Топ 10 рыцарей из средневековых легенд

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Анастасия, княгиня Слуцкая (XVI век)

Анастасия происходила из древнего княжеского рода Олельковичей. Ее мужу, князю Слуцкому и Копыльскому Семёну Михайловичу, приходилось постоянно отражать набеги татар.

В 1503 году он умер. Княжество осталось без твердой мужской руки, ведь наследник Семена Юрий, был еще совсем ребенком.

Татар это лишь воодушевило, и Анастасии пришлось лично возглавить управление княжеством — и в мире и войне.

В 1505—1508 годах территория княжества не раз подвергалась разорению, однако взять его столицу, Слуцк, враг не смог. Анастасия защищала свой город лучше иных воевод.

Анастасия не держалась за власть и как только ее сын повзрослел, она спокойно отдала ему бразды правления.

Впрочем, княгиня Анастасия не была эдакой бабищей-солдафоном. Ничто прекрасное не было ей чуждо, и любовь – в первую очередь.

Руку и сердце Анастасии предлагал князь Михаил Глинский, один из богатейших людей Литвы.

Поляки так представляют эту историю. Михаил и Анастасия были близки, однако стать его женой она отказалась. Тогда Глинский поступил по принципу «Ты разбила мое сердце – я сожгу твою деревню».

Дважды он осаждал Слуцк, собрав под его стенами войска. Но город стоял насмерть и взять его литовец не смог.

Впрочем, сам Михаил Глинский, в письме князю московскому Василию III, приписывал осаду Слуцка своему дальнему родственнику Андрею Дрожджу.

* * *

Источники

  1. ↑ Игра престолов, Дейнерис I
  2. ↑ Межевой рыцарь
  3. Мир Льда и Пламени, Долина
  4. Мир Льда и Пламени, Простор
  5. Пир стервятников, Сэмвелл I
  6. Игра престолов, Бран VI
  7. ↑ Пир стервятников, Серсея V
  8. ↑ Буря мечей, Джейме VIII
  9. Танец с драконами, Погибший лорд
  10. Игра престолов, Джон IV
  11. Игра престолов, Санса IV
  12. Пир стервятников, Бриенна I
  13. ↑ Присяжный рыцарь
  14. Игра престолов, Дейнерис IV
  15. ↑ Игра престолов, Санса II
  16. ↑ Таинственный рыцарь
  17. Битва королей, Санса V
  18. Буря мечей, Сэмвелл II
  19. Буря мечей, Джейме I
  20. Буря мечей, Джон II
  21. Буря мечей, Дейнерис II
  22. Буря мечей, Арья VII
  23. Буря мечей, Арья IX
  24. Буря мечей, Давос II
  25. Игра престолов, Эддард XI
  26. Буря мечей, Дейнерис V
  27. Игра престолов, Эддард VII
  28. Буря мечей, Дейнерис I
  29. Игра престолов, Арья I
  30. Пир стервятников, Бриенна III
  31. ↑ Битва королей, Санса VIII
  32. ↑ Пир стервятников, Джейме III
  33. Битва королей, Бран II
  34. ↑ Буря мечей, Арья VI
  35. Битва королей, Пролог
  36. ↑ Пир стервятников, Джейме I
  37. Танец с драконами, Тирион III
  38. Игра престолов, Дейнерис V
  39. Пир стервятников, Серсея II
  40. Танец с драконами, Давос IV
  41. Битва королей, Санса II
  42. Пир стервятников, Алейна I
  43. Буря мечей, Санса VI
  44. Танец с драконами, Дейнерис X
  45. Танец с драконами, Слуга купца

Миф III:Рыцари были малорослыми

Этот миф нельзя назвать совсем уж безосновательным, так как в Средние века средний рост мужского населения Европы действительно был несколько ниже, чем сейчас. Хотя, по утверждениям некоторых ученых, в раннем Средневековье люди были практически такими же рослыми, как и мы. Но во времена классического Средневековья и начала Нового времени их средний рост был все же меньше, чем у нас.

Причина банальна — качество и количество питания, а также климатические изменения и различные болезни. Но, тем не менее, нужно понимать, что как раз рыцари питались лучше остальных, так как имели больше возможностей, чем крестьяне и горожане.

Если сравнивать рыцарей с современными людьми, то да, они скорее всего были в среднем чуть ниже. Но если сравнивать с людьми того времени — то они вполне могли возвышаться над окружающими полуголодными крестьянами на полголовы.

Что означает сцена после титров «Легенды о Зеленом Рыцаре» с девочкой в короне

В сцене после титров показали таинственную девочку – она надевает корону, которую носили Артур и Гавейн в видении возможного будущего. Никаких объяснений, что это за девочка, нет – нам предлагают самим подумать, кто она такая.

Возможно, перед нами дочь короля Артура – в разных источниках об артуровской мифологии упоминается, что у него была одна дочь, которую звали Арчфедд или Грега. Или это дочь самого Гавейна – в разных источниках пишут, что у него были сыновья, но в видении будущего показали дочь.

Если это будущая дочь Гавейна, то можно предположить, что это сцена после обезглавливания героя в видении – корона упала на пол, а девочка принялась с ней играть. Однако Гавейн все же принял удар Зеленого рыцаря, и это намекает, что герой выжил, вернулся в Камелот и стал королем. Гавейн не мог повторить свою судьбу из видения, ведь он больше не тот дерзкий глупец, каким был до путешествия к зеленой часовне. Возможно, у него не будет внебрачного ребенка от Эссель, и эта девочка – его первенец от другой женщины. А может, Гавейн отказался от короны ради Эссель или нашел возможность жениться на ней, не нарушая закон.

Миф I:Рыцарь был неуклюж в тяжеленных доспехах, и упав с коня, не мог самостоятельно подняться

Это самое распространенное утверждение, которое я читал еще во времена динозавров, когда проходил историю Средних веков в школе.

Учебник тех времен описывал персонажа, облаченного в настолько тяжелую и неудобную броню, что его приходилось сажать на коня чуть ли не с помощью подъемного крана, а упав с грохотом с лошади, такой горе-всадник лежал на земле и сучил ручками-ножками как черепаха, перевернутая на спину, становясь беспомощным, и не имея возможности подняться.

Турнирные доспехи

В действительности, у этого мифа есть реальное основание — турнирные доспехи, которые во времена позднего Средневековья использовались для того, чтобы в чудовищной копейной сшибке во время состязаний благородные воины не получили смертельных травм.

Для этого, во-первых, была усилена толщина доспеха в тех местах, куда должно было ударить копье, что естественно резко повышало вес изделия. Во-вторых, некоторые сочленения были просто сварены вместе, как например, шлем и часть нагрудника, что делало воина неповоротливым истуканом.

Именно для них иногда даже делали специальные лестницы, навроде трапа для самолета, по которым они взбирались на коня и летели в бой на турнире. Вот такие доспехи могли весить до сорока килограммов. Естественно, при падении с лошади встать было не так просто. Но, чаще всего причиной был скорее сам удар о землю, чем тяжесть и неудобство доспеха.

Мобильность рыцаря в доспехах

Реальные же боевые доспехи весили максимум двадцать пять (в редчайших случаях тридцать) килограммов. Да еще и распределены по телу они были так, что тренированный с детства рыцарь — а известны полные комплекты на детей семи-восьми лет — в этих латах чувствовал себя как рыба в воде.

Рыцарь мог бегать, прыгать, взбираться по лестнице, используя одни только руки и запрыгивать на лошадь, не используя стремена. Это известно и из исторических сочинений, и из сделанных на их основе современных реконструкций.

Об исторической достоверности

Мы на Турнире Святого Георгия реконструируем турниры XV века — это мейнстрим. Весь период истории до 1917 года, все вот эти развлечения, турниры в Средние века, «царские карусели» в XVIII веке. В них участвовала знать, и делалось это для нее. О шоу не думал никто — мнение людей, которые стояли за забором и на все это смотрели, никого не интересовало

Сейчас нам важно сохранить достоверность, но при этом нужно делать турнир для зрителей. То есть соблюдать как раз таки жанр шоу, и здесь сложно соблюсти баланс

Исторически спорт-то на турнире был неважен. Но в голове-то, у себя внутри, ты никогда это не победишь — для наших ребят это все равно спорт. И зритель воспринимает это как спорт

Потому что мы боремся, нам важно, кто победит, человек получает приз. А в Средние века на турнир приезжали не для этого

Уважаемый человек приезжал на турнир, чтобы другие уважаемые люди увидели, что все у него хорошо. То, что при этом есть какой-то фон: куда-то поскакать, палкой потыкать, — это не первое и даже, наверное, не второе.

Есть такой известный фильм — «История рыцаря», где Хит Леджер играет рыцаря XIII века Ульриха фон Лихтенштейна. Фильм классный, но к истории не имеет вообще никакого отношения. Если бы человек неблагородного происхождения поучаствовал в рыцарском турнире и об этом бы узнали, была бы однозначно смерть, обсуждался бы только вопрос, насколько она была бы ужасной. Оригинальный Лихтенштейн — дворянин, не только турнирный боец, но и писатель, целую книгу написал о поклонении дамам. Он совершил в свое время дичайший гендерный вызов, один из первых в истории, это была одна из первых ступенек на пути сексуальной революции. Лихтенштейн совершил свой знаменитый тур Венеры — в честь Девы Марии и всех прекрасных дам отправился в европейское турнирное турне в женском платье.

В фильме же исторической достоверности нет никакой. С доспехами там тоже совсем плохо. Я работал в кино, оно живет своими законами. Безусловно, есть какие-то вещи: то, что снимает Би-би-си, или какие-то редкие жемчужины кинематографа типа фильма «Ватель» с Жераром Депардье, где матчасть — просто отвал башки. Но на это нужны специалисты. У нас в России таких нет.

Елизавета Венгерская (XIII век)

Елизавета была замужем за правителем Тюрингии Людвигом. Смыслом ее жизни было служение обездоленным, поэтому часто ее изображают раздающей нищим хлеб.

Масштаб ее дел был воистину велик. Именно благодаря ей в городке Эйзенах была построена большая больница для бедных. Однако, у всего были пределы.

Когда Людвиг узнал, что его жена собирается продать замок, дабы помочь нуждающимся, он запретил ей заниматься благотворительностью. Вы бы, я думаю, поступили так же)))


Автор снимка — Тина РыбаковаМодель, костюм — Татьяна Сиротина

После смерти Елизавета была признана католической святой, покровительницей врачей, пекарей и членов благотворительных обществ.

Огрим

Хотя сейчас больше всего известен как Защитник навоза, Огрим пользовался уважением как Великий рыцарь и считался самым преданным в их рядах. Он один из немногих, кто выжил после падения Халлоунеста, и его можно найти в Королевских водах, где собираются отходы. Чтобы получить доступ к этой области, нужен простой ключ. Здесь, под Городом Слез, Огрим храбро сражается с Рыцарем, приняв его за Хаск. Однако после поражения он быстро извиняется и признает в них друга Королевства.

Защищая Рощу Исмы, Огрим демонстрирует, что его преданность остальным остается непоколебимой. Фактически, он, к сожалению, обманул себя, поверив, что они все еще живы , вместе с Бледным Королем, хотя он говорит о неизвестной клятве, которая запрещает ему искать их. Несмотря на это, он очень ностальгирует по времени, проведенному вместе, и доступ к секретной области под его логовом показывает, что он сделал навозные статуи в память о других.

Огриму можно снова бросить вызов в череде битв мечты. Просто возвращаясь в то место, где он был найден, после победы над тремя Мечтателями. Здесь, в его любимых снах, Огрим изображен на пике своего могущества и впечатляюще одет в королевский белый вариант его доспехов. Возможно, это могло указывать на то, что другие Великие Рыцари облачались в белое во время аудиенции или служения Бледного Короля.

Если ударить его таким образом пять раз, возможно, это разрушит заклинание Огрима, и он быстро исчезнет из области. Однако он оставляет после себя последнюю навозную статую Рыцаря, которого он теперь признает равным и одним из величайших героев Hallownest.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище  он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья — при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем  романа Дюма «Бастард де Молеон».

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес  — национальный герой Шотландии,  одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии — Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Нест верх Рис (XII век)

Принцесса королевства Дехейбарт, расположенного на юго-западе Уэльса, с юных лет славилась своей небывалой красотой.

Но не только за красоту получила она прозвище «Елены Уэльской». Елена Троянская погубила Трою, а Нест отняла у графства Поуис независимость.

Она была замужем за англонормандским рыцарем Джеральдом Виндзорским. Но в конце декабря 1109 года ее посетил родственник по имени Оуайн ап Кадуган, сын князя Поуиса.

Влюбившись в Нест, он собрал людей и похитил ее прямо из замка, вместе с детьми. Позже дети были возвращены отцу.

Что же касается отставного мужа, то по легенде, в момент нападения он бежал через отхожее место.

Поскольку спор произошел между людьми с большими возможностями, то нормандцы, сочтя себя оскорбленным, вторглись в Поуис и подчинили его английской короне.

В конце концов, Оуайн ап Кадуган бежал в Ирландию, его владения были конфискованы английским королём Генрихом, а Нест вернулась к Джеральду.

Спустя некоторое время Оуайн и Генрих примирились, и в 1116 году он даже пошел в поход под его началом. Однако мириться нужно было не только с королем, но еще и с сэром Джеральдом. Во время похода его люди напали на Оуайна и убили.

Братство воинов Христа

Поскольку рыцари этого ордена носили на своих плащах крестообразные изображения меча, их прозвали меченосцами. Задача ордена была своеобразным приквелом к истории тевтонцев – взять под контроль Восточную Прибалтику.

Но дело не срослось, ибо помешали русские князья, а затем и от Литвы крепко досталось. Так бы и ушли в небытие, но вместо этого меченосцы влились в Тевтонский орден, став его филиалом, более известным как Ливонский орден.

Однако смена имени ничего не дала и в середине XVI века меченосцы-ливонцы были разбиты русскими, а затем по примеру тевтонского руководства перешли в лютеранство.

О чём фильм

Начнём нашу рецензию с того, что посмотреть фильм «Зелёный рыцарь» можно на кинопортале Лордфильм. Разобравшись с вопросом «где», переходим к разбору о чём, собственно, фильм.

По содержанию сложно понять, где именно происходит основное действо, но учитывая, что сюжет затрагивает тему рыцарей Круглого стола, можно предположить, что это средневековая Великобритания. Или Норвегия, кому как нравится.

Дев Патель в главной роли сера Гавейна. Кадр из фильма.

Главного героя зовут сэр Гавейн. Он рыцарь по крови, ведь его мать приходится сестрой царствующему монарху. На рождественском обеде у короля собираются рыцари, дабы усладить слух правителя рассказами о своих подвигах. Естественно, и для того, чтобы похвастаться доблестью между собой.

Ранее король не слишком привечал племянника и не приглашал на подобные застолья. Поэтому именно Гавейну предлагается первым поведать о своей доблести, рассказав сказку о собственной жизни. Однако сказать нашему герою нечего. Он обычный горожанин, который проводит время в борделях, и вряд ли когда-то выбирался за пределы городской стены.

Как и полагается, на вызов первым откликается король, но тут же сетует на свою слабость и выражает надежду, что в его окружении найдётся смельчак, который примет бой. Неожиданно для всех, вызов принимает Гавейн.

Король даёт ему для поединка собственный меч, но Зелёный рыцарь не спешит бросаться в схватку. Наоборот, он покорно опускает оружие и подставляет шею под удар. Гавейн сносит чудовищу голову. Впрочем, того это нисколько не смущает. Обезглавленное тело поднимает голову, которая напоминает, что через год победителю нужно выполнить второе условие договора. После чего обезглавленный рыцарь уносится прочь со зловещим смехом.

Мифический древесный гигант Зеленый Рыцарь. Кадр из фильма.

В течение года Гавейн остаётся самым популярным человеком в Камелоте. О нём поют песни и слагают легенды. Однако подходит время платить по счетам, и нашего героя собирают в опасный путь к Зелёной Часовне, где его ждёт гарантированная смерть.

В пути наш герой, как и полагается странствующему рыцарю, встречает немало опасностей. Это разбойники, великаны, призраки и даже говорящие лисы. Однако пройдя сквозь все перипетии, он добирается до конечной цели своего квеста. Возвращает Зелёному Рыцарю его топор, полученный в качестве трофея, и подставляет свою шею под удар.

Гавейн очень боится смерти, поэтому на нём надет волшебный пояс, владелец которого не может умереть. Этот амулет подарила ему мать – колдунья Морган ле Фэй. Фактически монстр не может причинить вред нашему герою, но пока чудовище заносит топор, Гавейн словно просчитывает варианты дальнейшего развития реальности. Он видит, что будет, если он просто убежит, оставшись невредимым. Герой не желает для себя такой судьбы, поэтому снимает с себя пояс, сообщая, что готов.

Он снимает с себя пояс, сообщая, что готов. Однако древесное существо не опускает топор на его шею, он чиркает по горлу смельчака пальцем и приветствует славного рыцаря.

В чём скрытый смысл этого фильма? Попробуем ответить на этот вопрос и дать объяснение концовки.

Гегемол

Великим рыцарем, который сделал самое зловещее зрелище, был Гегемол. Известный своей мощью и чувством юмора , он надел впечатляющий полный комплект брони, который позже оказался во владении личинки, с которой можно сражаться в начале игры на Забытом перекрестке. Прибив во сне этого «Ложного рыцаря», выясняется, что он украл доспехи у рыцаря, когда он спал, для личной выгоды.

Был ли Хегемол убит в процессе или после этого скрылся, остается предметом споров, но похоже, что булава, экипированная личинкой, не использовалась самим Великим рыцарем. Фактически, во всех изображениях Гегемола, таких как его статуя за пределами Города Слез, он никогда не изображается с оружием в руках . Это вместо этого предполагает, что он был скандалистом, которому для боя нужна была только броня. Возможно, это объясняет его исчезновение после того, как оно было украдено.

Несмотря на свой рост, он также был на удивление тихим голосом. Это, вместе с тем фактом, что личинка могла владеть доспехами, могло быть осторожным намеком на то, что Великий рыцарь имел более скромный внешний вид под всем этим. Со всеми DLC, выпущенными для Hollow Knight, эта загадка может быть дополнительно исследована в Silksong, долгожданном продолжении игры.

Тамплиеры

Самый топовый рыцарский орден, в полной мере заслуживший свою славу. После того, как крестоносцы были изгнаны из Палестины, рыцари переключились на торговлю и банковское дело.

Однако назвать их патологическими стяжателями было все же нельзя. Орден много строил, прокладывал новые дороги (притом бесплатные!), которые сам же и охранял. Многое тратилось на благотворительность.

Невероятное богатство им не простили, после чего последовало обвинение во всех грехах. Признания выбивали жесточайшими методами и в 1312 году орден Тамплиеров был упразднен. Впоследствии он неоднократно возрождался, но это было уже совсем не то.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было  Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы.  В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед  последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В  1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона — меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Каролингская конница: вооружение

Как историки сформировали образ франкского конного воина эпохи правления Карла Великого? В основном, изучая книжные миниатюры IX века. Самые известные изображения каролингских всадников мы можем увидеть на страницах Золотой псалтыри из монастыря Санкт-Галлен.


Миниатюра из Золотой псалтыри. (Wikimedia Commons)

Наличие стремян сразу бросается в глаза: благодаря контактам со степными народами, европейцы стали активно их использовать в VII веке.

Копьё в основном использовали для нанесения колющего удара, но бывало и метали во врага. Круглый и выпуклый щит, который с двух сторон обтягивали кожей, относительно неплохо защищал как пехотинца, так и конного воина от метательного оружия.

Снаряжение франкских воинов подвергается дифференциации. Она связана с социальным и имущественным статусом того или иного представителя военной элиты. Шлем особо не модернизировали, его скорее укрепляли. Кольчугу носили менее обеспеченные воины. Часто своё снаряжение всадники вносили в завещания. Вассалы побогаче надевали броню: кожаный костюм, обшитый железными бляхами. Постепенно получал распространение чешуйчатый доспех.

Для «прародителей» рыцарства существовало всего два типа меча: короткий (от 65 до 80 см, легкий, с одним лезвием) и длинный (от 90 до 100 см, с двумя лезвиями). Короткий использовали чаще для боя, ведь он был более эргономичным. Длинный меч использовали если следовало добить противника. Совершенствование технологии изготовления оружия и прогресс в кузнечном деле дали ощутимые результаты: длинные мечи стали крепче, удобнее и качественнее.


Франкские всадники и викинги. (Wikimedia Commons)

Но стоимость полного комплекта оружия и снаряжения конного воина в империи Карла Великого заставляла их исправно служить своим господам — именно они обеспечивали стабильное материальное положение низшей знати

Также важно отметить, что военные клятвы в боевые подразделения внедрял сам император (например, в 789 и 802 году).

Происхождение

Причины высокомерно-снисходительного отношения, выпячивания собственной значимости нужно искать в VI — VII веках. Этим периодом датируется происхождение рыцарства.

Завоевания новых земель в ту эпоху серьезно укрепили авторитет и власть короля. Вместе с ним возвысились и воины, входившие с состав его дружин. Изначально образ жизни рыцарей в Средние века мало чем отличался от быта соплеменников, но постепенно знать захватывала земельные наделы, возводила на них замки.

Истории известны сотни случаев, когда земли отбирали силой у своих же соседей. Такое положение дел сохранялось при том, что количество рыцарей в Европы было ничтожно малым – не больше 3% от общей численности населения. Исключением были Испания и Польша, где их было около 10%.

Огромное влияние рыцарства на внутреннюю и внешнюю политику, этикет, дипломатию и практически все сферы жизни историки объясняют периодом, когда правда была за силой. А сила сосредоточилась в руках мужчин с доспехами.

Постепенно в средневековой Европе сформировался новый тип культуры – идеалы рыцарства. Они отчасти дошли и до современников – отсюда идеализация воинов в доспехах и с мечом.

Конница в походах Карла Великого

Каждому, кто знаком с именем Карла Великого известно, что его внешняя политика была чересчур активной. Он фактически не покидал лошади: походы отнимали у него массу сил и времени. По определению его королевство, а позже и «возрождённая» империя оставались глубоко внутри германскими. Войн и споров между сеньорами и вассалами было просто не избежать: церковь хоть и запрещала убивать христианам друг друга, но это никак не останавливало знать. Вопрос был решён сам собой: конфликт с лангобардами, саксами, маврами в Испании и даже кратковременные встречи с норманнами давали возможность, так сказать, выплеснуть накопившийся негатив конного войска Карла Великого.


Битва с маврами. (amazonaws.com)

Нашлось место и для эпоса — с походами Карла связаны знаменитые произведения средневековой литературы. «Песнь о Роланде» и «Песнь о Гильоме» повествуют о подвигах франкской аристократии, которые отличились во время экспансии Карла.


Карл Великий оплакивает Роланда. (amazonaws.com)

Каролингская конница — это один из известных переходных этапов формирования классического средневекового рыцарства XII века. В нём ещё очень явно прослеживаются германские традиции и система ценностей, но уже наблюдается эволюция в отношении к службе, войне и собственности.

Миф пятый:Рыцари редко мылись, гадили в доспехи и от них жутко воняло

Этот миф является скорее искажением, чем совсем уж неправдой. Запах от воина, который долго скачет на коне, или долгое время провел в доспехе — не самый приятный для нашего современного обоняния.

Но, тот же Олег Соколов опровергает утверждение, что рыцари редко мылись, говоря, что бани в Средневековье были довольно распространены. Да и в полные доспехи рыцарь одевался только перед боем, после чего часть их сразу же снималась. В мирное время они ходили вовсе без доспеха, в «нормальной» одежде представителя высшего сословия.

Ну и естественно, у них было гораздо больше материальных возможностей носить чистую одежду, чем у тех же крестьян или горожан. Гадить же в доспехи не было никакого смысла — так как воин был конным и пах ему защищала лошадь и седло, эти части не закрывались доспехами снизу, а штанов в те времена не носили, носили шоссы — нечто вроде чулков, привязанных к поясу. В общем, расчехлить хозяйство и сделать свои дела можно было и не снимая доспехов.

Рыцарь в шоссах

Образ рыцаря сейчас мифологизирован, как в положительную, так и в отрицательную сторону, но стоит помнить, что рыцари были истинными детьми своей эпохи — сильными, профессиональными воинами, всю жизнь проводившими в боях, походах и турнирах. Настоящими отвратительными мужиками, храбрыми, воинственными и слегка попахивавшими конским потом.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Межевые рыцари

Основная статья: Межевые рыцари


Межевой рыцарь. FFG (Джонил Сентено (Jhoneil Centeno))

Далеко не все рыцари Семи Королевств богаты и владеют землёй. Нередко в рыцари посвящают людей, которые не имеют земли, замка, состоятельных родственников и вообще каких-либо источников дохода, кроме собственно военной службы. Главное достояние такого рыцаря заключается в лошадях и оружии. Если такой рыцарь ещё и не находится у кого-нибудь на постоянной службе, а странствует по стране от одного временного нанимателя к другому, он называется межевым рыцарем (англ. hedge knight, в переводе Соколова — засечным). В большинстве своем межевые рыцари крайне бедны, но гордость не позволяет им оставить занятие рыцаря и заниматься торговлей или ремеслом.

Сэр Кей

Сэр Кей проигрывает бой лесному безумцу — иллюстрация из книги Говарда Пайла

Кея вряд ли можно отнести к совсем уж малоизвестным рыцарям – он появляется едва ли не во всех произведениях о короле Артуре. Однако едва ли не во всех он является второстепенным, а то и третьестепенным героем. Или злодеем.

Сэр Кей — сводный брат Артура, его друг детства, верный соратник и один из первых рыцарей, принятых в сообщество Круглого Стола. Вот только характер у него был не очень.

В некоторых историях сэр Кей выступает комическим персонажем – хвастливый рыцарь, любящий разглагольствовать о своих достоинствах и чужих недостатках. Нарывающийся на драку, но недостаточно сильный и ловкий, так что он проигрывает почти каждое сражение, в котором участвует.

В других версиях Кей выступает отрицательным персонажем. Он издевается над молодыми рыцарями, не уважает кодекс чести, избивает дам и в целом нехороший человек. Когда юный Артур прошёл испытание Мерлина и вытащил меч из камня, такой же юный Кей позаимствовал его и объявил себя избранным королём. Обман быстро раскрылся, но Артур простил своего сводного брата и даже назначил его распорядителем двора.

Забава, ставшая обязанностью

Кроме военного дела, ещё одним важным элементом рыцарской культуры была охота. Ей придавалось столь большое значение, что, являясь, по сути, забавой, она становилась обязанностью представителей элиты. В ней, как правило, принимал участие не только знатный сеньор, но и вся его семья. Из сохранившейся литературы, посвящённой вопросам «рыцарского искусства», известно, что был установлен определённый порядок проведения охоты, которому должны были следовать все благородные господа.

Так, предписывалось, чтобы на выезде в охотничьи угодья рыцаря непременно сопровождала его жена (разумеется, если она у него имелась). Она должна была скакать на коне с правой стороны от мужа и держать на руке сокола или ястреба. От каждой супруги благородного рыцаря требовалось умение выпускать птицу, а затем принимать его обратно, ведь от её действий часто зависел общий успех.

Что же касается сыновей феодала, то они с семилетнего возраста сопровождали родителей во время охоты, но держаться были обязаны с левой стороны от отца. Это аристократическое развлечение входило в общий курс их обучения, и игнорировать его юноши не имели права. Известно, что порой страсть к охоте приобретала у феодалов столь крайние формы, что само это занятие подвергалось осуждению Церкви, поскольку, проводя всё свободное время в погоне за дичью, господа забывали посещать богослужения, а соответственно, переставали пополнять приходской бюджет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector