Почему секта хлыстов считалась самой опасной в россии

Секту искоренить, мошенников наказать

Несмотря на огромную популярность секты, когда патриарх Никон, а за ним царь узнали о ее существовании, последовал жесточайший указ – искоренить. Организаторы секты были объявлены в розыск. После ареста их подвергли жестокому допросу с пристрастием. Надо отдать должное Филиппов с Сусловым, несмотря на страшные пытки, от своего учения не отказались, и сути его не раскрыли. Заключенных отправили в Москву. В столице их допросил сам Патриарх Никон. Подсудимые молчали. Их прилюдно выпороли. Результат — тот же. Снова пытали. Руководители секты, к удивлению палачей молчали будто онемевшие. По городу поползли слухи, что подсудимые и вправду могут быть теми, за кого себя выдают, поскольку обычный человек вынести подобные пытки просто не в состоянии. По стечению обстоятельств царица в это время никак не могла разрешиться очередными родами. Чтобы они прошли удачно, кто-то из ближних бабок, очевидно подкупленной хлыстами, посоветовал ей отпустить руководителей секты. Царица поверила. Филиппова с Сусловым выпустили их под стражи. У Наталии Кирилловны родился Петр I, а Суслов с Филипповым открыто поселились в Москве, продолжая до самой смерти пропагандировать свое учение.

Хлыстовщина в разных ипостасях

Трансформация и разветвление секты «хлыстов» началось через несколько десятилетий после «вселения Господа Саваофа в Данилу Филипповича». Группы религиозных фанатиков с аналогичными хлыстовскими убеждениями организовывались в самочинные объединения со своими лидерами. Например, в 1765 возникли «скопцы» – секта, в которой кардинально усмиряли плоть оскоплением. Сродни «христоверам» возникли секты духоборов, молокан, малёванцев, постников и других приверженцев альтернативного и даже извращённого христианства.

Идеи «хлыстовщины» в конце XIX века вышли за пределы низших и маргинальных слоёв Российского общества. Учением «христоверов» заинтересовались в высшем свете империи. Интерес часто перерастал в симпатию и некоторые именитые купцы, промышленники, представители богемы и даже государственные деятели становились членами секты.

Например, в радениях были замечены: министр просвещения А. Голицын, вице-президент Академии художеств А. Лабзин, поэт В. Клюев, художник В. Боровиковский. Писатель М. Горький и поэт А. Блок писали о хлыстах без тени осуждения

Но такое внимание не помогло секте выжить в реалиях сурового XX века

СВАЛЬНЫЙ ГРЕХ НА КОРАБЛЕ

Вот когда открылась, пусть и частично, суть хлыстовщины. Откуда просочилась она в Россию? Одни утверждали — с появлением старообрядческого раскола, другие — занесена из Польши и Богемии, связана с запорожскими казаками.

Так или иначе, пророки хлыстов утверждали, что сам Бог входит с людьми в непосредственное общение. Это и прельщало новичков: дескать, каждый может стать богом. Их радения происходят под влиянием мистического экстаза. Человек умирает плотью, но воскресает духом — вот ведь что придумали. Народ прозвал их хлыстами, потому что хлещут себя, сил не жалея, прутьями, цепами. Но сами хлысты позорного названия не приемлют, а ведут свое имя от «христовщины».

Соберется человек 50 хлыстов — это уже «корабль», независимый от других. Но обряды у всех «кораблей» одни. Наставник — он же пророк, или кормщик корабля. У него неограниченная власть, он управляет вместе с «богородицей» (чаще чьей-либо разведенной женой). Есть воспитанники, есть и рядовые. Это братья-корабельщики. Если прикажет кормщик — любой из них, не задумываясь, бросится в огонь и в воду, с благоговением исполнит самый безнравственный поступок и уверен: на то воля Божья…

Корабельщики ратуют за целомудрие и безбрачие — на словах, а на деле занимаются гнусным развратом. Место радений называют Иерусалимом, оно охраняется строгим караулом. Радения бывают простые, чрезвычайные и годовые, на последних исступленные изуверы хлещут себя часов по 12. h

Но любое из радений заканчивается свальным грехом всего «корабля»…

Капитоновцы

Их считают первой русской старообрядческой сектой. Капитоновцы признавали своим основателем инока Капитона Даниловского — одного из так называемых «лесных старцев», предсказывавшего скорый приход Антихриста и боровшегося с церковными реформами патриарха Никона.

Секта возникла в 30-е годы XVII века сначала на территории Вологодского, Костромского, Ярославского и Владимирского уездов. К 70-м годам столетия она уже охватывала всю Центральную Россию.

После того как старец Капитон в 1666 году погиб при неизвестных обстоятельствах, учение капитоновцев стало разветвляться и трансформироваться, сливаться с другими раскольническими учениями.

Митрополит Димитрий Ростовский утверждал, что раскольники соблазняли и губили «жен, дев и отрочат»: завлекали их «на пустые места», «оскверняху их блудом» и так «сугубою смертию погубляху прельщенных, душу и тело убивающе: душу грехом, тело же огнем». «Извет» (донос) от 1672 года рассказывает, что капитоновцы собирались в избах большими группами по 10-40 человек и служили обедню. «А по вечерам, как огонь погасят, творят блуд. А про тот блуд разговаривают: хто де блуд и сотворит и в том греха нет».

Хлысты

Секта хлыстов возникла в середине XVII столетия в среде православного крестьянства. Члены секты называли себя «людьми божьими» или «христововерами». Появившееся несколько позднее название «хлысты» произошло, по одной из версий, от практикуемого в секте обряда самобичевания, по другой это было видоизмененное «христы».

Основателем секты считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов). По преданию, в 1645 году в его плоть вселился сам господь Саваоф, дав людям 12 новых заповедей.

Общины хлыстов назывались «кораблями». Во главе каждого «корабля» стоял «кормщик», которого называли также «Христом». При нем состояла и «кормщица», которую звали «Богородицей», «матушкой» или «пророчицей».

Хлысты верили: Бог может воплощаться в человеке бесчисленное количество раз. Воплотиться он может только в тех людях, которые ведут аскетический образ жизни. Поэтому хлыстами проповедовалось пищевое и половое воздержание.

Свои богослужения («радения») хлысты проводили по ночам. Во время радений они занимались самобичеванием, например, хлестали себя по телу жгутами и прутьями, а также кружились на одном месте, что доводило их до состояния экстаза.

Хлысты отвергали церковный брак и семейные отношения, зато у них был термин «духовное сожительство», который трактовался очень широко. Плотское возбуждение, которое охватывало сектантов в процессе радений, трактовали как «сошествие духа Святого». Поэтому неудивительно, что «радения» часто переходили в настоящие оргии.

Если в результате этих оргий на свет появлялись дети, то считалось, что они рождены «от Бога», а мать такого ребенка объявляли «богородицей». Считалось, что такой ребенок станет «христом» и «пророком».

В организации секты хлыстовского толка в свое время обвинялся Григорий Распутин. Он говорил своим «прихожанам», что, лишь познав грех, верующий может очиститься от него. По свидетельствам, мужчины и женщины – «братья и сестры» — вместе мылись в бане, а потом совокуплялись тут же на скамьях, восхваляя Бога за даруемые телесные утехи… Видимо, тогда и возникло прозвище «Распутин», которое затем стало фамилией «старца».

Хлысты называют себя «Люди Божьи» и базируют учение на православии

Название «хлысты» обиходно, но не соответствует тому, как называют себя сами приверженцы этой религиозной традиции. Варианта их самоназвания два:

  1. Христова вера.
  2. Люди Божьи.

Соответственно, для представителя секты хлыстов намного приятнее называть себя христовером, потому что в основе его религиозных представлений лежит вера во Христа. Именно это фундамент его убеждений, а отнюдь не какой-то инструмент вроде хлыста.

Есть мнение, что «хлысты» возникло от искажённого «христы» в силу логичных ассоциаций внешнего наблюдателя.

Как бы то ни было, хлысты и православная церкви далеко не такие чужды друг другу, как, например, им — мусульмане. Всё же основе лежит одно Священное Писание, единая православная традиция, которая делает убеждения верующих почти тождественными.

Конечно, есть различия и в вероучении, и в религиозных практиках, иначе бы мы не говорили о секте. Но всё же база единая — православная, христианская.

Кружение (радение): ритуал хлыстов. В центре находится человек, которого считают воплощением Бога. В танце он произносит пророчества

НОВАЯ СМЕНА

А уж тут и новый лже-Христос объявился — Прокопий Лупкин. Бывший стрелец Батуринского полка, участвовал в Азовских походах, был определен на службу в Нижний Новгород, да обнаружилась у него падучая. Так и остался в Нижнем, женился на стрелецкой дочери Акулине и провозгласил себя пророком «людей божиих».

Еще при Суслове их учение стало проникать в женские монастыри, в частности в Ивановский , где верховодила жена Лупкина — Акулина Ивановна, объявившая себя «богородицей». Суслов и был похоронен в этом монастыре. На поклон к его могиле ходили толпы «божиих людей». В 1739 году по повелению Анны Иоанновны труп лже-Христа вместе с останками его сподвижников выкопали, вывезли в поле, сожгли и прах по ветру развеяли.

После смерти Акулины «дело» перешло в крепкие руки инокини монастыря Анастасии. А собственно, что за «дело»? Никто и не знал, чем они занимаются на своих сборищах…

Молва

В разных концах страны хлыстовцы назывались по-разному: самарские хлысты были известны как миссионеры и православный народ монтана, казанские – как кантовщики и сладкоедцы, ставропольские – как шалопуты, сибирские — как богомолы, костромские – как вертуны и ляды.

Хлысты не ели мяса, особенно свинины, не употребляли спиртное, не посещали крестины и свадьбы, испытывали брезгливое чувство к детям.

При исповеди хлысты не говорили священнику обычное «грешен», а «виноват перед вами». Сектанты обращались друг к другу уменьшительными именами. Иногда достаточно было одного или нескольких признаков, чтобы священник отказался причастить или исповедовать предполагаемого хлыста.

Ходила молва о том, что «старец» Григорий Распутин и его убийца, последний представитель рода Юсуповых, Феликс принадлежали к хлыстам.

Искупитель вторый

Кузьма Лисин

По-женски полный и безбородый мужчина в черном сюртуке старинного кроя к смерти Селиванова превратился в городской типаж. Служит такой скопец в меняльной лавке, которую сам и держит, пьет чай с сахаром, экстатически пляшет в кругу единоверцев. По стенам в лавке — лубки и гравюры. Потом появились и фотографии. Фотографироваться скопцы любили. С изобретением фотоаппарата по всей России открываются сектантские фотоателье. Свои фотокарточки шлют друг другу скопцы от Риги до Олекминска. Канон скопческого фотопортрета: суровое лицо и белый платочек, положенный сверху отсутствующих гениталий в знак чистоты.

Женщину-скопчиху на улице не встретить. Она заперта в мастерской, где вместе с другими худосошными девицами плетет пояски и шелковое белье. Жизнь вроде монастырской: пост, труд и молитва. Принцип работы, что в мастерской, что в меняльной лавке, один. Детей из небогатых семей, родственников скопцов отправляют в город на приработок. Подросток работает и радеет и, слово за слово, принимает оскопление. Потом может вернуться в деревню, а может остаться в городе. Прямых потомков у скопцов по понятным причинам часто не находилось, и унаследовать лавку — пик скопческой карьеры.

Мастерские располагались, как правило, в невысоких, в два этажа, каменных домах. Рогожин из «Идиота» жил в таком, на углу Садовой и Гороховой. Ворота наглухо закрыты, за воротами — собаки. Из окон, плотно занавешенных, в канун праздников — молитвенный вой. Внутри — всегда порядок. Герань и кисея, чай из блюдца. Как и в лавках, фотографии по стенам. Портрет Селиванова. Из книг — Евангелие, «Страды», часто — русско-румынский разговорник, а в нем — немного румынских лей (скопцы бежали в Румынию от преследований). Благолепие нарушается запахом немытых ног: радеют босиком, оставляя обувь в прихожей.

По всей империи и за ее пределами (Румыния) скопцы обменивались фотографиями, пророками и деньгами. Пророки ходили по скопческим домам, пили чай, «ходили в слове» (пророчествовали по-скопчески). С ними передавались письма и деньги.

Старые девы и странные мужички, предрекающие Антихриста, поддерживали связь между сектантами по всей России. Все скопцы были заочно между собой знакомы и заочно доверяли друг другу. Потерять доверие значило оказаться выброшенным из общины во враждебный мир. Беднягу кастрата русское общество вне секты принимать отказывалось.

Хлысты

Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века

Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко­стромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сек­тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По­следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри­кивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска­лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо­бых пору­чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли  Кораблями назывались хлыстовские общины., рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стерео­типам  Подобные обвинения довольно распростра­нены: в первые века нашей эры им подверга­лись христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плот­ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се­строй; нежени­мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы­сты приписы­вали Даниилу Филипповичу.

Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб­лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).

Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче­ской ереси». 1844 год

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита­нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода­ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы­стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го­лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева. 

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50–60-х годах ХХ века.

Предтеча

Андрей Блохин

А начиналось все обыденно. Летним днем 1771 года Петр и Трофим, два однодворца из деревни Масловка, что в Орловской губернии, отправились купаться на реку. Когда мужики остались без одежды, заметливый Трофим не обнаружил у Петра гениталий. Однодворец с его пытливым умом не мог пройти мимо этого обстоятельства. Петр неохотно отвечал на вопросы Трофима, сказав лишь, что кастрировал себя сам, «единственно дабы не соединяться с женою плотски».

Попросил об увиденном никому не говорить. На том и разошлись наши купальщики. Трофим не выдержал и рассказал жене Дарье. Дарья заподозрила неладное и рассказала приходскому попу. Поп рассказал в духовном правлении, да к тому же отправил в правление Дарью для дачи показаний. Началось следствие.

Комиссия во главе со следователем Волковым выяснила следующее. За восемь лет до описанных событий в деревне объявился некто Андрей Блохин. Он был человек с биографией. Родившись в крестьянской семье, в 14 лет постреленок покинул родную деревню и отправился странствовать. Сначала Блохин ходил по дорогам России в одиночестве, через какое-то время прибился к двум нищим, слепому и поводырю. Ходили по ярмаркам, просили подаяние. Шесть лет ходили. На седьмой год в жизни Андрея произошла встреча.

Некто Михайло Никулин, хлыст, да к тому же учитель веры, познакомил Андрея с христовщиной. Секта хлыстов (христовщина) в XVIII веке переживала бурный расцвет. По России ходили христы и богородицы, впадавшие в исступление на радениях (молитвенных собраниях) и предрекавшие скорый конец света. Хлыстам запрещалось пить, курить и иметь плотские сношения.

Отторженцы православия

Хлысты, по Владиславу Карнацевичу, автору книги «20 знаменитых сект», — одно из таких «духовных объединений» христиан, отторгавших общепризнанные каноны православной церкви, возникшее на рубеже XVI—XVII веков. Это движение возникло на волне неприятия никонианства («христоверы» не соглашались с реформами патриарха Никона). По Карнацевичу, основатель секты хлыстов Данила Филиппов спор между «старыми» и «новыми» книгами решил радикально — и те, и другие утопил в реке, провозгласив свои заповеди.

Данила сообщил, что именно он и есть пророк, поскольку на него сошел Дух Святой, 12 заповедей — самостоятельная трактовка его православных канонов. Хлысты в своих проповедях упоминали, что Никон преследовал Филиппова, сажал того в темницу. После Филиппова у хлыстов было много лидеров, все они преследовались властями и претерпевали от них различные гонения, выражавшиеся в заточении в острог.

Есть 4 версии того, как возникло хлыстовство: от влияния учения манихейства до наследования язычества

Корни секты хлыстов не ясны. Сами приверженцы этого религиозного течения сообщают о том, что оно возникло во времена Дмитрия Донского. Но убедительных доказательств этого нет.

Наиболее реальная датировка возникновения секты хлыстов — середина XVII века.

Есть следующие версии появления вероучения хлыстов:

  1. Под воздействием учения болгарских богомилов, которое восходит к манихейству.
  2. Под влиянием мистических сект протестантов.
  3. Образование внутри православия на базе возникших в XVII веке традиций (например, старообрядчества).
  4. Наследование эзотерических славянских верований и перенесение их на христианскую почву.

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер­нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои­ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра­шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб­лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон­ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

1 / 4Молокане на Кавказе. 1870-е годыNew York Public Library 2 / 4Молоканская деревня. 1870-е годыNew York Public Library 3 / 4Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 годNew York Public Library 4 / 4Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX векаLibrary of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза­ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви­нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по­добает, а есть свинину нелепо и нечисто» «Дух и жизнь», 1975 год..

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю­чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе­сен. Молокан­ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов­ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже­ния (пророчество, глоссолалия Глоссолалия (с греч. «говорение на язы­ках») — практика говорения на несуществую­щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий., прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно­го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми­гри­ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали­форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови­вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер­байджане и Тур­ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Ритуал радения

Общим для всех «кораблей» был ритуал радения. Проводился он поздно ночью, участники были одеты в длинные белые рубахи и держали зажжённые свечи.

Целью ритуала радения было добиться благодати Святого духа и загасить плотские страсти. В первой стадии это быстрые повторяющиеся телодвижения, отключающие мозг и вызывающие нервное возбуждение вплоть до экстаза. В душном помещении воскурялись возбуждающие травы. По некоторой информации – массово принимались психотропные вещества и галлюциногены. Все начинали вертеться, прыгать, дёргаться и бегать друг за другом, пока не приходили в неестественно приподнятое настроение.

Затем начинались взаимные побои в различных формах. Могли хлестать друг друга мокрыми жгутами, а могли и палками – в разных общинах по-разному.

Так продолжалось, пока присутствующие не принимались в исступлении выкрикивать бессвязные слова: это значило, что на них снизошла благодать в лице Святого духа. Многих посещали видения, о чём он немедленно ставил в известность сообщество. Если в такое состояние впадал сам пророк, все приходили в неистовство. Когда участники действа были уже в достаточно подогретом состоянии, гасились свечи и все падали в кучу. Начиналось то, что именуется «свальным грехом», без разбора пола, возраста и родственных связей.

Деторождение «хлыстами» осуждалось, поэтому женщины, забеременевшие после ритуала радения, принимали ядовитые вещества, чтобы вызвать выкидыш.

Когда информация об этой секте начала просачиваться, забили тревогу православные священники. Они клеймили «хлыстов» во время проповедей, причём если при этом присутствовали сами «хлысты», они демонстрировали негодование, дабы не выдать себя.

Появилась инструкция, по каким признакам распознать «хлыста» среди знакомых и соответственно его избегать:

— Лёгкость половых связей и неприятие семейных уз

— Брезгливое отношение к деторождению

— Вегетарианство

— Отказ от алкоголя

— Любовь к мистике

— Манера называть окружающих уменьшительными именами.

Но все эти меры слабо помогали, поскольку «христовство» проникло в крупные города, радения проводились даже в московских монастырях…

Секта хлыстов очень напоминала манихейство, которое несколькими столетиями ранее погубило Уйгурский каганат. В его догматах также присутствовала реинкарнация, отрицание семейных ценностей и поощрение разврата. А способ гасить плотские импульсы бурным сексом исходит из Тантрического буддизма, хоть и проводится по-иному. Слабо верится, что неграмотный солдат и крестьянин мог где-то случайно воспринять эти принципы, а тем более – достаточно убедительно их преподнести.

Далее, беглому солдату без средств к существованию заняться было больше нечем, кроме проповеди? И он активно странствовал по губерниям и успешно вёл свою агитацию. Самого Филиппова и его ближайших помощников неоднократно арестовывали, отдавали под суд, но выпускали, не причинив вреда – то есть «пророка» заботливо курировал некто оставшийся неизвестным, но достаточно могущественный. В этом узнаётся стиль иезуитов.

Впоследствии, когда секта стала достаточно «раскрученной», к её представителям применялись жёсткие меры вплоть до казней, поскольку «пророки» кроме всего прочего призывали к свержению власти.

Ещё один важный признак: ложь. «Ложь во благо» является одним из правил иезуитов, а также ряда европейских сект вроде альбигойцев. И «хлыстам» предписывалась ложь – хождение в церковь, дабы не выделяться. И не просто хождение, а имитация искреннего религиозного рвения.

Все секты, которые в XVII веке в России плодились как дрозофилы, запрещали или искажали семейную жизнь, чем вмешивались в демографический баланс в стране. Может быть, не сумев завоевать Россию, «цивилизованная Европа» пыталась таким образом опустошить столь заманчивые земли?

Общины «хлыстов» на территории России существуют до сих пор.

КОШМАР

Самыми дьявольскими были годовые радения, о которых привлеченные к следствию старались умалчивать. Эти радения совершаются в самое длинное световое время, в июне. Все начинается обычно: скачут, лупят друг друга до крови, поют по 12 часов кряду свои псалмы. После изнурительных скачков и луп-цевания — грех вавилонский…

Но именно на годовом радении совершается «причащение грудью» — одна из изуверских выдумок хлыстов. Для этого заранее выбирается непорочная девица, «вида безукоризненного», лет 15-16, вконец доведенная до фанатизма. Ей торжественно объявляют о выпавшей на ее долю благости, а именно: весь «корабль» соизволит приобщиться ее телом и «христосиком», который родится от совокупления всем «кораблем».

Нагую, ее сажают под образа, где и происходит свальный грех. Теперь она «богородица». Когда забеременеет, ее во время моления сажают в чан, наполненный теплой водой. К ней подходят старухи, вырезают ей левую грудь и с удивительной легкостью останавливают кровотечение. Во время этой страшной операции девице дают в руки икону Святого Духа, дабы углубилась в созерцание ее.пока переносит дикую боль.

Отрезанную часть тела разрезают на мелкие кусочки и дают присутствующим вкусить их. Затем «богородицу» сажают на возвышенное место и все пляшут вокруг нее, приговаривая: «Поплясахом, по горахом на Сион гору…»

Пляски учащаются, переходя в истовое, бешеное безумие. Свечи опять гаснут, снова свальный грех… Дети, родившиеся таким путем, считаются зачатыми от Бога. Девочки готовятся корабельщиками на роль «богородиц». а младенцев мужеского пола приносят в жертву. Ну да пощадим нервы читателей. Вот откуда крошки человеческих тел в камчатных мешочках…

Синод, узнав о вопиющем сатанинстве, постановил: «Следствие закончить в самой скорости». Суровые наказания приняли тогда виновные… Но и дыба, и эшафот не устрашили: хлысты не исчезали…

Субботники

Субботник. Начало XX века

Члены еще одного религиозного дви­жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб­лию, что отвергли не только православ­ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

Сами русские иудействующие назы­вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель­ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас­пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред­писывалось высылать из регионов рас­пространения секты всех евреев без ис­ключения, возлагая на последних от­ветственность за «совращение» православных в иудаизм  Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми еди­новерцами. Бывали и случаи, когда столкно­вение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. . 

Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи­тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие традиции иудаизма — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име­на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту  Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигри­ровали в Израиль. . 

В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи­зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот­ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру­гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

По самым приблизительным подсчетам, сейчас на всем постсоветском про­странстве насчитывается около 10 тысяч субботников — живут они в несколь­ких регионах России, а также в Армении и Азербайджане.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Дом дня

Особняк на руинах средневекового замкаДжаз дня

«Tiger Rag» (1918)Фотография дня

«Долина смертной тени»: два снимка Крымской войны

Архив

Сегодня хлыстов почти не осталось, православная церковь уже не рассматривает их как угрозу вере

Современные хлысты и скопцы — явление редкое. Почти все они были уничтожены в годы атеистического преследования.

Ещё в начале XX века миссионер Михаил Александрович Кальнев

За XX век хлысты почти полностью исчезли.

Сегодня же хлысты и скопцы составляют небольшие религиозные общины, о жизни которых почти ничего не известно. Они существуют замкнуто и никак не взаимодействуют с православной церковью. Да и сами православные относятся к хлыстам равнодушно.

Хотя отношение к ним, как и к другим сектантам, сохраняется негативное (в лучших случаях — настороженное), само христианское учение никак не призывает противостоять подобным религиозным организациям. Как бы то ни было, хлысты — это ещё один взгляд на христианство. Считать его ошибочным — воля каждого православного человека, но вот затевать борьбу против этой секты нет оснований.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦА

…В 1732 году к градоначальнику Москвы графу Салтыкову, запыхавшись, прибежал известный всей столице разбойник Семен Караулов.
Он жил со своей шайкой под Каменным мостом, «шалил», однако крещеный был. Он и поведал Салтыкову страшные вести: есть-де в Москве четыре дома и несколько подземелий, где творятся непотребства. Сам очевидцем был.

Толи пограбить хотел, толи из любопытства пролез через узкий лаз в богатый дом (а он охраняем был, окна тюфяками заткнуты) и попал на радения «людей божиих».

…На одних лавках сидят мужики, на других, супротив, женщины. В переднем углу — пророк и пророчица, жгуты крепкие крутят для битья и псалмы поют. Хулят заповеди православной церкви, а пуще всего страшной клятвы требуют: никому не сказывать, что творится на радениях. Потом на несколько часов все затянули свои песни.

Полночь пробило. Все поснимали платья и белье, облачились в особого покроя радельные рубашки, на ноги нитяные чулки натянули, а кто и бос остался. И опять завели песнопения. Вдруг мужчины вскочили с лавок и давай скакать, прыгать и петь. За ними женщины: на два поля разделились. И в одиночку кружатся, и в схватку (мужчина с женщиной), кораблем, хороводом, крестом… Бегают друг за другом, строго следуя такту, а задние вовсю дубасят передних: прутьями, палками, а то и цепами. Да покрикивают при этом: «Плоти не жалейте! Хлещи, хлещи, Христа ищи!»

Рубашки взмокли. Выжали — опять прыгают, хулят истинные заповеди. В бесовское вожделение вошли, словно пьяные. Тут разом все свечи погасли — и начался свальный грех: ни роду не разбирают, ни возраста…

Не помнит Семен, как выбрался из этого вертепа, хоть и разбойничал, но надругательства над родной верой стерпеть не мог.

По указке Караулова на радении было захвачено 78 человек, в том числе священников, монахов, монахинь. Подтвердилось: главным руководителем секты была инокиня Ивановского монастыря Анастасия. Она, отрицая таинство евхаристии, причащала водой и квасом, а себе хитрую келейку устроила: и под ней, и над нею мягкие перины, где совершалась «христовая любовь» и самой матушкой, и монахинями. То у них называлось: «Грех грехом искупляют».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector