Ао нпо «окб им. м.п. симонова»

СТРАСТИ ПО «АЛЬТАИРУ»

Конкурс минобороны на научно-исследовательскую работу (НИР) на 1 млрд рублей по созданию БЛА весом до 5 т ОКБ (тогда оно называлось ОКБ «Сокол») выиграло в октябре 2011 года. Тема получила название «Альтиус-М», а непосредственно самолет — «Альтаир». Эксперты полагают, что это прообраз аппарата, предназначенного для разведки, наблюдения, рекогносцировки и при этом обладающего ударными возможностями.

Такого в России никогда не делали, и победа провинциального бюро сразу вызвала вопросы. Во-первых, в конкурсе казанцы смогли обойти такого авиастроительного гранда, как ОАО «Российская самолетостроительная корпорация МиГ». «Мигари» даже попытались опротестовать решение военных в московском арбитраже — подали иск к минобороны и «Соколу» с требованием о признании недействительным размещение госзаказа. Но претензии МиГа были названы судом необоснованными. Во-вторых, ОКБ им. Симонова, конечно, фирма со стажем (образовано в 1959 году, а беспилотной тематикой занялось в 1968-м), но ее коньком всегда были самолеты-мишени. В-третьих, финансовое состояние компании накануне конкурса было катастрофическим, дело шло к банкротству. И тут фирма получила заказ от минобороны и уже в 2012-м показала впечатляющий рост выручки — 616,9% — со 126 млн до 907 млн рублей. В 2013-м выручка выросла на 97% до 1,79 млрд. рублей, а чистая прибыль — в 14,6 раза: с 9 млн. до 131 млн. рублей.

И тут же в авиастроительных кругах пошли разного рода разговоры. Например, о том, что создание планера для беспилотников казанское ОКБ заказало некоей зарубежной (предположительно, немецкой) фирме. Дескать, ничего удивительного в этом нет — некому в ОКБ его делать, и базы нет. «Представьте себя на их месте, — говорил один из наших источников, — вам поступили деньги на сложные разработки, вы пытаетесь их сделать в российских условиях и с ужасом понимаете, что нигде ничего не осталось и вы можете капитально пролететь. Так что сегодня роль ОКБ — написание технических заданий и поиск тех, кто их осуществит за деньги, которые выделили военные».

Как бы то ни было, итогом НИР стала постройка прототипа-демонстратора БЛА большой продолжительности полета. Изначально в СМИ говорилось, что аппарат должны поднять в 2014 году, хотя уже тогда эксперты указывали на нереальность срока. В итоге в конце 2014-го состоялся лишь первый подлет. По всей видимости, он стал переходом от НИР к следующему этапу — опытно-конструкторским работам (ОКР). А первые полноценные полеты машина совершила летом прошлого года. Известно о машине немного, и все это примерные данные. Планер выполнен из композитных материалов. Длина — 11,6 м, размах крыла — 28,5 метров. Продолжительность полета — до 48 часов, дальность — 10 тыс. км, потолок — 15 километров. Вес целевой нагрузки — до 2 тонн.

Успехов «Альтаира» с нетерпением ждут военные, которых нервирует отставание России в этой области от «заклятых друзей». Говорят, что, будучи в Казани, министр обороны Сергей Шойгу сделал внушение Гомзину за затягивание сроков

На «КАПО-Композит» прошло Республиканское совещание

25 февраля на территории завода «КАПО-Композит» — центра компетенций ОАО «ОАК» прошло Республиканское совещание «Сетевое межвузовское взаимодействие при проведении НИР и НИОКР в области современных композиционных материалов и изделий из них». С инициативой проведения мероприятия выступило Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан. Цель совещания – повышение эффективности взаимодействия межвузовских коопераций в сфере науки и бизнеса. Участие в мероприятии приняли представители ведущих университетов России, а также ключевых предприятий Республики Татарстан.

В Казани вышла книга о жизни и деятельности авиаконструктора Михаила Симонова

Книга о жизни и деятельности Михаила Симонова вышла в издательстве Казанского государственного технического университета. Это второе дополненное издание

Как сообщили в пресс-службе компании «Сухой», в нем большое внимание уделено казанскому периоду, охватывающего 1951-1969 г.г., когда происходило становление его как авиаконструктора. Главная часть книги посвящена годам работы М.П.Симонова в должности генерального конструктора ОКБ Сухого

В это время под его руководством были созданы самолеты, ставшие знаковыми для авиации. В их число входит один из лучших в мире истребителей – Су-27.

«Гром» победы: ударные дроны уничтожат ракетные комплексы противника

Планирующие бомбы с дальностью до 120 км позволят беспилотникам «дотянуться» до стратегических целей

Российские Воздушно-космические силы уничтожат вражеские ракеты средней и малой дальности еще до их пуска. Арсенал уникальных ударных беспилотников «Охотник» и «Альтиус» пополнят бомбы «Гром». Эти тяжелые планирующие боеприпасы способны поражать цели на расстоянии свыше 100 км. За исключительную точность в военно-промышленных кругах они получили прозвище «снайперские». По словам экспертов, благодаря новинке дроны смогут вывести из строя стратегические объекты в глубоком тылу противника, оставаясь невидимыми для радаров.

КОНВЕРСИЯ ПО БЕСПИЛОТНОМУ

Успехов «Альтаира» с нетерпением ждут военные, которых нервирует отставание России в этой области от «заклятых друзей». Говорят, что, будучи в Казани, министр обороны Сергей Шойгу сделал внушение Гомзину за затягивание сроков. О необходимости ускорения глава МО публично говорил еще в 2013 году. Впрочем, как полагают эксперты, военные не совсем объективны, ведь те же США к нынешнему своему беспилотному превосходству шли более 20 лет. Первые полеты Predator и Reaper состоялись в 1994 и 2001 годах, а их вооруженные версии появились существенно позднее, мы же пытаемся при худшем по сравнению с США состоянии науки и промышленности и гораздо более скромных бюджетах решить те же задачи за 5–7 лет. Но, как бы то ни было, по данным источников «БИЗНЕС Online», военные, не видя конкретного результата, стали придерживать финансирование. А его, пока «Альтаир» окончательно не встанет на крыло, понадобится еще немало.

По всей видимости, тогда руководство ОКБ решило пойти на нетрадиционный для оборонки шаг — «коммерциализировать» военную машину. О возможности гражданского применения «Альтаира» Гомзин говорил еще в 2014 году, и вот решили перейти от слов к делу. Предположительно, в конце прошлого — начале нынешнего года ОКБ презентовало в агентстве стратегических инициатив, конкретно в проекте «Национальная технологическая инициатива» (НТИ), проект «Создание и внедрение в эксплуатацию комплекса воздушного мониторинга протяженной инфраструктуры Арктического и других регионов на базе воздушных беспилотных судов со взлетной массой более 7 тонн». И у федералов попросили включения проекта в программу НТИ по развитию рынка «АэроНэт» и, соответственно, выделения на него денег, предположительно, порядка 2 млрд рублей. Решение должно было быть принято как раз нынешней осенью, и, как сообщал «БИЗНЕС Online» соруководитель рабочей группы «АэроНэт» Сергей Жуков, шансы ОКБ были очень высоки.

Эксперты сразу предположили, что гражданская версия «Альтиуса-М» придумана для того, чтобы компенсировать затраты по военному проекту, которые, вероятно, превысили расчетные.

Отметим, что в 2016 году ОКБ чувствовало себя достаточно уверенно. Бюро увеличило выручку на 7,5%: с 1,49 млрд до 1,61 миллиарда. Операционная прибыль — то есть результат от основной деятельности — выросла на 31 млн до 246 млн рублей: и это новый рекорд за всю историю предприятия. Картина резко ухудшилась на этапе прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов выросло на 78 млн до 198 млн рублей. Основная причина — увеличение расходов предыдущих периодов, выявленных в отчетном периоде. Примером таких расходов может быть неверно ранее начисленная амортизация сооружений и оборудования, причина может быть еще проще: услуги и товары были получены в текущем году, а накладные и акты — в следующем. В результате таких неприятных «сюрпризов» прошлых лет ОКБ им. Симонова получило убыток до налогообложения в размере 1,7 млн рублей против прибыли 37,6 млн рублей в 2015 году. Но благодаря балансировке налоговых активов и обязательств бюро вышло на чистую прибыль в 14,9 млн рублей, что в два раза выше показателя 2015-го. Однако недосягаемым рекордом остаются 131,4 млн рублей, полученных за тучный 2013 год.

В презентации ОКБ подчеркнуло, что намерено привлечь частные инвестиции. И тут надо напомнить, что это бюро — частная компания. В 2013 году Татарстан парадоксально расстался с акциями идущих в гору беспилотчиков: минземимущество РТ продало за 35,3 млн рублей блокпакет в 25% плюс две акции. На сегодня структура акционеров выглядит так: АО «Сокол-Инвест» (зарегистрировано по тому же адресу, что и ОКБ, директор — Лачугин) — 69,6%, ООО «Фалькон Эйр» — 25%, физические лица — 5,4%. Конечный бенефициар «Сокол-Инвеста» неизвестен, по состоянию на конец 2016 года номинальным держателем 100% акций выступал Татфондбанк. «Фалькон Эйр» владеет некая Диляра Махизянова — вероятно, тоже номинальная собственница.

Полгода назад симоновцы выдворили со своей территории сотрудников расположенного там инжинирингового центра «КАИ-Композит». Это совместный проект КНИТУ-КАИ и ОКБ

Ринат Хайров: «Неоднократно спорили с Погосяном: зачем нам «Суперджет», когда есть Ту-334?»

Экс-глава татарстанской ФНС, депутат Госдумы рассказал «Реальному времени» о состоянии татарстанских предприятий ВПК

Татарстанский депутат Госдумы, член комитета по обороне Ринат Хайров — один из самых активных участников праймериз «Единой России». Тем временем последние 10 лет после отставки из управления Федеральной налоговой службы он много времени уделял проблематике военно-промышленного комплекса, будучи советником министра обороны России Анатолия Сердюкова, а затем замом Николая Колесова в КРЭТ. В интервью «Реальному времени» Хайров поделился своим мнением о причинах создания Нацгвардии, оценил операцию в Сирии и поделился сведениями о ходе работ над первым российским ударным беспилотником.

Гарантии

Настоящим мы, весь коллектив сотрудников базы данных «Контрагент», гарантируем, что приложим максимум усилий для оперативного решения возникших у нашего клиента затруднений с получением информации.

  • полученный файл не открывается;
  • в полученном файле отсутствует оговоренная информация;
  • возникли проблемы с получением файла после оплаты.

Данное обязательство мы берем на себя в случае, если клиент поставил нас в известность о возникшей проблеме. Наиболее удобный способ поставить нас в известность:

ПРИСЛАТЬ ПИСЬМО НА info@k-agent.ru

ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗАВ:

  1. Способ и идентификатор оплаты (id транзакции, номер телефона с которого произведен платеж)
  2. ИНН компании, по которой запрашивался документ.
  3. Название документа.

Мы гарантируем, что в любой день с 8.00 до 23.00 мск (в том числе в праздники и выходные) отправив письмо с описанием проблемы, в течение 30 минут ответным письмом вы получите нужную информацию.

В случае, если мы не можем решить проблему, которую вы нам описали, то в течение суток мы вернем вам полученные денежные средства.

«А ВОТ ЕСЛИ ТЫ НАЧАЛ ХУЛИГАНИТЬ С ДЕНЬГАМИ…»

Что все-таки могло стать поводом для следственных действий в отношении ОКБ им. Симонова? Срыв ГОЗа? Финансовые дела? Что-то еще? «БИЗНЕС Online» предложил оценить ситуацию экспертам.

Денис Федутинов — ведущий российский эксперт в области беспилотных систем:

— Система с тяжелым БЛА, над созданием которой работают в ОКБ имени Симонова, имеет высокую степень новизны. На это накладывается то, что компетенции в данной области в России пока еще являются незначительными, плюс не очень хорошее экономическое положение страны, плюс не очень хорошее положение с научно-техническими кадрами — все это вместе обусловливает то, что сроки могут сдвигаться вправо по объективным причинам. Таким образом, несмотря на то что задержка в реализации проекта является раздражающим фактором, военные, отвечающие за вооружение, в частности заместитель министра Юрий Борисов, на мой взгляд, осознают и все описанные обстоятельства. При этом каких-либо фатальных последствий для программы тяжелого БЛА, на мой взгляд, на настоящем этапе вряд ли стоит ожидать — собственно потребность в подобного рода системах никуда не делась.

Что стоит за появлением в настоящий момент каких-то претензий экономического характера к ОКБ, можно только предполагать. Наверное, в принципе, здесь могут иметь место некие финансовые злоупотребления. Например, при дефиците средств на основные работы по теме могли быть некие существенные траты на нечто, прямо не связанное с разработкой. Гораздо интереснее, кто может стоять за предпринятыми против ОКБ действиями. Они могут быть вызваны конфликтом между собственниками, или наличием претензий собственников к менеджменту, или желанием третьих лиц получить контроль над предприятием. Здесь могут иметь место различные варианты.

Назир Киреев — советник премьер-министра РТ:

— Сегодня стало ясным, что беспилотники очень нужны, а следовательно, они становятся лакомым куском. В таких ситуациях всегда находятся люди, которые ранее не имели к теме никакого отношения, но готовы взяться за нее из-за денег, а умеют или не умеют — дело десятое. Если взять казанские отраслевые компании, то во многом они выросли не за счет государства, а благодаря собственным идеям и средствам. В итоге они завоевали хорошие позиции. Кстати, за рубежом аналогичные компании быстро достигают результатов благодаря колоссальной господдержке. Американцы на свой ударный беспилотник порядка 22 миллиардов долларов потратили.

Виктор Мураховский — главный редактор журнала «Арсенал Отечества»:

— По научно-технической стороне в данном проекте особого риска нет — все достаточно известно, поэтому, думаю, с этим все в порядке. Вопросы могли возникнуть к внутреннему распределению финансов. Сейчас за этим стали пристальнее следить. Сегодня, когда находят нецелевое использование средств по ГОЗу, начинают разбираться — вплоть до обысков и задержаний.

Андрей Фролов — главный редактор журнала «Экспорт вооружений»:

— Давайте потеоретизируем безотносительно к ОКБ имени Симонова. Директора в один голос говорят: хоть убейся, но ГОЗ сделай, иначе последствия будут тяжелыми. Но это в теории. На практике же каждый год что-то переносят: по кораблестроению регулярно на несколько лет сдвигаются какие-то вещи, но пока никто под суд не пошел. Наверное, если ты сорвал что-то, но объяснил, почему так произошло, поругают, но не накажут. А вот если ты начал хулиганить с деньгами, то это чистое уголовное дело, тут карающий меч правосудия может обрушиться на голову виновного. Когда в 2015 году ввели систему «крашеных счетов», деньги стало реально тяжело выводить, но люди находят схемы, особенно поставщики второго-третьего уровня. Так что вполне допускаю, что могут дергать за что-то старое, по деньгам… Может быть и завышение цен, но это ФАС — в таких случаях не посылают жестких ребят. Словом, только гадать можно. Но это точно не срыв заказа.

Мне кажется, дело в ценах и деньгах. К тому же ОКБ сейчас на этапе ОКР находятся, а ОКР — такая тема вкусная, чтобы что-то распиливать. Скорее всего, чистая уголовка, о большой политике там вряд ли стоит говорить. И компания слишком маленькая, чтобы из тяжелой артиллерии по ней лупить.

Тимур Латыпов, Алексей Лучников, Артем Кузнецов, Анна Залялетдинова, Виктор Османов

Беспилотная авиация: настоящее и будущее

Недавно в Татарстане побывал глава МЧС России Владимир Пучков, который во время встречи с Президентом Рустамом Миннихановым заявил, что в Казани будет создан Центр беспилотной авиации МЧС РФ. В чем могут заключаться функции этого центра, какие проблемы нужно решить в части развития беспилотной авиации? На эти и другие вопросы нам ответил Александр Гомзин, генеральный директор – главный конструктор научно-производственного объединения «Опытно-конструкторское бюро имени М.П.Симонова», единственного в России производителя беспилотных воздушных мишеней самолетного типа, предназначенных для тренировки летчиков и проверки боеготовности армии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector