Министры финансов россии
Содержание:
Одной строкой о периоде с 1991 по 1999 год
1. Гайдар Егор Тимурович возглавлял Министерство финансов в 1991−1992 гг. После окончания МГУ и аспирантуры работал в НИИ. Совмещал должности вице-премьера и Министра экономики и финансов.
2. Барчук Василий Васильевич занимал должность главы Минфина в 1992−1993 гг. Придерживался идеи малодефицитного бюджета. Редко появлялся на публике, что и стало причиной отстранения от должности.
3. Фёдоров Борис Григорьевич возглавлял министерство в 1993–1994 гг. Он прекратил практику выдачи бывшим союзным республикам безвозвратных кредитов, упрочил позиции ведомства и отказался от очередного транша МВФ. При нём снизилась инфляция, повысились процентные ставки по вкладам для населения.
4. Пансков Владимир Георгиевич занимал должность главы Минфина в 1994−1996 гг. В 1992 – 1994 гг. был первым заместителем Государственной налоговой службы РСФСР. Был арестован по обвинению во взяточничестве в особо крупных размерах и вскоре отпущен на свободу. Во время следствия начал работу в Администрации президента РФ, позднее встал во главе министерства, ведавшего финансами.
5. Лившиц Александр Яковлевич был главой Минфина в 1996−1997 гг. Назначение на должность было неожиданным, поскольку Лившиц специализировался на изучении зарубежных рыночных моделей. Он начал борьбу с финансовыми льготами, отменил указ о едином валютном счёте и прославился как яростный борец со взяточничеством.
6. Чубайс Анатолий Борисович в должности вице-премьера подготовил программу приватизации, которая вызывала неоднозначные оценки со стороны Верховного Совета. После отставки Гайдара продолжил работу над приватизацией. Стал главой Минфина в марте 1997 г. После разразившегося осенью того же года писательского скандала был отстранён от занимаемой должности.
7. Задорнов Михаил Михайлович был министром финансов в 1997−1999 гг. Занимал эту должность в правительствах В.С. Черномырдина, С.В. Кириенко, Е.М. Примакова. На долгое время запомнится затяжной спор политика с нефтяными олигархами по поводу экспортных пошлин на чёрное золото.
Выше перечислены не все Министры финансов России. Список включает в себя ещё несколько фамилий: Вавилов А.П., Дубинин С.К.
Финансовые органы: определение, состав, функции
Определение 1
Финансовые органы государства – это совокупность организаций, осуществляющих управление государственными финансами на основе унифицированных принципов финансово-бюджетного планирования.
В состав финансовых органов РФ входят:
- Министерство финансов (Минфин).
- Министерства финансов и финансовые управления субъектов Российской Федерации (республик, краёв, областей, автономий, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
- Финансовые управления, а также департаменты и отделы при администрациях муниципалитетов.
Минфин: функции и задачи
Определение 2
Минфин России – это федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на проведение единой бюджетной, налоговой, финансовой и валютной политики в Российской Федерации, а также на координацию деятельности иных организаций исполнительной власти, относящихся к сфере финансов.
В процессе реорганизации системы исполнительной власти Минфину была передана часть функций по администрированию налоговой сферы, в соответствии с которыми оно получило полномочия на курирование и координирование деятельности налоговых органов. Кроме этого, Министерство финансов России наделено полномочиями издавать нормативные акты в сфере налогообложения внутри ведомства, а также вести разъяснительную работу по законодательству РФ о налогах и сборах.
Минфин России является субъектом налогового права. Для достижения целей и решения задач, возложенных на него государством в сфере налогообложения, Министерство финансов выполняет следующие функции:
- предоставляет письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах всем участникам финансово-экономических отношений, к которым относятся налогоплательщики и участники их консолидированных групп, налоговые органы, сборщики налогов и налоговые агенты;
- в соответствии с п. 2 ст. 54 ПК устанавливает и утверждает порядок доходов и расходов, а также проведение хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей;
- руководствуясь абз. 3 п. 1 ст. 83 ПК устанавливает порядок постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков;
- на основании статьи 145 НК утверждает форму уведомления, освобождающего от необходимости выплаты налогов, связанных с калькуляцией и уплатой НДС.
В определённых ситуациях Минфин России имеет право на принятие решения по предоставлению отсрочки или рассрочки по уплате некоторых федеральных налогов, а также пеней и штрафов.
До недавнего времени Министерство финансов РФ имело полномочия на утверждение форм налоговых расчётов и деклараций (а также порядок их заполнения), являющихся обязательными для налогоплательщиков и налоговых агентов. Но со вступлением в действие Федерального закона № 229-ФЗ от 27 июля 2010 г. Минфин этого полномочия лишился.
Финансовые органы субъектов федерации и муниципалитетов на своём уровне также ведут разъяснительную работу (письменно отвечая на заявления) среди налоговых агентов и налогоплательщиков по вопросам применения законодательных актов федерального, регионального и местного значения, касающихся расчёта налогов и размеров иных сборов, а также участвуют в принятии решений по установлению и изменению сроков уплаты региональных и местных налогов.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
2.1 Структура министерства финансов РФ
Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет заместителей (16) назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.
Министерство финансов РФ издает в приделах своих компетенций на основе законодательства РФ приказы, инструкции и другие нормативные и правовые акты.
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.
Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов создается научный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области финансов и кредита.
Минфин в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минфина РФ и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение министерства — г. Москва.
Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:
1. Департамент бюджетной политики департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение и др.;
2. Департамент налоговой политики;
3. Департамент управления государственным внутренним долгом;
осуществляющим эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение;
4. Департамент отраслевого финансирования, созданный на базе упраздненных департаментов промышленности, департамента агропромышленного комплекса, инвестиций и транспортных систем и связи;
5. Департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;
6. Валютно-экономический департамент;
7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;
8. Департамент финансирования государственного аппарата;
9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;
10. Юридический департамент;
11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;
12. Департамент страхового надзора;
13. Департамент внешнего долга, который производит выпуск внешних займов — евробонов и их погашение;
14. Департамент международных финансовых организаций;
15. Департамент государственного финансового контроля;
16. Департамент организации аудиторской деятельности;
17. Информационно-технический департамент;
18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;
19. Департамент валютного контроля;
20. Департамент социальной сферы и науки.
Какие функции выполняет Минфин?
Министерство финансов имеет следующие функции и задачи:
- Главная функция Минфина — разработка плана федерального бюджета и его исполнение, составление отчета и т.п. В регионах местные министерства финансов составляют региональный бюджет на основании датированных средств из Федерального бюджета. Составление проектов бюджетов начинается с ежегодного Послания президента РФ, в котором отображены основные направления на ближайшее время, конкретная сумма, которую государство может выделить в этом году. Также в послании указывается оценка исполнения и расходования средств бюджета за предыдущий год. На основании полученных данных Министерство финансов составляет бюджет на ближайший год.
- Минфин часто готовит прогнозы развития социально-экономической сферы РФ на ближайшую и долгосрочную перспективу, представляет их правительству РФ.
- Минфин концентрирует финансы на самых приоритетных направлениях развития. Например, подвластные ведомства участвуют в разработке различных предложений по улучшению экономики, поддержке и защите интересов местных производителей товаров и услуг и т.п.
- Управление внутренним и внешним долгом РФ. Министерство финансов РФ разрабатывает программы госзаймов и реализует их от имени РФ.
- Осуществляет государственный финансовый контроль через подведомственные департаменты за правильным расходованием бюджетных средств. Минфин дает подведомственным структурам поручения о проведении проверок.
- Занимается подготовкой различных предложений по кредитной и денежной политике РФ, федеральных целевых программ и обеспечивает их финансирование. Это происходит за счет федерального бюджета. Кроме прочего именно Минфин придумывает новые налоги для граждан и предпринимателей, юрлиц.
- Внесение предложений по привлечению иностранного капитала и инвесторов на российский рынок. На сотрудниках ведомства лежит задача создания проектов, которые привлекут иностранных инвесторов в Россию. Задача Минфина — облегчить зарубежным компаниям доступ на российский рынок.
Коротко о руководстве ведомства в 2000−2011 годы
Министры финансов России этого периода – одни из самых известных политических деятелей своего времени.
1. Касьянов Михаил Михайлович возглавлял министерство в 2000−2004 гг. Много внимания уделял внешнему долгу страны. Остальные вопросы были возложены на заместителей. Вошёл в историю как талантливый переговорщик, которому удалось снизить внешний долг России. Успех политика можно объяснить благоприятной обстановкой в экономике страны и умением ладить с людьми.
2. Кудрин Алексей Леонидович был главой Минфина дольше всех своих предшественников. Политик неоднократно назывался лучшим Министром финансов на мировом и европейском уровне. Ушёл в отставку в 2011 г. из-за возникших с Д.А. Медведевым разногласий по поводу роста военных и социальных расходов, зависимости бюджета от цен на нефть.
Обязанности Министра финансов.
Перечень обязанностей, входящих в компетенцию Министра довольно большой. С этим связана и огромная ответственность данной должности. От Министра зависит, как будет работать финансовый механизм страны, будет ли он эффективен. В частности, финансовый Министр:
- Организовывает работу своих замов и разделяет между ними обязанности.
- Занимается утверждением структуры своего ведомства и иных структур, подведомственных нему.
- Назначает и снимает с должности специалистов ведомства, решает вопросы о прохождении госслужбы в своей структуре.
- Утверждает штатное расписание работы финансового ведомства в пределах выделенного фонда для зарплаты, регулирует расходы на его обеспечение.
- Согласовывает фонд выплаты труда и количество сотрудников федеральных и региональных органов министерства, подписывает смету на их содержание.
- Контролирует исполнение обязанностей, возложенных на финансовое ведомство.
- Подписывает соглашения, по поручению правительства страны, по задачам привлечения зарубежных займов и предоставления по ним правительственных и государственных гарантий.
- Утверждает отчетность по выполненной работе.
- Вносит на рассмотрение проекты законодательных или нормативных актов в сегменте финансов.
- Контролирует деятельность подконтрольных ему федеральных служб
- Не принимает решения подведомственных ему служб, если они противоречат российскому законодательству.
- Назначает заместителей руководителей подконтрольных ведомству служб.
- Награждает почетными званиями и госнаградами РФ служащих Министерства.
- Подписывает нормативные приказы, а также приказы, носящие ненормативный характер по оперативным и текущим задачам ведомства.
Министр финансов также входит в состав коллегиального собрания, состоящего из начальников Налоговой службы, Таможенного комитета и иных руководящих сотрудников центральных служб, которых утверждает правительство РФ. Данная группа занимается рассмотрением основных вопросов, связанных с налоговой, финансовой, бюджетной и валютной политикой страны. Решение коллегии обычно вступают в силу по приказу Министра. Однако, если появляются разногласия, например, Министр не согласен с вынесенным решением, то вопрос решается на правительственном уровне.
Министр финансов входит в состав научного комитета при своем министерстве. Сюда же входят различные научные работники в области кредитов, финансов, денежного и валютного обращения. Они занимаются вопросами интеграции в практику своих научных достижений, например, по совершенствованию планирования бюджетов, методам бухучета и отчетности, улучшения страхового надзора и проч. Состав таких советов утверждает Министр финансов.
Таким образом, Министр финансов несет огромную ответственность за работу финансовой системы страны. Его слаженные и грамотные действия положительно влияют на работу финансового аппарата. С декабря 2011 года по сегодняшний день должность Министра финансов РФ занимает Антон Германович Силуанов. Он имеет ученую степень кандидата экономических наук, а в 2013 году стал деканом Финансового университета при Правительстве России. Силуанов долгое время работал при Министерстве, имеет орден за заслуги перед отечеством 1,3,4 степени, а также почетные грамоты Президента за достижения в области финансов.
Бесполезно
3
Занятно
6
Помогло
6
По каким вопросам можно обратиться в Минфин?
На официальном сайте министерства действует электронная приемная, где физические лица могут оставить любой интересующий их вопрос в рамках компетенции органа. Самые частые вопросы и темы для обращения граждан в Минфин:
- Применение законодательства о налогах и сборах, жалобы на действия сотрудников ИФНС
- Информация по вопросам заключения и расторжения договоров страхования при кредитовании и т.д.
- Разъяснение применения норм законодательства
- Спорные вопросы о применении налогового законодательства
- Жалобы на сотрудников Казначейства, на бездействие и т.п.
Руководитель |
Антон Германович Силуанов |
---|---|
Местонахождение главного офиса | 109097, Москва, Ул. Ильинка, 9 |
Телефон горячей линии | +7 (495) 987-91-01 |
Ссылка на форму для обращения граждан | www.minfin.ru/ru/APPEAL/ |