«круговая порука»: почему миротворцев оон не судят за военные преступления

Персонал

Голландский транспортный батальон СООНО на пути в Боснию и Герцеговину. Маршрут Triangel апрель 1995 г.

СООНО состояли почти из 39 000 человек. В его состав входили войска из Аргентины, Австралии, Бангладеш, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Чехии, Дании, Египта, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Ганы, Индии, Индонезии, Ирландии, Италии, Иордании, Кении, Литвы. , Люксембург, Малайзия, Непал, Нидерланды, Новая Зеландия, Нигерия, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Российская Федерация, Словацкая Республика, Испания, Швеция, Швейцария, Тунис, Турция, Украина, Великобритания и США. По данным ООН, за время действия мандата сил среди персонала СООНО погибло 167 человек. Из погибших трое были военными наблюдателями, 159 — другими военнослужащими, один — сотрудником гражданской полиции, двое — международным гражданским персоналом и двое — местным персоналом.

Командирами СООНО были:

Имя Страна Из К
Генерал-лейтенант Сатиш Намбьяр Индия Март 1992 г. Март 1993 г.
Генерал-лейтенант Ларс-Эрик Вальгрен Швеция Март 1993 г. Июнь 1993 г.
Генерал Жан Кот Франция Июнь 1993 г. Март 1994 г.
Генерал Бертран де Совиль де ла Прель Франция Март 1994 г. Март 1995 г.
Генерал Бернар Жанвье Франция Март 1995 г. Январь 1996 г.

Видные офицеры:

  • Генерал-майор Льюис Маккензи (Канада) Сектор Сараево 1992
  • Генерал Филипп Морийон (Франция) с октября 1992 г. по июль 1993 г.
  • Генерал-лейтенант Фрэнсис Брикемон (Бельгия) с 12 июля 1993 года по 24 января 1994 года.
  • Генерал-лейтенант сэр Майкл Роуз (Соединенное Королевство) с 24 января 1994 года по 25 февраля 1995 года.
  • Генерал-лейтенант Руперт Смит (Великобритания) с 25 февраля 1995 г.

Россия в миротворческих операциях

Флаг российских миротворческих сил

8 марта 1992 года по решению Верховного совета России 900 российских миротворцев были направлены в состав сил ООН в бывшей Югославии. В 1996 году контингент достиг максимальной численности в 1600 человек (из них — 1340 в Боснии и Герцеговине). Вывод российских миротворцев из Боснии завершился 14 июня 2003 года. За время операций в Хорватии и Боснии погибли 22 российских военнослужащих.

25 июня 1999 по решению Совета Федерации РФ в Косово было направлено 3600 миротворцев. К тому времени там уже находилось 400 российских военных из числа контингента в Боснии и Герцеговине, которые совершили марш-бросок в Приштину и вошли туда 12 июня 1999 года. Миссия продлилась до 24 июля 2003 года. За время пребывания в Косово погибло 12 российских миротворцев.

7 июня 2000 года Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил в операции участвовало четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.

  • 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человека), 30 июня 2004 — 40 человек в Бурунди. Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
  • 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан. В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана.

Пост российских миротворцев в Нагорном Карабахе близ села Ванк Кельбаджарского района. 25 ноября 2020 г.

1 сентября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «Указ О направлении воинского формирования Вооружённых сил РФ для участия в операции Европейского союза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР». Речь шла о направлении в район её проведения четырёх российских транспортных вертолётов Ми-8МТ и до 200 военнослужащих. На 10 марта 2009 года в миротворческой операции в Республике Чад и ЦАР участвовало 100 российских военнослужащих и 4 вертолёта Ми-8МТ. В декабре 2010 года российские войска, согласно указу президента, покинули территорию Чада и ЦАР.

Кроме российских воинских формирований, в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры — военные наблюдатели, которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года.

Подбор персонала для миротворческих операций

По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Ириане. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

Конвейер насилия

Обвинения в насилии над мирным населением Южного Судана звучат в адрес военнослужащих миротворческой миссии не впервые. 

Ранее из страны были отозваны 46 полицейских ООН, обвиняемых в злоупотреблениях. Миротворцы пользовались зависимым положением женщин, укрывшихся на базе ООН, используя их для сексуальных услуг. В ООН назвали этот случай «очевидным нарушением кодекса поведения миссии».

Также по теме

Война в Южном Судане: 5 лет свободы и насилия

В Южном Судане возобновились военные действия. Счёт жертв уже идёт на сотни. Соединённые Штаты, опасаясь за жизни своих граждан,…

История преступлений миротворцев ООН в горячих точках началась в 90-х годах ХХ века. Факты противозаконных действий «голубых касок» были выявлены, например, в Боснии, Гвинее, Либерии — в основном речь шла о торговле гуманитарной помощью и изнасилованиях.

В ООН даже был учреждён специальный фонд поддержки жертв преступлений миротворцев, к 2016 году он составлял почти полмиллиона долларов, причём большую часть средств пожертвовали японские власти, и только $49 тыс. — правительства стран, чьих солдат заподозрили в нарушениях.

Проблема давно находится в поле внимания журналистов и правозащитников. Ежегодно миротворцы и сотрудники гуманитарных миссий совершают новые преступления. Например, в 2015 году скандал разгорелся из-за изнасилования «голубыми касками» малолетней жительницы Центральноафриканской Республики. Пан Ги Мун, занимавший в то время пост Генсека ООН, сравнил незаконные действия миротворцев с раковой опухолью. Генсек признал, что преступления совершаются миротворцами не только в ЦАР, но и в других горячих точках планеты и что в большинстве случаев никто не несёт за это ответственности. 

Согласно выводам расследования, проведённого агентством Associated Press и опубликованного в апреле 2017 года, за 12 лет сотрудники ООН, включая солдат миротворческих миссий, совершили почти 2 тыс. преступлений сексуального характера. Журналисты пообщались с жертвами — в ряде случаев миротворцы предлагали несовершеннолетним еду или деньги. Однако по закону это не может облегчить наказание: связь с подростками в любом случае квалифицируется как изнасилование.

Причём к преступлениям причастны не только военнослужащие миротворческих миссий, но даже сотрудники гуманитарных организаций — как входящих в структуру ООН, так и сторонних. Показателен пример международной благотворительной организации Oxfam. Оказалось, что её руководство несколько лет скрывало от общественности неприятные подробности, касающиеся сотрудников миссии. После разрушительного землетрясения 2010 года на Гаити прибыла миссия Oxfam, чтобы помочь местному населению. Но часть средств, предназначенных на благотворительность, была потрачена сотрудниками миссии на покупку у местных сутенёров несовершеннолетних сирот для оргий.

Порой жертвами сексуальных преступлений становятся даже сами сотрудники миссий ООН. Подобные инциденты отмечались в странах с неразвитой правовой системой (в первую очередь речь идёт об африканском регионе). О таких случаях в январе 2018 года рассказала газета The Guardian — пострадавшие поделились с журналистами своими историями. Так, бывшая сотрудница миссии лишилась работы, потому что попыталась добиться справедливости, заявив об изнасиловании со стороны старшего коллеги. Хотя она представила медицинское заключение и её слова подтверждали показания свидетелей, в ООН предпочли историю замять, а жертву насилия — уволить.

В январе 2017 года ООН ввела новую систему сбора информации о преступлениях, совершённых «голубыми касками» и гражданскими сотрудниками миссий в отношении мирного населения. Число жалоб, связанных с инцидентами, имевшими место в прошлом, возросло, отмечают в ООН. Однако полностью предотвратить новые преступления пока не удаётся.

  • Суданские военные
  • Reuters

Преступление без наказания

Как отмечают эксперты, у этой проблемы есть несколько причин. ООН не может самостоятельно наказывать миротворцев. Правосудие над ними должны вершить власти тех стран, гражданами которых являются виновники преступлений. Как правило, руководство государств, направивших солдат для осуществления миротворческой миссии за рубеж, неохотно берётся за расследование — ведь огласка таких преступлений неизбежно бьёт по имиджу страны. Кроме того, установить истину в таких случаях непросто и в силу объективных причин — для этого нужно провести расследование не просто за рубежом, но ещё и в регионе, где разворачивается вооружённый конфликт.

Получается, что миротворческий контингент ООН фактически выведен из-под действия международных норм о военных преступлениях и преступлениях против человечества. Для сравнения: преступлениями против мирного населения во время конфликта на территории бывшей Югославии занимался международный трибунал, и многие подсудимые были приговорены к очень суровому наказанию, вплоть до пожизненного заключения.

Военнослужащие-миротворцы за свои незаконные действия редко оказываются в тюрьме — в большинстве случаев им грозит очень мягкое наказание, если дело вообще дойдёт до суда.

Миротворческая платформа

По мнению экспертов, перспективной платформой для миротворческой деятельности является Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

С 2012 года проводятся учения «Нерушимое братство», где миротворческими силами стран — участниц ОДКБ отрабатываются различные сценарии проведения операций по деэскалации конфликтов. Организация имеет мандат Совбеза ООН на проведение миротворческих операций.

«У этого союза хороший потенциал для развития в плане миротворческой деятельности, который может эффективно проявить себя на среднеазиатском направлении», — отметил Кошкин.

Эксперт также подчеркнул значение миротворческих миссий России по всему миру.

Также, по словам эксперта, Россия осуществляет транспортное обеспечение миротворческих миссий ООН и вносит свой денежный вклад в фонд организации.

Гражданская война в Таджикистане

В 1992 году массовые митинги в Душанбе переросли в полномасштабную гражданскую войну. 27 июня в южных районах Таджикистана вспыхнули вооружённые столкновения, начавшиеся из-за конфликта населения Вахшского района с переселенцами из соседних регионов.

Также по теме


«Общее понимание вызовов и угроз»: в Таджикистане завершились антитеррористические учения ОДКБ

Войска ОДКБ завершили запланированный на 2017 год цикл учений. На финальном этапе манёвров под названием «Боевое братство» более пяти…

К октябрю 1992 года уже насчитывалось 15—20 тыс. убитых и несколько десятков тысяч раненых, сотни тысяч жителей республики стали беженцами. Страна начала скатываться в бездну гуманитарной катастрофы.

22 января 1993 года в Минске между Россией, Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией было подписано решение о создании Коллективных миротворческих сил (КМС) с целью стабилизации обстановки на таджикско-афганской границе.

В состав КМС вошли 201-я мотострелковая дивизия Вооружённых сил России и подразделения из Казахстана, Киргизии и Узбекистана. В задачи 201-й дивизии входили охрана Нурекской ГЭС и аэропорта в Душанбе, патрулирование в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе, сопровождение колонн, а также охрана сложных участков таджикско-афганской границы совместно с пограничниками.

Благодаря усилиям миротворцев к лету 1993 года конфликт в целом удалось погасить. 27 июня 1997 года в Москве на девятой встрече между представителями конфликтующих сторон при посредничестве ООН было подписано окончательное мирное соглашение.

С 1993 по 1999 годы военнослужащими 201-й дивизии было разминировано 25 км дорог, ликвидированы 103 минных поля, обнаружено и уничтожено 141 205 мин, перевезено около 10 тыс. переселенцев и более 350 тонн гуманитарных грузов. При выполнении миротворческой миссии в Таджикистане погибли более 150 военнослужащих дивизии.

В 2000 году было принято решение о начале вывода объединённого миротворческого контингента из Таджикистана. В республике осталась оперативная группа пограничной службы ФСБ России и советники при каждом из погранотрядов. В 2005 году на базе 201-й мотострелковой дивизии в Таджикистане была создана 201-я российская военная база. 

  • Военнослужащий миротворческого соединения Центрального военного округа (ЦВО) во время тактических занятий на полигоне с применением комплектов боевой экипировки «Ратник»
  • РИА Новости

Ценой собственной жизни

14 июля 1992 года российские миротворческие силы были введены в зону грузино-осетинского конфликта. После распада СССР Южная Осетия фактически отделилась от Грузии, однако не была признана международным сообществом в качестве независимого государства. Ввод российских войск позволил долгое время сохранять стабильность в регионе.

Летом 2008 года благодаря усилиям российских миротворцев удалось предотвратить масштабное кровопролитие в ходе обострения грузино-осетинского конфликта. Утром 8 августа грузинские войска начали наступательную операцию в Южной Осетии, на их пути находилась база российских миротворцев.

Российские миротворцы подверглись артиллерийскому обстрелу реактивных систем залпового огня «Град», танков и миномётов, бои происходили и на короткой дистанции с применением стрелкового оружия. В отличие от грузинской стороны, у российских военнослужащих не было тяжёлой техники: на вооружении миротворцев было несколько БМП, ручных противотанковых гранатомётов и управляемых ракет, а также пулемёты.

Однако российские миротворцы не допустили прорыва грузинских войск к Цхинвалу и сдерживали натиск превосходящих сил противника до прихода российской 58-й общевойсковой армии Южного военного округа, которая действовала в рамках принуждения к миру грузинской стороны.

Изначально грузинским войскам противостояло 526 российских миротворцев, 250 из которых размещались на постах и заставах вдоль границы. Командир батальона миротворцев подполковник Константин Тимерман был награждён званием Героя России.

  • Российские миротворцы в районе города Цхинвала, подвергшегося нападению грузинских войск (Южная Осетия, 2008 год)
  • РИА Новости

В 1994 году Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) СНГ были в введены Абхазию. Целью КСПМ было разъединение сторон грузино-абхазского конфликта в регионе. К 1 августу 2008 года группировка КСПМ насчитывала 1561 человек, она была оснащена 135 единицами бронетанковой и 267 единицами автомобильной техники, а также четырьмя вертолётами Ми-8 и Ми-24.

В результате конфликта в Южной Осетии в 2008 году мандат у КСПМ был отозван и начался вывод миротворческих сил КСПМ из Абхазии. С 2009 года в Абхазии на месте бывших объектов КСПМ базируется 7-я объединённая военная база российских вооружённых сил.

«Ограниченный контроль»

Как отмечают эксперты, чаще всего преступления совершают солдаты-миротворцы, прибывшие из беднейших азиатских или африканских стран. Развитые в правовом отношении государства, такие как США, Франция, Великобритания, неохотно отправляют своих граждан в эпицентр гражданских войн на африканском континенте. Такие миссии сопряжены с большой опасностью для «голубых касок»: во время гражданского конфликта в Руанде, например, были убиты десять бельгийских солдат-миротворцев.

Сегодня наибольшее число военнослужащих для участия в миротворческих миссиях направляют такие страны, как Руанда, Нигерия, Непал, Египет, Пакистан и Индия — их жителей привлекает жалование, выплачиваемое ООН. По мнению экспертов, кадровый отбор военнослужащих производится недостаточно тщательно: порой в ряды миротворцев попадают люди, в психологическом и культурном отношении близкие к боевикам.

Также по теме

Правозащитница: Преступления миротворцев в ЦАР дискредитируют ООН в глазах жителей Африки

Организация AIDS-Free World («Мир без СПИДа») опубликовала сведения о более чем 100 случаях сексуальных надругательств со стороны…

Практика расширения сотрудничества между миротворческими структурами ООН и местными организациями распространилась в 90-х. Число миротворческих операций после окончания холодной войны возросло и потребовалось большее число военнослужащих.   

«Дело в том, что ООН действует по двум принципам — с одной стороны, в горячую точку направляются представители отдалённых регионов, не заинтересованных в том, чтобы поддерживать ту или иную сторону, — рассказал в интервью RT доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло. — А с другой — привлекаются миротворцы из близлежащих стран, которые хорошо знакомы с обстановкой».

По словам Рожина, ООН имеет ограниченный контроль над действиями своих миротворцев в тех регионах, где идёт война и этнические чистки. Там, где миротворцы находятся достаточно долго, например в Центральноафриканской Республике, сама обстановка действует на солдат разлагающе.

Впрочем, иногда в преступлениях бывают уличены и граждане западных стран. Например, в апреле 2016 года организация AIDS-Free World («Мир без СПИДа») обнародовала информацию о более чем 100 случаях изнасилований, совершённых миротворцами в Центральноафриканской Республике за 2013—2015 годы, в большинстве случаев жертвами становились дети и подростки. Подозрение пало на французских миротворцев. Однако через год парижская прокуратура потребовала закрыть уголовное расследование по этим обвинениям. 

«Расследование таких преступлений бросает тень как на командование миротворческих сил, так и на ту страну, гражданами которой являются преступники. Поэтому информация о преступлениях в отношении мирного населения, совершённых военными и гражданскими представителями миссий ООН, часто просто заминается. Тем более что в районах вооружённых конфликтов скрыть случаи преступлений достаточно просто. Кроме того, тотчас выстраивается круговая порука сотрудников всех миссий ООН, гражданских и военных», — подвёл итог Манойло.

На пути к миру

По статистике ООН, на начало 2017 года в девяти миссиях ООН было задействовано 105 российских миротворцев. Из них 41 человек выполняет полицейские функции, а 64 выступают в качестве военных наблюдателей.

По типу задач миротворцы ООН делятся на «голубые береты» — полицейские силы — и «голубые каски» — военные силы ООН. «Береты» безоружны, а «каски» имеют право на ношение лёгкого стрелкового оружия, которое может быть применено только в целях самообороны.

Миротворческие операции подразделяются на операции по поддержанию мира и по принуждению к миру. Первые проводятся с согласия всех основных конфликтующих сторон и направлены на контроль и выполнение уже достигнутых соглашений о прекращении огня. Операции по принуждению к миру проводятся с целью создания обстановки для перемирия или прекращения огня даже при условии несогласия конфликтующих сторон.

  • Российский миротворец на блокпосту, расположенном на въезде в город Бендеры (Приднестровье)
  • РИА Новости

Хотят ли русские (и украинцы) войны?

Все последующие рассуждения основаны на предположении о том, что в Киеве и в Москве есть желание найти политическое решение проблемы Донбасса. А политическое решение, помимо всего прочего, предполагает готовность к компромиссу. Если такое желание и такая готовность отсутствуют хотя бы у одной из сторон, и если ставка делается на силовой вариант, на полную и безоговорочную капитуляцию оппонента, то говорить о перспективах международного миротворчества, конечно же, бессмысленно. В лучшем случае, возможны какие-то тактические договоренности — чтобы выиграть время, перегруппировать силы, накопить ресурсы и в удобный момент возобновить политическое, а возможно — и военное давление на противника. Или же заявления сторон о политическом решении как о единственно возможном нужно отнести к разряду расхожих пропагандистских штампов. Допущение о готовности сторон к политическому компромиссу, разумеется, открыто для критики, но без него, строго говоря, обсуждать вообще нечего.

Другими допущениями является то, что Киев на данный момент не готов отказаться от Донбасса как от части единого украинского государства, а Москва не заинтересована ни в присоединении ДНР/ЛНР к себе, ни в закреплении за этими территориями постоянного статуса «непризнанных государств». Как хорошо известно, в России многие сомневаются в обоснованности первого допущения, а в Украине — в правомерности второго. Вряд ли кто-то, за исключением разве что высшего руководства обеих стран, доподлинно знает, какие идеи обсуждаются или не обсуждаются сегодня в кабинетах на Старой площади или на Банковой улице. Но, по крайней мере, все официальные заявления сторон позволяют относиться к вышеозначенным допущениям как к обоснованным и правомерным.

Третье немаловажное допущение состоит в том, что за почти четыре года конфликта и в Москве, и в Киеве научились более реалистически оценивать текущую ситуацию и динамику этой ситуации на другой стороне. Если в конце 2014 г

в России кто-то считал, что Украина не сегодня-завтра развалится, что нарастание экономических трудностей подорвет социально-политическую базу украинского национализма, а Запад не сможет или не захочет поддерживать на плаву тонущий «компрадорский» режим в Киеве, то в конце 2017 г. таких иллюзий у думающих людей оставаться уже не должно. С другой стороны, если три года назад в Украине было распространено мнение, что российская экономика быстро рухнет под тяжестью западных санкций, что политическая поддержка Путина сойдет на нет, и страна скоро окажется перед перспективой нового 1991 г., то сегодня такой сценарий выглядит картинкой из какой-то параллельной вселенной, никак не связанной с реальным положением дел в Российской Федерации.

Оглядываясь назад, нельзя не отметить очевидного: и Киев, и Москва (вернее, украинское и российское общества) проявили неожиданную для многих внешних наблюдателей стойкость, устойчивость и адаптивность к новой ситуации. Можно называть эту стойкость упрямством, можно приписывать устойчивость общественных настроений злокозненной деятельности государственной пропаганды. Но суть дела от этого не меняется: украинское и российское общества, за исключением немногочисленных диссидентов, готовы и дальше терпеть издержки, связанные с конфликтом в Донбассе.

Стало быть, бытовавшие в Киеве и в Москве надежды на то, что ситуация в недалеком будущем разрешится сама собой, что «время в любом случае работает на нас», что «наше дело правое — победа будет за нами» должны были постепенно угаснуть как на одной, так и на другой стороне конфликта. Решительной победы одной из сторон в обозримой перспективе не просматривается, а продолжение кризиса будет означать накопление долгосрочных проблем как для Украины, так и для России. Время в этом конфликте играет как против Киева, так и против Москвы, пусть даже оба общества как-то приспособились к жизни в условиях, которые еще четыре года назад казались совершенно немыслимыми и по одну, и по другую сторону росийско-украинской границы.

Чего опасаются в Москве и в ДНР/ЛНР?

Прошедшие три месяца подтвердили неготовность российской стороны идти на принципиальные уступки Киеву и его западным партнерам. Украинский вариант международного миротворчества (распространение зоны действия миротворцев на всю территорию ДНР/ЛНР с выходом на государственную российско-украинскую границу, отказ Киева от переговоров с руководством Донбасса, неприятие варианта непосредственного участия России в миротворческой операции и пр.) наталкивается на активные возражения Москвы []. Эти возражения становятся еще более решительными и бескомпромиссными, когда они артикулируются руководством непризнанных республик в Донецке и Луганске.

Сценарий «резни в Донбассе» . В основе российской аргументации лежит сомнение в способности международного миротворческого контингента обеспечить надлежащую безопасность населению Донбасса, особенно с учетом широко распространенных в украинском обществе радикально-националистических и реваншистских настроений []

Обращается внимание на то, что киевское руководство пока не в силах поставить под жесткий контроль многочисленные автономные вооруженные группировками и военизированные политические движения радикального толка, способные терроризировать территории ДНР/ЛНР, угрожать своим политическим противникам, содействовать ухудшению криминогенной обстановки в регионе. Не исключаются новые потоки беженцев и вынужденных переселенцев с территории Донбасса в приграничные области Российской Федерации.

Миротворцы как предлог для ревизии Минских договоренностей. Миротворческая операция в «киевском варианте» вызывает многочисленные вопросы в Москве относительно дальнейшей судьбы Минских договоренностей. Российское руководство подозревает Киев в стремлении использовать новый план урегулирования для содержательной ревизии или вообще отказа от Минских договоренностей — особенно тех положений, которые касаются политических реформ []. При этом, в случае реализации киевской схемы Москва теряет все имеющиеся у нее сегодня рычаги как-то воздействовать на ситуацию и фактически превращается в стороннего наблюдателя «зачистки» Донбасса украинскими националистами. Приверженность западных стран Минским соглашениям не считается убедительной гарантией их выполнения Киевом [].

Гибкость Москвы — усиление нажима на Россию. Если на Банковой улице опасаются эрозии антироссийского консенсуса на Западе и снижения давления на Москву, то на Старой площади, напротив, есть основания полагать, что любые существенные уступки России по вопросу о миротворцах в Донбассе будут расценены на Западе и в Киеве как признак слабости российской стороны и могут стать поводом для дальнейшего усиления давления, по крайней мере — со стороны Соединенных Штатов []. В случае «сдачи» Донбасса следующей точкой концентрации западного давления может оказаться Крым.

Неподходящее время для уступок. Насколько можно судить, последние предложения Киева, поддержанные на Западе, не рассматриваются российской стороной как компромиссные. Их принятие Москвой было бы трудно даже формально преподнести внешней и внутренней аудитории как внешнеполитическую победу Кремля. Поскольку же страна уже вступила в президентскую избирательную кампанию и поскольку в этой кампании Кремль активно использует свои внешнеполитические достижения последних лет, любое «отступление» на украинском направлении должно выглядеть, как минимум, несвоевременным. Возможно даже, порождающим ненужные политические риски

С другой стороны, обращается внимание на многочисленные факторы неопределенности, сохраняющиеся на Западе — включая внутриполитический кризис в США и неспособность Ангелы Меркель сформировать коалиционное правительство в Германии. Отсюда делается вывод о том, серьезный разговор на тему Украины лучше отложить на лето или на осень будущего года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector