Основные формы правления
Содержание:
- Введение
- Похожие термины:
- Форма государственного устройства
- Определение формы правления
- Характеристики
- Республика
- Полномочия по взаимодействию с судебной властью и прокуратурой
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Полномочия в области утверждения правовых актов
- VI-1.Президент РФ.
- 1.2. Правовой статус Президента РФ
- Будет ли обращение Путина к россиянам в декабре 2021 года?
- Государства с президентской системой правления
- Органы, подчиненные Президенту Российской Федерации
- Определение и признаки государства
- Сколько лет длится президентский срок
Введение
Принятие
в 1993 году Конституции Российской Федерации было призвано преодолеть период
политического кризиса и противостояния всех ветвей власти. Логика новой Конституции
Российской Федерации соответствует принципу разделения властей, принятому в
странах с классической президентской и парламентской системами правления.
В
соответствии со статьей 10 Конституции государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы всех сфер власти независимы. В то же время
разделение властей не исключает усилий различных ветвей власти и их
взаимодействия в пределах и формах, установленных Конституцией Российской
Федерации; напротив, оно предусматривает координацию усилий различных ветвей
власти и их взаимодействие. Главную роль в обеспечении взаимодействия органов
государственной власти играет Президент, который в соответствии с пунктом 2
статьи 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной власти.
Президент
Российской Федерации является высшим государственным должностным лицом
Российской Федерации. Президент России является главой государства, не принадлежащего,
по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом
Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Похожие термины:
-
высшее должностное лицо, осуществляющее функции главы государства в республиках — субъектах РФ. Пост Президента (главы государства) является естественным для республик, поскольку Конституция РФ
-
глава государства и гарант Конституции РФ выступает также в качестве организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти в стране.
-
в государствах с республиканской формой правления (см. Республика) едино личный орган государственной власти П.г. является высшим должностным лицом государства. Зачастую — верховным главнокоманд
-
лицо, осуществляющее текущее руководство нотариальной палатой. По статусу возглавляет Правление НП. Избирается высшим органом нотариальной палаты из числа ее членов.
-
от лат. praesidens – сидящий впереди) – выборный глава государства в большинстве современных демократических государств с республиканской формой правления. Президент РФ – согласно Конституции РФ (ст
-
должность главы союзного государства, учрежденная 14 марта 1990 г. III Съездом народных депутатов СССР. В союзных республиках также была введена должность президента, например в РСФСР – решением, прин
-
ежегодное обращение Президента к стране, которое произносится им в Парламенте и определяет основные направления внутренней и внешней политики.
-
сотрудники, которые в соответствии с Положением об Администрации Президента РФ осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента РФ, аналитических справок и записок, ведут инфо
-
является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Конституционные полномочия Президента позволяют сделать вывод об особом и своеобразном положении През
-
1) постоянный заместитель президента в некоторых странах с республиканской формой правления (США, Бразилия, Индия, Казахстан и др.). В.-п. избирается, как правило, на тот же срок и тем же способом, что
-
глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ: представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти с
-
это орган, который создается для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации. Возглавляет ее руководитель, назначаемый лично Президентом. Реализуя возложенные на нее функции, Админ
-
лица, уполномоченные Президентом РФ оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государственной политики в соответствующей сфере деятель
-
см. Иммунитет президентский.
-
см. Федеральная интервенция.
-
система рабочих органов, призванных содействовать Президенту в осуществлении его конституционных полномочий.
-
исполнительный аппарат Президента РФ, обеспечивающий выполнение им полномочий главы государства. Является конституционным органом, т. к. Конституция РФ (п. «и» ст. 83) относит ее формирование к полно
-
предусмотренные Конституцией юридические формы выражения решений, принимаемых Президентом РФ в пределах его конституционных полномочий. Свои полномочия и выраженную посредством их осуществлен
-
официальные документы, издаваемые в пределах своих полномочий главой государства на основе и во исполнение Конституции и законов. Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполне
-
Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или в Собрании законодательст
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
- В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
- В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Формы власти показывают:
- как создаются высшие органы власти в государстве,
- их структуру,
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Характеристики
В полноценной президентской системе политик выбирается непосредственно общественностью или косвенно победившей партией в качестве главы правительства . За исключением Беларуси и Казахстана , этот глава правительства также является главой государства и поэтому называется президентом . Пост премьер-министра (также называемого премьер-министром) может также существовать в президентской системе, но, в отличие от полупрезидентской или парламентской систем, премьер-министр подчиняется президенту, а не законодательному органу.
Следующие характеристики обычно применимы к многочисленным президентским правительствам по всему миру:
- Исполнительная власть может наложить вето на законодательные акты, и, в свою очередь, подавляющее большинство законодателей может преодолеть вето. Право вето обычно происходит из британской традиции королевского согласия, согласно которой парламентский акт может быть принят только с согласия монарха .
- Президент имеет фиксированный срок полномочий. Выборы проводятся в обычное время и не могут быть инициированы вотумом доверия или другими парламентскими процедурами, хотя в некоторых странах есть исключение, которое предусматривает смещение президента, нарушившего закон.
- Исполнительная власть односторонняя. Члены кабинета служат по усмотрению президента и должны проводить политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Кабинет министров или руководители исполнительных ведомств не являются членами законодательного органа. Однако президентские системы часто нуждаются в утверждении законодательным органом кандидатур исполнительной власти в кабинет, судебные органы и различные более низкие государственные должности. Президент обычно может руководить членами кабинета министров, вооруженными силами или любым офицером или служащим исполнительной власти, но не может направлять или увольнять судей.
- Президент часто может помиловать или смягчить приговор осужденным преступникам.
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Полномочия по взаимодействию с судебной властью и прокуратурой
Президент предоставляет Совету Федерации кандидатов на посты судей Конституционного, Верховного, Арбитражного Суда РФ и др. Он участвует в создании органов судебной власти и модернизации судебной системы в целом.
Для этих целей при Президенте РФ есть Совет по вопросам связанным с совершенствованием правосудия.
Помимо этого, он взаимодействует с прокуратурой, представляет кандидата на пост Генерального прокурора РФ в Совете Федерации или предлагает снять его с этого поста.
Так как согласно Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» при заведении уголовного дела на Генерального прокурора, он отстраняется от должности, Президент имеет право и обязан, при условии отсутствия другого регулирования, издать соответствующий акт о его временном отстранении (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 № 17-П).
Генеральный прокурор каждый год докладывает Президенту о положении законности и правового порядка в стране, а также об осуществленной деятельности для их укрепления.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Исполнительная власть
Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.
Полномочия Правительства РФ:
1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
3) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
4) Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;
5) Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
6) Осуществляет управление федеральной собственностью;
7) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
8) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
9) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
10) Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;
11) Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
12) Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
13) Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
14) Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Судебная власть
Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Полномочия Конституционного Суда РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в)между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Полномочия в области утверждения правовых актов
Правовыми актами Президента выступают указы и распоряжения. Указы бывают нормативные и ненормативные.
Нормативные Указы издаются Президентом РФ в области общего ведения государства или совместно с его субъектами.
Пример 3
Указ Президента от 21.07.1997 № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления РФ политического убежища»
Ненормативные указы издаются по предмету:
- награждений орденами и медалями РФ;
- обеспечения политическим убежищем;
- присвоения воинских и высших специальных званий конкретным субъектам.
Президент должен включать в конституционный текст поправки и изменения при помощи официального публикования актов, утвержденных ст.136 и 137 Конституции РФ. Согласно ч.2 ст.137 Конституции РФ, при смене названия субъекта страны обязательство вносить эти изменения в текст ст.65 Конституции РФ, что осуществляется указом Президента, основываясь на решении субъекта РФ, утвержденного в установленном порядке.
Президенту можно издавать указы по восполнению недостатков в правовом регулировании вопросов, которые требуют законодательного решения, если они не перечат Конституции РФ и ФЗ, но действительны они лишь до утверждения необходимых актов.
Решения Президента РФ ненормативного характера, как правило, осуществляются по вопросам:
- оперативным;
- кадровым;
- организационным.
Но организационные вопросы Администрации также бывают нормативные.
Указы и распоряжения Главы государства должны не противоречить Конституции РФ и ФЗ. Их соблюдение и исполнение обязательно в стране.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
VI-1.Президент РФ.
Конституционное право РФ.
7. Президент РФ.
Президент РФ — это высшее должностное лицо, которое является главой государства и занимает наивысшее место в иерархии органов государственной власти.
7.1. Функции Президента РФ.
Функции Президента РФ — это основные направление его деятельности в установленной сфере.
Виды функций Президента РФ:
— Является гарантом Конституции РФ, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
— Представительская функция в международных отношениях.
— Определение основных направлений внутренней и внешней политики.
— Охрана суверенитета РФ и ее независимости.
— Обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти.
7.2. Полномочия Президента РФ.
Полномочия Президента РФ:
Связанные с деятельностью Федерального Собрания:
— Назначает выборы депутатов Государственной Думы.
— Имеет право роспуска Государственной Думы.
— Обладает правом законодательной инициативы.
— Подписывает и обнародует федеральные законы.
— Назначает референдум.
Связанные с деятельностью исполнительной власти:
— Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства.
— Принимает решение об отставке Правительства РФ.
— Утверждает структуру федеральных органов власти.
— Назначает и освобождает от должности федеральных министров.
Связанные с деятельностью органов государственной власти:
— Формирует Администрацию Президента РФ.
7.3. Акты Президента РФ.
В соответствие со статьей 90 Конституции РФ Президент РФ издает следующие акты:
— Указы, нормативного (содержат нормы права, рассчитаны на многократное применение) и ненормативного (норма права не содержат, являются актами применения права) характера.
— Распоряжение, как акт индивидуального характера.
Для актов Президента РФ характерно:
— Обязательность исполнения на всей территории РФ.
— Не могут находиться в состоянии противоречия к Конституции РФ и федеральным законом.
7.4. Процедура досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Основания досрочного прекращения полномочий Президент РФ:
— Отставка Президента РФ.
— Неспособность по состоянию здоровья исполнять полномочия.
— Отрешение от должности.
Процедура отрешения от должности Президента РФ:
— Государственная дума, в количестве не менее 1/3, выдвигает обвинение Президенту РФ.
— Специальная комиссия Государственной Думы предоставляет заключение.
— Решение Государственной Думы, в количестве не менее 2/3, о выдвижение обвинения против Президента РФ.
— Заключение Верховного суда РФ о наличие в действиях Президента РФ признаков состава преступления.
— Заключение Конституционного Суда РФ о соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.
— Решение Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в количестве 2/3 голосов от общего числа членов, об отрешении Президента РФ от должности.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Предыдущие статьи:
- VI-5.Прокуратура РФ.
- VI-4.Cудебная власть в РФ.
- VI-3.Правительство Российской Федерации.
- VI-2.Федеральное собрание РФ.
Следующие статьи:
- VI.Органы государственной власти РФ.
- V-5. Избирательное право РФ.
- V-4. Экономические права и свободы.
- V-3.Социальные права и свободы.
- V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
Следующая страница >>
1.2. Правовой статус Президента РФ
Стержневой основой характеристики правового статуса, любого учреждаемого Конституцией государственного органа является: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая ее функциональное назначение, и 2) место, которое ему отводится в системе органов государственной власти.
Правовой статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях.
Пост Президента был учрежден в РФ общенародным референдумом в апреле 1991 года и 12 июня 1991 года на этот пост всенародным голосованием был избран Б.Н.Ельцин.
Конституция РФ была принята в 1993 году. Статья 80 Конституции РФ определят, что Президент РФ является главой государства. В ранее действующей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ. Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функций наиболее целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей степени соответствовало бы высокому статусу государства и по существу умаляло прерогативы представительного органа государственной власти РФ, ставило бы исполнительную власть над законодательной.
Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции РФ, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. Однако Президент РФ осуществляет свои полномочия не на основе подчинения.
В Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ четырехлетним сроком, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, недопустимостью занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента РФ.
Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т.д.
В статус Президента также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них. Указом Президента от 5 августа 1996 года в качестве символов президентской власти установлены также Знак Президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ.
Будет ли обращение Путина к россиянам в декабре 2021 года?
Пресс-конференция российского лидера может состояться в четверг. 23 декабря 2021 года. Об этом сообщил источник, близкий к администрации главы государства, и сотрудника одного из федеральных телеканалов. В то же время пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что о дате проведения пресс-конференции объявят своевременно.
По словам собеседника издания Lenta.Ru, обычно итоговая пресс-конференция проводится в третий или четвертый четверг декабря. Проводить мероприятие раньше нецелесообразно. Один из источников отметил, что пресс-конференция не будет использоваться как площадка для решения таких вопросов, как, например, куар-коды в страны.
Фото: кадр пресс-конференции с президентом РФ.
Глава государства может высказать свою позицию по этому вопросу в рамках рабочих совещаний, но во время мероприятия, которое, вероятно, пройдет 23 декабря 2021 года, президент страны говорить об этом не собирается.
В 2020 году пресс-конференция прошла по видеосвязи, это был своеобразный симбиоз с Прямой линией. Все желающие могли задать свои вопросы в специальном приложении. Как будет в этом году — пока не понятно. Скорее всего, конференция действительно состоится 23 декабря 2021 года, но немного в ограниченном формате.
Президент будет присутствовать на мероприятии лично, но журналисты и все вокруг должны будут использовать средства индивидуальной защиты. Также, если верить СМИ, журналистов в зале будет меньше, чем обычно.
Государства с президентской системой правления
Цвета государств мира по форме правления 1
|
1 Эта карта составлена в соответствии со списком стран Википедии по системам управления . Смотрите там источники. 2 Некоторые штаты, которые конституционно считаются многопартийными республиками, в целом описываются посторонними как авторитарные государства. На этой карте представлена только форма правления де-юре , а не де-факто степень демократии.
Курсивом обозначены состояния с ограниченным распознаванием.
Президентские системы
- Ангола
- Аргентина
- Бенин
- Боливия
- Бразилия
- Чад
- Чили
- Колумбия
- Коморские острова
- Коста-Рика
- Кипр
- Доминиканская Республика
- Эквадор
- Сальвадор
- Гамбия
- Гана
- Гватемала
- Гондурас
- Индонезия
- Исламский Эмират Афганистан
- Кения
- Либерия
- Малави
- Мальдивы
- Мексика
- Никарагуа
- Нигерия
- Палау
- Панама
- Парагвай
- Филиппины
- Сенегал
- Сейшельские острова
- Сьерра-Леоне
- Сомалиленд
- южный Судан
- Турция
- Туркменистан
- Соединенные Штаты
- Уругвай
- Венесуэла
- Замбия
- Зимбабве
Президентские системы с премьер-министром
В следующих странах есть президентские системы, в которых пост премьер-министра (официальное название может варьироваться) существует наряду с постом президента. Однако, в отличие от других систем, президент по-прежнему является главой государства и правительства, а роли премьер-министра в основном заключаются в оказании помощи президенту. Беларусь, Габон и Казахстан, где премьер-министр фактически является главой правительства, а президент — главой государства, являются исключением.
- Беларусь
- Бурунди
- Камерун
- Центрально-Африканская Республика
- Берег Слоновой Кости
- Джибути
- Экваториальная Гвинея
- Габон
- Гвинея
- Казахстан
- Кыргызстан
- Перу
- Руанда
- Южная Корея
- Таджикистан
- Танзания
- Идти
- Уганда
- Объединенные Арабские Эмираты
- Узбекистан
Зависимости США
- американское Самоа
- Пуэрто-Рико
Особые административные районы Китая
- Гонконг
- Макао
Бывшие президентские республики
- Армения (1998–2013 гг.)
- Азербайджан (1992–2016 гг.)
- Бангладеш (1975–1991)
- Китайская Республика (Тайвань) ( 1948–1991 ) де-факто
- Куба (1902–1959)
- Эстония (1938–1940)
- Грузия (1995–2004 годы)
- Германия (1930–1933) де-факто
- Гаити ( 1859–1957 ), ( 1957–1986 )
- Катанга (1960–1963)
- Северный Кипр (1975–2015)
- Мали (1960–1992)
- Мавритания (1960–1978)
- Нигер (1960–1974, 1989–1993)
- Пакистан (1962–1970)
- Польша (1935- +1939 )
- Южная Корея (1963-1972)
- Южный Вьетнам (1955–1975)
- Украина (1995-1996)
Органы, подчиненные Президенту Российской Федерации
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 определены федеральные органы исполнительной власти, деятельность которых непосредственно возглавляется Президентом Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:
- Министерство внутренних дел Российской Федерации
- Федеральная миграционная служба
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, экспатриантов и международного гуманитарного сотрудничества
- Министерство обороны Российской Федерации
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
- Федеральная служба по оборонным контрактам
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- Федеральный институт специального строительства
- Министерство юстиции Российской Федерации
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Служба Федерального судебного исполнителя
- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (Федеральная служба)
- Служба внешней разведки Российской Федерации (Федеральная служба)
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (Федеральное агентство)
- Управление делами Президента Российской Федерации (Федеральное агентство)
Определение и признаки государства
Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей.
Любое государство должно обладать следующими признаками:
- Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы.
- Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей.
- Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории.
- Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое.
- Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства.
- Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций.
<<Форма демодоступа>>
Сколько лет длится президентский срок
После распада СССР и на период до 2008 года, глава государства избирался в стране на 4 года. Однако уже с начала 2000 годов на официальном уровне начались обсуждения возможности его продления, так как за указанное время реализовать данные избирателю обязательство было невозможно. Кроме того, данный срок не позволял добиться поставленных целей, в том числе по начатым и проводимым кардинальным реформам по многим сферам общественной и государственной жизнедеятельности.
Статья 81 Конституции РФ
Поэтому при президентстве Д.А.Медведева, который был главой государства с 2008 по 2012 гг. к Конституции была принята соответствующая поправка, увеличивающая срок президентских полномочий. На сегодняшний день, он составляет шесть полных лет.
Тем же решением было внесено важное уточнение, коснувшееся возможности пребывания у власти несколько сроков подряд. Для поста Президента было установлено правило, по которому одно и то же лицо не имеет права баллотироваться на высший государственный пост 3 раза подряд