Транспортный самолет ил-476: история и ттх

Нужен ли новый транспортник для ВКС России

Основную нагрузку в осуществлении воздушных транспортно-грузовых перевозках в России продолжают выполнять самолеты Ил-76. Безусловно – это хорошие, надежные и проверенные временем машины. Однако солидный возраст, транспортные «илы» начали выпускать еще в начале 70-х годов, большинства машин не позволяет в полной мере решать поставленные военно-технические логистические вопросы.

Для своего времени Ил-76 был замечательной машиной, благодаря которой Советский Союз имел один из самых крупных парков транспортной авиации.

Потребность в новой машине для транспортной авиации ощущается достаточно остро. Этого требует нынешняя концепция развития вооруженных сил, сложившаяся военно-политическая обстановка. Планы на совместное строительство с Украиной военно-транспортного самолета Ан-70 приказали долго жить. В такой ситуации единственным выходом из сложившейся ситуации стала возможность обновить парк ВКС модернизированным самолетами Ил-76. Тем более что в КБ им. Ильюшина уже имелись технические наработки и соответствующая документация на предстоящую модернизацию машины. Авиаконструкторы одного из старейших в стране конструкторского бюро совместно со специалистами авиационного завода «Авиастар», заявили о возможности проведения кардинальной модернизации самолетов Ил-76 усилиями отечественной авиапромышленности.

Модернизированная версия машины получила название Ил-76МД-90А. Неофициальное название проекта изделие Ил-476. Судя по информации, взятой из проекта, перед нами практически новый с технической точки зрения транспортный самолет.

Поставки самолетов Ил-476 за границу могут начаться после 2021 года

Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии им. Чкалова.

Фото: www.uac-ta.ru

Однако, отсутствие перспектив по производственным и технологическим возможностям ташкентского завода, ставит под угрозу программу развития этого замечательного самолета, непревзойденного лидера в классе грузоподъемности 50…60 тонн. В соответствии с решением Правительства России о переносе производства самолетов семейства Ил-76 в Россию, ОАК-ТС были проведены работы по подготовке серийного производства и разработан технический облик модернизированного самолета.

В ходе работ по программе проведена оценка современных требований основного заказчика – Министерства обороны России и других потенциальных заказчиков. Изменения в модернизированном Ил-76МД-90А затронули, как бортовое оборудование и системы, так и конструкцию воздушного судна. Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования. Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.

Фото: www.uac-ta.ru

Модернизированный Ил-76МД-90А совершил первый демонстрационный полет 4 октября 2012 года. Летный опытный образец поднялся в небо со взлетно-посадочной полосы летно-испытательного комплекса аэропорта «Ульяновск-Восточный» под управлением экипажа в составе: летчика испытателя, командира экипажа Героя России Николая Куимова, второго пилота заслуженного летчика испытателя России Владимира Иринархова, штурмана Валерия Гречко, бортинженера Алексея Журавлева, бортрадиста Сергея Орлова, ведущего инженера по летным испытаниям Владимира Лысягина, бортэлектрика Александра Цветкова, бортоператора Алексея Митина.

В ходе полета, за которым наблюдали Президент России Владимир Путин и делегация в составе главы президентской администрации Сергея Иванова, вице-премьера Дмитрия Рогозина, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, министра обороны Анатолия Сердюкова, министра экономического развития Андрея Белоусова, главы ОАК Михаила Погосяна, помощника президента Игоря Левитина, Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова и др., Ил-76МД-90А успешно поднялся в небо и приземлился в точно назначенное время на взлетно-посадочную полосу.

Cхема: www.uac-ta.ru

Тактико-технические показатели

Общие геометрические данные
Длина, м 46,60
Высота на стоянке, м 14,76
Размах крыла, м 50,5
Площадь крыла (трапеции), м² 300
Колея шасси (по внешним колесам), м 8,16
Диаметр миделевого сечения, м 4,8
Характеристики двигателя ПС-90А-76
Количество 4
Степень двухконтурности 4,4
Тяга, кгс:
максимальный режим 14 500
максимальный повышенный режим 16 000
крейсерский режим 3 300
режим обратной тяги (реверс) 3 600
Соответствие нормам ICAO п.16, Гл.IV
Удельный расход топлива при крейсерском режиме, кг/кгс.ч 0,59
Массовые характеристики
Максимальная взлетная масса, т 210
Максимальная нагрузка, т 60
Общая вместимость топливных баков, л 109 500
Летные данные
Скорость полета, км/час 750-800
Дальность полета, км:
при нагрузке 52 тонны 5 000
при нагрузке 20 тонн 8 500
Высота полета , м 12 100
Длина разбега, м 1 540
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м 1 700
Длина пробега с применением реверса тяги двигателей, м 960
Десантирование
высота десантирования, м
техники 300-400
десантников-парашютистов до 8000
Число мест
Экипаж 5
Перевозка военнослужащих
десантников-парашютистов 126
личного состава (при установке второй палубы) 145(255)
пострадавших при установке санитарного оборудования 114
Размер грузовой кабины
Длина с рампой, м 25,54
Ширина, м 3,45
высота, м 3,4
Объем грузовой кабины, м³ 321
Ресурс
Календарных лет 30
количество посадок 10 000
количество летных часов 30 000

Описание деталей проекта Ил 476

Техническая документация, которая имеется сегодня в распоряжении СМИ, позволяет утверждать о том, что старенький транспортник ожидает глубокая модернизация. Другими словами, в Ульяновске планируется наладить выпуск нового транспортного самолета на базе машины Ил-76МД, стоящей на оснащении ВКС России. Вся необходимая работа по модернизации своего детища в КБ им. Ильюшина велась еще в годы существования СССР. После окончания перипетий с переводом основного производства «семьдесят шестого» в Ульяновск, стали вырисовываться контуры и масштаб предстоящей модернизации. В целом, к началу 2009 года были закончены основные проектные работы по новой машине, что позволило в новом году приступить к созданию первого опытного образца – прототипа «01-02». Этому способствовал подписанный контракт между Минпромом России и корпорацией ОАК — Транспортные Системы на проведение модернизации самолета Ил-76МД в рамках проекта изделие 476.

Вдаваясь в детали проекта, важно отметить следующие аспекты. Модернизированный лайнер имеет отличия от своего предшественника в конструктивном плане

Изменена конструкция крыла, которое получило новую схему сборки. На самолет установили новые, более мощные и экономичные двигатели ПС-90А-76, обеспечивающие тягу в 14500 кгс. Эти двигатели созданы на ОАО «Пермский моторный завод» в рамках программы замены старых турбовентиляторных реактивных двигателей Д-30КП, которыми оснащались ранние версии Ил-76. В процессе создания нового двигателя были учтены новые жесткие требования по экологической безопасности и шумности.

В дополнение к новым двигателям проект самолета  Ил 476 предусматривает установку новой топливной системы, способной сделать эксплуатацию новой машины более рентабельной и экономичной. Навигационное оснащение модернизированного транспортника включает новый цифровой навигационный комплекс. Пилотирование машины обеспечивается новыми автоматизированными системами управления. В целом, от старой машины остался только фюзеляж. Даже кабина пилотов получила новые формы, дизайн и оснащение. Основные летно-технические характеристики модернизированной версии выглядят следующим образом:

  • длина машины 46,6 м;
  • размах крыльев составляет 50,5 метра;
  • взлетная масса самолета составляет 190 тонн;
  • полезная нагрузка 50 тонн;
  • крейсерская скорость 750-800 км/ч;
  • практический потолок 12000 м;
  • максимальная дальность при полной загрузке (52 тонны) составляет 5000 км.

Грузоподъемность самолета определяется характером и видом грузовых перевозок. В военно-транспортном варианте самолет способен обеспечить перевозку полторы сотни военнослужащих в полной экипировке или личный состав спецподразделений количеством до роты. В транспортно-медицинском варианте на борту воздушного судна может находиться медицинский персонал и 114 пострадавших. Экипаж транспортника состоит из 5 человек.

Конструкция и оборудование

Компоновочно самолет является монопланом нормальной аэродинамической схемы с высокорасположенным прямым крылом, с подвешенными под ним двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ. Фюзеляж состоит из трех секций. В корме находится грузовой люк, закрывающийся рампой и одной створкой. Крыло кессонное, цельное, крепится на фюзеляж с помощью силовых элементов. Хвостовое оперение – Т-образное. Шасси – убирающееся пятиопорное, с передней стойкой.

Пилотажно-навигационное оборудование Ил-112В обеспечит возможность автоматического захода на посадку на аэродромы, соответствующие минимуму II категории Международной организации гражданской авиации (ICAO). Предусмотрен также ручной заход на посадку на слабо оборудованные и необорудованные в радиотехническом отношении аэродромы, включая аэродромы с грунтовым покрытием.

Бортовой комплекс обороны самолета разрабатывает АО “Концерн “Радиоэлектронные технологии” (“КРЭТ”, Москва). Комплекс позволит защитить Ил-112В от ракет класса “поверхность – воздух” и “воздух – воздух”. Благодаря защите от всех видов средств противовоздушной обороны и переносных зенитно-ракетных комплексов транспортник сможет действовать вблизи линии соприкосновения с противникам и участвовать в контртеррористических операциях.

В полет с комфортом!

В нашей стране новый Ил-476 стал первым военно-транспортным самолетом, который обеспечивает вменяемый уровень комфорта для экипажа в полете. Так, здесь имеется полноценный умывальник и туалет

Согласитесь, что при максимальной дальности перелета в пять тысяч километров, эти детали имеют немаловажное значение!

Туалетная комната размещена в специальном герметичном помещении, которое находится в носовом отсеке самолета. Объем встроенного бака для биологических отходов составляет 28 литров. В принципе этого должно хватать на один перелет, чтобы удовлетворять потребности всего экипажа и нескольких десантников. Так как в двухпалубной модификации Ил-476 (фото которого имеются в статье) может перевозить до полутора сотен десантников, могут быть установлены и два дополнительных бака на 80 литров каждый.

Непосредственно перед выброской пользование туалетной комнатой будет недоступно, так как по правилам в это время строго запрещено расстегивать крепления комбинезона

Зато при длительных перелетах (при военных учениях или проведении реальной боевой операции) важность этого нововведения переоценить сложно. В этом случае пользоваться туалетом можно будет все время полета за исключением периода набора высоты и посадки

Хоть «туалетная» тематика и выглядит на первый вид несерьезно, ветераны ВДВ вспоминают, что порой терпеть приходилось сутками. На здоровье бойцов это зачастую отражалось крайне негативным образом, а потому инициатива отечественных авиастроителей в этой области достойна всяческих похвал.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ил-12 Основным вариантом пассажирского салона был вариант на 27 пассажирских мест. Также выпускались варианты на 6, 11, 16, 18, 21, 32 места.
Ил-12Б Начало выпуска — 1948 год. Отличия от Ил-12: форкиль, руль поворота с пружинным сервокомпенсатором, новая воздушно-тепловая ПОС (противообледенительная система).
Ил-12Д Начало выпуска — 1948 год. Транспортно-десантный вариант Ил-12. В транспортном варианте предназначался для перевозки военных грузов массой до 3700 кг, в десантном варианте — для десантирования 38 парашютистов в два потока.
Ил-12Т Начало выпуска — 1947 год (первый полёт — 1 июля 1947 года). Транспортный вариант Ил-12, широко применялся в Полярной авиации. В левом борту фюзеляжа была расположена двустворчатая дверь 2,4×1,6 м. Грузоподъёмность — 3000 кг.

Специальные варианты: Два Ил-12 использовались в качестве летающих лабораторий: метеорологической и отработки экспериментальных ПОС (противообледенительных систем). Несколько Ил-12 были оборудованы для аэрофотосъёмки и, как минимум, один — для аэроэлектромагнитной съёмки, применяемой для геологического картирования и поиска полезных ископаемых.

Чем отличается от предшественника? Мнение летчика-испытателя

Новый самолет Ил-476, характеристики которого подробно расписываются в статье, предназначен как для перевозки самых разных грузов гражданского и военного назначения, так и для транспортировки десантного вооружения, включая самоходные машины и легкие БМП. Конструктивно предусмотрена возможность взять на борт в пределах полутора сотен человек личного состава.

Современное летное и навигационное оборудование («стеклянная кабина») позволяет резко снизить нагрузку на экипаж, значительно расширяет обзор и обеспечивает высокую безопасность полета. На рабочем месте штурмана имеется персональная индикационная панель, на которую выводятся наиболее важные полетные данные в режиме реального времени.

Олег Ганович, который является профессиональным летчиком-испытателем, так рассказывает об отличиях украинского транспортника Ан-70 и Ил-476: «При разбеге новые движки дают прекрасное ускорение, поразил также новый механизм реверса, благодаря которому после посадки скорость можно погасить намного быстрее. Понравились и новые индикаторы, показывающие скорость набора высоты… У летчиков и инженеров сейчас имеются собственные полетные индикаторы, которые помогают намного быстрее принимать решение даже в сложных ситуациях».

Современное состояние завода-производителя

В настоящее время развитие предприятия «Авиастар-СП», на котором новый самолет и будет серийно производиться, идет огромными темпами. Сообщается, что на сегодняшний день в сборочных ангарах имеется не менее 13 машин на разных этапах сборки. Правительство поставило задачу довести выпуск минимум до 18 самолетов в год. Кроме неоднократно упомянутых 39 самолетов для нужд армии, военные хотят заказать еще не менее 50 машин.

Кроме того, интерес к новой технике проявили представители МЧС, которые уже планируют купить примерно шесть самолетов. Как сообщают представители завода, планируется закупка также некоторыми отделами МВД и ФСБ, а также рядом иностранных заказчиков.

Помимо этого, завод занимается комплектацией и ремонтом Ан-124-100 «Руслан», которых в нашей стране еще немало. В небольших количествах производятся самолеты Ту-204СМ. Планируется также развернуть на мощностях предприятия выпуск новых МС-21. Проще говоря, у завода на сегодняшний день заказов хватает. Радует, что большая часть из них будет укреплять обороноспособность нашей страны.

Сведения об окраске фюзеляжа

Дело в том, что впервые в истории российского авиастроения были использованы отечественные эмали ВЭ-69 и ВЭ-71 полиуретанового типа. Краска специально разрабатывалась целым научно-исследовательским институтом (авиационных материалов) специально для самолета Ил-476. Производство позволяет получать не глянцевую (традиционно используемый краситель), а матовую краску.

Она лучше распределяется по фюзеляжу, отличается повышенными свойствами в области защиты материала корпуса от агрессивных химических веществ. Кроме того, этот краситель практически не истирается

Так как транспортникам зачастую приходится летать в крайне сложных условиях, переоценить важность такого нововведения невозможно

Украино-российское самолетостроение: дружба с двойным дном

На 10 октября с.г. запланировано проведение двенадцатого заседания Подкомиссии по вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украино-Российской межгосударственной комиссии. Подготовлен уже и проект протокола заседания под председательством министра промышленной политики Украины Михаила Короленко и заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Юрия Слюсаря. Документ полон оптимизма и призван отразить небольшой, но поступательный прогресс в развитии самолетостроительной дружбы.

ПРОЕКТ ТУ-330

Пока шли дебаты вокруг Ан-70, в ОКБ им. А.Н. Туполева предложили создать грузовой самолет Ту-330 с 75-процентным уровнем унификации благодаря использованию двигателей и агрегатов пассажирского Ту-214 (Ту-204-200), но с новым фюзеляжем. Самолет разработан по техническому заданию Министерства транспорта РФ с одновременным обеспечением общетехнических требований ОТТ ВВС-86 в части бортового оборудования, боевой живучести, надежности и безопасности полета. Комплекс научно-исследовательских работ, проведенных по темам “Аэрофон”, “Эвакуация” и “Лояльный”, определил место Ту-330ВТ, способного решать те же задачи, что и Ан-70, в транспортной системе ВС РФ.

Эту машину, как и Ан-70, можно смело отнести к третьему, так и не состоявшемуся поколению отечественных транспортных самолетов, но она была бы в два-три раза дешевле украинской машины. Грузовая кабина Ту-330 по размерам мало отличалась от Ан-70 (длина 19,5 м, а с рампой – 23,5 м, ширина по полу – 4 м, и такая же высота за исключением пространства под центропланом, где она ограничивалась 3,55 м) и позволяла перевозить грузы даже на двух палубах. Заманчивое предложение.

Практическая дальность полета самолета с типовой расчетной нагрузкой 25 т при взлете с аэродрома 2 класса (длина ВПП – 1800 м) – 3 тыс. км, а при взлете с аэродрома 1-го класса (длина ВПП – 2500 м) – 7600 км. С максимальной коммерческой нагрузкой 35 т дальность – 3700 км. При взлете с грунтовой ВПП с плотностью покрытия 6–7кг/кв. см 20-тонный груз можно было доставить на расстояние 3 тыс. км. Перегоночная расчетная дальность – 8600 км – лишь на 150 км уступала Ан-70.

Из вежливости разработчики никогда не сравнивали два данных проекта, но я, как человек нейтральный, могу это сделать. Так, дальность полета с нагрузкой 35 т лишь на 300 км меньше, чем у Ан-70, а с нагрузкой 25 т при взлете с аэродрома 1-го класса – на 400 км меньше, чем у Ан-70. Следует упомянуть и о скорости, которая на 50 км/ч больше, чем у Ана. Расчеты показали также, что топливная эффективность Ту-330 выше и составит 138-140 г/ткм (у Ан-70 этот параметр – 150 г/ткм). Но с этим параметром надо обращаться аккуратнее, поскольку многое зависит от класса аэродрома и старания разработчика выдавать желаемое за действительное.

В итоге все кончилось печально. Отечественному авиапрому потянуть два схожих проекта – Ан-70 и Ту-330 – тогда было невозможно. Не найдя заказчика, на фирме ограничились лишь постройкой деревянного макета. К тому же на пути Ту-330 неожиданно появилась Индия, пожелавшая иметь свой средний транспортный самолет (МТА) грузоподъемностью 15 т, то есть вдвое меньше, чем у туполевской машины.

Экология – прежде всего!

В соответствии с требованиями последних лет, большая работа была проведена в области снижения уровня шума и выброса вредных веществ в атмосферу. В результате Ил-476 соответствует всем последним стандартам ИКАО. Это сразу позволило «открыть небо» новым самолетам не только практически на всех внутренних линиях, но и на европейском направлении. Брюссель уже давно критиковал наши самолеты за высокий уровень шумового загрязнения, но сейчас эту проблему удалось полностью ликвидировать.

Как ни странно, но даже события 90-х годов в свое время смогли только затормозить развитие проекта, но не остановить его. В начале 2000-х годов новое Правительство постановило резко форсировать работы над новым самолетом. Уже в начале 2007 года начались подготовительные работы для начала серийного производства самолетов в Ульяновске.

ОПТИМИСТИЧНЫЕ ПЛАНЫ

Модель самолета Ил-214 неоднократно демонстрировалась на различных авиасалонах, но в отличие от Ил-88 – со стреловидным крылом и значительно меньшими габаритами грузового салона. По расчетам, эта машина могла перевозить 20-тонный груз на расстояние до 2500 км с крейсерской скоростью 850–870 км/ч.

При сравнении этой машины с Ту-330 напрашивается вывод: возможности по перевозке гражданских грузов и техники у туполевской машины были как минимум в полтора раза выше. Тем не менее работа по проектированию Ил-214 развернулась в 2000 году. Спустя 10 лет к проекту присоединилась Индия. Так родилась идея совместить индийские и российские требования к СТС, разработать единую документацию, взяв за основу проект многоцелевого транспортного самолета Ил-214 и тем самым сократить финансовое бремя на разработку отечественного варианта машины. Но разработка МТА продолжалась недолго, и в 2015-м Индия вышла из проекта.

Изначально планировалось, что Индия купит 45 таких машин, а Россия – 100. Предполагалось, что объем инвестиций в проекте составит 600 млн долл. Деньги так и не нашли, и разработку Ил-214 прекратили. 17 марта 2017 года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сообщил: “Не все проекты на практике должны заканчиваться обязательно результатом. Мы не смогли за пять лет реализации этого проекта найти того решения, которое сторонам было бы выгодно в дальнейшем реализовывать”.

Спустя полгода, 30 октября 2017 года, прошло сообщение, что Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина в декабре того же года приступит к эскизному проектированию нового среднего ВТС Ил-276. 14 ноября 2018 года Минобороны России утвердило тактико-техническое задание на машину.

Внешне новый проект мало чем отличается от предшественников, разве что длиной фюзеляжа. Двигатели на нем остались прежние – ПС-90А-76, правда, предполагается впоследствии заменить их на ПД-14. Ширина пола грузового отсека нового самолета – 3,5 м – аналогична Ил-76, но грузовой отсек короче, 24,5 м, и, как следует из доступных материалов, – без учета рампы, а высота – 3,4 м. Перспективный транспортник сможет перевозить 20-тонные грузы с крейсерской скоростью около 800 км/ч на расстояние до 2 тыс. км. Впрочем, это предварительные данные, которые еще не раз будут уточняться.

Ожидается, что первый полет Ил-276 состоится в начале 2023 года, а разработка нового самолета полностью завершится в 2025 году и в 2026-м машины начнут поставлять Воздушно-космическим силам РФ.

Что тут сказать? Уж больно все оптимистично. Не наступят ли создатели машины на те же грабли, что и с Ил-112В? Поэтому лучше меньше обещать, а больше делать.

Николай Якубович

Николай Васильевич Якубович – авиационный инженер, историк авиации.

Конструкция Ил-38

Фюзеляж самолета имеет длину 40,07 м. Длина хвостовой балки с немагнитной и металлической частью – 5,6 м. Диаметр фюзеляжа – 3,5 м. Переднюю часть занимает кабина экипажа. Ее площадь составляет 28 м2. Экипаж состоит из семи человек: командира корабля, его помощника, штурмана-оператора, штурмана-навигатора, штурмана-оператора СПИИУ, радиста и бортинженера.

Выпуск и убирание шасси, поворот переднего колеса, закрытие и открытие грузолюков, торможение колес – все это выполняется при помощи гидро-азотной системы. На самолете установлена также азотная система, за счет которой происходит аварийное торможение, аварийное флюгирование винтов и т.д.

Ил-38 имеет в расположении систему кондиционирования, предназначение которой состоит в наддуве, вентиляции и отоплении гермокабины. Особенность данной системы заключается в отборе воздуха от компрессоров двигателей.

В состав силовой установки самолета входят четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М и воздушные винты АВ-64. До того момента, как Ил-38 поставили на вооружение, его снабжали дополнительной системой автоматического флюгирования, что повышало безопасность полета. Пуск моторов можно произвести через внешние аэродромные источники электроэнергии или при помощи турбогенераторного оборудования ТГ-16, которое поместили в хвостовой части фюзеляжа. Главным минусом силовой установки, применяемой на Ил-38, стало большое количество времени, требуемое на прогрев двигателей (до 10 мин.).

ППС «Беркут», которая размещалась в составе оборудования самолета, была разработана, опираясь на многие научные достижения 50-х и 60-х годов прошлого века. В состав этой эргастической автоматизированной системы входят радиоакустические буи (сбрасываемая составляющая) и бортовая аппаратура.

Бортовое оборудование представлено радиолокационной станцией, самолетным приемоиндикаторным устройством СПИУ, цифровой вычислительной системой ЦВМ, блоком связи с ЦВМ, панелью географических координат ПГК, пультом ввода данных ПВД, и т.д. К исполнительным и индикаторными устройствам относят пилотажно-навигационную систему Путь-4Б-2К, АРК-Б, АП-6Е, пульты управления выбрасывания средств поражения и поиска, световые табло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector