«превосходит корабли других стран»: чем уникально новое поколение российских тральщиков

Корабль пмо «Александр Обухов»

«Александр Обухов» является головным кораблем проекта 12700 «Александрит», спроектирован Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» и построен на Средне-Невском судостроительном заводе. Ключевая особенность этого корабля — уникальный корпус, выполненный из монолитного стеклопластика методом вакуумной диффузии.

Достоинством такого «немагнитного» корпуса является более высокая прочность в сравнении со стальными корпусами, что обеспечивает большую живучесть корабля при поиске мин.

«Александр обухов» предназначен для поиска и уничтожения мин в акваториях военно-морских баз на безопасной для корабля дистанции. Приписан на Балтийский флот.

Характеристики:

  • Водоизмещение — 720-890 т (полное)
  • Длина — 61,75 м
  • Ширина — 10,8 м
  • Осадка — 2,68 м
  • Двигатели — дизель + 2 ДГ по 315 кВт + 2 ДГ по 210 кВт
  • Мощность — 1 × 2500 л.с.
  • Скорость хода — 15-16,5 узлов
  • Дальность плавания — 1500 миль на 10 узлах
  • Автономность плавания — 10 суток (по запасам провизии)
  • Экипаж — 26-41-44 человек
  • Материал корпуса — стеклопластик
  • Радиолокационное вооружение — НРЛС «ПАЛ-Н»
  • Радиоэлектронное вооружение — КС «Рубероид», ПГАС «Анапа», ГАС ЗС «Структура-35», ГИСЗ «Алтын-М»
  • Артиллерия — 1 × 14,5-мм МТПУ
  • Зенитная артиллерия — 1 × 6 × 30-мм АК-306 (1500 выстрелов)
  • Ракетное вооружение — ПУ ЗРК 9К38 «Игла» (8 ЗУР 9М39)
  • Минно-торпедное вооружение — УДМ, УДМ-2, УДМ-500, МТПК-1, МТПК-2, МРПК-1, ПМР-1, ПМР-2, ОУКТ ОУКТ-Б, ПКТ ПКТ-Б, трал-имитатор «Желатин», ШАТ-У.

Корабль пмо «Владимир Емельянов»

Разработчик: ЦМКБ «Алмаз» (Россия)

Производитель: Средне-Невский судостроительный завод (Россия)

Проект — 12700

ПМО «Владимир Емельянов» — третий серийный корабль проекта 12700, который имеет самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. Эта технология создания целого корпуса в российском военном кораблестроении применена впервые.

На тральщике сформирован противоминный контур с применением гидроакустических станций, размещенных как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах, интегрированной мостиковой системы и главного командного пункта — автоматизированной системы управления противоминными действиями.

Характеристики:

  • Водоизмещение — 720-890 т (полное)
  • Длина — 61,75 м
  • Ширина — 10,8 м
  • Осадка — 2,68 м
  • Двигатели — дизель + 2 ДГ по 315 кВт + 2 ДГ по 210 кВт
  • Мощность — 1 × 2500 л.с.
  • Скорость хода — 15-16,5 узлов
  • Дальность плавания — 1500 миль на 10 узлах
  • Автономность плавания — 10 суток (по запасам провизии)
  • Экипаж — 26-41-44 человек
  • Материал корпуса — стеклопластик
  • Радиолокационное вооружение — НРЛС «ПАЛ-Н»
  • Радиоэлектронное вооружение — КС «Рубероид», ПГАС «Анапа», ГАС ЗС «Структура-35», ГИСЗ «Алтын-М»
  • Артиллерия — 1 × 14,5-мм МТПУ
  • Зенитная артиллерия — 1 × 6 × 30-мм АК-306 (1500 выстрелов)
  • Ракетное вооружение — ПУ ЗРК 9К38 «Игла» (8 ЗУР 9М39)
  • Минно-торпедное вооружение — УДМ, УДМ-2, УДМ-500, МТПК-1, МТПК-2, МРПК-1, ПМР-1, ПМР-2, ОУКТ ОУКТ-Б, ПКТ ПКТ-Б, трал-имитатор «Желатин», ШАТ-У.

Тральщик «Александр Обухов» – справка:

Александр Афанасьевич Обухов

Александр Афанасьевич Обухов – капитан первого ранга, Герой Советского Союза.

Родился 1 мая 1917 года в Саратове. Окончил Военно-морское Краснознаменное училище имени Фрунзе. До начала ВОВ принимал участие в советско-финской войне (1939-1940 годы).

Звание Героя, вместе с орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» было присвоено Александру Афанасьевичу 6 марта 1945 года за доблесть и мужество, проявленные в 138 морских сражениях, в том числе во время операции по высадке боевого десанта на острове Хийумаа (Эстония).

После войны работал на различных должностях в системе ВМФ, в том числе, являлся преподавателем в Военно-морской академии ордена Ленина.

Скончался 12 января 2009 года, похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Тральщик – корабль специального назначения, используемый для поиска, обнаружения и ликвидации морских мин, а также для проводки кораблей и судов сквозь минные заграждения.

Кстати, интересный факт: “кораблями” принято называть именно плавательные средства военного назначения, все остальные плавсредства “гражданского назначения” (от малых яхт до гигантских круизных лайнеров) считаются судами!

Корабль проекта 12700

Чтобы создать композитные корпусы впервые воспользовались новейшим опытным оборудованием. Создание производственного комплекса началось с чистого листа. Оно уникальное по своей сути и не имеет аналогов в нашей стране. По своим технологическим возможностям все комплексное оснащение обладает возможностью по созданию монолитных стеклопластиковых корпусов до 80-метровой длины.

Такие корпусы обладают очевидными преимуществами:

  • Прочностью, сравнимой со стальными кораблями;
  • Длительным сроком эксплуатации;
  • Минимальным технологическим обслуживанием;
  • Малым весом по сравнению с подобными по размерам стальными кораблями.

Композитные корпусы безупречно подходят для установки на них новых противоминных контуров. Они совместно с наличием новейших гидроакустических станций существенно увеличат боеспособность и долговечность кораблей. Новые противоминные контуры устанавливаются на корпусах кораблей. Кроме того, их можно установить и на выносные подводные аппараты, которые буксируются суднами.

Стеклопластиковый тральщик – технология создания

Производство стеклопластиков в Санкт-Петербурге было освоено еще в 60-х годах прошлого века. На сегодняшний день технологии создания кораблей и судов из композиционных материалов претерпели существенный прогресс и насчитывают 3 основных способа получения композитов:

  • Вакуумная инфузия;
  • Контактное формование;
  • Технология RTM Light.

Корпус стеклопластикового тральщика проекта “Александрит”, первым представителем которого и стал “Александр Обухов” создан по методу вакуумной инфузии.

Суть метода и процесс создания:

Большая матрица, полностью повторяющая форму корпуса корабля, выстилается специальным армирующим материалом (стеклоткань или углеткань). В зависимости от того, какой это участок корпуса, число слоев такой “ткани” может доходить до нескольких десятков. Далее материал полностью покрывается герметичной пленкой, к которой присоединено множество трубок. Затем, через эти трубки подается смола, которая пропитывает все слои армирующего материала за счет вакуума, созданного под пленкой и, тем самым, выступает в качестве так называемой «матрицы композиционного материала». В результате получается прочное и легкое изделие — корпус корабля, “залитый” в форму.

Технологии вакуумной инфузии и RTM сокращают длительность изготовления конструкций и обеспечивают практически полное отсутствие выбросов вредных веществ.

В качестве армирующих материалов используются стеклянные и угольные ткани различного плетения. Большинство из них было европейского производства, однако со временем Средне-Невский судостроительный завод стал осуществлять переход на композитные материалы российского производства. Уже сегодня российские смолы проходят последние необходимые испытания, ожидается, что они будут активно использованы при постройке последующих кораблей.

Факты и слухи

Катастрофа стала самым громким морским происшествием того времени, которое упорно старались замолчать. Версий случившегося было несколько, но в советские времена всё засекретили. Отсутствие официальной информации породило мифы и легенды.

Тогда говорили и о диверсии, и о сотнях человеческих жертв. Официально заявили, что на «Александре Обухове» погибли девять человек и один водолаз, который утонул уже после опрокидывания базы.

Днищем плабаза лежала в сторону Мальцевской переправы. С неё м фотографировали. Фото: сайт korabli.qdg.ru

Официальной причиной трагедии назвали сильную течь в недоремонтированном заводом трубопроводе, через которую около 600 тонн забортной воды попало в трюм. Отмечалось, что экипаж принимал экстренные меры для спасения судна, но предотвратить катастрофу так и не смог. При этом ходили разговоры о том, что многие из членов экипажа были пьяны, поэтому не смогли противостоять беде. Впрочем, из-за режима секретности слухов по краю ходило великое множество. И, похоже, прав капитан Осичанский, называя эту катастрофу безобразной, возникшей на пустом месте.

Работы по подъёму плавбазы продолжались почти девять месяцев. Сначала водолазы извлекли тела погибших, заварили иллюминаторы, загерметизировали корпус, откачали воду и начали подъём. Но судно вновь завалилось на левый борт. Тогда решили использовать понтоны. Их подогнали с обеих сторон, завели под борт, утопили, а потом продувкой удалили воду. Так судно поставили на ровный киль.

Подъём плавбазы со дна. Фото: Дальневосточная ассоциация морских капитанов

Разумеется, ни о каком ремонте и речи не шло. Судно вывели из состава флота, а вскоре списали на «гвозди». В 1986 г. плавзавод разделали на металлолом. Капитан и второй механик получили тюремные сроки.

Справка

Роковой насос

В 20.00 появился крен. Вахта судна объясняла это пустыми танками. Есть версия, что береговые службы всё же предлагали зажать судно буксирами, но рыбаки отказались. Между тем судно продолжало раскачиваться и ночью легло на левый борт.

Пётр Осичанский. Фото: Из личного архива

«Это безобразная авария, — считает Пётр Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов. — И возникла она на пустом месте. В своём большинстве трагедии, которые происходят с морскими судами в море или, как у нас, в порту, при детальном рассмотрении настолько просты, что порой удивляешься. Вечером рокового дня на вахте стоял 4-й помощник, он сообщил капитану о крене и получил приказ выровнять его. Для этого существуют специальные бортовые танки, на плавбазе их было два. С их помощью регулируют балласт — закачивают или откачивают морскую воду».

Казалось, что скоро ситуацию исправят. Так и произошло, но после этого плавбаза накренилась уже на другой борт.

Статья по теме

Неделя памяти: версии и последствия крушения траулера «Дальний Восток»

Пётр ИвановичОбухове

В пожарном трубопроводе, шедшем через 4-й трюм, во время ремонта вырезали кусок. Чтобы избежать течи, поставили некачественную заглушку. А пожарный насос на судне работал постоянно и гонял воду, так как пожар считается самым опасным бедствием. И в этой ситуации он сыграл роковую роль. Когда заглушка, не выдержав напора, выпала, вода пошла в цех. Судно стало крениться сильнее.

Судно легло на левый борт. Фото: сайт korabli.qdg.ru

Новое выравнивание привело к тому, что вода из пожарной магистрали с силой перекатилась на левый борт и судно, не выдержав силы удара, легко на бок. В открытые иллюминаторы хлынула вода.

«Упал трап, затем начали рваться концы, и судно завалилось на левый борт, — вспоминает Мария Тармаева, очевидец трагедии. — На судне было много провожающих. Одни выскакивали и прыгали в воду, другие бежали по правому борту. Этот кошмар у меня и сейчас стоит перед глазами».

Структура корабля

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры № 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

Строительство и ввод в эксплуатацию

Головной корабль, корвет «Гремящий», был заложен зимой 2012 года. Следом за ним через полтора года, летом 2013 года был заложен первое серийное судно, корвет «Проворный». Основанием для начала строительства послужил государственный оборонный заказ и контракт. В соответствии с условиями контракта на «Северной верфи» к 2020 году планировалось заложить и спустить на воду 8 корветом проекта 20385. На сегодняшний день постройка ограничена двумя судами этого класса. Разговоры о закладке еще двух однотипных судов в дополнение к уже строящимся, оканчиваются в коридорах Главного Военно-Морского Штаба и Министерства Обороны РФ. Вероятнее всего дальнейшее строительство судов этого класса будет вестись уже на основе базового проекта, который полностью завязан на отечественное оборудование, детали и механизмы.

Оба судна будут сегодня достраиваться силами отечественных предприятий, которые должны будут поставить все необходимые узлы, агрегаты и оборудование вместо зарубежных аналогов. Качественной и равноценной замены достичь не удастся, однако, по мнению военных экспертов, такие технологические новшества по ходу строительства не могут существенно снизить проектные тактико-технические характеристики кораблей.

«Принципиально новые технологии»

Проект многоцелевого корвета 20385 был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». «Гремящий» предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, охраны прибрежной зоны и сопровождения других кораблей.

Водоизмещение корвета составляет 2,2 тыс. т, длина корабля — 104 м, ширина — 13 м. «Гремящий» может развивать скорость до 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания составляет 3,5 тыс. морских миль (около 6,5 тыс. км) при автономности в 15 суток. Обеспечивает работу корабля экипаж в составе 99 моряков.

В марте 2018 года в интервью газете «Красная звезда» командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что в ближайшие годы ТОФ получит четыре таких корабля.

«В корвете «Гремящий» и в последующем корвете «Проворный» внедрены принципиально новые технологии и конструкционные решения. Кроме всего прочего, эти корабли являются первыми на ТОФ носителями комплекса крылатых ракет «Калибр»… Всего в ближайшие годы мы рассчитываем принять на вооружение до четырёх корветов с оптимальным составом вооружения. В планах довести их общее количество до восьми единиц», — рассказал адмирал Авакянц.

Также по теме


«Флот мощной океанской державы»: как в ближайшие годы усилятся боевые возможности российского ВМФ

Доля современных образцов вооружений на флоте превысила 62%. Об этом заявил президент России Владимир Путин на торжественном приёме по…

Корветы проекта 20385 вооружены 100-мм автоматической артиллерийской установкой А-190-01, двумя 30-мм зенитными автоматами АК-630М, универсальными ракетными комплексами «Калибр-НК» с восемью крылатыми ракетами на борту, комплексом противовоздушной обороны ЗРК «Редут» с большим количеством пусковых ячеек и торпедным комплексом «Пакет-НК».

Кроме того, корветы проекта 20385 оснащены широким рядом радиолокационных систем и комплексов электронного управления системами корабля. Так, на «Гремящем» установлена боевая информационно-управляющая система «Сигма», а выявление противника на море и в воздухе осуществляется станцией «Фурке-2». Система управления огнём корабля работает в паре с наводящимся комплексом «Монумент А». Обнаружение подводных целей осуществляют станции слежения и обнаружения «Заря» и «Минотавр».

В конструкции корабля активно применялись композитные материалы, в том числе негорючий многослойный пластик, а в архитектуре главных надстроек использован принцип отражающих поверхностей, который позволяет значительно снизить радиолокационную и оптическую заметность. Эти же материалы и принципы применялись и при конструкции корпуса корабля, что снижает возможность его обнаружения подводными лодками. Всё это значительно повышает «живучесть» корвета, позволяя «Гремящему» на больших расстояниях выявлять корабли вероятного противника, самому оставаясь вне зоны обнаружения.

  • Корвет «Гремящий»

Постройка кораблей

При создании кораблей учитывалась особенность значительной плавучести стеклопластиковых корпусов. Новейшие корабли обладают 70% запасом плавучести в противоположность традиционным большей части военных кораблей в 50-60%. Получилось создание не только мореходного прочного и устойчивого, но также маневренного боевого корабля.

Боевые корабли БТ оборудованы мощными силовыми установками. Мощные 2500 сильные дизельные двигатели должны обеспечить кораблям скорость в 15 узлов. Дальность плавания на экономичном ходу достигает 1500 км. Автономное плавание для новейших кораблей определено в 10-дневный период, что будет достаточным для экипажа корабля с 41 военнослужащим.

Первые шаги на пути постройки нового сторожевика

В трудные 90-е годы основная задача командования российского ВМФ заключалась в сохранении боеспособности корабельного состава, доставшегося в наследство от советского военного флота. Необходимость в постройке новых судов ощущалась остро, однако экономические трудности и недостаток финансирования не позволяли с размахом начать строительство новых боевых кораблей. Ввиду того, что реализовать проект 12441, было признано нецелесообразно, высшее военно-морское руководство страны поставило перед отечественными кораблестроителями задачу: создать малый сторожевой корабль, которым можно будет заменить выводящиеся из состава флота сторожевики советской постройки.

Начало проектирования пришлось на 1997 год. В окончательном виде проект сформировался к 2001 году. Строительство новых судов было решено поручить Санкт-Петербургской «Северной верфи». Это судостроительное предприятие должно было обеспечить постройку судов для нужд Балтийского флота. При удачной реализации проекта со временем планировалось начать постройку новых корветов на Дальнем Востоке, которыми будет оснащаться Тихоокеанский флот.

В соответствии с проектом новый сторожевик должен был выполнять следующие боевые задачи:

  • основная зона действия корабля — прибрежные акватории и экономическая морская зона;
  • основная функция кораблей заключалась в борьбе с надводными кораблями и подводными силами флота вероятного противника;
  • патрулирование в зоне ответственности, защита прибрежных морских коммуникаций, блокада объектов береговой инфраструктуры.

Закладка головного корабля проекта корвета «Стерегущий» состоялась в декабре 2001 года. Всего командование ВМФ в рамках первого заказа планирует получить от корабелов 7 судов проекта 20380. Через два года состоялась закладка следующего корабля этого типа, корвета «Сообразительный». В 2005 году состоялась закладка третьего корабля, получившего название «Бойкий». К этому времени состоялся спуск на воду головного корабля. Корвету «Стерегущему» предстояло еще пройти долгий цикл заводской достройки, оснащение средствами навигации и вооружения, приемки и ввода в строй.

Строительство оставшихся судов в соответствии с Государственным заказом для Балтийского флота на «Северной верфи» продолжается и сегодня. Первые четыре корабля введены в строй и входят в состав Балтийского флота. Ввиду успешности конструкции кораблей, проект получил продолжение. В 2015 году состоялась закладка еще двух судов для балтийских моряков, корвет «Ретивый» и корабль того же класса «Строгий» планируется сдать флоту до 2020 года.

Летом 2006 года состоялась закладка первого корабля проекта 20380 на «Амурском судостроительном заводе» в г. Комсомольск на Амуре. Сегодня этот совершенный и современный корабль под названием «Совершенный» уже числится в составе Тихоокеанского флота. Последующая реализация проекта 20380 ориентирована на строительство боевых судов для нужд Тихоокеанского флота. Второй корабль, строившийся на АСЗ в соответствии с программой технического переоснащения Тихоокеанского флота, корвет «Громкий» предполагается передать флоту в 2020 году. Сегодня на корабле ведется доводка и отладка основных систем корабля, включая комплекс управления и электротехнического обеспечения.

Суета перед путиной

Судно, принадлежавшее «Дальморепродукту», готовилось выйти в очередной рейс. Накануне оно прошло ремонт в «Дальзаводе». Говорят, что тогда возник небольшой пожар, но всё обошлось. Плавбаза стояла у 42-го причала кормой к берегу, носом к бухте. Рыбаки получали промысловое оборудование, завозили продукты. Одним словом, стояла самая обычная предрейсовая суета.

Плавбаза за день до трагедии. Фото: сайт korabli.qdg.ru

Горючего на борту хватало для работ судовых дизелей. Топливо и пресную воду только собирались бункеровать. Плавбаза была лёгкой и, соответственно, вела себя неустойчиво: внизу — пусто, а наверху находился груз. К тому же, в начале мая 1982 года стояла тёплая погода и во всех жилых каютах были открыты иллюминаторы. Беспокойства это не вызывало. Большая часть экипажа уволилась на берег. У плавзаводов длинные рейсы, поэтому всех тех, кто не был занят, отпустили побыть с семьёй.

По требованиям морского боя

«Ретивый» — седьмой по счёту корабль проекта 20380. По информации Минобороны, данный корвет будет превосходить некоторых своих предшественников «по степени радиоэлектронного оснащения». 

Головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» находится на службе ВМФ с 27 февраля 2008 года. В 2011 году флоту был передан «Сообразительный», в 2013-м — «Бойкий», в 2014-м — «Стойкий», в 2017-м — «Совершенный», в 2018 году — «Громкий».

Также по теме


«Проецировать силу на дальних рубежах»: как корвет «Гремящий» увеличит боевые возможности ВМФ России

Военно-морской флот России должен получить многоцелевой корвет проекта 20385 «Гремящий» в первом полугодии 2020 года. Об этом сообщают…

Проект 20380 — детище Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург). Строительство кораблей развёрнуто на «Северной верфи» и ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре).

Полное водоизмещение корвета проекта 20380 — 2,22 тыс. т, длина — 104,5 м, ширина — 13 м, осадка — до 7,95 м, максимальная скорость хода — 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания — 3500—4000 миль (5632—6437 км) на 14 узлах (25,9 км/ч). Автономность корабля по запасам провизии оценивается в 15 суток.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представлена четырьмя дизельными двигателями 16Д49 производства АО «Коломенский завод». Совокупная мощность силовых агрегатов — 23 320 л. с. (17 140 кВт).

Корабли проекта 20380 предназначены для выполнения задач в ближней морской зоне. Вооружение корветов позволяет бороться с подлодками, надводными кораблями, оказывать артиллерийскую поддержку морскому десанту, патрулировать водные районы.

При производстве кораблей используется технология «стелс», которая позволяет уменьшить их радиолокационную заметность. В частности, надстройки корветов имеют характерные для современной военно-морской платформы изломанные геометрические очертания, а в качестве основного строительного материала используется радиопоглощающий стеклопластик.

Ещё одним достоинством архитектуры корабля является модульный принцип, дающий возможность при модернизации устанавливать новые комплексы вооружения. В целом корветы проекта 20380 отличаются от других противолодочных платформ многофункциональностью, компактностью, высоким уровнем автоматизации бортовых систем, отмечают в Минобороны.

  • Корвет проекта 20380 на Амурском судостроительном заводе

В арсенал кораблей проекта 20380 входят противокорабельный комплекс «Уран» с ракетами Х-35, малогабаритная противолодочная система «Пакет», артиллерийские установки А-190 и АК-630М, два гранатомёта ДП-64. Для противовоздушной обороны используются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Редут», «Кортик-М», «Игла». На борту предусмотрено базирование противолодочного вертолёта Ка-27.

«Внедрённые в данный проект кораблей системы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, комплексы боевого управления, обнаружения и целеуказания, связи и защиты делают этот класс кораблей самодостаточным и отвечающим самым высоким требованиям современного морского боя», — говорится в материалах Минобороны РФ.

По информации военного ведомства, комплексы ракетно-артиллерийского вооружения корветов проекта 20380 позволяют «наносить удары по надводным кораблям как в море, так и в пунктах базирования, осуществлять патрулирование назначенных районов».

Особенности конструкции стеклопластикового тральщика

“Александр Обухов” имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. Сообщает ИА ТАСС.

Как уже было отмечено, создают такие корабли в Санкт-Петербурге, на Средне-Невском судостроительном заводе. Следует отметить, что это единственное предприятие на территории Российской Федерации, освоившее технологию создания монолитных корпусов длиной до 80 метров.

Использование композиционных материалов на основе стекловолокна позволило добиться ряда существенных преимуществ: увеличенная прочность корпуса и на 20% уменьшенная масса (250 тонн без оборудования и надстроек), а также отсутствие металла, на который могут сработать мины. Немагнитный корпус — одно из важнейших качеств для корабля противоминной обороны. Кроме того, срок службы такого корпуса в агрессивной морской воде больше, чем у корпуса из маломагнитной стали, — более 30 лет.

«Стеклянный» корабль

Минобороны называет корабли проекта 12700 тральщиками нового поколения. Главное отличие «Александрита» от предшественников заключается в широком использовании полимерных композитных материалов. В частности, у новейшего российского корабля самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика. Его длина составляет 61 м, ширина — 10 м.

Корпуса и другие крупногабаритные конструкции тральщика изготавливаются из композитов с применением технологии вакуумной инфузии, считающейся наиболее эффективной на сегодняшний день. Композитные материалы легче металлов и превосходят их по физико-механическим свойствам. Основные их преимущества заключаются в повышенной прочности, живучести и увеличенном сроке эксплуатации.

Разработкой корпуса для корабля проекта 12700 из монолитного стеклопластика занимались специалисты СНСЗ, сотрудники ЦНИИ имени академика Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».

  • Тральщик «Георгий Курбатов» в процессе строительства

Последние годы СНСЗ наращивает производственные мощности композитных изделий. Так, 20 апреля 2017 года состоялась торжественная церемония открытия второй очереди цеха стеклопластикового судостроения с встроенным четырёхэтажным административно-бытовым корпусом.

По его словам, стеклопластиковый корпус позволяет оберегать «Александрит» от опасности поражения морской миной.

«Со времён Второй мировой войны очень часто используются магнитные мины. Они до сих пор остаются, пожалуй, самыми эффективными, несмотря на существование технологии «размагничивания» корпуса корабля. Она предполагает обработку специальными веществами, но во время плавания корпус всё равно электризуется. Изготовление корпуса из композитов полностью снимает эту проблему», — сказал Корнев.

Как отметил эксперт, появление «Александрита» — это ответ Минобороны на изменение формы противоминной борьбы из-за появления многоканальных взрывателей комбинированного типа. В связи с этим, как полагает Корнев, исчезла острая необходимость в сплошном способе траления, который применялся ранее. 

Разработка

Тральщики проекта 1252 со стеклопластиковыми корпусами, которые должны были строиться после серии проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 1960-х оборудования, вследствие чего серийное производство было бесполезным. В результате этого в 1968 году ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А-1227) тактико-техническое задание на разработку нового проекта базового тральщика под номером 1265. Предполагались варианты 1265П (стеклопластиковый корпус) и 1265Д (деревянный корпус). Изначально разработкой занимались главный конструктор Д. И. Рудаков и главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И. М. Шелевахо, но затем их сменили соответственно конструктор В. И. Немудров и полковник А. Т. Ильичев. Технический проект был выполнен и утвержден в обоих вариантах по материалу корпуса.

В итоге к строительству утвердили проект с деревянным корпусом, поскольку стеклопластик не был освоен промышленностью достаточно хорошо: на заводах не хватало цехов, химическая промышленность не готова была поставлять компоненты, используемая для стеклопластика смола была недостаточно гигиенична и слишком токсична, к тому же на кораблях со стеклопластиковыми корпусами были выявлены существенные недостатки. Таким образом, у деревянного корпуса были некоторые преимущества. Для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности все-таки был задействован стеклопластик (из него сделали защитное покрытие). План военного судостроения на 1971—1980 годы был утвержден в 1969 году, и согласно этому плану началось строительство кораблей.

Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всем мире. В 1970-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ задание на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корпусами). Однако в обоих случаях разработка проекта, которой руководил главный конструктор В. И. Немудров, останавливалась, поскольку база стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения не была готова. Строительство проекта все же началось в 1980 году согласно десятилетнему Плану военного судостроения на 1981—1990 годы.

«Выполнен по новейшим технологиям»

В октябре 2019 года в интервью газете «Красная звезда» главком ВМФ РФ адмирал Николай Евменов сообщил, что корабли проекта 12700 «не имеют аналогов в мире». По его словам, новые тральщики «отличаются повышенной прочностью, манёвренностью и живучестью».

Уникальность российских тральщиков подтвердил и вице-премьер Юрий Борисов при посещении в прошлом году Средне-Невского судостроительного завода. Он подчеркнул, что «Александрит» обладает «самыми лучшими характеристиками и превосходит по своим возможностям аналогичные корабли других стран».

В беседе с RT советник начальника Генштаба ВС РФ, экс-командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов заявил, что корабль проекта 12700 обладает современным оборудованием, которое обеспечивает высокую поисковую производительность (величина осмотренной акватории за единицу времени).

  • Корабль противоминной обороны проекта 12700

«Александрит» выполнен по новейшим технологиям, которые позволили уменьшить его физические поля. На этом тральщике установлена аппаратура четвёртого и пятого поколений, которая даёт возможность решать серьёзные задачи как в одиночку, так и в группе кораблей», — подчеркнул Касатонов.

В свою очередь, Дмитрий Литовкин отметил, что эксплуатация кораблей проекта 12700 играет важную роль в защите военно-морских баз России и обеспечении боевого развёртывания атомных подводных лодок и кораблей ВМФ

Также эксперт обратил внимание на повышенную живучесть «Александритов»

«Важно, что этот тральщик имеет качества, которые позволяют ему оставаться в безопасности, попадая в район, где установлены мины. Мины могут реагировать на металл, на электромагнитное поле корабля, на шумовые характеристики, но у судна проекта 12700 всё это сведено к минимуму», — подытожил Литовкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector