Синеус и трувор

Содержание:

Предыстория и события 862 года

Древнейшая русская летопись, «Повесть временных лет», сообщает, что в 859 году варяги собирали дань со славянских и финно-угорских племен, которые проживали на территории между Ладожским озером и Западной Двиной.

Рис. 1. Призвание варягов.

К таковым относились:

  • славяне: кривичи и словене ильменские;
  • финно-угры: меря, весь, чудь.

В 862 году произошло изгнание варягов, но потом племена решили снова позвать их. Согласно летописям, причиной были разногласия между племенами и отсутствие порядка в их богатой земле. Призванных варягов в летописях называют «русью», а также шведами, англами и готами. От этого названия они выводят термин «Русская земля».

Варяжским морем средневековые летописцы называли Балтийское. Из него шел путь на юг, в Черное море. Он получил название «путь из варяг в греки». Путь проходил по рекам: Западная Двина, Днепр, Нева, Волхов, Ловать.

Рис. 2. Призвание варягов картина.

Синеус и Трувор — братья или приближённые?

Попытки определить происхождение самих имён Синеус и Трувор делались ещё в 19-м веке. Русский историк Степан Гедеонов, например, выводил имя Синеус из соединения слов «синий» и «ус» — конечно, мало кто поддержал эту довольно примитивную гипотезу. Скоро стало ясно, что имена братьев Рюрика имеют скандинавское происхождение. Оставалось лишь выяснить, имена это собственные или нарицательные.

Ещё в середине 19-го века учёный Арист Куник предположил, что слова «синеус» и «трувор» — это древнерусское переосмысление скандинавских эпитетов «победоносный» и «верный». Впоследствии этот взгляд в первой половине 20-го века поддержали русские историки в эмиграции, например, Николай Беляев. Последний, в свою очередь, дополнительно предложил своё объяснение происхождения рассматриваемых слов: «свой род» и «верная дружина» соответственно.


Николай Беляев. (wikipedia.org)

Учёные были недалеки от истины, однако, по мнению современных исследователей, они перепутали местами причины и следствие. Действительно, подавляющее большинство скандинавских имён основано на эпитетах — это, впрочем, распространено и в других языках. Куник и Беляев отмечали, что подтверждением их гипотезы может служить тот факт, что имена Синеус и Трувор не встречаются в письменных скандинавских источниках. Однако это утверждение опровергнуто современными исследованиями — найдено достаточное количество упоминаний в рунических надписях Швеции и Исландии.

Итак, если допустить, что Рюрик действительно существовал, то Синеус и Трувор, с высокой долей вероятности, тоже реальные исторические персонажи. Остаётся неизвестным, были ли они братьями первого русского князя или же виднейшими представителями его дружины. Так или иначе, но Рюрик после своего прибытия поставил их княжить в Изборске и Белоозере, согласно летописному сообщению. Что из себя представляли эти земли в далёком 9-м веке?

Три характеристики варягов

Аскольд и Дир. Варяги

Подводя краткий итог, суммируем все сказанное. В «Повести временных лет» мы встречаем три разные характеристики варягов. Первая: варяги — это правители государственно-территориального образования, возникшего на Волго-Балтийском пути от Ютландии вплоть до Волжской Булгарии. Вторая: варяги — это какой-то отдельный этнос, но не германцы. Третья, самая поздняя: варяги — это разноэтничное определение «западных» народов Прибалтийского региона, в том числе и скандинавов.

Иначе говоря, «Повесть временных лет» последовательно показывает нам, как на протяжении VIII—XI веков значение определения «варяги» менялось в представлении древнерусских летописцев, постоянно наполняясь новым содержанием. Вот какую сложную загадку загадали нам древнерусские книжники!

И более или менее окончательно разгадать эту загадку можно с использованием не только летописного, но и другого — археологического, топонимического, антропологического и этнографического материала. И когда этот материал осмысливается в совокупности, тогда и возникает сложная, но логичная и обоснованная картина этнических процессов в Южно-Балтийском регионе.

Три характеристики варягов

Аскольд и Дир. Варяги

Подводя краткий итог, суммируем все сказанное. В «Повести временных лет» мы встречаем три разные характеристики варягов. Первая: варяги — это правители государственно-территориального образования, возникшего на Волго-Балтийском пути от Ютландии вплоть до Волжской Булгарии. Вторая: варяги — это какой-то отдельный этнос, но не германцы. Третья, самая поздняя: варяги — это разноэтничное определение «западных» народов Прибалтийского региона, в том числе и скандинавов.

Иначе говоря, «Повесть временных лет» последовательно показывает нам, как на протяжении VIII—XI веков значение определения «варяги» менялось в представлении древнерусских летописцев, постоянно наполняясь новым содержанием. Вот какую сложную загадку загадали нам древнерусские книжники!

И более или менее окончательно разгадать эту загадку можно с использованием не только летописного, но и другого — археологического, топонимического, антропологического и этнографического материала. И когда этот материал осмысливается в совокупности, тогда и возникает сложная, но логичная и обоснованная картина этнических процессов в Южно-Балтийском регионе.

История

В начале IX в. Новгородские славяне и финские племена находились в зависимости от варягов – народа, жившего на берегах Скандинавии. В 862 г. племена освободились от денежной повинности, получив самоуправление. Однако между самостоятельными русскими городами началась борьба за главенство. Усобицы носили такой разрушительный характер, что советом старейшин было принято решение найти князя, способного восстановить справедливость и равенство. Было предложено множество кандидатур, способных справиться со столь серьезной задачей: поляки, хазары, дунайчи и, наконец, варяги, за помощью к которым и обратились славянские и финские племена. Выбор пал на трех братьев-варягов. Рюрик, старший из братьев, был приглашен на княжение в Новгород (по другой версии — в Ладогу), Синеус – в Белоозеро, а Трувор – в Изборск. Началось формирование Русской Земли. Через несколько лет Синеус и Трувор умерли, а Рюрик принял единоличную власть.

Что было до Рюрика

Согласно исследованиям, славянские и финские племена в IX веке были вынуждены платить дань варягам – варварам, совершавшим периодические набеги на Русь. В 862 году племена объединились и прогнали чужеземцев. Но жить лучше не стали. Между ними стали вспыхивать конфликты и междоусобицы. Чтобы племена не распались, старейшины приняли решение позвать правителей со стороны. Пришлый предводитель должен добиться равноправия и не идти на поводу у племен. Подходящих кандидатур было много, но старейшины остановились на варягах. Они обратились к ним с речью: «Земля наша богата и обильна. Нет только в ней порядка. Приходите княжить и владеть нами».

Привлекательное предложение принял князь Рюрик и вместе со своей дружиной отправился в Российское государство.

Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов

Норманская теория — направление в историографии, связывающее происхождение государственности на Руси именно с варягами. В наиболее упрощенной и «радикальной» форме ее сводят к утверждению, что государство Русь создано выходцами из Швеции. Сторонников норманской теории называют норманистами, противников — антинорманистами. Активным антинорманистом был великий русский ученый Михаил Ломоносов, видевший в данной теории попытку обосновать идею об «отсталости» славян.

Главными аргументами норманистов были: летописное сообщение о призвании Рюрика; скандинавские имена князей и послов в Византию; скандинавское происхождение слова «Русь».

Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.

В настоящее время «норманскую проблему» в науке считают решенной. Историки, археологи и лингвисты отмечают, что скандинавы играли заметную роль в истории Древней Руси. При этом никто не утверждает, что русская государственность появилась исключительно благодаря варягам.

«К концу XIX века противников норманской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, — поясняет Федор Успенский, — и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии».

Куда делись викинги?

В первой половине XI века грабительские походы викингов в Западную Европу начали сходить на нет. Скандинавские королевства стали христианскими, на смену родовому строю приходил феодализм, и норманны все больше встраивались в общее течение европейской жизни.

На Руси же варяги быстро усвоили местные обычаи и язык, перестали ассоциировать себя с исторической родиной. Первые русские князья носят скандинавские имена: Рюрик, Олег (Хельги), Игорь (Ингвар). Однако уже сын князя Игоря Старого и княгини Ольги назван по-славянски — Святослав. Получается, что викинги никуда не исчезли, а лишь растворились в славянской среде, оставив немалый след — хотя бы в виде династии Рюриковичей.

Связи Руси со Скандинавией сохранялись и в дальнейшем — это подтверждают, в частности, династические браки. Например, в XI веке киевский князь Ярослав Мудрый взял в жены шведскую принцессу Ингигерд (Ирину). А правнук Владимира Мономаха в XII веке стал датским королем под именем Вальдемар I Великий.

Контакты с Северной Европой резко сократились лишь в результате монголо-татарского нашествия в XIII веке. Гораздо большее значение для русских князей и населения приобрели отношения с ордынским ханом, а не с северо-западными соседями.

Русь как часть Европы

Домонгольская Русь — государство в чем-то чрезвычайно открытое, то есть обращенное в своих интересах в самые разные стороны и направления, она достаточно легко налаживала связи и контакты как с Западной Европой, так и с миром Востока. Несомненно при этом, что Русь была полноценной частью европейского мира.

Весь XI век Рюриковичи налаживали связи с другими государствами путем династических браков. Подробнее о всех браках можно узнать тут.

Княгиня Ольга, Святослав и Игорь — каждый по-своему, но очень активно контактировал с Византией. Русские князья пускай и вынужденно сперва, но с завидной регулярностью взаимодействовали с кочевниками и, например, часто брали в жены половецких княжон, связывая себя узами свойства и родства с кочевыми правителями. В то же время не будет преувеличением сказать, что в XI–XII веках династия Рюриковичей во многом была обращена лицом на Запад, и дело здесь не только в династических браках, хотя и в них тоже. Например, когда в Норвегии в середине XII века разразился чрезвычайно серьезный династический кризис и началась масштабная борьба за власть, среди прочих претендентов на королевский престол оказался малолетний потомок русского князя Мстислава Великого. Его родословная по женской линии (а его мать приходилась Мстиславу внучкой) была вполне весомым аргументом в политической борьбе. С Русью, несомненно, считались, она была, так сказать, полноценным собеседником, участником, а иногда и инициатором разного рода событий если не мирового, то во всяком случае общеевропейского масштаба. Русские князья постоянно входили в союзы и альянсы военно-политического характера и особенно охотно обменивались дочерьми с французскими, польскими, венгерскими и прочими королями. При этом уже тогда Русь по отношению к остальному миру занимала в каком-то смысле особенное положение. С точки зрения скандинавов, Северной или Западной Европы — Русь примыкала к Византии, была как бы ее продолжением, если не частью. В перспективе же Византии Русь — это северяне, которые лишь какой-то из своих сторон обращены к византийскому миру.

Подпись Анны Ярославны, королевы Франции, под грамотой Филиппа I в пользу аббатства Святого Криспина в Суассоне. 1063 годКириллицей: АНА РЪИНА 

Первый русский князь Рюрик: легендарный воин и правитель

Краткая информация

Великий князь Рюрик – одна из самых загадочных фигур в древнерусской истории. Учитывая то, что первые летописи появились спустя два столетия после его смерти, всё, что известно сегодня – результат исторического анализа устных преданий, византийских хроник и немногочисленных дошедших до нас документов. 

Согласно им, Рюрик (годы правления: 862-879) – варяг, первый русский князь, родоначальник легендарной династии Рюриковичей, правившей семь столетий. Именно с начала его правления ведётся отсчёт русской государственности. 

Что мы знаем о Рюрике 

Год и место рождения Рюрика неизвестны. Согласно «Повести временных лет», в 862 году был приглашён на княжение славянскими племенами и стал княжить в Ладоге (по версии Новгородской первой летописи в Новгороде). После смерти прибывших с ним братьев Синеуса и Трувора присоединил их земли, установив единовластие. Умер в 879 году. 

Был женат несколько раз. Самая известная жена – норвежская королевна Ефанда, мать князя Игоря и предположительно сестра Олега. 

Рюрик как военачальник 

Политика Рюрика строилась на укреплении целостности Новгородского княжества и расширении его пределов. Покорив ряд финских племён, князь сумел выстроить мощную державу, на территории которой проживали десятки этносов. Талантливый военачальник успешно оборонял земли от набегов викингов, от которых в те времена страдала вся Северная Европа. Выстроив оборонительные сооружения в Новгороде, Ростове, Полоцке и других городах, фактически превратил их в недосягаемые для противника крепости. 

Вот лишь некоторые упоминаемые в летописях военные походы, совершённые современниками Рюрика с территорий будущей Руси (в частности, Аскольдом и Диром) и датируемые периодом 862-879 гг: 

  • поход на Константинополь; 
  • война с древлянами и уличами; 
  • поход на Византию; 
  • большая победа над печенегами; 
  • война с болгарами; 
  • поход на кривичей; 
  • поход на Каспий. 

Две теории происхождения князя Рюрика 

На протяжении столетий обсуждаются разные версии происхождения Рюрика, среди которых преобладают две основные теории. 

Норманизм 

Норманская теория предполагает, что Рюрик был скандинавским конунгом (верховным правителем). В результате события, известного как Призвание варягов, Рюрик вместе с братьями был приглашён правителем в славянские земли племенами кривичей, чуди, словен и веси. Причиной такого шага стали непрекращающиеся распри и конфликты между славянскими племенами, разрешить которые мог только «пришлый» человек с опытом государственного управления. 

В пользу норманской теории свидетельствуют не только русские летописи, но и ряд сохранившихся письменных свидетельств византийских авторов Х столетия. Здесь же можно упомянуть многочисленные археологические свидетельства – предметы скандинавского происхождения, которые впоследствии были обнаружены практически во всех поселениях, а также ранних городах Древней Руси. 

Антинорманизм 

Приверженцы антинорманской теории считают, что Рюрик был славянином – равно как и народ русь, ставший первой государственной элитой в истории Древней Руси. Впервые славянская гипотеза была сформулирована М. В. Ломоносовым и В. Н. Татищевым, однако впоследствии не получила широкого распространения в русской историографии. К горячим спорам вокруг норманской и антинорманской теорий вернулись лишь в конце XIX-XX столетиях, на протяжении которых обсуждение «варяжского вопроса» неоднократно приобретало явно политические оттенки. 

История

В начале IX в. Новгородские славяне и финские племена находились в зависимости от варягов – народа, жившего на берегах Скандинавии. В 862 г. племена освободились от денежной повинности, получив самоуправление. Однако между самостоятельными русскими городами началась борьба за главенство. Усобицы носили такой разрушительный характер, что советом старейшин было принято решение найти князя, способного восстановить справедливость и равенство. Было предложено множество кандидатур, способных справиться со столь серьезной задачей: поляки, хазары, дунайчи и, наконец, варяги, за помощью к которым и обратились славянские и финские племена. Выбор пал на трех братьев-варягов. Рюрик, старший из братьев, был приглашен на княжение в Новгород (по другой версии — в Ладогу), Синеус – в Белоозеро, а Трувор – в Изборск. Началось формирование Русской Земли. Через несколько лет Синеус и Трувор умерли, а Рюрик принял единоличную власть.

Ярослав Мудрый

Великий князь Ярослав Мудрый

А вот при Ярославе Мудром в XI веке в варяжских дружинах в большом числе появляются шведы-скандинавы. Этому способствовало то, что Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерд. Поэтому в начале XI в. на Руси варягами начинают называть и выходцев из Скандинавии. И не случайно вставка в летопись, в которой «варягами» названы и шведы, появилась только в конце XI в.

Кстати, и скандинавские саги свидетельствуют — сами шведы ничего не знали о Киевской Руси до конца X в. Во всяком случае, первый русский князь, ставший героем скандинавского эпоса, — это Владимир Святославич. Но интересно, что в Новгороде шведов варягами не называли вплоть до XIII в.

После смерти Ярослава русские князья перестали набирать наемные дружины из варягов. В результате, само имя «варяги» переосмысливается и постепенно распространяется на всех выходцев с католического Запада.

Скандинавы в династических распрях сыновей Святослава

Со смертью Святослава прежнее единство среди представителей династии Рюриковичей заканчивается.

Мы не знаем, был ли, например, Игорь единственным сыном Рюрика. Тем не менее не заметно, чтобы при нём шла какая-то борьба за власть. По поводу сыновей Святослава сведений больше: он имел трёх сыновей — Ярополка, Олега и Владимира.

Первым погиб Олег. Он выступил против старшего брата Ярополка, но был им разбит и пал в битве. Младший брат, Владимир, оказался дальновиднее среднего. Для противостояния со старшим братом он набрал за морем большую варяжскую дружину. В 979 году он разбил войска соперника и завоевал Киев.

Помощь варягов обошлась Владимиру дорого. Как обычно, долги князя легли бременем на богатый Новгород, получавший большую прибыль от торговли. Впрочем, основная масса викингов оказалась недовольна добычей и отправилась в Византию.

Известно, что варяги принимали непосредственное участие в убийстве Владимиром своего брата Ярополка, который пришёл к нему на переговоры. Это говорит о том, что наёмники не гнушались самой грязной работой, если она хорошо оплачивалась.

В 997 году норвежский конунг (ярл) Эйрик, сын Хакона Хлада-ярла, напал на Гардарик (Русь) и разрушил город Ладогу. Это, пожалуй, первый известный случай масштабного похода викингов на русские земли. Впрочем, практика набегов не стала перманентной, в последующем варяги опять вернулись к наёмничеству.

Из саг нам известны некоторые названия, которые использовали скандинавы в отношении Руси. Так, в целом они называли русские земли Гардарики (Страной городов), а города —  Хольмгард (Holmgarðr) — Новгород, Кэнугард (Kœnugarðr) — Киев, Палтескья (Pallteskja) — Полоцк, Альдейгьюборг (Aldeigjuborg) — Ладога, Сурсдалар (Súrsdalar) — Суздаль и т. д.

Князь Святослав Храбрый: бесстрашный воин и прославленный полководец Киевской Руси

Краткая справка

Святослав Игоревич Храбрый – князь новгородский (годы правления: до 945-969), Великий князь Киевский (945-972). Сын князя Игоря Рюриковича и Ольги. Получил известность в качестве блестящего воина, совершившего множество походов, имевших поистине стратегическое значение для Киевской Руси.

Биография

Точная дата рождения достоверно неизвестна. Согласно Ипатьевскому списку Ипатьевской летописи, Будущий Князь Святослав Игоревич родился в 942 году. В то же время, другие источники утверждают, что дата его рождения приходится на 920-е годы. Будучи единственным сыном Игоря, Святослав формально стал правителем Киевской Руси в малолетнем возрасте после смерти отца во время восстания древлян (если опираться на дату рождения 942 г., на этот момент ему было около трёх лет). Тем не менее, примерно до 961-964 гг. регентом при Святославе была его мать, которая занималась государственными делами и после того, как молодой князь пришёл к власти – по причине того, что её сын большую часть времени проводил в многочисленных военных походах. После смерти матери перенёс собственную резиденцию в Переяславец, распределив княжества между сыновьями. По договору с Византией был вынужден покинуть Переяславец в 971 году. Погиб в 972-м в ходе сражения с печенегами у Днепровских порогов. Истории известны имена трёх сыновей Святослава – Ярополк (был посажен князем в Киеве), Олег и Владимир.

Военные достижения

Если верить легенде, в свой первый поход Святослав отправился в возрасте четырёх лет вместе со своей матерью и её дружиной. При этом малолетний князь открыл сражение против древлян, которое Ольга организовала для того, чтобы отомстить за гибель мужа. Характерно, что князь до конца своей жизни оставался язычником, в то время как его мать крестилась в христианство и предпринимала неоднократные попытки обратить в православную веру также и Святослава. Свой отказ Великий князь мотивировал в первую очередь тем, что военачальник-христианин не будет пользоваться авторитетом у собственного войска.

Покорение Хазарии

В 965 году Святослав вместе со своим многочисленным войском отправился в поход против Хазарского каганата. В результате блестяще спланированной военной операции, государство хазар было разгромлено, а их главный город-крепость Саркел (позже Белая Вежа) был захвачен. Согласно летописцам, при этом Святослав также одержал победу над ясами, касогами и, возможно, волжскими булгарами. Разгромив хазар, киевский князь предпринял попытку окончательно закрепить за собой территории, в частности, хазарскую столицу Итиль, стратегический город Семендер, страну буртасов и город Булгар. Доподлинно неизвестно, включала ли русско-хазарская война один или два военных похода под предводительством князя.

Другие войны Святослава

Война с болгарским царством – 968-969 гг. В ходе битвы под Доростолом весной 968 года русская дружина разбила болгар и захватила множество городов. Оборона Киева от печенегов – 968-969 гг. Война с Византией – 970-971 гг. Заручившись союзом венгров, болгар и печенегов, князь Святослав напал на византийские владения во Фракии и дошёл до города Аркадиополя (расположенного всего в 120 км от Константинополя), где и разыгралось ключевое сражение этой войны. Таким образом, князь Святослав Игоревич вошёл в историю в первую очередь как великий полководец, в то время как внутриполитические дела интересовали его достаточно мало. Начиная с 964 года, князь практически полностью посвятил себя военным походам против сопредельных племён и государств, в то время как государственными делами до самой смерти занималась его мать.

Авторы Гайдпарка

  • Екатерина Иванова

    Пуск ракеты комплекса «Ответ» фрегатом «Маршал Шапошников»

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Фрегат «Адмирал Горшков» совершил очередной пуск ракеты «Циркон»

    Читать полностью

  • Анатолий Шунавикин

    Как либерал с Эха А.Орех похож на Президента В.Путина…

    Читать полностью

  • Алексей Хохлов

    Китайская ракета Kuaizhou-1A не смогла вывести на орбиту два демонстрационных спутника

    Читать полностью

  • Валентин Козлов

    Микроскоп

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Арабские Эмираты отказались от покупки американских истребителей F-35

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Семья и вроде даже нормальная

    Читать полностью

  • Продавец Воздуха

    За год или два перед смертью

    Читать полностью

  • Мухоморов

    А нашему народу какая польза от трубы «Северный поток-2»?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Уникальный талант Гагик Сарибекович Олкинян

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Была ли дружба народов в СССР?

    Читать полностью

  • Voxpop

    Как не попасть в «чужую колею»

    Читать полностью

Завоевание Киева и создание княжества

С именем князя Олега связано
покорение Киева, ставшего центром владений династии Рюриковичей.

Свой поход на будущий стольный
город он организовал спустя три года после смерти Рюрика, в 882 году.

Киев был захвачен Олегом обманным
способом: ему удалось заманить местных князей на переговоры, а потом убить.
После этого он объявил город центром своих княжеских владений, но не забыл при
этом Новгород, которому предстояло платить большую дань на содержание варяжской
дружины.

Обосновавшись в Киеве, Олег
обрушился на соседей. Он завоевал древлян (883), северян (884), радимичей
(885). Таким образом, он утвердился во всей русской земле.

В 907 году киевский князь
почувствовал себя настолько сильным, что отправился на завоевание
Константинополя. Интересно, что греки предпочли откупиться от сильного
варяжского войска, хотя Византия была достаточно сильным государством.

Известно также, что Олег
достаточно успешно воевал с хазарами и арабами, хотя и не покорил Хазарский
каганат.

Его преемник, сын Рюрика Игорь,
фактически продолжил дело отца и опекуна. Впрочем, его успехи были гораздо
более скромными. В 944 году он появляется под Константинополем и осаждает
город. Как и в случае с Олегом, византийцы предпочли откупиться от очередного
нашествия. Иные деяния князя нам не известны. Новый киевский князь погибает в
достаточно молодом возрасте от рук покорённого племени древлян, возмущённых чрезмерными
требованиями варягов.

Самый боевой князь из новой
династии — Святослав. Он нам известен своими походами на Византию и Болгарию,
покорением Хазарского каганата. Вся жизнь князя прошла в седле, он редко
появлялся в Киеве, предпочитая дальние походы.

Таким образом, три варяжских
князя за сравнительно короткий срок создали огромное государство из покорённых
народов. При этом они следовали примеру своих западных собратьев, которые
проявили себя аналогичным образом в Нормандии, Англии, на Сицилии. Повсеместно
воинский опыт викингов приносил им быстрые успехи на военном поприще, а слабые
народы искали в них покровителей. При этом скандинавы оказали огромное влияние
на формирование местной военной культуры.

Владимир Святославич: Великий князь и креститель Киевской Руси

Краткая справка

Владимир Святославич (также известный под именами Владимир Святой, Креститель и Красно Солнышко) – Великий князь Киевский, правление которого пришлось на 978-1015 годы. В 969-978 гг. был князем новгородским. Известен не только своими военными достижениями, но и тем, что именно при нём произошло Крещение Руси и переход от язычества к православию. Помимо этого, князь Владимир Красно Солнышко вошёл в историю как легендарный просветитель. Именно им была инициирована реформа по массовому распространению грамотности в Киевской Руси.

Жизнь Владимира Великого

Владимир I – сын князя Святослава Игоревича, рождённый от его наложницы ключницы Малуши. Точный год рождения неизвестен (историки, считают, что Владимир родился примерно в 960 г.) Согласно летописи, родился в селе Будутине, куда разгневанная княгиня Ольга отправила в ссылку его мать Малушу, фактически бывшую рабыней. Тем не менее, Владимир имел право наследования власти своего отца, поскольку это было разрешено обычаями язычников. В раннем детстве будущего князя отправили в Киев (дальнейшая судьба его матери неизвестна), где он воспитывался под присмотром своей бабки Ольги, а также воеводы Добрыни. Известно, что у князя в разные годы жизни было семь жён, имена пяти из которых до нас не дошли. При этом у князя было 13 сыновей и не менее 10 дочерей. После смерти Святослава Игоревича Владимир (на тот момент новгородский князь) стал жертвой политических усобиц между своими старшими братьями Олегом и Ярополком, в результате чего был вынужден бежать к варягам. Собрав многочисленное варяжское войско, князь вернулся и сверг Ярополка, княжившего в Киеве в то время. По данным разных летописей, Владимир I вокняжился в Киеве в 978 или 980 году. Умер в 1015 году в загородной резиденции Берестове.

Известные походы и сражения

Война за Червенскую Русь с польским князем Мешко – 981 г. Покорение ятвягов и получение контроля над Судовией – 983 г. Покорение радимичей – 984 г. Поход против волжских булгар (совместно с кочевыми торками) – 985 г. Поход на Хазарию и обложение данью хазар – 985 г. Осада Корсуня (Херсонеса) – 989 г. Поход против белых хорватов в Прикарпатье – 992 г. Поход в Армению и дунайскую Болгарию – 1000 г. За годы своего правления Владимиру удалось заключить многочисленные договоры с правителями Венгрии, Польши, Чехии, Византии, а также папой римским Сильвестром II.

Крещение Руси

Из легенды следует, что Крещению предшествовал так называемый «выбор вер», в ходе которого Владимир общался с представителями исламского, иудейского, православного, западного христианского (католического) вероисповеданий. После беседы с одним из греческих философов князем было принято решение остановить религиозный выбор на православии. Как известно, бабка Владимира Ольга крестилась в православной вере задолго до этого, что также не могло не оказать влияние на выбор князя. Историческое для Руси решение было принято на совете бояр в 987 году. Несмотря на то, что датой Крещения Руси обычно называют 988-й, многие детали этого события до нас не дошли, и, вполне вероятно, что оно состоялось в 989-м. Сам Владимир крестился в 987 году. После перехода в православную веру (который далеко не везде осуществлялся мирным путём) была учреждена церковная иерархия, и Киевская Русь стала одной из митрополий Константинопольской православной церкви. Данных о формальной канонизации князя Владимира I Крестителя нет, однако он по сей день почитается наравне со святыми представителями как православной, так и католической церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector