Оренбургское высшее военное авиационное краснознамённое училище лётчиков

Взлетай страна огромная на смертный бой

Нападение фашистской Германии на СССР в 1941 году вызвало большой патриотический подъём среди личного состава училища. В первый день войны командиры и курсанты школы пилотов подали свыше 800 рапортов с просьбой отправить на фронт. В годы Великой Отечественной войны из лётного и технического состава, самолётов 1-й Чкаловской военно-авиационной школы пилотов им. К.Е. Ворошилова (так стало называться училище) были сформированы для фронта 593-й, 611-й, 616-й, 617-й и 624-й авиационные полки ночных бомбардировщиков, ставшие впоследствии штурмовыми. Лётчики считали большой честью быть зачисленными в их состав.

wikipedia.org
15 мая 1942 года лётчик-испытатель капитан Григорий Бахчиванджи впервые совершил полёт на реактивном самолёте.

В военные годы в рекордно короткие сроки успешно решались научные проблемы, от которых зависело создание новых образцов боевого оружия, целых отраслей современной техники. Конструкторский коллектив, возглавляемый В.Ф. Болховитиновым, построил самолёт-истребитель с жидкостно-реактивным двигателем. Честь испытать его выпала выпускнику Оренбургского лётного училища, лучшему лётчику-испытателю капитану Бахчиванджи. 15 мая 1942 года он впервые совершил полёт на реактивном самолёте. Так была открыта новая эра в развитии отечественной и мировой авиации. Лётчик-космонавт СССР Юрий Гагарин скажет о нём: «Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

В годы войны воспитанники Оренбургского лётного училища покрыли боевые знамена своих полков неувядаемой славой. Первым из выпускников училища в июле 1941 года Героем Советского Союза стал прославленный ас, командир звена лейтенант Константин Ефремович Анохин. Многие лётчики за мужество и героизм были удостоены звания Героя Советского Союза.

У семи нянек

В «наружной» части пятиэтажки, которая выходит на набережную Урала и центральную прогулочную улицу города, – Советскую — до сих пор часть квартир (40% от всей жилой части) находится в частной собственности. 

В них проживают 80 семей, которых в начале года частично расселили из аварийного жилья, но те, кто остался зимовать в доме, в тридцатиградусные морозы оставались без воды и электричества из-за сильной изношенности коммуникаций и инженерных сетей, рассказывает жительница Анна. Нужно сказать, что с этой стороны дом выглядит неплохо: большая часть стекол на месте, местами видны свежие штукатурные заплатки и на углу с Переулком Неплюева блестит мемориальная табличка: «В этом доме учился Гагарин».

Но стоит пройти буквально пару шагов, как картина кардинально меняется – на верхних этажах вместо окон зияют черные дыры, штукатурка в проплешинах и плесени, арка, более ста лет украшавшая вход в здание, превратилась в груду кирпича (ее пришлось демонтировать для проезда пожарной машины в прошлом году), а заросшее травой и деревьями крыльцо Военно-транспортного авиационного полка и вовсе обнесено забором. 

Эта нежилая часть здания последние годы находится в долевой собственности муниципальных и федеральных властей. В 2003 году основную долю передали Министерству обороны РФ, а оставшуюся часть выкупило ФГУП «Государственное предприятие по реализации военного имущества».

В 2012 году, после присвоения объекту статуса памятника федерального значения, организация продала 1,3 тыс. кв. м. земли на территории памятника индивидуальному предпринимателю, который вскоре скончался. Свои охранные обязательства покупатель так не успел оформить, а многострадальная «летка» попала в круг судебных разборок между собственниками: муниципальные власти не могут работать на «федеральной» территории и вкладывать деньги в восстановление «визитной карточки» Оренбурга, а Росимуществу памятник нужен только целиком, с единым собственником. И хотя объект попал в план приватизации на ближайшие три года, пока ни одного желающего приобрести памятник так и не нашлось. 

Более того, в 2015 году уголовное производство пришлось приостановить из-за того, что в деле так и не нашли обвиняемого. С тех пор местный Минкульт поднимает вопрос о том, чтобы передать здание бывшего Краснознаменного училища в собственность области и открыть на базе «летки» Областной музей космонавтики. Конечно, после полной, а не частичной реконструкции здания, в противном случае самовозгораний, обрушений и других чрезвычайных ситуаций не миновать.

«Чкалов просто не умел бояться»

Весной 1924 года в числе лучших инструкторов Московской школы высшего пилотажа для обучения и экстренного выпуска нескольких групп учлётов в Серпухов прибыл лётчик-инструктор Михаил Михайлович Громов. Его называли «пилотом № 1», он был легендарной фигурой, выдающимся лётчиком. Громов был широко известен тем, что впервые совершил перелёт вокруг Европы, пролетев по замкнутой кривой 12 411 километров без посадки и пополнения горючим. За этот перелёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена Золотая Звезда.

авиару.рф
Лётчика Михаила Михайловича Громова называли «пилотом № 1».

Под его руководством совершенствовал лётное мастерство Валерий Павлович Чкалов. О своём ученике Громов отзывался так: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха.

В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений

В ту минуту, когда истребители внезапно вступали в схватку, рискуя, несмотря на тысячу предосторожностей, столкнуться в воздухе (летали тогда без парашютов), — в эту минуту иные всё же побаивались. Чкалов просто не умел бояться

Виртуозным манёвром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы…»

lhistory.ru
Валерий Чкалов искал новые способы боевого применения самолёта, которые бы принесли успех советским лётчикам в боях с врагами.

После трагического полёта легендарного советского лётчика в декабре 1938 года его имя было увековечено в названии улиц многих городов, населённых пунктов, станций метро. С 1939 по 1957 год имя Чкалова носил город Оренбург, принявший эстафету Серпуховской высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания.

История создания

Испытание войной: подвиги и герои

С началом боевых действий на Северном Кавказе авиашкола не только готовила летчиков-истребителей, но и отражала налеты вражеской авиации на Кубань и Ставрополье.

В армавирском небе пилоты школы не раз доказывали свою беззаветную храбрость, тактическое умение и волю к победе. Так, 8 мая 1942 года летчик-инструктор старшина Астафий Новгородский в воздушном бою недалеко от Армавира уничтожил самолет противника тараном. После чего благополучно приземлился на своем аэродроме. За этот подвиг награжден орденом Красной Звезды. Это был один из первых воздушных таранов, совершенных армавирцами в годы войны.

Особое место в истории училища по праву занимает выпускник 1941 года, ныне здравствующий участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза и Герой России Иван Антонович Леонов. Полковник в отставке Иван Леонов — личность легендарная. Это единственный в мире летчик, который в годы войны воевал без руки. В 1943 году в одном из воздушных боев он был сбит. В госпитале после ранения ему полностью ампутировали левую руку, но уже спустя полгода Иван Леонов снова сел за штурвал боевого самолета, и, используя придуманный им самим протез, до конца войны выполнил еще 52 боевых вылета. Сегодня наш легендарный герой живет в Туле, где его хорошо знают и зовут тульским Маресьевым. В свои 93 года ветеран по-прежнему активен, ведет большую работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Всего же за годы войны школа подготовила для фронта 4578 воздушных бойцов.

За подвиги, совершенные в схватках с немецко-фашистскими захватчиками 17 выпускников школы были удостоены высокого звания Герой Советского Союза. Из числа летчиков окончивших другие летные училища, но служивших в Армавире, пятерым также присвоены почетные звания Героев.

Новая страница в истории авиашколы

С окончанием войны авиашкола вернулась в родные стены. В октябре 1945 года получила статус военного авиационного училища. По итогам работы в 1946 году стало лучшим среди вузов ВВС.

В 1948 году 10 курсантов стали первыми выпускниками в ВВС, завершивших обучение на реактивном самолете Як-17. Спустя три года звено капитана Бориса Савичева первым среди летных училищ ВВС приступило к освоению самолетов Миг-15.

В 1955 году летное училище посетил Министр Обороны СССР, маршал Советского Союза Г. К. Жуков, который высоко оценил положение дел в учебном заведении.

В 50-е годы в числе выпускников училища было много талантливой молодежи, будущих видных военачальников, прославленных летчиков-испытателей. Среди них будущий Главком войск ПВО страны генерал армии Виктор Алексеевич Прудников, генерал-полковник авиации Вольтер Макарович Красковский, в последующие годы заместитель начальника Главного штаба войск ПВО, затем командующий войсками противоракетной и противокосмической обороны. Несколько позже, закончившие училище, уже в 60 — 70-е годы высокие должности в войсках ПВО страны заняли генерал-полковники Владимир Андреев, Анатолий Ноговицын, генерал-лейтенанты Олег Анисимов, Леонид Боков.

В 1960 году училище получает статус высшего учебного заведения, одновременно произошло переподчинение его из состава ВВС в состав Войск ПВО страны. В это время история училища тесно связана с именем дважды Героя Советского Союза, маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого, командующего авиацией ПВО, а затем заместителем Главкома Войск ПВО страны, сделавшего много для превращения училища в один из лучших военных авиационных вузов СССР.

В 1968 году за большие заслуги в деле подготовки летных кадров указом Президиума Верховного Совета СССР училище было награждено орденом Красного Знамени. На стыке 60 — 70-х годов наши выпускники Геннадий Манаков и Токтар Аубакиров полетели в космос и стали Героями Советского Союза. Уже в 2000-х годах покорять космическое пространство отправились Александр Мисуркин и Айдын Аимбетов. Всего училище выпустило 14 летчиков-космонавтов.

За 80 лет статус вуза и его название менялись не раз. Его традиции и славу несут сегодня летчики и курсанты 2-го авиационного факультета истребительной авиации и учебной авиационной базы в составе Краснодарского высшего военного авиационного училища имени Героя Советского Союза А. К. Серова.

Непревзойдённый мастер пикирующих ударов

С первых дней войны в боевых действиях принимал участие полк героя боёв на Халхин-Голе Ивана Семёновича Полбина. К сентябрю 1941 года на его счету было уже более 30 боевых вылетов. Был награждён орденом Красного Знамени

Звание Героя Советского Союза он получил 23 ноября 1942 года после выполнения особо важного задания, когда силами всего двух самолётов был уничтожен крупный склад ГСМ в районе железнодорожной станции Морозовская. 25 октября 1943 года И.С. Полбину было присвоено звание генерал-майора авиации

warheroes.ru
Звание Героя Советского Союза Иван Семёнович Полбин получил 23 ноября 1942 года.

10 февраля генерал Полбин был представлен к званию дважды Героя Советского Союза. К сожалению, вторую Звезду Героя он получил посмертно Указом президиума Верховного Совета от 6 апреля 1945 года. Гибель боевого генерала стала большой потерей для ВВС. Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин так написал о генерале Полбине: «Лучше всех бомбил генерал, дважды Герой Советского Союза Иван Полбин. Лётчик подлинной чкаловской хватки, он во всей нашей бомбардировочной авиации считался непревзойдённым мастером пикирующих ударов».

Осваивать новую технику

После окончания Великой Отечественной войны училище перешло на штаты мирного времени. Многие ветераны — лётчики-инструкторы, преподаватели и другие офицеры, — ушли на заслуженный отдых. Им на смену прибыл лётный и инженерно-технический состав с богатым опытом войны. В послевоенный период срок обучения в 1-м Чкаловском военном авиационном училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова (ЧВАУЛ) был увеличен до трёх лет.

В 1947-1950 годах в училище поступили новые самолёты Ил-10, обладающие высококлассными аэродинамическими качествами. В 1948 году под руководством майора Якова Ивановича Румянцева впервые в училище было проведено лётно-тактическое учение. Опыт командира лётного подразделения был использован при освоении боевого применения самолёта Ил-10 лётчиками и курсантами.

grafiq.ru
В 1947-1950 годах в училище поступили новые самолёты Ил-10, обладающие высококлассными аэродинамическими качествами.

В 1950 году в училище поступили реактивные самолёты Ил-28 и МиГ-15. Личный состав приступил к освоению полётов на новой технике в сложных метеорологических условиях и ночью по системе слепой посадки. В связи с переходом на новые скоростные самолёты возникла необходимость обучения лётного состава высшему пилотажу, типовым атакам и воздушному бою на реактивном истребителе.

Курсанты помнят, а государство?

Грусть – это, пожалуй, главное чувство,  которое испытали бывшие курсанты и преподаватели оренбургской лётки, построившись на плацу, как десятки лет назад. Грусть от того, что страна не может или не хочет сохранить славные страницы истории без преувеличения великого военного училища. В списке выпускников ОВВАКУЛ 366 Героев Советского Союза и Российской Федерации, 9 человек были представлены к этой высочайшей награде дважды. Оренбургская лётка подарила крылья первому космонавту планеты Юрию Гагарину, закалила характер и отточила мастерство бесстрашного Михаила Девятаева. А теперь предана забвению на самом высоком государственном уровне.

Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков им. И. С. Полбина было расформировано в 1993 году. Его история, сведения о подвигах выпускников и заслугах преподавателей пока ещё хранятся в музее. Музей пока  находится в здании на улице Челюскинцев, 17, где когда-то располагался главный корпус училища. «Пока» — сегодня ключевое слово во всех процессах, связанных с ОВВАКУЛ. Ведь даже скафандр Юрия Гагарина, который космонавт лично подарил училищу, в этом году изъяли из музея и разместили в доме, где Гагарин жил с супругой Валентиной. Но пока. Пока ещё не рухнуло окончательно здание лётки. Пока ещё не зарос бурьяном МиГ-15, на котором Юрий Гагарин учился летать. Пока ещё живы выпускники ОВВАКУЛ и каждый год собираются в день рождения училища. Курсантам самого последнего выпуска в этом юбилейном для лётки году исполняется по 50 лет.

Председатель Совета ветеранов Оренбургского лётного училища Владимир Сорокалетов:

— Я 17 лет возглавляю ассоциацию выпускников. За эти годы мы ни разу не пропустили день рождения нашей лётки. Без  всяких дополнительных напоминаний все, кому дорога память о годах учёбы, о друзьях и наставниках, 10 августа в 15.00 собираются на площади училища. В этот юбилейный год из-за пандемии коронавируса мероприятие оказалось под угрозой срыва. Но мы добились его проведения. И очень рады встрече друг с другом. В торжестве приняли участие представители 27 выпусков.

Губернатор Оренбургской области Денис Паслер

— Наша лётка для меня не менее больная тема, чем для ветеранов училища. Вопрос о реконструкции здания на контроле в правительстве области. Мы пытаемся его решить, ищем инвесторов. Но надо понимать, что речь идёт об очень больших деньгах. Не менее 2 миллиардов рублей только на реставрацию нужно, ещё на расселение жильцов, потом на содержание огромного здания. Мы ищем оптимальное решение.

БЛУГА

За полгода до начала Второй мировой войны по программе расширения военно-воздушных сил страны согласно постановлению СНК СССР от 16 декабря 1940 года принято решение создать Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П.Ф. Еромасова. За семидесятилетний период плодотворной работы училищем подготовлено более 22 тысяч опытных пилотов. В рамках реализации программ среднего, высшего и дополнительного образования Российской Федерации 21 декабря 2009 года знаменитая кузница кадров коммерческой авиации изменила статус и стала филиалом «Санкт-Петербургского университета гражданской авиации». Не являясь юридическим лицом, структурное подразделение осуществляет полноправные учебно-воспитательные функции от имени Университета.

Юридический (почтовый) адрес: Российская Федерация, 461632, Оренбургская область, г. Бугуруслан, ул. Аэродромная, д.1.

Ведется подготовка курсантов по специальности 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов» с базовым образовательным уровнем и присвоением выпускникам квалификации «Пилот». Прием в колледж ведется на конкурсной основе при наличии полного общего среднего образования абитуриента. Подготовка специалиста осуществляется в течение трех курсов, составляющих общую продолжительность 34 календарных месяца. Ориентировочная годичная стоимость обучения на первом курсе без расходов на проживание составит 506 059,00 рублей. Для курсантов, обучающихся на коммерческой основе, оплата за общежитие не превышает 3000 рублей.

Структура обучения состоит из следующих видов подготовки:

  • Теоретической;
  • Тренажерной;
  • Летной.

В соответствии с рабочим планом на теоретическом этапе выполняются курсовые работы по следующим предметам:

1. Навигация

2. Экономика отрасли

3. Метеорологическое обеспечение полетов

4. Электрическая и электронная техника

Основная профессиональная образовательная программа обучения пилота состоит из сорока дисциплин. Летный комплекс составляют 26 самолетов типа DA-40NG, 20 функциональных, комплексных и процедурных тренажеров (DSIM-DA-40NG, DSIM-DA-42NG, LNPT Cessna-172S, Garmin-1000) и шести учебных посадочных площадок. Практические навыки управления осваиваются как на отечественных самолетах, так и на воплотивших в себя передовые технологии машинах Cessna-172S и DA-40NG, DA-42NG.

Форма обучения: Очная

Вид обучения: Бесплатное

Обучение производится на базе 11 классов

Курирующий ВУЗ: Санкт-Петербургский университет гражданской авиации

Специальности:

Дополнительная полезная информация:

Летные училища России
Спеиальность: 161005 Летная эксплуатация летательных аппаратовНа работу после летного училища

Оренбургский период

В качестве одного из центров подготовки лётных кадров Оренбург стал рассматриваться по мере развития авиации страны и появления перед Серпуховской школой новых более масштабных задач. Серпуховский аэродром и учебная база уже не отвечали современным требованиям.

В 1927 году начальник школы Ф.А. Астахов доложил начальнику ВВС о целесообразности перебазирования на новое место. По заданию начальника ВВС было произведено детальное обследование окрестностей Оренбурга для возможного перемещения Серпуховской высшей школы воздушного боя в этот регион.

оввакул.рф
Здание Оренбургского кадетского корпуса, в котором в 1928 году разместилась прибывшая в Оренбург Серпуховская ВШВБ.

«Оренбургский период» лётного училища ведёт отсчёт с 7 ноября 1927 года. Именно в этот день состоялось торжественное открытие школы на новом месте базирования. В начале 1928 года на вооружение школы поступили новые самолёты — тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 конструкции А.Н. Туполева. Этот самолёт имел два мотора, скорость 145 км/ч и бомбовую нагрузку до 1 500 кг. Преподаватели разрабатывали циклы лекций по конструкции, аэродинамике и оборудованию первенца отечественной дальнебомбардировочной авиации. Методические разработки и инструкции по эксплуатации бомбардировщика создавали лётчики-инструкторы. Особенности пилотирования и эксплуатации самолёта разбирались на лётно-технических конференциях.

Авиашкола превращалась в одну из крупнейших в ВВС учебную базу. За 7 лет там было подготовлено более двух тысяч квалифицированных авиационных специалистов, пополнивших строевые части. Среди них П.И. Баранов (впоследствии начальник ВВС), П.Ф. Жигарев (главный маршал авиации), Н.С. Скрипко (маршал авиации), Б.В. Стерлигов (длительное время возглавлявший штурманскую службу ВВС), К.В. Маслов (комбриг, командующий ВВС одного из военных округов), И.В. Доронин и другие.

airaces.ru
В начале 1928 года на вооружение школы поступили новые самолёты — тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 конструкции А.Н. Туполева.

За первое десятилетие своего существования школа подготовила 1 159 лётчиков, 2 078 лётчиков-наблюдателей, 20 воздухоплавателей, 53 преподавателя, 413 техников, более 100 инструкторов практического обучения, 956 стрелков-бомбардиров и большой отряд младших авиационных специалистов. В 1940 году училище выпустило около тысячи лётчиков-истребителей и лётчиков-бомбардировщиков. Всего за предвоенные годы лётное училище подготовило для ВВС несколько тысяч высококвалифицированных лётчиков и штурманов. Свыше 20 воспитанников училища были удостоены звания Героя Советского Союза.

«Гагаринская лётка»

Но, несмотря на закрытие, традиции лётного училища сохранились. По-прежнему работает музей Оренбургского лётного училища. Он находится на третьем этаже здания по ул. Челюскинцев, 17. Музей занимает три зала: первый зал — довоенный период, второй — период Великой Отечественной войны, третий — послевоенный период и покорение космоса. В первых двух залах рассказывается о героях — выпускниках училища. В экспозиции множество интересных и уникальных экспонатов, документов и фотографий, отражающих историю развития авиационного училища, личные вещи лётчиков и космонавтов. Среди экспонатов — тренировочный скафандр Юрия Гагарина, его лётное снаряжение, агрегаты жизнеобеспечения космонавтов с космических кораблей. 1 ноября 2007 года музей космонавтики стал филиалом Музея истории г. Оренбурга.

orenburg-dobycha.gazprom.ru
Принятие присяги в Оренбургской кадетской школе-интернате имени И.И. Неплюева.

В 1995 году на базе ОВВАУЛ при активном участии главы города Г.П. Донковцева был создан Оренбургский муниципальный кадетский корпус им. И.И. Неплюева, впоследствии ставший ГБОУ «Оренбургская кадетская школа-интернат имени И.И. Неплюева. Школа-интернат является многопрофильным учебным заведением, дающим первоначальную подготовку по лётному, вертолётному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному и пожарному делу.

В 2009 году была возрождена школа «Юный космонавт». Её под свою опеку взял Центр «Подросток». Школа налаживает контакты с Центром подготовки космонавтов в Москве и с оптимизмом смотрит в будущее. Жива и самая важная для всех окончивших «лётку» традиция — встреча выпускников. Ежегодно на праздник из разных уголков страны приезжают сотни убелённых сединой военных. Они по традиции строятся на плацу, на котором давали присягу защищать Родину.

Наименования училища

  • 10 августа 1921 года — Первая Московская авиационная школа
  • 9 августа 1922 года — Серпуховская авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания
  • март 1925 года — Серпуховская высшая военная авиационная школа воздушного боя
  • осень 1928 года — Третья военная школа лётчиков и лётчиков-наблюдателей
  • июнь 1938 года — Военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова
  • 2 февраля 1939 года

    2 февраля 1939 года — Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов

     — Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова

  • 15 января 1941 года — Первая Чкаловская военно-авиационная школа пилотов им. К. Е. Ворошилова
  • 1 октября 1945 года — Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова
  • 1957 года — Первое Оренбургское военное авиационное училище лётчиков
  • весна 1960 года — Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков (ОВВАУЛ)
  • май 1967 года — Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков им. И. С. Полбина

Учебные площадки

В составе училища было 3 учебных авиационных полка:

  • 814-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Оренбург-2) и полевой аэродром Оренбург-3, впоследствии Теренсай. На вооружении полка самолёты Л-29.
  • 904-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Чебеньки) и полевой аэродром Соль-Илецк. На вооружении до 1980 года самолёты Ил-28, затем Л-29.
  • 750-й учебный авиационный полк с частями обеспечения (аэродром Орск-Первомайский) и полевой аэродром Ащебутак, затем Теренсай. На вооружении до 1982 года самолёты Ил-28 (ранее также МиГ-15), затем самолёты Ту-134УБЛ.

Учебные полёты производились на аэродромах:

  • Оренбург-2 (814-й учебный авиаполк).
  • Оренбург-3.
  • Чебеньки (904-й учебный авиаполк).
  • Соль-Илецк.
  • Орск-Первомайский (750-й учебный авиаполк).
  • Ащебутак.
  • Теренсай.

Учебные авиаполигоны — Орловский, Акжарский.

Для обучения курсантов в послевоенный период использовались самолёты: Ил-10, Як-18, МиГ-15, Ил-28, Як-28, Л-29, Ту-134УБЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector