Спортивное фехтование

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей.

Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Спортивная рапира появилась в конце XIX века, кардинальным образом отличаясь формой и оснащением от боевой и гражданской версии. Клинок оружия получил прямоугольное сечение и стал более эластичным. Колющий удар рапирой стал основным приемом, вокруг которого уже появилась масса других элементов защиты и нападения. Гибкость клинка позволяла оружию сохранять целостность при больших изгибах во время колющего удара. Претерпело изменения и само оснащение оружия. Гарда вместо своей вычурной формы становится у спортивной рапиры выпуклой. Теперь важна не красота изделия, а его защитная функция. Само оружие становится легким, весящим не более 500 г.

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными.

Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

В заключение

На первый взгляд, неискушенному наблюдателю кажется, что искусство фехтования на саблях, шпагах и на рапирах практически одинаково. Это заблуждение легко развенчивается, когда наблюдаешь за ходом поединка. В отличие от шпаги и сабли, где удары можно наносить, как рубящие, так и колющие, фехтовальщики на рапирах действуют совершенно иначе. Удар считается правильным, если он нанесен острием клинка и строго определенную зону. Легко найти различия и по внешнему виду оружия. Для рапиры характерна выпуклая, шарообразная форма гарды, тогда как сабля имеет гарду овальной формы с дополнительной скобой, защищающей пальцы фехтовальщика от скользящих и рубящих ударов. В поединках рапиристов прослеживается стремление к классическому ведению боя. Соревнования саблистов выглядят более динамичными и соответственно более зрелищными.

Приемы рапиристов более утонченные и выверенные. Один грамотно нанесенный укол может принести победу спортсмену. Благодаря современной электронике, техника фехтования сегодня достигла пика своего совершенства. Стало возможно фиксировать практически одновременные удары, между которыми разница по времени составляет сотые доли секунды. Значительно усовершенствовалась техника ведения боя, где каждому спортсмену предоставляется право на атаку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector