Лётчики герои
Содержание:
- Первые Герои Советского Союза в годы Великой Отечественной войны
- Первые женщины – Герои Советского Союза
- Пять лет в ожидании «Золотой Звезды»
- Первые пограничники – Герои Советского Союза
- Первые пограничники – Герои Советского Союза
- Сестра милосердия Римма Иванова
- Первые женщины – Герои Советского Союза
- Легендарный казак Козьма Крючков
- Самый первый: Анатолий Ляпидевский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 1)
- «Летчик от Бога»
- Самый молодой: Николай Каманин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 2)
- Авторы Гайдпарка
- Самый романтический: Сигизмунд Леваневский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 4)
- Самый результативный: Василий Молоков (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 3)
- Другие герои ВОВ
- Звание
- Посмертно награжденные
- Самый опытный: Иван Доронин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 7)
- Валентина Степановна Гризодубова
- Память о герое
- Постановлением ЦИК СССР от 29 июля 1936 года было утверждено Положение о звании Героя Советского Союза.
- Присвоение звание Героя Советского Союза 1946 — 1991 гг.
Первые Герои Советского Союза в годы Великой Отечественной войны
В общей сложности до начала Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 636 человек, в том числе 144 – посмертно.
Фото: Летчики-истребители Михаил Жуков, Степан Здоровцев и Петр Харитонов (слева направо), которым 8 июля 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Автор Марк Редькин /Фотохроника ТАСС/
Степан Здоровцев не успел получить свою награду: он погиб на следующий день после награждения. Михаил Жуков продолжал защищать небо Ленинграда до января 1943 года и погиб в схватке с девятью немецкими истребителями. А Петр Харитонов, тяжело раненый в 1941 году и вернувшийся в строй только в 1944-м, закончил войну, имея на счету 14 самолетов противника.
Первые женщины – Герои Советского Союза
Первыми советскими женщинами, удостоившимися высшей государственной награды, стали летчицы Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. Указ об их награждении ЦИК СССР издал 2 ноября 1938 года, после того, как закончился рекордный по дальности перелет женского экипажа на самолете АНТ-37 «Родина». Примечательно, что этот полет едва не окончился трагедией: когда самолет был уже на подходе к берегу Охотского моря, горючее оказалось на исходе. Тогда командир экипажа Валентина Гризодубова приказала Марине Расковой прыгать с парашютом, чтобы обеспечить ее спасение: при вынужденной посадке расположенная впереди штурманская кабина наверняка была бы раздавлена. Но если приземлившийся в болоте самолет нашли всего через восемь дней, то Марина Раскова блуждала по тайге все десять и чудом осталась жива.
Фото: Беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток. Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова. Фотохроника ТАСС
Пять лет в ожидании «Золотой Звезды»
Указ о введении звания Героя Советского Союза не предусматривал никаких дополнительных знаков отличия, кроме грамоты ЦИК СССР о присвоении звания. Правда, первым Героям вместе с грамотой вручили и высшую на тот момент награду — орден Ленина. Через два года эта практика была утверждена указом только что избранного Верховного совета СССР, а еще через три года, в 1939-м, появился и собственный знак отличия звания Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда».
Поскольку к тому времени высшего отличия удостоились уже 122 человека, медали вручали, так сказать, задним числом, но строго придерживаясь очередности присвоения званий. Соответственно, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена обладателю грамоты №1 — Анатолию Ляпидевскому, и далее по списку. Из участников «великолепной семерки» лично не смог получить награду только Сигизмунд Леваневский: к тому времени он уже два года числился пропавшим без вести.
//
Первые пограничники – Герои Советского Союза
Несмотря на то, что в предвоенном СССР положение на границах было более чем напряженным, первые пограничники удостоились высшей награды только в 1938 году.
Это были пятеро бойцов и офицеров Посьетского погранотряда Дальневосточного пограничного округа – того самого, который первым принял удар японских войск у озера Хасан. Трое – Гильфан Батаршин, Петр Терешкин и Иван Чернопятко – дожили до вручения награды, а Василий Виневитин и Алексей Махалин удостоились ее посмертно. Бои у озера Хасан стали одной из самых известных локальных войн 1930-х, а звания Героя Советского Союза за участие в них удостоились в общей сложности 26 человек, в том числе впервые – военные медики и инженеры.
Первые пограничники – Герои Советского Союза
Несмотря на то, что в предвоенном СССР положение на границах было более чем напряженным, первые пограничники удостоились высшей награды только в 1938 году.
Это были пятеро бойцов и офицеров Посьетского погранотряда Дальневосточного пограничного округа – того самого, который первым принял удар японских войск у озера Хасан. Трое – Гильфан Батаршин, Петр Терешкин и Иван Чернопятко – дожили до вручения награды, а Василий Виневитин и Алексей Махалин удостоились ее посмертно. Бои у озера Хасан стали одной из самых известных локальных войн 1930-х, а звания Героя Советского Союза за участие в них удостоились в общей сложности 26 человек, в том числе впервые – военные медики и инженеры.
Сестра милосердия Римма Иванова
В январе 1915 года добровольно направилась на фронт в полк, где уже служил врачом ее брат. Первую георгиевскую медаль получила за мужество при спасении раненых на поле боя — она делала перевязки под пулеметным огнем. Во время сражения у деревни Мокрая Дуброва (Брестская область сегодняшней Беларуси) 9 сентября 1915 года погибли оба офицера роты, и тогда Иванова сама подняла роту в атаку и бросилась на вражеские окопы. Позиция была взята, но героиня получила смертельное ранение разрывной пулей в бедро. Единственная женщина, награжденная орденом святого Георгия 4-й степени. Она погибла, будучи 21-летней девушкой.
Первые женщины – Герои Советского Союза
Первыми советскими женщинами, удостоившимися высшей государственной награды, стали летчицы Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. Указ об их награждении ЦИК СССР издал 2 ноября 1938 года, после того, как закончился рекордный по дальности перелет женского экипажа на самолете АНТ-37 «Родина». Примечательно, что этот полет едва не окончился трагедией: когда самолет был уже на подходе к берегу Охотского моря, горючее оказалось на исходе. Тогда командир экипажа Валентина Гризодубова приказала Марине Расковой прыгать с парашютом, чтобы обеспечить ее спасение: при вынужденной посадке расположенная впереди штурманская кабина наверняка была бы раздавлена. Но если приземлившийся в болоте самолет нашли всего через восемь дней, то Марина Раскова блуждала по тайге все десять и чудом осталась жива.
Фото: Беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток. Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова. Фотохроника ТАСС
Легендарный казак Козьма Крючков
12 августа 1914 года во время сторожевого рейда Крючков и трое его однополчан — Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков — внезапно столкнулись с разъездом немецких улан численностью 27 человек. Немцы увидели, что русских всего четверо и бросились в атаку. Казаки пытались уйти врассыпную, но вражеские кавалеристы оказались проворнее и окружили их. Крючков пытался отстреливаться, но патрон заклинило. Тогда с одной шашкой он вступил в бой с окружившими его 11 врагами.
Через минуту боя Козьма, по его собственным воспоминаниям, был уже весь в крови, но раны к счастью оказались неглубокими — ему удавалось уворачиваться, в то время как сам бил врагов смертельно. Последние удары по немцам он наносил их же пикой, выхваченной у одного из убитых. А товарищи Крючкова расправились с остальными германцами. К концу боя на земле лежали 22 трупа, еще двое немцев были ранены и попали в плен, а трое бежали прочь.
В лазарете на теле Крючкова насчитали 16 ран. Там его навестил командующий армией генерал Павел Ренненкампф, поблагодарил за доблесть и мужество, а затем снял георгиевскую ленточку со своего мундира и приколол на грудь героя-казака. Козьма был награжден Георгиевским крестом 4-й степени и стал первым русским воином, получившим боевую награду в начавшейся Мировой войне. Троих других казаков наградили георгиевскими медалями.
Самый первый: Анатолий Ляпидевский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 1)
Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести — быть первым среди первых Героев Советского Союза, был одним из самых молодых (моложе него, и то всего на год, только Каманин) участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков.
Анатолий Ляпидевский
В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути — полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров!
Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал изо льдов всех десятерых женщин и двоих детей — всех, так сказать, «слабых» зимовщиков, — станет для него и последним в эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Спасли экипаж чукчи, увидевшие садящийся самолет. Его удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. Так что о том, что он стал первым в истории Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация.
«Летчик от Бога»
Родился будущий герой в Бресте, 28 ноября 1958 г., там же закончил среднюю школу. Учился он, по воспоминаниям педагогов, легко и охотно – впрочем, за оценками не гнался. Любил спорт: ему даже прочили карьеру в футболе. Но мечтой мальчика всегда было небо.
В августе 1977 г. он поступил в Армавирское высшее военно-авиационное училище. Там, в отличие от школы, он стремился быть только лучшим. По окончании учебы его направили служить в Хабаровский край, поселок Калинка, где он прожил 13 лет. Летал на МиГ-23. В той военной части он прошел путь от простого летчика до заместителя командира полка по летной подготовке, однако корни звали Владимира назад, в Беларусь.
Владимир Карват во времена учебы.
В 1994 г. он вернулся на родную землю. Здесь ему дали назначение в город Барановичи: опытному летчику предстояло стать начальником воздушно-огневой и тактической подготовки на 61-й истребительной авиабазе. Сослуживцы вспоминают его с теплотой.
«Вовка был летчик от Бога. Хороший, душевный человек, всегда уравновешенный, вдумчивый и рассудительный, терпеливый и настойчивый. Он никогда не повышал голос. И если мы в горячке начинали спорить о том, как построить маневр полета, нас приводил в чувство его спокойный голос: ребята, не надо напрягаться – любой воздушный бой можно рассчитать обычными математическими формулами. И Карват всегда оказывался прав…», – рассказывал заместитель командира авиабазы по идеологической работе, военный летчик первого класса подполковник Владимир Рябухин.
В 1984‑1991 гг. 61-й истребительный авиаполк имел смешанный состав: на вооружении одной его эскадрильи стояли МиГ-25П и МиГ-25ПДС, а двух других – МиГ23МЛД. Однако с 1991 г. полк начал получать новую технику – истребители 4-го поколения Су-27. На них переобучались пилоты МиГ-23.
Как настоящий лидер и ас, Карват не отсиживался в кабинете, а личным примером помогал подчиненным совершенствовать мастерство пилотирования. 23 мая 1996 г. были запланированы ночные тренировочные полеты, и Владимир, как обычно, отправился на работу поздним вечером. Вернуться он должен был через пару часов – но дома его так и не дождались.
Самый молодой: Николай Каманин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 2)
Второй Герой Советского Союза был самым младшим из «великолепной семерки». Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год. Ему поверили, и мечта владимирского мальчишки о небе начала сбываться.
Год спустя Каманин окончил школу в Ленинграде и поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, а с 1929 года начал службу в легкобомбардировочной авиации на Дальнем Востоке. И за пять лет заработал себе такую отличную репутацию, что, когда из Москвы поступил приказ командировать с Дальнего Востока отряд военных летчиков для участия в спасении челюскинцев, других кандидатур, кроме Каманина, и не было.
Николай Каманин
Отряд летчиков, куда вошел и Василий Молоков, на легких бомбардировщиках Р-5 добирался до Ванкарема полтора месяца! Сопротивлялось все: и погода, и не подготовленная к эксплуатации в полярных условиях техника… Только люди не подводили. В итоге, потеряв два самолета, отряд Каманина долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев.
В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря на Большую землю шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где в обычное время размещался один летчик-наблюдатель. В общей сложности самому молодому из летчиков-героев удалось эвакуировать в Ванкарем 34 человека — это второй по результативности показатель среди всех семерых пилотов.
Авторы Гайдпарка
-
Екатерина Иванова
Пуск ракеты комплекса «Ответ» фрегатом «Маршал Шапошников»
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Фрегат «Адмирал Горшков» совершил очередной пуск ракеты «Циркон»
Читать полностью
-
Анатолий Шунавикин
Как либерал с Эха А.Орех похож на Президента В.Путина…
Читать полностью
-
Алексей Хохлов
Китайская ракета Kuaizhou-1A не смогла вывести на орбиту два демонстрационных спутника
Читать полностью
-
Валентин Козлов
Микроскоп
Читать полностью
-
Александр Попов
Арабские Эмираты отказались от покупки американских истребителей F-35
Читать полностью
-
Бедный Виктор
Семья и вроде даже нормальная
Читать полностью
-
Продавец Воздуха
За год или два перед смертью
Читать полностью
-
Мухоморов
А нашему народу какая польза от трубы «Северный поток-2»?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Уникальный талант Гагик Сарибекович Олкинян
Читать полностью
-
Василий Иванов
Была ли дружба народов в СССР?
Читать полностью
-
Voxpop
Как не попасть в «чужую колею»
Читать полностью
Самый романтический: Сигизмунд Леваневский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 4)
Биография Сигизмунда Леваневского романтична даже для столь романтичного времени, как первые годы Советской России. Уроженец Санкт-Петербурга, поляк по крови, он в октябре 1917-го стал красногвардейцем и принял самое активное участие в революционных событиях. Потом была Гражданская война, борьба с бандитами в Дагестане и работа завхозом в воздухоплавательном отряде в Петрограде. Оттуда-то в 1923 году Леваневского и направили на учебу в Севастопольскую военную школу морских летчиков, в которую он… опоздал!
Ему пришлось почти год проработать на привычной должности завхоза в той же школе, чтобы все-таки поступить на следующий год. Впрочем, школа об этом не пожалела: Леваневский быстро стал одним из лучших курсантов, а потом, после службы в линейных частях вернулся туда уже летчиком-инструктором.
Сигизмунд Леваневский
Квалификация помогла Леваневскому в числе первых войти в состав пилотов Управления воздушной службы Главного управления Севморпути: он работал там с весны 1933 года. И совершенно логично, что его как опытного пилота привлекли к спасению челюскинцев. Но и тут романтическая биография Леваневского дала о себе знать. Он стал единственным из числа первых Героев Советского Союза, кто за время спасательной операции… не эвакуировал ни одного человека!
В феврале 1934 года его вместе с летчиком Маврикием Слепневым и уполномоченным правительственной комиссии Георгием Ушаковым направили в США закупать недостающие многоместные самолеты Consolidated Fleetster. 29 марта 1934 года, в разгар спасоперации Слепнев на одном самолете и Леваневский с Ушаковым на другом вылетели из американского Нома в Ванкарем. Но долетел туда лишь Слепнев. Леваневский из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку, разбив самолет. Но он все-таки доставил руководителя операции к пункту назначения, хотя и пешком.
Из всех семерых первых Героев Советского Союза именно Леваневский не дожил даже до начала Великой Отечественной войны. Впрочем, и финал его биографии был более чем романтичным. 12 августа 1937 года он на самолете ДБ-А с экипажем из пяти человек отправился в трансарктический перелет Москва — Фербенкс. На следующий день самолет с бортовым номером Н-209 пропал, и тайна его исчезновения не разгадана по сей день…
Самый результативный: Василий Молоков (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 3)
Армейскую службу Василий Молоков начал еще в Русском императорском флоте в 1915 году на Балтике, а после революции сумел совместить службу по призыву со службой по призванию, став механиком в морской авиации. В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся туда, где начинал службу, — на Балтику.
Василий Молоков
Спустя 10 лет он ушел в запас, работал пилотом на пассажирских линиях в Сибири, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков. В 1933-м Молоков уже командует авиаотрядом в составе Управления воздушной службы Главного управления Севморпути, а в марте 1934 года, когда гибнет «Челюскин», получает предписание войти в состав отряда Николая Каманина.
Участие Молокова, как вспоминал сам Каманин, серьезно помогло отряду: Молоков неплохо знал коварный характер Севера и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком «великолепной семерки»: в общей сложности Молоков эвакуировал на своем Р-5 39 челюскинцев! Например, 11 апреля Молоков четырьмя рейсами вывез 20 человек — по пять за раз. Для этого ему пришлось сажать людей не только в кабину летчика-наблюдателя, но и в подкрылевые парашютные ящики — полутораметровые фанерные «сигары», где можно было только лежать, согнув колени.
Другие герои ВОВ
Список лучших летчиков войны можно перечислять бесконечно долго. Многие фамилии сегодня с гордостью носят потомки, но есть и герои, которые совершили великие поступки, пожертвовав своей жизнью. К первым и вторым можно отнести:
- Гулаев Н. Д. — генерал-полковник, дважды Герой СССР, истребитель. Сбил около 60 самолетов.
- Речкалов Г. А. — генерал-майор, ас, сбил более 60 вражеских самолетов.
- Боровых А. Е. — генерал-полковник, командир авиации ПВО. На счету десятки вражеских истребителей.
- Ефимов А. Н. — летчик, который заслужил свое звание упорным трудом и отвагой. Предпочитал уничтожать вражеские самолеты на аэродромах, пока те не успели нанести какой-либо вред. Также повредил много фашистской военной техники.
- Клубов А. Ф. — испытатель, истребитель. В 1944 погиб, испытывая новую модель ЛА-7.
- Сафонов Б. Ф. — истребитель. В 1942 погиб, вылетев на перехват вражеских судов, следующих к Мурманску. Неравные силы не стали причиной отказа от операции.
- Павлов И. Ф. — командующий штурмовым полком. Лично принимал участие в Смоленской операции, а также освобождал Прибалтику, Белоруссию.
- Долина М. И. — летчица, Героиня Советского Союза.
Знаменитые фамилии вошли в основу многих книг, где рассказывается о героизме, доблести и самоотверженности простых советских солдат.
Звание
Звание появилось в 1934 году, Президиумом Верховного Совета СССР было принято решение о том, что всем гражданам, которые отличились в военных действиях, необходимо присвоить звание Героя СССР. Первоначально награда и звание не имели никаких точек соприкосновения. Всем, кто получил звание, присваивали другой знак отличия — орден Ленина.
Так продолжалось на протяжении двух лет, после было принято решение о том, что званию полагается соответствующая награда, которая считалась одной из самых ценных. «Золотая Звезда» Союза появилась в 1936 году, в разработке дизайна участвовал архитектор Мирон Мержанов.
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
Медаль считалась дополнительным знаком, изначально не было никакой информации о том, сколько раз можно присваивать звание и вручать медаль одному человеку. Как не имелось информации о том, стоит ли присваивать награжденным еще и орден Ленина. Но впоследствии эти моменты были уточнены.
Звания Героя СССР мог быть удостоен любой гражданин, который проживал на территории СССР. Герой мог быть отмечен наградой дважды, кроме того, получение медали и присвоение звания позволяло человеку получить определенные льготы и пользоваться ими на протяжении всей жизни.
Естественно, что наибольшее количество медалей было получено в период Второй мировой войны. Кроме того, помимо звания гражданин получал:
- Орден Ленина или медаль «Золотая Звезда», в зависимости от года вручения.
- Почетную грамоту.
Помимо этого, герою устанавливали бюст из бронзы на его родине, если человеку звание было присвоено дважды, если же трижды, то бюст из бронзы устанавливали в Кремле.
Идея о том, что отличившимся гражданам необходимо присваивать звание настолько понравилась руководителям стран, находившихся под влиянием СССР, что во многих из них были учреждены подобные награды.
Наградной знак имел особую ценность среди коллекционеров, на сегодняшний день медаль «Золотая Звезда» является неплохим экспонатом для любой коллекции. Но вот продажа и покупка медалей времен СССР на территории нашей страны преследуется по закону. Поэтому встретить подобный лот можно нечасто.
Учитывая, что звание присваивалось только до распада СССР, а после награда уже именовалась иначе, сколько точно она стоит на аукционе, сказать сложно. Оценивая ее рыночную стоимость, можно сказать, что цена колеблется в пределах от одной до двух тысяч долларов. Но коллекционеры наверняка предложат более высокую стоимость.
Звание бесценно и по этой причине людям, которым оно было присвоено, был положен ряд льгот. Звание также нередко сочетали с другими наградами и медалями. Герой Социалистического Труда и Герой Советского Союза — эти звания нередко присваивались вместе. Космонавты и летчики пользовались особой любовью у генсеков, поэтому награду им вручали чаще, чем остальным представителям военных структур.
Статистика лишения звания:
- всего 72 человека были лишены звания Героя по тем или иным причинам, в основном этой причиной были уголовные преступления;
- 15 человек из этого списка впоследствии были расстреляны;
- 13 человек так и не получили звание по причине того, что указы о присвоении были отозваны, причиной тому послужило необоснованное присвоение;
- 61 человек по тем или иным причинам был лишен звания Героя, но после был восстановлен в звании;
- 11 человек из тех, которые были лишены звания и расстреляны, впоследствии были реабилитированы.
Последним, кто получил награду, был Леонид Солодков, но на момент присвоения ему звания самого Советского Союза уже не существовало. С момента распада прошло меньше месяца, поэтому при вручении новоиспеченный герой вместо того, чтобы ответить «Служу Советскому Союзу», ограничился только фразой: «Спасибо».
Удостоверение к медали
Примечательным считается и тот факт, что четыре Героя Советского Союза уже после его распада получили звание Героев Российской Федерации. Двое из них были космонавтами.
Во времена СССР лишь два человека четырежды становились Героями. Такой чести удостоился только маршал Жуков и, конечно же, Леонид Брежнев, который питал любовь к орденам и медалям, по этой причине вручал их себе сам без видимых на то оснований.
Были среди Героев и женщины, до начала Великой Отечественной войны звания удостоились три представительницы прекрасного пола. В период Второй мировой войны число женщин среди награжденных значительно увеличилось и достигло 90 человек. Но 47 из них звание было присвоено посмертно.
Посмертно награжденные
По результатам боев в Испании впервые в истории высшей государственной награды СССР были удостоены представители иного, чем ВВС, рода войск – танкисты.
Стоит отметить, что Семен Осадчий, который в Испании был известен под псевдонимом Симон, получил высшую награду в том числе и за то, что совершил первый в истории танковый таран.
В указе от 31 декабря 1936 года впервые были упомянуты награжденные высшей наградой посмертно. Почти половина награжденных – 8 человек – не дожили до присвоения высокого звания. Помимо летчика Примо Джибелли и героев-танкистов, в числе первых посмертно награжденных были также летчики Владимир Бочаров, Петр Десницкий, Константин Ковтун и Сергей Тархов.
Самый опытный: Иван Доронин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 7)
Как признавался своим товарищам по челюскинской эпопее сам Доронин, до 16 лет он, уроженец Саратовской губернии, «ни на поезде, ни на пароходе не ездил». Зато после шестнадцатилетия набрал свое с лихвой. По комсомольской путевке Иван отправился восстанавливать военный флот и оказался в Ленинграде — сначала на курсах морских техников, а потом и в военно-морском училище. Но вскоре променял один океан на другой: в 1924 году Доронин добился, чтобы его откомандировали в Егорьевскую авиационно-техническую школу, из которой его перевели в Севастопольскую военную школу морских летчиков.
Иван Доронин
Через пять лет Иван Доронин ушел из армии и начал работать гражданским пилотом, осваивая сибирские и дальневосточные трассы. Вернее, даже не столько осваивая, сколько прокладывая. В его послужном списке к 1934 году значились первый пролет по трассе Иркутск — Усть-Среднекан, а также участие в полярной экспедиции в Карском море. А в летной книжке было записано, что за девять лет работы Доронин налетал 300 000 километров без единой аварии!
Тем обиднее было ему, опытнейшему летчику, прорвавшемуся вместе с Михаилом Водопьяновым в Ванкарем из Хабаровска за 6000 километров, потерпеть аварию в первом же вылете к челюскинцам! И не по своей вине: при посадке лыжа самолета ПС-3, на котором летел Доронин, наткнулась на намерзший за ночь ледяной заструг, вильнула в сторону, ударилась о другой заструг и сломалась. Самолет бессильно замер прямо на ледяном аэродроме…
Машину довольно быстро привели в порядок, но за время челюскинской эпопеи Доронин успел совершить всего один полет и вывезти двух человек. Это, впрочем, никак не повлияло на решение присвоить ему звание Героя Советского Союза — в числе других семерых героев.
Валентина Степановна Гризодубова
В.С. Гризодубова стала первой женщиной, получившей звание Героини Советского Союза и участницей трудового фронта. Она также сумела дослужиться до звания полковника, что удавалось немногим девушкам. Впоследствии она стала Депутатом Верховного Совета.
В процессе войны до 1943 года была командиром 101-го авиаполка. Под ее командованием вылетали самолеты дальнего действия, поэтому требовалась продуманность каждой операции. Сама же Валентина Степановна совершила более 200 вылетов, причем большую часть из них в ночное время. Она действовала в разных категориях — перевозила военные и боевые грузы, летала на передовой, обеспечивала сообщение с отрядами партизан, а также вела непосредственно бомбардировку.
Память о герое
За проявленные им мужество и героизм указом президента Беларуси от 21 ноября 1996 г. №484 подполковнику Владимиру Карвату присвоено звание «Герой Беларуси» (посмертно). Он стал первым, кто удостоился этого звания в новой независимой республике. В его честь в Беларуси названы улицы в Минске и Бресте, а также его родная школа №8, где организован школьный музей. Его же именем назван музей барановичской авиабазы и сквер на территории города.
Жители спасенных летчиком деревень, желая увековечить память героя, поставили ему памятник: в самом центре Арабовщины установлен фрагмент самолета, врезавшегося в землю
В каждую знаковую дату у монумента собирается местное население, представители власти, служащие авиабазы, на которой служил Карват, чтобы почтить память отважного пилота.
Елена Добрынина, редактор аналитического издания «Евразия.Эксперт»
Постановлением ЦИК СССР от 29 июля 1936 года было утверждено Положение о звании Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года в целях особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза и совершающих новые героические подвиги, учредить медаль “Золотая Звезда”, имеющую форму пятиконечной звезды.
Первая медаль была вручена Герою Советского Союза полярному летчику А.С. Ляпидевскому. В годы Великой Отечественной войны одними из первых высшей степени отличия были удостоены летчики-истребители М.П. Жуков. С.И. Здоровцев и П.Т. Харитонов, совершившие свои подвиги в небе под Ленинградом.
Положение о звании Героя Советского Союза.
Звание Героя Советского Союза является высшей степенью отличия и присваивается за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига.
Звание Героя Советского Союза присваивается Президиумом Верховного Совета СССР.
Герою Советского Союза вручаются:
Герой Советского Союза, совершивший вторично геройский подвиг, не меньший того, за который другие, совершившие подобный подвиг, удостаиваются звания Героя Советского Союза, награждается орденом Ленина и второй медалью “Золотая Звезда” и в ознаменование его подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью, устанавливаемый на его родине, о чем делается запись в Указе Президиума Верховного Совета СССР о награждении.
Герой Советского Союза, награжденный двумя медалями “Золотая Звезда”, за новые геройские подвиги, подобные ранее совершенным, может быть вновь награжден орденом Ленина и медалью “Золотая Звезда”.
При награждении Героя Советского Союза орденом Ленина и медалью “Золотая Звезда” ему одновременно с орденом и медалью вручается грамота Президиума Верховного Совета СССР.
В случае, если Герою Советского Союза будет присвоено звание Героя Социалистического Труда, то в ознаменование его геройского и трудового подвигов сооружается бронзовый бюст Героя с соответствующей надписью, устанавливаемый на его родине, о чем делается запись в Указе Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда.
Присвоение звание Героя Советского Союза 1946 — 1991 гг.
В послевоенный период звание ГСС присваивалось довольно редко. Но еще до 1990 года продолжались награждения за подвиги во время Великой Отечественной войны, не произведенные в свое время по разным причинам, разведчик Рихард Зорге, Ф.А. Полетаев, легендарный подводник А.И. Маринеско и многие другие.
За воинскую храбрость и самоотверженность звание ГСС присваивалось участникам боевых действий выполнявших интернациональный долг в Северной Корее, Венгрии, Египте – 15 награждений, в Афганистане высшее отличие получили 85 воинов-интернационалистов из них 28 – посмертно.
Особая группа, награждения летчиков испытателей военной техники, полярных исследователей, участников освоения глубин Мирового океана – всего 250 человек. С 1961 года звание ГСС присваивали космонавтам, за 30 лет его удостоились 84 человека совершивших космический полет. Шесть человек были награждены за ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Приходится отметить и то, что в послевоенные годы появилась порочная традиция присвоения высокого воинского отличия за «кабинетные» достижения, приуроченные к юбилейным дням рождения. Так появились многократно отмеченные герои типа Брежнева и Буденного. Вручались «Золотые звезды» и как дружеские политические жесты, за счет этого список Героев СССР пополнили главы союзных государств Фидель Кастро, президент Египта Насер и некоторые другие.
Завершил список Героев Советского Союза 24 декабря 1991 года, капитан 3-го ранга, подводный специалист Л. Солодков, участвовавший в водолазном эксперименте по длительной работе на глубине 500 метров под водой.
Всего за время существования СССР звание Героя Советского Союза получили 12 тысяч 776 человек. Из них дважды его удостаивались 154 человека, трижды – 3 чел. и четырежды – 2 человека. Первыми дважды Героями стали военные летчики С. Грицевич и Г. Кравченко. Трижды Герои: маршалы авиации А. Покрышкин и И. Кожедуб, а также маршал СССР С. Буденный. Четырежды Героев в списке только два – это маршалы СССР Г. Жуков и Л. Брежнев.
В истории известны случаи и лишения звания Героя Советского Союза – всего 72, плюс 13 отмененных Указов о присвоении этого звания, как необоснованного.
***
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
|
|