Китайские династии
Содержание:
- Императорские династии Китая
- Достижения и память потомков
- Власть
- использованная литература
- Стили, имена и формы обращения [ править ]
- Упрочение гоминьдановского режима (1927—1937 гг.)
- Имперский Китай
- Политика великой державы
- Золотая эпоха Китайской империи
- Династия Хань
- Корни новой династии
- Этническая принадлежность
- Цзинь
- Происхождение и история
- Маньчжурская династия Цин – основные события
- Титул Вдовствующей Императрицы и единственная в истории Китая женщина–монарх
- Суй Ян Ди ( 隋炀帝)
- Выбор маршрута движения
- Великие династии Китая: выводы
Императорские династии Китая
- Династия Чжоу (-1047; -256)
- Династия Цинь (-221; -207)
- Императоры династии Хань (-202; 220)
- (220-265)
- (229-280)
- (221-265)
- (265-420)
- Императоры Северной и Южной династий (317-589)
- (581-619)
- Императоры династии Тан (618-907)
- У Цзэтянь (единственный монарх второй династии Чжоу) (690-705)
- Императоры периода пяти династий и десяти королевств (907-979)
- Императоры династии Сун (960-1279)
- Династия Ляо (907-1125)
- Династия Западная Ся (1032-1227)
- Вторая династия Цзинь (1115-1234)
- Императоры династии Юань (1279-1368)
- Императоры династии Мин (1368–1662)
- Ли Цзычэн (единственный монарх династии Шунь) (1606-1644)
- Императоры династии Цин (1644-1912)
Достижения и память потомков
Его правление запомнилось началом строительства Великой китайской стены, что должна была защищать народ от набегов кочевников, истреблённых императором позже, введением единой денежной системы. Он провёл реформирование письменной системы, построил дороги, ввёл приказ, чтобы все повозки были одних размеров, что значительно облегчало труд простых крестьян. Но в то же время он запомнился, как один из жесточайших правителей, поскольку в случае отказа следовать законам императора казнённым был не только нарушитель, но и его семья, а дальние родственники становились слугами вельмож.
Власть
Слова императора считались священными указами ( упрощенный китайский :圣旨; традиционный китайский :聖旨), а его письменные прокламации — «директивами свыше» (上谕;上諭). Теоретически приказы Императора следовало немедленно выполнять. Он был поставлен выше всех простолюдинов, знати и членов императорской семьи. Обращения к императору всегда должны были быть формальными и самоуничижительными, даже со стороны самых близких членов семьи.
На практике, однако, власть императора была разной для разных императоров и разных династий . Как правило, в китайском династическом цикле императоры, основавшие династию, обычно объединяли империю посредством абсолютного правления : примеры включают Цинь Ши Хуанга из Цинь , императора Гаозу из Хань , императора Гуанву из Хань , императора Тайцзун из Тан , Хубилай-хана из Юаня. , и император Цин Канси . Эти императоры правили как абсолютные монархи на протяжении всего своего правления, сохраняя централизованный контроль над страной. Во времена династии Сун власть императора была значительно омрачена властью канцлера .
Положение императора, если только он не был низложен в результате восстания, всегда было наследственным, обычно по родству по мужской линии . В результате многие императоры взошли на престол еще в детстве. Во время этих меньшинств , то вдовствующая (то есть, мать императора) будет обладать значительной властью. Фактически, подавляющее большинство женщин-правителей на протяжении всей истории китайской империи приходили к власти, управляя в качестве регенток от имени своих сыновей; яркими примерами являются императрица Лю из династии Хань , а также вдовствующая императрица Цыси и вдовствующая императрица Циан из династии Цин, которые какое-то время правили совместно в качестве соправителей. Там, где вдовствующая императрица была слишком слаба, чтобы взять на себя власть, придворные чиновники часто захватывали власть. Придворные евнухи играли значительную роль в структуре власти, поскольку императоры часто полагались на некоторых из них как на доверенных лиц, что давало им доступ ко многим судебным документам. В некоторых местах евнухи обладали огромной властью; одним из самых могущественных евнухов в истории Китая был Вэй Чжунсянь во времена династии Мин . Иногда другие дворяне захватывали власть в качестве регентов . Фактическая территория, управляемая китайским императором, варьировалась от династии к династии. В некоторых случаях, например, во времена династии Южная Сун , политическая власть в Восточной Азии была фактически разделена между несколькими правительствами; тем не менее политическая фикция, согласно которой существует только один правитель, сохранялась.
использованная литература
- Беленштейн, Ганс (1980). Бюрократия Han Times . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22510-8.
- Бо Ян (1977). Хронология китайской истории 中國 歷史 年表. Тайбэй: Sing-Kuang Book Company Ltd.
- Бол, Питер К. (2001). «Куда идет император? Император Хуэйцзун, новая политика и переход Тан-Сун». Журнал исследований песни и юаня (31): 103–134. JSTOR .
- де Креспиньи, Рэйф (2007) . Биографический словарь позднего Хань в трех королевствах . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-15605-0.
- Грант, Рег (2010). . Лондон: Дорлинг Киндерсли. ISBN 978-0756639730.
- Хаймс, Роберт П. (1986). Государственные деятели и джентльмены: Элита Фу-Чжоу, Чан-Си, в Северном и Южном Сунге . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-30631-0.
- Мостерн, Рут (2008). «От полей сражений к графствам: война, граница и государственная власть в Южной Сун Хуайнань». В Wyatt, Дон Дж. (Ред.). . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. -252. ISBN 978-1-4039-6084-9.
- Моут, Фредерик В. (1999). Императорский Китай: 900–1800 . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01212-7.
- Нидхэм, Джозеф (1972). Наука и цивилизация в Китае: Том 1, Вводные направления . Лондон: Syndics of the Cambridge University Press. ISBN 0-521-05799-X.
- Tillman, Hoyt C .; Уэст, Стивен Х. (1995). Китай под правлением чжурчжэней: очерки интеллектуальной и культурной истории подбородка . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-2273-9.
- Уолтон, Линда (1999). Академии и общество в Южно-Сунском Китае . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN . JSTOR .
- Уилкинсон, Эндимион (1998). История Китая: Учебное пособие . Кембридж и Лондон: Азиатский центр Гарвардского университета издательства Гарвардского университета. ISBN 0-674-12378-6.
Стили, имена и формы обращения [ править ]
- Подробные сведения о правилах именования см. В китайском государственном
Канси император , в одеянии маньчжурского императора (Китай)
Поскольку по закону император имел абсолютную позицию, которую никто не оспаривал, его или ее подданные должны были проявлять величайшее уважение в его или ее присутствии, будь то в прямой беседе или иным образом. Приближаясь к Императорскому трону , ожидалось, что он поклонится Императору. В разговоре с императором считалось преступлением любое сравнение себя с императором. Было табу называть императора по его или ее имени, даже для собственной матери императора, которая вместо этого должна была использовать Huángdì (皇帝) или просто Ér (儿;兒), «сын», для императора мужского пола). К императору никогда нельзя было обращаться «ты». Любой, кто разговаривал с императором, должен был обращаться к нему или к ней как Bìxià (陛下, букв. « Основание ступеней»), что соответствует «Вашему Императорскому Величеству»; Хуан Шанг (皇上, букв. Сияющее Высочество ); Шенг Шанг (圣 上;聖 上, букв. Святое Высочество ); или Tiānzǐ (天子, букв. «Сын Неба»). На императора также можно косвенно ссылаться через символику императорского дракона.. Слуги часто обращались к императору как к Ван Суй Йе (万岁 爷;萬歲 爺, букв. Владыка десяти тысяч лет ). Император называл себя Чжэн (朕), оригинальное китайское имя от первого лица в единственном числе, присвоенное Первым Императором , функционирующее как эквивалент « Королевского Мы », или Гудрен (寡人, «Морально неполноценный ») перед его или ее подданными.
В отличие от западной традиции обращения к государю с использованием королевского имени (например, Георг V) или личного имени (например, королева Виктория), правящий император должен был называться просто Huángdì Bìxià (皇帝 陛下, Величество | Его / Ее Величество Император ) или Dāngjīn Huángshàng (当今 皇上;當今 皇上, Настоящий Император наверху ), когда о нем говорят от третьего лица. При Цин император обычно именовался Его Императорским Величеством Императором Великой Династии Цин , Сыном Неба , Владыкой Десяти Тысяч лет, хотя это значительно варьировалось.
Как правило, императоры также правили с именем эпохи (年号;年號). С момента принятия названия эпохи императором У Хань и до династии Мин , суверен обычно менял название эпохи полурегулярно во время своего правления. Во времена династий Мин и Цин императоры просто выбирали одно название эпохи для всего своего правления, и люди часто обращались к прошлым императорам с этим титулом. В более ранних династиях, императоры были известны с названием храма (庙号;廟號) , задаваемого после их смерти. Большинству императоров также было дано посмертное имя (谥 号;謚 號, Shìhào), которое иногда сочеталось с названием храма (например, Emperor Shèngzǔrén圣 祖仁皇 帝;聖 祖仁皇 帝для Императора Канси ). Уход императора назывался Jiàbēng (驾崩;駕崩, букв. « Крушение колесницы»), а только что умерший император упоминался как Dàxíng Huángdì (大行 皇帝), буквально » Император Великого Путешествия «.
Упрочение гоминьдановского режима (1927—1937 гг.)
Основным результатом национальной революции 20-х гг. стала смена политического строя. После военного объединения Китая прежняя система власти, контролировавшаяся северными милитаристами, была заменена однопартийным правлением гоминьдана. В соответствии с программой Сунь Ятсена гоминьдан взял на себя «политическую опеку» над обществом. Роль верховного органа власти перешла к конгрессам ЦИК гоминьдана, которым непосредственно подчинялись Национальное правительство и Национально-революционная армия.
Сращивание партийного, государственного и военного аппаратов при весьма большой политической роли армии и росте государственно-капиталистического сектора экономики способствовало превращению гоминьдановского правления к началу второй мировой войны в военно-бюрократический режим с ярко выраженными авторитарными (в лице Чан Кайши) чертами. Гоминьдановский режим выражал интересы капиталистического развития Китая, защищал частных собственников от посягательств неимущих, вел войну с коммунистами. В то же время с помощью националистических лозунгов и социальных реформ гоминьдан стремился расширить социальную базу своей власти.
Во внешней и внутренней политике гоминьдан руководствовался учением Сунь Ятсена.
Три принципа Сунь Ятсена:
— национализм (свержение династии маньчжуров)
— народовластие (республиканско-демократический строй)
— народное благоденствие
Главным направлением своей внешней политики гоминьдан считал скорейшую отмену неравноправных договоров и соглашений в соответствии с целями, провозглашенными на первом конгрессе гоминьдана в 1924 г.
Внешнеполитическое положение Китая резко осложнилось после начала японской вооруженной агрессии. В 1931 г. Япония почти без боя захватила Маньчжурию. Все призывы гоминьдановского правительства к западным державам положить предел японской агрессии не увенчались успехом. Это вынудило Чан Кайши в 1935—1936 гг. вновь обратиться за военной и финансовой помощью к Советскому Союзу.
В области внутренней политики усилия гоминьдана были направлены на укрепление центральной власти, введение государственного регулирования экономики с элементами планирования, на поощрение производства, проведение отдельных социальных реформ для смягчения классовых противоречий и, наконец, — на беспощадную войну с вооруженными силами коммунистов.
Формирование единого национального антияпонского фронта. С 1935 г. Чан Кайши начал вести переговоры с Советским Союзом об оказании помощи в отражении японской агрессии.
Советское правительство, также озабоченное нарастанием японской военной угрозы, благоприятно отнеслось к просьбе гоминьдановского правительства, но обусловило оказание ему военной и финансовой помощи прекращением гражданской войны и карательных операций против китайских коммунистов. Со своей стороны Коминтерн, изменив свою тактику после VII конгресса, способствовал перемене политического курса КПК и принятию установки на единый антияпонский национальный фронт с участием гоминьдана. В ходе переговоров между делегациями КПК и гоминьдана, состоявшихся в апреле — июне 1937 г., было достигнуто соглашение о прекращении военных действий гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК. Компартия со своей стороны обязалась преобразовать советы в органы демократической власти, а Красную армию в военное соединение НРА, прекратить конфискацию помещичьих земель.
Программой сотрудничества гоминьдана и компартии на почве общих интересов борьбы с японской агрессией провозглашались, как и в 20-е гг., три народных принципа Сунь Ятсена. Таким образом, к лету 1937 г. были заложены основы единого национального антияпонского фронта. 22 августа 1937 г. правительство Чан Кайши издало приказ о преобразовании Красной армии в 8-ю армию Национально-революционной армии Китая. С лета началась японо-китайская война 1937—1945 гг., как часть второй мировой войны.
Имперский Китай
Итак сколько же было китайских династий и в каком порядке?
Имперский Китай — период длится с 221 года до н.э. до 1911 года. Это время правления в Китае династий Цинь, Хань, Синь, Цзинь, Суй, Тан, Ляо, Сун, Юань, Мин, Цин.
В 221 году до н. э. император Цинь Шихуан Ди объединил под своей властью разрозненные земли Китая, образовав единое государство. Этот правитель при жизни построил себе гробницу, на входе в которую установили 8100 терракотовых статуй. Эта каменная армия «охраняет» мавзолей императора уже 2000 лет. При нем же была создана Великая Китайская стена.
Начало династии Хань положил военачальник Лю Бан, воевавший против семьи Цинь. В этот период в Китае начали делать бумагу из волокон конопли. Это послужило толчком к развитию письменности. Ведь раньше иероглифы приходилось вырезать на бамбуковых дощечках. Тогда же был проложен знаменитый Великий шелковый путь из Восточной Азии в Средиземноморье.
Основателем империи Синь был тесть императора Ван Ман. Его годы правления ознаменовались большим количеством народных восстаний. Произошло это потому, что Ван Ман сильно повысил налоги для ремесленников и крестьян. В ходе восстаний правитель был убит.
В эпоху правления семьи Цзинь Китай подвергся нападениям варварских войск, которые грабят и порабощают коренное население. Пришельцы активно осваивают новые земли, происходит их китаизация. В это время здесь все появляется все больше последователей буддизма.
Разрозненные китайские народы после нашествия варваров объединил полководец из северной области страны. Он провозгласил новую династию Суй. Его сын, приняв престол, строит роскошные дворцы в городе Лоян и восстанавливает участки Великой Китайской стены, пришедшей за тысячу лет в упадок. У народа он не популярен, так как сильно повышает налоги. В ходе восстаний его убивают, и власть переходит в руки другой семьи.
В эпоху правления рода Тан границы страны расширяются за счет захвата новых территорий. В Китае начинают выращивать чай и хлопок. Вновь идут торговые караваны по Великому шелковому пути.
В эпоху правления династий Сун и Ляо в стране наблюдается раскол из-за междоусобных войн. Но это же время здесь знаменуется расцветом культуры и подъема экономики. Были изобретены порох, компас. Появилось книгопечатание. Стали выращивать нут и арбуз.
В начале XIII века в Китай вторглись монголы под предводительством Чингисхана. Он стал основателем династии Юань. Множество китайцев было обращено в рабство. Экономика была подорвана. Коренное население восстало против захватчиков. Вскоре монголы были изгнаны из страны.
После свержения монгольского ига на престол взошел сын местного крестьянина Чжу Юаньчжан. Он основал империю Мин. Это эпоха появления в Китае знаменитого белого и голубого фарфора.
В начале XVII века на Китай совершают набеги маньчжуры. Вскоре страна утрачивает свой суверенитет и становится частью маньчжурской империи Цин.
Политика великой державы
Ли Шиминь направил политику на помощь самому массовому населению его страны – крестьянам. Он уменьшил налоги и разрешил их платить продуктами, сократил дни отработки на феодала, разрешил торговать наделённой землёй. Провёл реформирование денежной системы, выпустил кодекс законов и правил в обществе, для облегчения торговли он наладил дорожное соединение между городами, дал толчок развитию наземного и морского транспорта.
Важнейшую роль в построении империи он отвёл чиновникам, которые теперь занимали свои должности не по праву происхождения, а благодаря знаниям в определённой отрасли. Начало развиваться книгопечатание, шелкография, металлопроизводство. Китайцы начали выращивать новые культуры: чай, сахарный тростник, дубовый шелкопряд. В сельскохозяйственной среде произошла революция, когда ввели систему орошения полей, что значительно сократило время обработки полей.
Изменения коснулись и военной промышленности: развивалось судостроение, изобрели порох, усовершенствовали броню. Нельзя не упомянуть достижения искусства эпохи династии Тан – шедевры скульптуры, поэзии и изобразительного искусства стали визитной карточкой этого периода истории.
Золотая эпоха Китайской империи
Так называют эпоху правления великого китайского императора Канси. Он пришёл к власти в 1679 году, когда свергнул предшественника, князя Сонготу. Он правил около 60 лет. Ослабил влияние Совета князей-регентов и сановников, по поводу важнейших решений прислушивался только к себе и руководил войной по завоеванию и усмирению Китая. За время его правления резко уменьшилось число вооружённых восстаний против маньчжурских завоевателей.
Император интересовался наукой и был в курсе новинок научного мира. Он интересовался гидротехническим оснащением городов, укреплял дамбы, обустраивал новые плотины, связывающие разные деревни. В это время он рискнул ввести налог на монополистические иностранные товары, что привело к небывалому развитию внутреннего рынка потребления и изготовления продуктов. Также этот китайский император показал блестящие познания во внешней политике. Он победил Россию и завоевал часть её территории, но впоследствии наладил с ней экономические отношения. В Северной Монголии он активно разжигал внутренний конфликт, чтобы впоследствии захватить часть её территории, что у него отлично получилось сделать, присоединив Халху.
Сильное влияние дипломат оказал и на культуру. Он выделял существенные суммы для издательства старинных рукописей, антологий и энциклопедий. Правда, выступал авторитарным цензором, заставляя издателей зачёркивать критику маньчжурских правителей и вольные взгляды на жизнь. В личной жизни у него тоже все было в порядке: у него было 64 жены, которые подарили ему 24 сына и 12 дочерей. Он умер в возрасте 68 лет, оставив блестящую империю, которая после его смерти начала приходить в упадок.
Это лишь малая часть интереснейшей истории Китайской империи, которым по праву гордится современный Китай.
Династия Хань
На смену жестокому Ши-хуанди пришла лояльная к проблемам крестьян группировка Хань. Она просуществовала более 400 лет. Первая половина правления монархов династии Хань именуется «Западная Хань», а вторая «Поздняя» или «Восточная Хань».
https://youtube.com/watch?v=a3eg3_WL14o
Недолго крестьяне радовались легкой жизни. Уже в 140 году до н. э. забытые реформы и наказания вернулись в прежней форме. В стране вновь начал процветать деспотизм.
Наибольшей жестокостью отметился У-ди. Он дал разрешение на введение высоких налогов со всех людей, даже грудных детей и стариков. В результате для того чтобы выжить людям пришлось избавляться от нежелательных членов семьи.
В период правления Хань территории китайской цивилизации увеличивались с высокой скоростью. Набравшийся сил монарх Ван Ман, благодаря проведению положительных для крестьян реформ, смог прийти к власти во времена правления «Восточной» Хань.
Его популярность в народе сильно пугала членов семьи Хань. Ван Ман в кратчайшие сроки раздавал бесхозную землю крестьянам и бедным людям, тем самым повышая народную любовь
Однако большое внимание к жизни простых людей не позволило ему заметить, что чиновники разграбили казну. Чтобы не оказаться без армии и власти, пришлось срочно увеличивать налоги
Вскоре, уставшие от постоянных притеснений жители начали основывать повстанческие отрады. Волнения в стране привели к тому, что во время очередного бунта Ван Ман был убит. Эксперты сходятся во мнении, что убийство было подстроено тем, кто сел на престол после его смерти, Лю Сю.
Пытаясь урегулировать сложившуюся ситуацию с народными волнениями, Лю Сю значительно уменьшил налоги и освободил множество рабов. С данного времени начинается период «Западной» Хань. Активная торговля с соседними государствами привела к образованию легендарного «Великого Шелкового Пути», через который происходил крупный оборот всевозможных товаров.
https://youtube.com/watch?v=DjAa0gwJLok
Правление Хань поначалу считалось расцветом китайской империи. Но в итоге, после свержения последнего представителя императорской семьи, началась очередная Гражданская война между отдельными царствами. Большое количество смертей и экономических убытков откинуло страну на много лет назад.
Корни новой династии
Китайская народность Чжурчжэни на территории Маньчжурии и Северо-Восточного Китая была уничтожена монгольскими набегами в ХІІІ веке. Кочевники на протяжении двух столетий безбедно жили на этих территориях. Но войска семьи Мин выгнали их с мест обитания и образовали три военных округа — Хайси, Цзяньчжоу и Ежэнь, которыми руководили региональные губернаторы.
В 1559 году Цзяньчжоу объединил чжурчжэнцев и перестал посылать дань в столицу. Он назвал своё владычество Позднее (Хоу) Цзинь, подчёркивая связь новой власти с чжурчжэньскими императорами. В историю период правления династии Цзинь вошёл под названием Империя Великой Цин, или Маньчжурская династия. Время существования этой династии значительное – от 1644 года до 1912. За это время сменилось 12 императоров.
Этническая принадлежность
Недавние исследования с осторожностью относятся к применению современных этнических категорий к историческим ситуациям. Большинство китайских императоров были рассмотрены членами этнической Хань , а те , в династиях после распада династии Хань включены неханьский и дом Ли из династии Тан был смешанной Хань и Xianbei происхождения
Кочевники из евразийских степей неоднократно завоевывали северный Китай и претендовали на титул императора. Наиболее успешными из них были сюнну , сяньбэй, китани ( династия Ляо ), чжурчжэни ( династия Цзинь ), монголы ( династия Юань ) и маньчжуры ( династия Цин ). Ортодоксальная историческая точка зрения рассматривает их как династии как китаизированные государства, поскольку они приняли китайскую культуру , потребовали Мандат Неба и выполняли традиционные имперские обязательства, такие как ежегодные жертвоприношения Небесам (как Тиан или Шангди ) для дождя и процветания. Школа Новой истории Цин утверждает, что взаимодействие между политикой и этнической принадлежностью было гораздо более сложным и что элементы этих династий отличались от местных китайских традиций, касающихся имперского правления, и изменяли их.
Цзинь
Объединить соперничающие царства смогла династия Цзинь. Это было необходимо, так как большая часть Китая понесла серьезные потери в лице работоспособных граждан. Вдобавок к этому, повсеместно стали происходить стихийные катаклизмы, уносившие жизни обычных крестьян, и делавшие плодородные земли непригодными. Ослабленные войска больше не могли противостоять регулярным набегам варварских племен.
Путем захвата династией Вэй остальных царств, вновь начался период объединенных земель, также именующийся эпохой Цзинь.
Из-за сильного натиска кочевых племен с севера, большую часть дворца и управляющего аппарата пришлось перевести из Пекина в Лояну, который находится южнее. Сыма Ян, действующий правитель начал раздавать земли, в основном своим поверенным и родственникам.
Сильное распыление по огромной площади ресурсов привело к тому, что управление не справлялось со своими задачами. Развитые вассалы начали прибирать к своим рукам менее обеспеченных и защищенных крестьян. В скором времени, набрав достаточно сил, владельцы больших территорий начали соперничество между собой. Это противостояние продолжалось 15 лет, уменьшая и без того скромные человеческие ресурсы.
В это время набирала силу буддистская религия. По стране возводились храмы и школы, все больше монахов путешествовало по стране со своими учениями.
Происхождение и история
Картина Цинь Ши Хуанди , который был первым императором Китая и представил титул хуанди для императорского правления.
Во время династии Чжоу (с 1046 г. до н.э. — 256 г. до н.э.) . , Китайские феодалы с властью над называли их отдельные вотчины гонг (公) , но, как власти Шан и Чжоу царей (王, OC : * ɢʷaŋ , мода . ван ) ослабла, князья начали узурпировать этот титул для себя. В 221 г. до н.э., после того, как тогдашний король Цинь завершил завоевание различных королевств периода Сражающихся царств , он принял новый титул, отражающий его престиж как правителя, более могущественного, чем правители до него. Он называл себя Ши Хуанди , Первым Императором. До этого, Хуан (皇) и Ди (帝) были номинальные «титулы» из восьми правителей в китайской мифологии или предыстория : Три (皇, OC : * ɢʷˤaŋ , «август, государь») были благочестивые правители приписывают такие подвиги, как упорядочивание неба и создание первых людей из глины; пять (帝, OC : * Текс , также часто переводится как «император» , но и означает « Бог на небесах ») были культурные герои , зачисленные с изобретением сельского хозяйства , одежды , астрологии , музыки и т.д. В 3 до н.э., эти два названия ранее не использовались вместе. Из-за богоподобным полномочий Хуан , в народном поклонении на Ди , и последние используют во имя Бога Неба Shangdi , однако, титул Первого Императора был бы истолкован как означающий «Августовский Предок», «Святой Правитель» или «Божественный Владыка». По этой причине некоторые современные ученые переводят это название как « теарх ».
Иногда отец вознесенного императора был еще жив. Такого императора называли Тайшан Хуан (太上皇), «Великий Императорский Отец». Эта практика была инициирована Первым Императором, который посмертно дал этот титул своему собственному отцу. Лю Бан , основавший династию Хань , первым стал императором, когда его отец был еще жив. Говорили, что он пожаловал титул еще при жизни своего отца, потому что его собственный отец, простолюдин, не поклонялся ему.
Из-за политической раздробленности на протяжении веков нередко было множество претендентов на титул «Император всего Китая». Китайская политическая концепция Мандата Небес, по сути, узаконивала тех претендентов, которые вышли победителями. Подходящим списком считались списки, составленные официальными династическими историями; Составление истории предыдущей династии считалось одним из признаков легитимности, наряду с такими символами, как Девять Дин или Реликвия Королевства . Как и в случае с Первым Императором, предкам победителей было обычным делом задним числом присваивать посмертные титулы; Однако даже в китайской историографии такие гранты не считались возвышением императоров до успешного провозглашения новой династии.
В Юань и Цин династий были основаны успешными захватчиками; Однако в рамках своего правления над Китаем они также прошли через ритуалы официального провозглашения новой династии и принятия китайского титула Хуанди в дополнение к титулам своего народа. Таким образом, Хубилай был одновременно каган из монголов и императора Китая.
Маньчжурская династия Цин – основные события
За годы своего правления были взлеты и падения, удачные и неудачные решения императоров, в итоге приведшие к краху династии.
К важным историческим событиям относятся:
- 1683 год – завершение захвата китайских территорий.
- 1796 год – первое крупное восстание населения под предводительством «Общества белого лотоса». Протест был направлен против повышения налогов и сборов с обычных граждан. Династии нужно было пополнять казну, опустошенную постоянными военными походами. Цин одержали верх, несмотря на то, что сопротивление длилось 8 лет.
- 1736-1795 гг. – время правления императора Цяньлуна 乾隆. Начинается процесс самоизоляции страны от европейских государств. Запрещен въезд иностранцев и международная торговля.
- 1840-1842 гг. – первая опиумная война. Окончилась победой англичан и унизительным мирным договором для Китая. Итогом стало открытие международной торговли. Китай попадает в зависимость от стран Европы.
- 1856-1860 гг. – вторая опиумная война разразилась из-за желания правительства сократить потребление наркотиков жителями. Закончилась победой европейцев и бомбардировкой Пекина.
- 1861-1908 гг. – правление императрицы Цыси 慈禧太后. Она против европейских преобразований в Китае. Осуществила государственный переворот в 1898 году, свергнув правителя Гуансюй.
- 1899-1900 гг. – восстание ихэтуаней. Жители Китая протестовали против присутствия на их земле европейских захватчиков со своими порядками. Подавлено силами европейских монархий.
- 1911 год – Синьхайская революция 辛亥革命, положившая конец правлению династии Цин. Свергнут император Пу И, образована Китайская республика.
Столетие Синьхайской революции в Китае
Маньчжурская династия Цин: добро или зло для Китая?
Местное население во времена правления Цин не одобряло политику маньчжуров. Слишком большие налоги, бесправие простых горожан и крестьян, превозношение маньчжурского этноса над китайцами, искусственные преграды для объединения и сплочения населения – все это не могло радовать захваченный народ.
Императоры старались сделать Китай – аутентичной страной, непохожей на другие со своими культурными, экономическими, политическими особенностями. Соответственно, до середины XIX века им удавалось сохранить такой подход. Приход европейцев в корне изменил ситуацию и привел к падению монархии в XX веке.
В XXI веке ученые и историки приходят к выводу, что правление династии Цин благоприятно сказалось на историческом прошлом страны.
Династия Цин в Китае: падение
Падению абсолютной монархии способствовали сильные восстания населения, пустая казна, давление Европы и нежелание проводить политические реформы.
Маньчжурская династия Цин, последний китайский император Пу И
Правление императора Пу И завершилось в 1911 году в результате Синьхайской революции 辛亥革命. Временно президентом стал Сунь Ятсен孙逸仙. Свободу демократии провозгласила принятая конституция. Жители страны получили права.
После добровольного отказа от власти руководить страной назначен Юань Шикай. Дальнейшая история Китая до середины XX века не знает спокойствия. Территория была оккупирована японцами.
Сейчас сложно судить было бы лучше или хуже в Китае, если бы не было династии Цин. Известно, что история не терпит сослагательного наклонения. Сейчас это мощная, быстро развивающая страна по всем показателям.
Титул Вдовствующей Императрицы и единственная в истории Китая женщина–монарх
Особый статус существовал у вдовы Императора — Хуантайхоу (皇太后 Húang Tài Hòu); в более старшем поколении — Великая Вдовствующая Императрица Тайхуантайхоу (太皇太后 Tài Huáng Tài Hòu). Многие Вдовствующие Императрицы исполняли должность регентов при малолетних детях. Часто они сосредотачивали в своих руках огромную власть и активно влияли на ход государственных дел. Одной из самых знаменитых Вдовствующих Императриц была Цыси (1835–1908), которая в 1898 году отстранила от власти Императора Гуансюя и пресекла попытки реформ в Китае.
корона Вдовствующей Императрицы эпохи династии Мин
Уникальное место в истории Китая принадлежит У Цзэтянь (624–705). Необычность ее царствования заключалась в том, что она приняла мужской титул Хуанди и была формально единственной женщиной за всю четырехтысячелетнюю историю Китая, обладавшей верховным титулом.
В тринадцатилетнем возрасте У Мэй попала наложницей в гарем Императора Тай-цзуна и вскоре получила титул Цайжэнь (才人 Cái rén — талантливая). В 650 году она стала наложницей Четвертого класса; в 655 году — Императрицей, в 674 году присовокупив к титулу Хуанхоу титул Тяньхоу (天后 Tiān hòu, то есть Небесная Государыня). С 683 года У — Вдовствующая Императрица; в 688 году добавился титул Шэнмушэньхуан (聖母神皇 Shèng Mǔ Shén Huáng, то есть Священная Мать Божественная Властительница). Наконец, 19 октября 690 года она стала Императором Хуанди под именем У Цзэтянь. Л.Н. Гумилев в книге «Древние тюрки» писал: «Буддисты немедленно написали сочинение, доказывающее, что У — дочь Будды и должна наследовать империю у династии Тан. В благодарность за поддержку, императрица издала указ, повелевавший во всех городах страны строить буддистские храмы».
Китайская певица и актриса Фань Бинбин в роли У Цзэтянь
Историк Сыма Гуан в XI веке не использовал ее новых титулов и принципиально называл ее «Вдовствующая Императрица», выражая тем самым несогласие с процедурой узурпации трона и смены династии.
Суй Ян Ди ( 隋炀帝)
Фактическое имя 杨广(Yang Guang). Царствовал от 604 г. до н.э.
Второй император недолгой династии Суй встречается в любой литературе с изображением ужасных китайских императоров, и его преступления действительно немало.
Увлекающийся грандиозными проектами, жаждущий вторжения в соседние королевства и, что еще хуже, декадентский по своей природе, его решения напрямую повлекли за собой гибель миллионов китайских простых людей в результате банкротства казни Суй. Историки обычно считают Суй Ян Ди одним из худших тиранов Китая.
Чтобы дать некоторые числовые указания на его ужасное правление, его реконструкция Великой стены привела к гибели шести миллионов рабочих. В то время как его войскам удалось завоевать Чампу на территории нынешнего Южного Вьетнама, тысячи солдат Суй также умерли от малярии.
Самым известным из всего, за небольшую незначительность, Суй Ян Ди приказал вторгнуться в корейское королевство Когурё, но совершенно не справился с войной, наблюдая за ней лично, что привело к гибели нескольких сотен тысяч солдат Суй от голода или засад.
Эти неоднократные повреждения династии Суй в конечном итоге привели к восстаниям по всему Китаю. В 618 году этот презираемый император был окончательно задушен после переворота во главе с одним из его генералов.
Выбор маршрута движения
Как выходец из аристократической семьи, Ли Шиминь получил блестящее образование. Он был развит в многих отраслях науки и искусства. Много времени уделял военной технике и занятиям по боевому искусству. Он понимал, что основная проблема Китая — это разобщённость между людьми. Ведь среди тех, кто называл себя китайцем, были и аристократы, привыкшие хорошо жить и наслаждаться богатством, и крестьяне, искавшие тяжёлым трудом способов пропитания, и военные степовики, готовые за свои интересы сразу вступать в бой. Чтобы объединить их, он вёл политику «доброго брата», подававшего руку помощи бедным, поглаживавшего желавших этого аристократов и поддерживавшего степовиков восхвалением умения владеть боевым искусством.
Великие династии Китая: выводы
Правящие династии в Китае представляют большой интерес для исторической науки. Время правления было насыщено великими событиями, междоусобными войнами, восстаниями, внешними конфликтами.
Периоды расцвета сменялись полной раздробленностью, после чего Китай воссоздавался и вновь достигал благополучия. На счету китайского народа огромное количество выдающихся научных открытий, самобытная культура и древняя философия.
Несмотря на свержение империи, китайцы бережно относятся к истории и чтят былых властителей. Императорские династии Китая внесли огромный вклад в создание уникального государства, черпающего силу в традициях и открытого новым идеям.