Боярыня марфа борецкая: биография, деятельность и интересные факты

Сюжет и тема

В повести описываются события, происходящие в те времена, когда Иоанн III желал освободить Русь от власти Золотой Орды. Но на пути его возникает помеха – город Новгород, провозгласивший о своей независимости и желающий отстаивать древние права и уставы.

В город отправляется посол Холмский, и обращаясь к народу с речью, в которой упрекает их в принятии иностранцев на своей земле и взывает к миру, объединению с другими русскими землями для свержения захватчиков. Сообщая при этом, что Иоанн пойдет даже против своего народа ради достижения цели.

Выслушав посла, народ приглашает Марфу – Посадницу, свою заступницу, ответившей на речи после тем, что Новгород будет отстаивать свою независимость и не прогнется ни перед кем. Говорит о причине желания подчинить князем города только с целью захвата богатых новгородских земель.

На такой ответ князь обнажает меч и сообщает о войне с новгородцами.

Марфа отправляется к своему деду – отшельнику, тот, предвещая горе все же благословляет народ новгородский на бой.

У Марфы было двое сыновей и дочь, покойный муж завещал женщине отстаивать независимость родной земли. Дочь она выдала замуж за Мирослава, которого выбрали на вече военным вождем, он и возглавил народное войско.

Начались сражения, в первом из них погибли Мирослав и оба сына Марфы, но народ не сдавался и принял еще несколько сражений. Потом началась осада Новгорода, люди начали голодать, потеряли всех своих ярых защитников и наконец признали поражение и сдались князю. Марфа была казнена.

Тема стремления к свободе и независимости раскрывает храбрость и силу духа человека, служащего верой и правдой своей цели.

↑ Борьбы Борецкой с Москвой

Марфа Борецкая вдохновляла народ на борьбу с московским князем. Она действовала решительно. В своём доме она организовывала шумные политические собрания, убедительно выступала перед собравшимися жителями. Своими горячими призывами она приобрела много сторонников. Жители верили Марфе и готовы были бороться против Москвы вместе с ней, но они не представлял насколько это опасно для них.

Новгородская знать мечтала создать в своём городе православное наместничество во главе с литовским паном. Перед ним было поставлено одно условие – он обязывался стать мужем Марфы. Жители Великого Новгорода согласились жить под покровительством Казимир, надеясь на его милостыни. Марфа интриговала и за гроши подкупала бедноту, чтобы они на вече кричали против Ивана III и призывали послать послов к Казимиру. Хотя смерды действовали вяло, но их набралось достаточно много и послов в Литву послали. Приверженцы же московского князя соглашались и явно не протестовали.

биография

Хотя ее называют мэром, это ни в коем случае не было официальным офисом. Русские и другие славяне традиционно называют жену определенных чиновников женским эквивалентом, поэтому жену священника (попу) можно назвать «жрицей» или жену генерала можно назвать «генерал-ессой», но это не означает, что она сама обладала какой-либо реальной властью. В случае с Марфой она могла быть центральным звеном антимосковитской фракции и обладала значительной харизмой или влиянием как матриарх клана, но никогда не занимала фактических должностей в Новгороде, поскольку они были ограничены землевладельцами-мужчинами.

О личной жизни Марфы известно немного. Она овдовела где-то в 1460-х годах и оставалась одним из самых богатых новгородских помещиков (на основании Писцовых книг или земельных кадастров, составленных московскими чиновниками начиная с 1490-х годов) до конфискации земли Иваном III в 1470-х и 80-х годах. Вероятно, чтобы защитить свое богатство, она выступила против московских великих князей, которые стремились захватить новгородские владения еще в конце 14 века.

В 1471 году Марфа и ее сыновья, Дмитрий и Федор, как последние представители антимосковской семьи Борецких , пытались договориться с Казимиром IV Ягеллоном об условиях передачи города Великому княжеству Литовскому при условии, что город древние привилегии и права будут сохранены. Они также пригласили Михайло Олельковича стать правителем города. Услышав об маневрах Марфы, нарушивших ранее подписанный Яжельбицкий мирный договор , Иван III выступил против Новгорода и разбил новгородское добровольческое войско в битве при Шелоне . После этой катастрофы сын Марфы, Дмитрий, был казнен 24 июля 1471 года по приказу великого князя.

Март Мэр Escorted в Москву , на Алексее Кившенко .

Хотя она продолжала полагаться на поддержку и интриги Литвы против Москвы, Иван III, наконец, покорил Новгород семь лет спустя. Затем Марфа и ее внуки были взяты под стражу и доставлены в Москву (7 февраля 1478 г.); ее земли были конфискованы. По традиции Марфа была вынуждена принять постриг в Нижнем Новгороде , но Гейл Ленхофф утверждает, что ее судьба после ареста неизвестна, как и дата и обстоятельства ее смерти.

Материалы

Возникновение борецкой росписи сопрягалось с использованием имеющихся в то время материалов, натуральных и долгое время не меняющихся. Современный мастер, у которого в руках окажется книга с историей северодвинского искусства, предпочтет работать с новейшими материалами. Новейшими – не значит дорогими.

Начинать работать в данной технике можно, имея:

  • гуашь (подойдет как художественная, так и плакатная);
  • кисти – колонковые или бельчьи (от № 1 до №4), обязательно с заостренным кончиком;
  • карандаши с черным грифелем;
  • лак;
  • наждачную бумагу.

Будущая картинка хорошо ложится на сосну, березу, липу. Можно даже расписывать фанеру с имитацией под древесину. А чтобы роспись легла идеально, поверхность следует покрыть специальным крахмальным грунтом. Предварительно дерево прошкуривают и отшлифовывают суконкой. Грунт кладется тканевым тампоном, после этого дерево снова шлифуют.

Также рекомендуем вам почитать статью: История и особенности Пучужской росписи.

Восстание Марфы Борецкой

В том же 1471 году Марфа решила поднять новгородцев против Ивана III. Как писал летописец, «она этой отчаянной мыслью желала заразить весь православный народ Великого Новгорода». Историки считают, что она с помощью своих наемников заставила вече дать согласие на «отложение» от Москвы. Ее люди кричали на площадях о том, как Московский князь притесняет бедных людей. В летописях можно найти записи, где в неприглядном свете выставлена Марфа Борецкая. Краткая биография ее сплошь составлена из козней и интриг. Здесь ее сравнивают с Иезавелью, с бесноватой Иродиадой, с Далидой и царицей Евдоксией. Люди Марфы за гроши подкупали «смердов», которые и создавали смуту, звонили в колокола, кричали, что они за короля литовского! Несмотря на то что противников в родном городе у Марфы было достаточно, однако они отличались инертностью и поэтому ее «партия» сумела одержать верх, и было решено послать послов во дворец к литовскому королю.

Новгородская республика

Во второй половине XV века Новгородская республика не могла похвалиться единством в политической жизни. Власть в городе принадлежала двум группировкам, каждая из которых преследовала свои интересы: одна часть новгородской элиты была на стороне Москвы, другая, к которой примыкали Борецкие, стремилась к Литве.

После смерти Исаака Борецкого его место занял сын Дмитрий, но фактическая власть сконцентрировалась в руках Марфы. Когда в 1470 году проходили выборы местного архиепископа, Борецкая поддерживала кандидатуру Пимена, но в итоге был выбран московский ставленник — Феофил. Это было серьезное оскорбление, которое знатная боярыня так и не смогла простить Москве. Она решила показать Ивану III, кто такая Марфа Борецкая, и доказать, что сила будет на стороне Новгорода.

Анализ повести Карамзина «Бедная Лиза»

Самая популярная повесть Карамзина, имевшая огромный успех и вызвавшая многочисленные подражания, — «Бедная Лиза». В повести рассказывается о печальной истории молодой крестьянки Лизы, обольщенной, брошенной и доведенной до самоубийства молодым аристократом Эрастом. Однако Карамзин не заостряет внимания читателя на социальных противоречиях, всецело сосредоточившись на исследовании душевного состояния своих героев. Аристократа Эраста в конечном счете он изображает таким же несчастным, как и утопившуюся «бедную» Лизу и в характерном для сентиментализма проникновенно-религиозном духе в конце повести высказывает надежду на то, что после смерти «они уже примирились».

Как и в предыдущей повести, Карамзин идеализирует крестьянскую жизнь. И Лиза, и ее мать, и покойный отец — люди высочайших моральных качеств. Отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь». Мать хранит возвышенную и светлую память о муже, постоянно скорбя о нем, «ибо и крестьянки любить умеют!» Лишь вскользь писатель подтверждает социальное положение Лизы-крестьянки, о.

Подробно и последовательно раскрывает Карамзин душевный мир Лизы, проникновенно описывая развитие в ней любовного чувства. Мы живо представляем героиню, желающую увидеть Эраста после первой встречи и грустящую из-за неосуществленного желания. Видим радостный испуг и волнение ее при неожиданном появлении возлюбленного. Автор передает ее мысли о том, как она могла жить раньше без Эраста, ее тревогу, что аристократ Эраст не может быть ее мужем; описывает ее колебания между страхом потерять любимого человека и надеждой на его возвращение; наконец, ее безутешное отчаяние, приводящее к самоубийству.

Не менее убедительно показана и внутренняя жизнь Эраста, наделенного «изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Автор отмечает благородное воздействие любви к Лизе на его характер: «Видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее», но и свидетельствует, что после того, как Лиза отдалась ему, она перестала быть для него «сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы». Образ Эраста — несмотря на смягчение над ним авторского приговора — более реалистичен, чем образ Лизы. Исследователи не без основания видят в нем первое проявление в русской литературе «разочарованного» и «странного» молодого человека, предшественника онегинско-печоринского типа.

«Бедная Лиза» насыщена чувствительными излияниями и восклицаниями рассказчика. В решающие моменты печальной истории автор дает оценку происходящих событий и поведения героев. «Ах! Лиза, Лиза, что с тобою сделалось?» — вопрошает он, когда героиня, сознавая растущее в душе чувство любви к Эрасту, всю ночь не смыкает глаз. Стараясь осудить бессердечность Эраста, автор восклицает: «Я забываю о человеке в Эрасте, готов проклинать его, но язык мой не движется; смотрю на небо и слеза катится по лицу моему. Ах! почему не пишу роман, а печальную быль!» Личность рассказчика повсеместно присутствует в повести.

В сентиментальном духе даются в повести и описания природы — окрестностей Москвы и «мрачных готических башен» монастыря. В этих лирически окрашенных описаниях также сквозит характерное для сентиментализма противопоставление города деревне: с одной стороны, Москва — «ужасная громада домов и церквей, с другой — «густо-зеленые цветущие луга», «река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок», «дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада» и т.д.

Выступление Марфы Борецкой

После речи боярина на вече наступила тишина. Но вдруг раздались возгласы: «Марфа! Марфа!».После них на лобное место поднялась вдова посадника Марфа Борецкая, известная защитница вольности родного города. Она привела следующие доводы:

  1. Новгород был и остается свободным, он никогда не допускал врагов на свои земли и не допустит их впредь.
  2. Марфа опровергла обвинения, что новгородцы думают лишь о своей выгоде. Она напомнила, что республика достигла процветания во многом благодаря отказу принимать участие в междоусобицах русских князей.
  3. Защитница вольности обвинила царя Ивана в стремлении захватить Новгород из-за его богатств и обширных земель.

После этих речей московский боярин объявил войну Новгородской республике. Набат вечевого колокола сообщил об этом всем жителям города. Марфа-Посадница отправилась за советом к своему деду — пустыннику Феодосию. Старый отшельник предрек Новгороду бедствия, но Борецкая сказала, что нужно действовать в настоящем, чтобы не укорять себя в будущем. Она привела с собой молодого воина Мирослава, которому решила доверить войско. Мудрый старец благословил витязя на бой и вручил ему меч своего предка, храброго Ратмира.

Лидер

Марфу поддерживали богатые землевладельцы, к ним относились Овиновы, Казимировы, Есиповы, Афанасьевы, Коробовы и некоторые другие. Они жили на Софийской стороне. К сторонникам Москвы относились более бедные вотчинники. Марфа владела значительным богатством и поэтому её желания расценивались как приказы. Женщина жестоко распоряжалась со своими врагами, в том числе и с боярами. В конце 15 столетия Борецкая со своими сторонниками, не скрываясь, не хотели стать подданными Московского князя.

В 1471 году она желала поставить архимандритом Пимена. Её поддержали боярыни Ефимия и Анастасия ( тоже вдовы). Однако архиепископом выбрали Феофила. Потом Борецкая послала послов к Московскому князю. Вернувшись обратно, они объявили, что Иван III считает Новгород своей вотчиной. Борецкая с богатыми подругами возглавили партию, боровшуюся против власти Москвы.

Личность Марфы

Точная дата рождения Марфы Борецкой неизвестна, не сохранились данные о детских и юношеских годах посадницы. Известно, что она принадлежала к новгородской аристократии: ее отцом был влиятельный в Новгороде боярин Семен Лошинский.

Впервые Марфа попала в летописи уже в качестве жены новгородского посадника Исаака Борецкого, чья фамилия закрепилась за ней в истории. У супружеской пары родились трое детей: Федор, Дмитрий и Ксения

Супруг скончался в 50-х годах XV века, оставив Марфе солидный капитал и много земель. Благодаря этому наследству Марфа Борецкая стала одной из самых заметных фигур в Новгороде.

Оценка и память

Более поздние исследования утверждают, что Марфа была сделана козлом отпущения архиепископом Новгородским Феофилом (1470–1480), чтобы скрыть свою роль в невыполнении Новгородом своих договорных обязательств. История двуличного поведения Марфы по отношению к великому князю, по-видимому, впервые была записана в архиепископском скриптории в Новгороде в середине-конце 1470-х годов.

Трагическая карьера Марфы и ее борьба за республиканское правительство снискали ей симпатию и внимание русских писателей и историков, особенно романтиков. Она была беллетризована в рассказе Николая Карамзина « Марфа-мэрия, или Падение Новгорода», а также в книге Федотова « Марфа Посадница»

Ее карьера увлекла Пушкина, который посвятил ей свой очерк 1830 года. Сергей Есенин написал историческое стихотворение о Марфе-мэре в 1914 году.

Памятник Марфе является частью памятника » Тысячелетие России» в Новгороде.

Война

Необыкновенно интересно описывает подготовку к войне повесть «Марфа-посадница», краткое содержание сюжета дальше рассказывает, что, когда загремел в набат колокол, народ стал готовиться принять последнее сражение. А Марфа сразу поспешила к благочестивому праведнику старцу Феодосию, который после 70 лет службы своему отечеству удалился от суетного мира в дремучий лес. Именно он сообщил ей про скорую беду, но Марфа была непреклонна. Она привела с собой молодого отрока Мирослава и хотела получить от старца благословение на брань. После этого Марфа торопилась его женить на своей дочери Ксении. Перед сражением они сыграли свадьбу, и сам епископ венчал молодых в Софийском соборе. Так Мирослав стал вождем новгородских витязей.

Марфа надеялась, что Псков не останется в стороне, станет им союзником и даст свое войско, однако те отказались поддержать мятеж новгородцев. Вскоре пришло известие, что Иоанн с лучшим войском выдвинулся к великому граду. Полки Мирослава выдвинулись им навстречу.

О книге

В условиях постоянного стресса, изнурительных нагрузок и бесполезных споров, человеку жизненно необходимо уметь отвлекаться от реальности и обогащаться эмоционально. Чтение во все времена спасало от уныния и скуки, поэтому и сейчас является эффективным способом справиться с этим. Увлекая читателя хитро закрученными сюжетами, книги дарят невероятную возможность отвлечься от насущных проблем.

Книга Балашов Дмитрий Михайлович «Марфа-посадница» – прекрасный образец подлинного искусства в жанре историческая художественная проза. В своей работе автор детально рассматривает серьезные вопросы взаимоотношений между людьми и то, как это влияет на нашу жизнь в целом. Интересная история сюжетной линии, тонко описанные персонажи, увлекательные диалоги между героями, атмосфера книги в целом, определенно вовлекут Вас в удивительное чтение.

С этой книгой читают

Марфа-Посадница, или Покорение НовагородаРерих Николай Константинович, Карамзин Николай Михайлович

Историческая повесть1802

4.3
 (2)

Старик и мореЭрнест Миллер Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй написал «Старика и море» в 1951 году на Кубе. В 1952 году книга была опубликована под английским названием «The old Man and the Sea». Эта новелла стала…

3.96
 (63)

ОбломовГончаров Иван Александрович

«Обломов» Гончарова. «Золотая классика» русской литературы. Оригинальная, неоднозначная книга, которую считают и эталоном критического реализма, и романом откровенно…

4.01
 (139)

Повесть о настоящем человекеПолевой Борис Николаевич

Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которой собраны все произведения, изучаемые в начальной, средней школе и старших классах. Не тратьте время на поиски…

4.61
 (27)

Темные аллеи Бунин Иван Алексеевич

Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших мастеров новеллы в современной русской литературе и выдающийся поэт. В 1933 году стал первым русским лауреатом Нобелевской…

4.13
 (52)

Преступление и наказание Достоевский Федор Михайлович

«Преступление и наказание» – гениальный роман, главные темы которого: преступление и наказание, жертвенность и любовь, свобода и гордость человека – обрамлены почти…

4.29
 (332)

Герой нашего времениЛермонтов Михаил Юрьевич

В книгу вошел роман М.Ю.Лермонтова (1814–1841) «Герой нашего времени», обязательный для чтения и изучения в средней общеобразовательной школе.

Роман «Герой нашего…

4.3
 (252)

Угрюм-рекаШишков Вячеслав Яковлевич

«Угрюм-река» – та вещь, ради которой я родился», – говорил В.Я.Шишков. Это первое историческое полотно жизни дореволюционной Сибири, роман о трех поколениях русских…

4.52
 (5)

Политические взгляды

Благодаря своему гигантскому богатству Марфа Борецкая имела в княжестве значительный политический вес. В на­роде еще долго оставался ее образ властной прави­тельницы, которая могла покарать за что угодно. Она могла быть безжалостной и умела мстить. Согласно легенде, когда до нее дошла весть о том, что ее сыновей — Феликса и Антона — убили в Заонежье, она приказала сжечь несколько десятков деревень, не пощадив даже малых детей. Она была беспощадна к своим врагам. Зная об этом, люди не рисковали бороться с ней, а просто бежали с глаз долой. Так, например, знатный боярин Василий Своеземцев был вынужден бежать со всем своим семейством из Новгорода, чтобы спастись от интриг Марфы. Не лучшая участь досталась боярину Мирославскому, который в результате тяжбы с «посадницей» был заключен в подземелье. Во 2-й половине 15-го века Марфа Борецкая возглавила группировку бояр, которые открыто выступали против политики московского княжества. В 1471 году она вместе с вдовами-боярынями Анастасией и Ефимией выдвинула своего кандидата, некоего Пимена, на сан архиепископа. Став приближенным Ионе, он передал немало средств из Софийской казны «партии» Марфы. Затем она направила послов в Москву. Вернувшись оттуда, они рассказали, что Московский князь называет Великий Новгород отчиной своей…

Символика элементов

Борецкая роспись, элементы которой увлекательно рассматривать поочередно, это мир символики и скрытых смыслов. Благодаря этому работа приобретает философский контекст, и влияет на зрителя не шаблон, не конвейерный рисунок, а смысловая подача в декоративном оформлении.

Главные элементы направления:

  • птица (птицы) – если крылья ее раскрыты, это могло быть символом власти солнца, но даже иное изображение птицы вызывало ассоциации с теплом, весной, пробуждением, предвестником щедрого урожая и добробыта;
  • дерево – это древо жизнь, активность человеческой души в мире;
  • конь – чаще в северодвинской росписи обозначал восход солнца, его жизненную силу и могущество;
  • тюльпан – символизировал достаток (так как художник вживую диковинного тюльпана не видел, приписывал к нему чужеродные листочки, земляники или папоротника);
  • трилистник – у славян означал основу гармоничного сосуществования, в разные времена он был символом триединства природных явлений, а также знаком христианства;
  • ягодная веточка – также означала достаток, богатство, налаженный быт (как сказали бы сегодня).

Распространенные орнаментальные типы — уголок, композиция в круге, розетка, ленточный орнамент, композиция в квадрате.

Военный конфликт

Узнав о переговорах Борецкой с польским королем, великий московский князь Иван III пытался урегулировать конфликт дипломатическим путем. Однако Марфа отказалась идти на уступки, и князь объявил войну Новгородской республике. С этого момента события стали разворачиваться стремительно.

Иван 3 и Марфа, став непримиримыми врагами, не собирались сдавать свои позиции. Великий князь объявил крестовый поход против католического засилья в православном Новгороде, в то время как Борецкая возглавила восстание в родном городе.

В 1471 году в Шелонской битве схлестнулись московское и новгородское войска, и победа оказалась на стороне великого князя. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник, однако смерть сына не остановила Марфу Борецкую, которая продолжила борьбу за независимость Новгорода.

В 1478 году Иван III, возглавивший новый военный поход, окончательно лишил Новгородскую республику всех привилегий, полностью подчинив Москве. Обширные владения Борецких были конфискованы, а сама Марфа, чьи годы жизни были посвящены борьбе против московской экспансии, была пострижена в монахини в Зачатьевском монастыре. Там она и ушла из жизни в 1503 году.

Тройственный женский союз

Три женщины играли главную роль в обороне Новгорода. Первая — Марфа Борецкая, вторая – Анастасия — вдова боярина Ивана Григорьевича, и третья — Евфимия, также вдова посадника Есипа Андреевича Горшкова. Все трое были богаты, обладали властью, обширными земельными угодьями и людьми. Все говорило о том, что женский элемент в Новгороде занимает видное место, особенно во время восстаний и бунтов. Вот почему Иван Третий, победив этот город, взял обет верности, не только от мужчин, но и от их жен, вдов, и даже пожилых женщин. Однако главную опасность для власти Ивана все же представляла Марфа Посадница.

История

Корнями искусство Борка вплетается в историю иконописи северной школы. Относится промысел к белофонной северодвинской росписи, среди других известных представителей этого течения – пичужская, ракульская, пермогорская.

Борецкой росписи по дереву свойственен насыщенный, напряженный и густой колорит, присущий иконописным образцам. Специалисты неслучайно сравнивают ранние работы борецких мастеров с эстетикой церковного иконостаса.

Особое внимание приковано к растительным узорам промысла: очень динамичный, сочный, с ярким цветовым наполнением узор глубоко традиционен. И даже в этом сюжете проглядывается связь с иконописью – золотой тюльпан, изящно вписанный в борецкий сюжет, встречался на многих иконах 17-ого столетия

Промысел связывают, в первую очередь, с именем Пелагеи Амосовой (более известной как мастер Польникова). И хоть талантливыми живописцами были и ее братья, расписанные борецкой умелицей прялки обрели куда большую славу.

Схема росписи одной из прялок стала стойкой, композиционно основополагающей: сват, поднимающийся по высокой лестнице, изображенный на прялке, встречается в мотивах росписи и в настоящее время.Классические сюжеты повторяются, хотя встречаются и современные авторские элементы. В древности мастера расписывали дерево в больших и малых формах – ставчики, туеса, короба, предметы домашнего обихода и не только. Но ближе к 20-ому веку яркие, самобытные узоры остались только на прялках.

Конец

Боярская владела в 1480 году на реке Сорока 16 земельными участками. Половину из них она подарила монастырю. Деревни на реках Суме, Волги и озере Колдо, рыбные ловли на реке Водла, а так же сёла, уже после кончины Борецкой, тоже передали монастырю.

Через 13 лет после битвы на Шелони, в 1484 году по приказу московского князя схватили Борецкую и её внука от сына Дмитрия. Всё богатство собрал себе московский князь. У небольшого селения Млеве Марфу убили и похоронили.

Есть еще версия, что сначала Марфу с внуком Василием привезли в Москву. Затем она была сослана в Нижний Новгород в Зачатьевский монастырь, где и была пострижена в монахини под именем Мария. Прожила до 1503 года.

Речь Марфы

Дальше еще интереснее закручивает свой сюжет краткое содержание. Марфа-посадница под восклицающие звуки тихо и величаво вошла на железные ступени лобного места. На ее лице читались скорбь и величие. Она спокойно начала свою вдохновенную речь и сказала, что по праву может быть защитницей вольности, так как именно ее отец и супруг положили голову, сражаясь за этот славный город.

Народ слушал ее, затаив дыхание. А она продолжала свое выступление тем, что не стоит ее народ упрекать в том, что он не участвовал в междоусобных войнах и сам отбился от монголо-татарских завоевателей, когда свирепый Батый хотел растерзать их город. Она поминала и отцов, которые знали, что умрут в сражениях, но не станут рабами, и без робости точили свои мечи. Теперь Великий Новгород процветает, и многие чужеземные купцы, приезжая к себе домой, рассказывают, что подобного по красоте города не видели больше нигде. И неудивительно, что теперь Иоанн, видя все величие и красоту Новгорода, хочет править им.

И вот до предела накаляет сюжет даже краткое содержание. Марфа-посадница дальше говорит, что Небеса правосудны, и если корыстолюбие движет ими, а не добродетели и слава, то скоро ударит их вольницы последний час, а при потере свободы иссохнет и источник благосостояния, слава города померкнет, и он превратится в печальные развалины. Народ затрепетал в негодовании и закричал: «Война Иоанну! Мы умрем за наше Отечество и свободу!»

Посол московский хотел еще что-то сказать, но напрасно – толпа не хотела слушать и чуть не разорвала его. Тогда он с огромной душевной скорбью произнес свои последние решающие слова: «Да будет война!» — и быстро удалился из города со своею дружиною.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector