Конвой pq-17 (россия, 2004)

Немецкие войска

В году немцы усилили свои ресурсы в Норвегии . Чтобы воспрепятствовать проходу конвоев, но также из-за страха высадки союзников в Норвегии .

морской

В Тронхейме мы находим « Тирпиц» и « Адмирал Хиппер» . Также есть эсминцы Z 6 Theodore Riedel , Z 10 Hans Lody , Z 14 Friedrich Ihn , Z 20 Karl Galster и торпедные катера T7 и T15. Они отправились в плавание 2 июля.

В Нарвике стоит на якоре « Адмирал Шеер» и « Лютцов» . С ними эсминцы Z 4 Richard Beitzen , Z 24 , Z 27 , Z 28 , Z 29 и Z 30 . Они отправились в плавание 3 июля.

Две подводные флотилии базируются на базах Киркенес , Тронхейм , Берген и Нарвик . Это группировка около двадцати «серых волков».

Развернута группа подводных лодок Eisteufel . В его состав входят U-88 , U-251 , U-255 , U-334 , U-376 , U-408 , U-456 , U-457 и U-657 .

Авиация

На нескольких аэродромах размещена немецкая авиация. Их диапазон действия позволяет им покрывать значительную часть пространства, которое должны использовать конвои.

Эти самолеты базируются в Borduflos (около Нарвика), Тромсё , Банак  (еп) (вблизи мыса Нордкап), Киркенеса , Петсамо и Будё . Единицы измерения KG 26 и KG 30 .

Устройства разнообразны. Помимо большого четырехмоторного самолета FW200 Condor , есть бомбардировщики JU 88 , He 111 и Ju 87 . Также есть гидросамолеты типа He115 и BV 138 .

Всего по колонне немцы задействуют 202 самолета.

План Рёссельшпрунга

Это план, разработанный немцами для нападения на конвои союзников, проходящие через Баренцево море . Он должен проходить в 2 этапа. Во-первых, воздушная разведка для определения местонахождения колонны вокруг острова Ян-Майен. После обнаружения его атакуют самолеты, бомбы и торпеды.

На втором этапе 2 боевые группы надводных кораблей при поддержке с воздуха и подводных лодок должны уничтожить конвой и его эскорт, когда он превысит 5 ° восточной долготы. Первую боевую группу составляют « Тирпиц» и « Хиппер» с 4 эсминцами и 2 торпедными катерами. Вторую группу составляют « Лютцов» и « Шеер» с 1 эсминцем и 5 торпедными катерами.

Гитлер одобряет план, но с условиями. В частности, он требует заблаговременно ликвидировать любую поддержку с воздуха противника, то есть любой присутствующий авианосец. Наконец, корабли должны избегать любого риска и знать, как довольствоваться частичным успехом, а не рисковать, стремясь полностью уничтожить противника.

Интеллект

Если у немцев есть сочувствующие в Исландии, чтобы сообщить им, они также могут расшифровать некоторые из британских кодов. В частности, с февраля 1942 года расшифровывался шифровальщик Naval 3 , который использовался с января 1942 года для связи с конвоями.

Они также изъяли, еще до его вступления в силу, новый кодекс на борту грузового судна. Некоторые из грузовых судов PQ17 не будут потоплены, пока они не будут осмотрены экипажем подводной лодки .

Таким образом, немцы имеют довольно точное представление о том, что происходит на протяжении всего пути PQ17.

Не зная об этом, они также серьезно нарушат работу британских служб дешифрования в Блетчли-парке . Новая модель кодирующей машины Enigma вводится в эксплуатацию в это время, что лишает британцев обычной информации, времени для определения условий работы новой машины.

Британские планы

Трек PQ 17, показывающий примерные позиции погружений

Британская военно-морская разведка в июне сообщила об операции Rösselsprung ( Unternehmen Rösselsprung ) — немецком плане по привлечению крупных военно-морских сил для атаки следующего конвоя, идущего на восток, к востоку от острова Медвежий . Таким образом, немецкие войска будут действовать вблизи норвежского побережья при поддержке береговой воздушной разведки и ударных сил с прикрытием подводных лодок в каналах между Шпицбергеном и Норвегией. С другой стороны, силы прикрытия союзников не имели бы поддержки с воздуха в тысяче миль от их базы, а у эсминцев не хватало бы топлива для сопровождения поврежденного корабля в гавань.

Чтобы предотвратить такую ​​ситуацию, 27 июня Адмиралтейство издало распоряжение, разрешающее временно повернуть конвой назад, чтобы сократить расстояние до ближайшей базы союзников. В этом случае наземные движения противника произошли позже, чем ожидалось, что делало эти инструкции ненужными. Адмиралтейство также проинструктировало, что безопасность конвоя от надводного удара к западу от острова Медвежий зависит от надводных сил союзников, а к востоку его должны были встретить подводные лодки союзников. Кроме того, силы прикрытия крейсера конвоя не должны были идти к востоку от острова Медвежий, если конвою не угрожало присутствие надводных сил, с которыми крейсерские силы могли сражаться, а также выходить за пределы 25 ° восточной долготы ни при каких обстоятельствах.

Для отвлечения вражеских сил был также организован конвой-ловушка, состоящий из Первой минной эскадры и четырех угольщиков в сопровождении HMS Sirius и Curacoa , пяти эсминцев и нескольких траулеров. Эти диверсионные силы собирались в Скапа-Флоу в течение недели, отплыв через два дня после конвоя. Немецкая разведка Скапы в период сборки не заметила диверсии, которую также не заметили при ее проходе. Операция была повторена 1 июля, снова безуспешно. Кроме того, 26 июня Адмиралтейство воспользовалось возможностью пропустить идущий на запад конвой QP 13 вместе с PQ 17. Первый состоял из торговых судов, возвращавшихся из Архангельска, с некоторыми судами, покидающими Мурманск . Он состоял из тридцати пяти кораблей и сопровождался пятью эсминцами, тремя корветами, одним зенитным кораблем, тремя тральщиками, двумя траулерами и до района Медвежьего острова одной подводной лодкой. Его видели немецкие самолеты 30 июня и 2 июля. Однако QP 13 не подвергся атаке, поскольку немецкая тактика заключалась в том, чтобы сконцентрироваться на движущихся на восток (груженых) конвоях, а не на западных конвоях в балласте .

Рекогносцировка свежего льда, проведенная 3 июля, показала, что проход к северу от Медвежьего острова расширился. Адмиралтейство предложило колонне пройти не менее 80 км к северу от нее. Старший офицер эскорта (SOE), командир Дж. Э. Брум , предпочел оставаться в условиях плохой видимости на исходном маршруте и продвигаться на восток. Контр-адмирал Л. Х. Гамильтон , командующий крейсерской эскадрой, позже решил, что необходим более северный маршрут, приказал SOE изменить курс конвоя, чтобы пройти 70 миль (110 км) к северу от острова Медвежий, а затем открыть до 400 миль (640 км) от Банака .

Контекст

Географический

Колонны в СССР собираются в Исландии . Затем они пытаются добраться до места назначения, двигаясь как можно дальше на север. Задача — пройти как можно дальше от побережья Норвегии, оккупированного немцами.

Карта, показывающая маршрут конвоя PQ17, а также места нападений и кораблекрушений.

Их пункт назначения — Архангельск . Это порт, наиболее удаленный от немецких баз, установленных в Норвегии . Зимой, когда этот порт занят льдом, конвои нацелены на Мурманск, который, в свою очередь, остается свободным ото льда в течение всего года, но который имеет недостаток в том, что он находится намного ближе к базам противника и окружен холмами, затрудняющими проникновение. защищаться от воздушных атак.

Но наличие паковых льдов не позволяет проходящим кораблям отклоняться достаточно далеко от берега и, следовательно, выходить за пределы района, которому угрожают немецкие самолеты. Однако летом 1942 года морской лед поднялся далеко на север, но все еще недостаточно, чтобы устранить угрозу.

Метеорологический

Летом в этих широтах ночи не бывает. Таким образом, колонна не сможет замаскироваться в темноте.

Однако видимость далека от идеальной. Дневной свет плохой, часты туманы. Кроме того, нередко «море дымится». То есть разница температур между воздухом и водой способствует образованию невысокого тумана, в котором корабли могут быть почти незаметны.

Военный

В июне года немецкие войска ворвались на равнины СССР от Воронежа до Черного моря . Южане готовятся к захвату Сталинграда .

В Африке , Тобрук пал на 21 июня и Роммель продолжает свое наступление на Египет .

Чтобы помочь советским военным усилиям, союзники обязались предоставить все возможные материальные средства. Часть этой помощи идет через мурманские колонны .

Проезд предыдущего конвоя (PQ16) дорого был оплачен. Отправление следующего конвоя предлагалось отложить, чтобы избежать неблагоприятных погодных условий полярного лета. Но по политическим причинам Черчилль все равно решил заставить PQ17 уйти. Эскорт будет мощным. Мы даже зашли так далеко, что создали фальшивый конвой, чтобы заманить немцев.

Последствия

Премьер-министр Уинстон Черчилль назвал это событие «одним из самых печальных морских эпизодов за всю войну». В ходе расследования никого не обвиняли, поскольку приказы отдавал Первый Морской Лорд, а обвинение самого Первого Морского Лорда считалось политически неприемлемым. Советский Союз не верил, что такое количество кораблей может погибнуть в одном конвое, и открыто обвинял западных союзников во лжи. Несмотря на помощь, предоставленную доставленными материалами, PQ 17 на самом деле ухудшил советско-союзнические отношения в краткосрочной перспективе, поскольку Советы никогда не признавали усилий союзных торговых моряков или моряков в любом военно-морском флоте. Иосиф Сталин и советские военно-морские эксперты не смогли понять приказ о рассеянии, отданный Адмиралтейством, учитывая, что «корабли сопровождения PQ 17 должны вернуться, а грузовые лодки должны рассредоточиться и попытаться добраться до советских портов по очереди. один без какой-либо защиты «. Адмирал Кинг, уже известный своим недоверием к британцам, был в ярости из-за того, что он считал ошибкой адмирала Паунда, и быстро отозвал TF 39, отправив его в Тихий океан . Он не решался проводить дальнейшие совместные операции под британским командованием. Admiral Dan Gallery , USN, служившая в то время в Исландии, назвала PQ 17 «позорной страницей военно-морской истории».

В связи с PQ 17 Адмиралтейство предложило приостановить арктические конвои, по крайней мере, до тех пор, пока лед не отступит и не пройдет вечный дневной свет. На конференции с Гитлером , Кригсмарине главнокомандующий адмирал Редер заявил, что «… наши подводные лодки и самолеты, которые полностью уничтожили последний конвой, заставили противника отказаться от этого маршрута временно …» На встрече с Глава советской военной миссии адмирал Николай Харламов и советский посол в Лондоне Иван Майский запросили у Советов информацию о запланированном отбытии PQ 18. Паунд сказал, что ничего нельзя сделать, пока не будет обеспечено лучшее прикрытие с воздуха со стороны России, после чего Харламов подверг критике приказ о выводе крейсеров из состава PQ 17. Паунд был в ярости и глубоко возмущался отношением России. Паунд сердито признал, что PQ 17 был рассредоточен по его личному приказу, в то время как Майский заявил, что «даже британские адмиралы совершают ошибки».

Лишь в сентябре другой конвой отправился на север России. Схема защиты конвоя была пересмотрена с очень сильным постоянным непосредственным сопровождением из шестнадцати эсминцев и первого из новых эскортных авианосцев, HMS  Avenger , который сам был оснащен двенадцатью истребителями. После войны этот инцидент подвергся критике как из американских, так и из советских источников. Советские историки приводят разные причины приостановки и сокращения поставок из-за остановки арктических конвоев. Некоторые считали это результатом «того, что в 1942 году были разрушены англо-американские (океанские) коммуникации».

По крайней мере шестнадцать офицеров и солдат торгового флота были удостоены награды за храбрость или отличную службу за действия в конвое. В приложении к « Лондонской газете», опубликованном 6 октября 1942 года, содержалось уведомление о двух Георгиевских медалях , шести назначениях на различные степени ордена Британской империи , шести медалях Британской империи и двух наградах короля за храброе поведение .

В декабре 2012 года была учреждена медаль « Полярная звезда », а 19 марта 2013 года первые медали были вручены примерно 40 ветеранам в Лондоне.

Примечания и ссылки

конвои союзников обозначаются буквенными кодами, за которыми следует порядковый номер. Как правило, буквы обозначают порты отправления и назначения конвоя; Но в случае конвоев PQ эти кодовые буквы представляют собой инициалы имени одного из офицеров британского адмиралтейства. Если факт признается разными авторами, личность офицера, о котором идет речь, различается. См., Например, Woodmann, p.  42 , или Себаг-Монтефиоре, стр

 231 .

Состоящий из 2 крейсеров, HMS  Sirius и HMS Curacoa , 6 эсминцев , дивизии минных заградителей , 4 угольных кораблей и нескольких траулеров , этот фальшивый конвой должен повернуть на юг Норвегии и отвлечь внимание немцев. Эта операция, называемая ES, запускается через 2 дня после установки PQ17

Немцы это совершенно не замечают. Если повторить это через неделю, он больше не будет иметь успеха … См. Woodman, p.  189 .

Включая 1 корвет HMS La Malouine .

Построенный в 1937 году для перевозки фруктов из Испании , Palomares и его близнец Pozarica были реквизированы 20 июня 1940 года для преобразования во вспомогательные крейсера . Они получают зенитное вооружение, состоящее из 3-х сдвоенных 102- мм башен  , 2-х четырехместных 40-  мм установок (помпонов) и 4-х одинарных 20- мм установок Oerlikon  . Они оснащены радарами. Их внешний вид, судя по известным фотографиям, скорее военный, чем грузовой. Британцы превратят еще 6 грузовых кораблей в зенитные корабли.

Чтобы переместить эскорт от первого ко второму, Keppel поднимет флаг с буквой «Q».

Старший офицер эскорта (SOE), командующий эскортом.

Несмотря на название, это британский корабль. Первоначально он строился для французского флота, но после капитуляции французов он был возвращен Королевским флотом .

Это первый раз, когда конвой получил выгоду от здания такого типа. Они оборудованы для сбора людей, потерпевших кораблекрушение, у них есть медицинские средства и даже «наборы для потерпевших кораблекрушение» (одежда, туалетные принадлежности и т. Д.), Которые можно раздать выжившим. Эти корабли вооружены и окрашены в серый цвет, поэтому они не пытаются идентифицировать себя как госпитальное судно .

Позиция кажется нетипичной. CAM-корабли обычно размещаются во главе внешних колонн конвоя. Чтобы не смущаться запускать самолет от мачт других грузовых судов, а также чтобы предотвратить попадание в самолет нервных моряков, для которых все, что летает, должно быть сбито.

↑ и JL Bleneau , «  Немецкая морская В то III E конвои Reich войны  ,» Аэрокосмическая монитор , п о  49,Ноябрь 1981, стр.  26 год

Национальный праздник США, который американские корабли отмечают, спуская свой флаг, к удивлению британцев («опускание флага») и заменяя его новым флагом.

↑ и Гаага, стр.  187 .

СССР не воевал с Японией до 1945 года .

Британский военно-морской атташе не знает, что шведы прислушиваются к линиям, по которым проходят приказы между Германией и базами в Норвегии.

Текст не удалось расшифровать, но форма сообщения указала на то, что оно было отправлено парусным судном.

Например, сообщение о выемке фьорда на дноуглубительные работы. Код не тот, что хорошо известен англичанам. Или сообщение, предупреждающее подводные лодки о присутствии в этом районе дружественных кораблей.

Состав конвоя

Грузовые корабли

Торговый конвой состоит из 36 грузовых судов.

В основном это американские грузовые суда (23, включая 7 кораблей «Либерти» ), а также 8 британских грузовых судов, 2 советских танкера, 2 панамских грузовых судна и 1 голландский грузовой корабль. Кроме того, есть два британских нефтяных танкера, обеспечивающих сопровождение. Последним пришлось несколько раз заправлять мазутные баки во время сопровождения колонны.

Эскорт

На бумаге эскорт впечатляет. Условно ее делят на 2. Есть личная охрана и поддерживающая сила.

Тесное сопровождение.

По приказу опытного моряка командира Дж. Э. Брума группа сопровождения состоит из 6 эсминцев, 4 корветов , 3 земснарядов . Также есть 2 грузовых корабля, переделанных в зенитные корабли.

Поддерживающая сила.

Это двояко. Во-первых , крейсерская дивизия контр-адмирала Гамильтона . Это HMS  Norfolk и HMS  London с двумя американскими крейсерами , USS  Tuscaloosa и USS  Wichita . В дивизии 3 эсминца .

Чтобы противостоять линейным немецким кораблям, союзники выстраиваются в линию линкоров HMS  Duke of York и USS  Washington в сопровождении крейсеров HMS  Nigeria , HMS  Cumberland , авианосца HMS  Victorious , 10 британских эсминцев и 2 американских.

Кроме того, адмиралтейство развернуло линию из 8 подводных лодок , в том числе французскую подводную лодку Minerve , чтобы попытаться перехватить любые немецкие силы, которые попытаются покинуть его норвежскую якорную стоянку.

Организация

Конвой разбит на 9 колонн по 4 грузовых корабля в каждой. Колонны расположены на расстоянии 1000 метров друг от друга, а в колонне корабли плывут в 400 метрах друг от друга. Форма прямоугольника, образованного грузовыми судами конвоя, который намного шире, чем его длина, призвана усложнить задачу атакующим, атакующим с фланга.

Тесный эскорт образует ширму вокруг конвоя. Есть 2 разных формации. Противолодочная формация видит, что эскорт находится в 3000 метрах от конвоя; во время зенитной тренировки эскорт приближается к колонне на расстояние 1000 метров.

Командир Брум решил сделать двойной экран. Внешний экран для промывки подводных лодок с 4 вооруженными траулерами . Они размещены спереди справа и спереди слева для лорда Остина и лорда Миддлтона , справа и слева для Northern Gem и Ayrshire .

На внутреннем экране показаны другие сопровождающие. Впереди колонны стоит HMS Keppel (SOE). Справа — HMS Leamington и HMS Poppy  ; слева от него HMS Wilton и HMS Lotus . На правом фланге — HMS  Offa и HMS Ledbury ; на левом фланге — HMS Fury и корвет HMS La Malouine .

Прикрытие тыла конвоя обеспечивают HMS Halcyon , HMS Dianella и HMS Salamander с HMS Britomart в тылу. Роль последнего состоит в том, чтобы вытеснить подводные лодки, которые будут отслеживать конвой, а также активировать всех отставших.

Два зенитных корабля, HMS Pozarica и HMS Palomares , размещаются в составе конвоя. Они находятся между двумя крайними колоннами, слева от HMS Palomares , справа от HMS Pozarica , в середине из них.

Эскорт наконец включает в себя две подводных лодки , P614 и P615 , которые , как ожидаются , атаковать надводные корабли противника , которые приходят в пределах досягаемости.

К конвоям также прикреплены 3 спасательных корабля: HMS Zaafaran , HMS Zamalek и HMS Rathlin . Их назначенная позиция помещает их в тыл колонны грузовых судов. Они оснащены средствами радиопеленгации (HF / DF, в просторечии называются «Хафф-Дафф») и, таким образом, могут помочь остальной части эскорта определить местоположение подводных лодок, отправляющих радиосообщения.

Один из грузовых судов, Empire Tide , является САМ-кораблем. То есть он оснащен катапультой и истребителем Hurricane . Он расположен в одной из центральных колонн, в третьей позиции.

Прогнозируемая скорость конвоя составит 8 узлов.

Прикрывающие силы

USS  Wichita и HMS  London , часть крейсерского прикрытия PQ 17.

Непосредственным эскортом конвоя была Первая группа сопровождения (EG1) под командованием командира . J Broome и включала шесть эсминцев, одиннадцать корветов , тральщиков или вооруженных траулеров и два вспомогательных зенитных орудия. Эсминцами были HMS  Keppel (SOE), Fury , Leamington , Ledbury , Offa и Wilton . Вспомогательными зенитными орудиями были HMS  Palomares и HMS  Pozarica . Другими кораблями сопровождения были корветы HMS  Lotus , HMS  Poppy , La Malouine и HMS  Dianella , тральщики HMS  Halcyon , HMS  Salamander и Britomart , а также противолодочные траулеры HMT Lord Middleton , Lord Austin , Ayrshire и Northern Gem . В более отдаленной прикрывающей роли была Первая крейсерская эскадра (CS1) под командованием контр-адмирала Л. Х. Гамильтона , состоящая из британских крейсеров HMS  London (флагман) и Norfolk , американских крейсеров USS  Wichita и Tuscaloosa и четырех эсминцев. , из которых два принадлежали ВМС США . В качестве дополнительной защиты конвой должен был отслеживаться линкорами Флота метрополии на расстоянии около 320 км .

Вторая мощная сила прикрытия под командованием адмирала Джона Тови состояла из британского авианосца Victorious , линкора Duke of York (флагман), крейсеров Cumberland и Nigeria , американского линкора USS  Washington и девяти эсминцев. Когда колонна начала свое предварительное движение, силы прикрытия, запланированные Адмиралтейством, выдвигались на позиции. Первая крейсерская эскадра Гамильтона покинула Зайдисфьорд в ночь с 30 июня на 1 июля. Он прибыл на позицию прикрытия к северу от колонны 2 июля. Крейсера немцы заметили только поздно вечером 3 июля. Силы тяжелого прикрытия на короткое время находились в тени 1 июля на северо-востоке Исландии , в то время как экран крейсера дозаправлялся в Зайдисфьорде. Ранним утром 3 июля он находился в прикрытии на короткое время, когда находился в прикрытии к югу от колонны. Позже в тот же день курс был изменен на север, чтобы пересечь путь конвоя и достичь позиции к северо-западу от острова Медвежий. Это поставит « Победоносца» в зону поражения конвоя утром 4 июля. Было подсчитано, что это произойдет в то же время, когда ожидается, что наземная атака произойдет. На пути к новой зоне прикрытия к силам присоединились HMS  Manchester и Eclipse со Шпицбергена.

Воздушная разведка норвежских гаваней была затруднена из-за погоды, но информация показала, что немецкие тяжелые части, вероятно, двигались на север, а аэрофотоснимок Тронхейма поздно вечером 3 июля показал, что Тирпиц и Хиппер вылетели. Летающая лодка патруль и две линии подводных лодок между Нордкап и островом Медвежий были скорректированы , чтобы покрыть линию подхода к конвою , как он двигался в восточном направлении. Ввиду неопределенности позиций двух немецких кораблей контр-адмирал Гамильтон решил продолжать прикрывать крейсерскую эскадру и пройти к востоку от острова Медвежий.

Рекомендации

Бункер, Джон (1972). . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-340-3.
Черчилль, Уинстон С. (1951). Петля судьбы . Вторая мировая война. IV . Кассел. OCLC   .
Коннелл, Г.Г. (1982). Арктические эсминцы: 17-я флотилия . В. Кимбер. ISBN 978-0-7183-0428-7.
Хокинс, Ян; Дейтон, Лен (2003). Разрушитель: Антология свидетельств из первых рук о войне в Ви, 1939–1945 . Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-947-8.
Хилл, Роджер П. (1986). Капитан эсминца . Перископ. ISBN 1-904381-25-1.
Hinsley, FH; Истэвей Томас, Эдвард (1990). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . II . Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630934-1.
Ховарт, Стивен (1994). Битва за Атлантику 1939–1945: 50-я юбилейная международная военно-морская конференция . Зеленый холм. ISBN 978-1-55750-058-8.

Миллер, Натан (1997). Война на море: военно-морская история Второй мировой войны . Oxford University Press, США. ISBN 978-0-19-511038-8.
Мур, Артур Р. (1984)

«Неосторожное слово … бессмысленное потопление»: История ошеломляющих потерь, понесенных торговым флотом США в кораблях и личном составе во время Второй мировой войны

Кингс-Пойнт, штат Нью-Йорк: Американский музей торгового флота. OCLC   .
Морисон, Сэмюэл Э. (2001). История Соединенных Штатов военно — морских операций во время Второй мировой войны: Битва за Атлантику, сентябрь 1939 — май 1943 года . История военно-морских операций США во Второй мировой войне. Я . Издательство Иллинойского университета. ISBN 978-0-252-06963-5.
НМГС (1992). Морская история . Национальное морское историческое общество.
Ризенберг, Феликс (1956). . Нью-Йорк: Райнхарт. OCLC   .

Шофилд, Бернард (1964). . Лондон: Б. Т. Бэтсфорд. OCLC   .

Книготорговец . Ассоциация авторов и издателей, Ассоциация книготорговцев Великобритании и Ирландии. 1971. ISBN. 978-0-340-12512-0.

Взлет и падение немецких военно-воздушных сил (переиздание изд. Public Record Office War Histories). Ричмонд, Суррей: Министерство авиации. 2001 . ISBN 978-1-903365-30-4. Воздух 41/10 № 248.

Фрейн Тернер, Джон (2002). Битва за море: морские приключения времен Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-884-3.
Уинтон, Джон (1988). Ультра в море . Лео Купер. ISBN 0-85052-883-6.
Уайкс, Алан (1972). 1942 год, поворотный момент . Макдональд. ISBN 978-0-356-03969-5.
Винн, Кеннет Г. (1997). Подводные лодки операции Второй мировой войны: истории карьеры, U1-U510 . Чатем. ISBN 978-1-55750-860-7.

Broome v Cassell & Co Ltd , Дело Дэвида Ирвинга о клевете

В 1968 году Дэвид Ирвинг опубликовал противоречивую книгу о PQ 17

В ней основное внимание уделялось грубым ошибкам и недостаткам союзников, утверждая, что решение Брума отозвать свои эсминцы было основной причиной катастрофы конвоя. Брум подал иск о клевете, Broome v Cassell & Co Ltd , чтобы защитить свою репутацию

Он добился успеха, выиграв 40 000 фунтов стерлингов в качестве возмещения убытков и обеспечив изъятие из обращения всех копий книги-нарушителя (с тех пор она была переиздана с исправлениями). Выплата возмещения убытков (пожертвованная Брумом на благотворительность) была самой высокой в ​​истории права. до против газеты Daily Star .

Немецкие войска

Против PQ 17 стояли надводные и подводные силы ВМС Германии. Группа подводных лодок направила патрульную группу под кодовым названием Eisteufel , чтобы перехватить конвой; три подводные лодки находились на линии патрулирования к северу от Датского пролива для заблаговременного предупреждения, а еще пять к северу от острова Ян-Майен .

У « Кригсмарине» также было две боевые группы в норвежских портах, в общей сложности четыре крупных корабля (линкор « Тирпиц» и крейсеры « Хиппер» , « Шеер» и « Лутцов» ) и двенадцать эсминцев, готовых нанести надводный удар по конвою. Это было организовано как сложная двухэтапная операция под кодовым названием Rosselsprung ; силы были самыми сильными из всех, когда-либо собранных для атаки конвоя, но им мешал сложный командный процесс, при этом полномочия атаковать оставались за самим Гитлером и противоречивым заявлением о миссии; силам было приказано не только атаковать и уничтожить конвой, но и избегать любых действий, которые могли бы привести к повреждению крупных кораблей, особенно Тирпица .

Эти силы поддерживались самолетами Luftflotte 5 , около 243 самолетов, базировавшихся на различных аэродромах в северной Норвегии.

Потери конвоя

U-255 после атак на PQ 17 с четырьмя победными вымпелами и захваченным флагом торгового корабля SS Paulus Potter.

Когда был получен приказ разогнать конвой, он преодолел более половины пути и потерял три корабля. Последствия для торговых судов были ужасными: корабли рассредоточились по обширной территории, лишенные взаимной защиты и обученного эскорта. Когда более крупные эскортные корабли отступали от предполагаемых немецких надводных сил, эсминцы начали получать сообщения на длинах волн Торгового флота : «Меня бомбит большое количество самолетов», «Горит во льдах», «Покинул корабль». , «Шесть подводных лодок приближаются к поверхности». Поскольку большинству эскортов было приказано вернуться в Скапа-Флоу , для защиты разбросанных кораблей оставалось только тесное сопровождение из вспомогательных зенитных орудий, корветов, тральщиков и вооруженных траулеров.

5 июля шесть торговых судов , в том числе SS Fairfield City и SS Daniel Morgan , были потоплены люфтваффе и еще шесть — четырьмя подводными лодками . Среди потерь в тот день были SS Pan Kraft , Вашингтон , Карлтон , Хоному , флагман коммодора Ривер Афтон , Империя Байрон и Питер Керр ( Керр был брошен после того, как пожар вышел из-под контроля). Отказ коммодора Даудинга признать поражение способствовал спасению. большинства кораблей, которые в итоге пережили конвой. SS Paulus Potter был оставлен своей командой после воздушного нападения 5 июля; 13 июля на корабль поднялись моряки U-255 ; после снятия судовых документов и флага Kptlt . Рече потопил « Поттера» торпедой.

6 июля SS Pan Atlantic был потоплен Люфтваффе, а SS John WitherspoonU-255 . 7–8 июля было потоплено еще пять кораблей (два — U-255 ), в том числе SS Olapana и SS Alcoa Ranger . Оставшийся эскорт вышел в Северный Ледовитый океан 9 июля, но торговые суда в этот день больше не пострадали. Последними потерями были SS Hoosier и SS El Capitan 10 июля. Люфтваффе пролетел над 200 боевых вылетов и потеряли только пять самолетов в обмен на восемь торговых судов.

При получении третьего порядка к разбросу 4 июля 1942 г. RNVR Т / Lt Лео Градуэлл командовать ASW приспособлен 575 длинных тонн (584 т) Мидлсбро -Встроенный траулер HMS Эйршир (FY 225), пришел к выводу , что , когда он направлялся на север к Арктике шельфовый ледник , ничто не мешало ему провожать купцов. Возглавив свой конвой из Эйршира и трех торговых судов США, зарегистрированных в Панаме « Трубадор» , « Броненосный» и « Серебряный меч» , он двинулся на север, используя только секстант и карманный справочник «Таймс Уорлд Географик» . Достигнув арктического льда, конвой застрял, поэтому корабли заглушили двигатели, а затем заглушили огонь. Грэдуэлл организовал защиту, основанную на том факте, что Трубадор нес груз бункеровочного угля и бочки с белой краской: экипажи выкрасили все суда в белый цвет; покрытые палубы белым полотном; и расположил танки «Шерман» на палубах торговых судов в оборонительный строй с заряженными главными орудиями. После периода ожидания и уклонения от самолетов-разведчиков люфтваффе , обнаружив, что они не застряли, они проследовали в пролив Маточкина . Там их нашла флотилия корветов , которая сопровождала конвой из четырех судов и два других торговых судна в российский порт Архангельск, прибывший 25 июля. Градуэлл был награжден Крестом за выдающиеся заслуги 15 сентября 1942 года.

Во время рейса в российские порты некоторые корабли и спасательные шлюпки укрылись у замерзшего берега Новой Земли , выйдя на берег в Маточкине . Советский танкер « Азербайджан» потерял груз льняного масла, а большая часть груза SS Winston-Salem была выброшена за борт на Новой Земле.

Местоположение многих кораблей было неизвестно, несмотря на поиски самолетов прибрежного командования , которые проследовали на север России после их патрулирования, а также тральщиков и корветов в водах. Прошло две недели, прежде чем были полностью известны результаты этих атак и судьба различных кораблей конвоя. Из 34 кораблей, вышедших из Исландии, 23 были потоплены и 11 вышли в порт. Два британских, четыре американских, одно панамское и два российских торговых корабля достигли Архангельска. Два американских корабля, SS Samuel Chase и Benjamin Harrison , причалили к Мурманску. Общий объем поставок составил 70 000 коротких тонн (64 000 т) из 200 000 коротких тонн (180 000 т), которые начались из Исландии.

Источники

  • За основу была взята цитируемая ниже работа Ричарда Вудмана. Кроме того :
    • Статья Ф. Массона конвоев Мурманск в журнале «История 2- й мировой войны», 10 октября 1968 г., стр.  1305-1316 .
    • Дж. Мальбоск, Битва за Атлантику (1939-1945), логистическая победа, ключ к военному успеху , Economica, 1995, страницы 200-2004.
  • Что касается техники сопровождения, то книга Арнольда Хейга « Союзная система конвоев 19–39–1945, ее организация, защита и работа» .
  • С немецкой стороны Cajus Bekker, Mer Maudite , p.  373 и последующие.
  • По расшифровке кода, Хью Себаг-Монтефиоре, Enigma, битва за код , глава 19.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector