Катер «грачонок»
Содержание:
- Представители проекта[ | ]
- Как отличить ворона от вороны
- Подводный поисковый комплекс Кальмар
- Подводный поисковый комплекс Кальмар
- Подводный поисковый комплекс Кальмар
- Тактико-технические характеристики
- Чем питаются грачи
- Командир
- Противодиверсионный катер «П-417» получил название «Юнармеец Камчатки»
- Морская радиолокационная станция МР-231 «Пал»
- «Грачонок»
- Конструкция
- Вооружение
Представители проекта[ | ]
Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск
Название | б/н | Зав. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
П-104 «Нахимовец» | 889 | 981 | 08.02.2008 | 25.04.2009 | 04.05.2010 | Балтийский флот | В строю |
П-191 «Кадет» | 840 | 982 | 07.05.2010 | .2011 | 15.05.2012 | Черноморский флот | В строю |
П-349 «Суворовец» | 841 | 983 | 06.05.2011 | 16.06.2012 | 14.11.2012 | Черноморский флот | В строю |
П-350 «Курсант Кировец» | 842 | 984 | 05.05.2012 | .2013 | 22.08.2013 | Черноморский флот | В строю |
П-351 «Юнармеец Каспия» | 930 | 985 | 27.07.2012 | .2013 | 15.10.2013 | Каспийская флотилия | В строю |
П-355 «Юнармеец Крыма» | 836 | 986 | 07.05.2013 | 30.05.2014 | 22.08.2014 | Черноморский флот | В строю |
П-424 «Кинель» | 837 | 987 | 27.07.2013 | 2014 | 09.10.2014 | Черноморский флот | В строю |
П-433 | 844 | 988 | 12.01.2015 | 2017 | 16.09.2017 | Черноморский флот | В строю |
П- | 989 | 07.05.2015 | 2018 (план) | В постройке | |||
П- | 990 | 2018 (план) | В постройке |
Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток
Название | б/н | Зав. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
П-377 | 996 | 8002 | 17.05.2012 | 24.06.2013 | 23.02.2014 | Тихоокеанский флот | В строю |
П-420 «Юнармеец Приморья» | 997 | 8003 | .08.2012 | 29.11.2013 | 24.02.2014 | Тихоокеанский флот | В строю |
П-417 «Юнармеец Камчатки» | 998 | 8004 | .2012 | 04.07.2014 | 25.09.2014 | Тихоокеанский флот | В строю |
П- | 999 | 8005 | 2017 | 28.12.2017 | Тихоокеанский флот | В строю | |
П- | 2018 (план) | Приморская флотилия разнородных сил ТОФ | На 13.12.2018 завершает ГИ. |
Катера построенные на судостроительном , город Рыбинск
Название | б/н | Зав. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
П-340 «Юнармеец Заполярья» | 669 | 01221 | 03.2014 | 07.06.2016 | 14.01.2017 | Северный флот | В строю |
П-421 | 699 | 01222 | 12.2014 | 22.07.2016 | 14.01.2017 | Северный флот | В строю |
П-429 | 936 | 01223 | 15.09.2015 | 27.04.2017 | 14.07.2017 | Северный флот | В строю |
П-430 «Валерий Федянин» | 941 | 01224 | 15.04.2016 | 22.06.2017 | 9.11.2017 | Северный флот | В строю |
П- | 01225 | 15.05.2018 | Росгвардия | заложен | |||
П- | 01226 | Росгвардия | Подписан контракт | ||||
П- | 01227 | Росгвардия | |||||
П- | 01228 | Росгвардия |
Как отличить ворона от вороны
О жизни и наклонностях “братьев наших меньших” рассказывается во многих телепередачах и книгах, однако очень часто более неожиданными становятся не какие-то редкие, почти мифические экзоты, а наши с вами близкие соседи. Вот они — живут поблизости, “под боком”, а мы, обычно, бросаем их без внимания.
Почему? Скорее всего, потому, что нам кажется, будто мы уже практически все узнали о природе и ее жителях, которые нас окружают. Почему же в таком случае еще и сейчас редко кто знает, что ворон совсем не “муж вороны”, а обособленный вид птиц, к которому относятся лица мужского и женского пола? Раньше я также заблуждалась, пока не выяснила для себя этот вопрос немного подробнее.
Итак, ворона и черный ворон — это разные птицы, и относятся к семейству врановых ряда воробьиных. Хотя некоторые из нас не различает этих как может показаться очень похожих между собой птиц.
Ворон
Ворон — наиболее крупный представитель семейства врановых ряда воробьиных, его длина может достичь 70 сантиметров, а масса тела — до 1,5 килограмм. Отличается эта птица иссиня-черным покровом, толстым, несколько согнутым конусовидным клювом, длинными крыльями и хвостом средней протяженности. Сейчас установлено шестьдесят пять видов воронов, которые распространены почти по всему миру, кроме Новой Зеландии и Южной Америки. Они водятся в лесах, степях, пустынях и горах.
Зимой птицы держатся косяками, на свалках вблизи городов. Гнезда возводят на деревьях, скалах, прибережных обрывах и высоких сооружениях. Одно и то же место гнездования захватывают из поколения в поколение.
Черный ворон — это сильная птица гнездится на деревьях в чаще леса. ВОроны держатся только парами. Эти птицы отличаются огромной преданностью и верностью своей паре. Довольно часто они сидят, прижавшись друг к другу, и носятся рядом, будто бы связанные нитями вороньей любви.
Черные вороны — довольно выносливые птицы, они имеют острое зрение, великолепный слух и тонкое обоняние. Эти свойства делают их меткими охотниками на мелких грызунов и дичь. А то, что они идентично хорошо выдерживают и жару, и мороз, дает возможность им жить на севере, в тропиках, пустынях, на возвышенностях на высоте более четырех тысячи метров над уровнем моря и в прочих местах.
Ворона
Ворона по размеру поменьше, чем ворон. В России распространена главным образом серая ворона. У нее черные хвост и голова, а туловище дымчато-серое. Серая ворона обитает в Северной Европе, Северной Америке, по всей Скандинавии и даже за Полярным кругом. На землях бывшего Советского Союза серая ворона широко распространена до Енисея, за которым наступают владения черных ворон.
ВорОны — наши наиблежайшие соседи, хорошо приспособились выживать в городских условиях. Их не страшит уличный шум, шумная человеческая суета, зашлакованная среда обитания. Это — всеядные птицы: в лесах они кормятся грызунами, насекомыми, мертвечиной, в мегаполисах подбирают остатки пищи вблизи людского жилья, на свалках и мусорных свалках.
Нужно отметить, что мы видим ворон круглый год, но некоторые заблуждаются, полагая, что это одни и те же особи. Когда исследователи впервые начали кольцевать ворон, то выяснилось, что московские птицы зимуют под Харьковом и Киевом, около Парижа — Санкт-петербургские, под Санкт-Петербургом — мурманские, а в Подмосковье зимой гостят архангельские вороны. Весной они возвращаются в родные края и обновляют старые гнезда.
Когда весной начинают греть первые солнечные лучи, на ивах и тополях, вороны облюбовали для строительства своих гнезд, начинает кипеть деятельность под громкое карканье, что перекрывает все соседние звуки. Птицы возятся в своих жилищах, достраивая их и стеля новыми веточками, облицовывая дно мхом, перьями, сухой травой. Все это бесспорные признаки весны, от которых ликуют человеческие сердца, даже не обращая внимания на то, что голоса у этих птиц грубые и немелодичные.
Как ранее говорилось, ворона по размеру вдвое меньше, нежели ворон, и живет она вдвое меньше. Есть поверье, что вОроны живут триста лет, но реальная продолжительность их жизни гораздо меньше. По заявлению ученых, в дикой природе эти пернатые живут до 10–15 лет. Однако в домашних условиях при соответствующем уходе и благоприятных условиях жизненный цикл может удваиваться и даже утраиваться.
Подводный поисковый комплекс Кальмар
Имеет в своем составе несколько гидролокаторов различной разрешающей способности: гидролокатор переднего обзора, многолучевой гидролокатор, измеритель скорости звука в воде (данные требуются для определения расстояния до целей), электронные вычислительные модули. Из дополнительного оборудования комплекс имеет навигационную систему с приемником ГЛОНАСС/GPS. Координаты целей отображаются на электронном планшете комплекса, а также передаются по радиомодему на любое другое необходимое оборудование. Комплекс Кальмар был разработан инженерами компании «ТетисПро» специально для противодиверсионных катеров.
Подводный поисковый комплекс Кальмар
Имеет в своем составе несколько гидролокаторов различной разрешающей способности: гидролокатор переднего обзора, многолучевой гидролокатор, измеритель скорости звука в воде (данные требуются для определения расстояния до целей), электронные вычислительные модули. Из дополнительного оборудования комплекс имеет навигационную систему с приемником ГЛОНАСС/GPS. Координаты целей отображаются на электронном планшете комплекса, а также передаются по радиомодему на любое другое необходимое оборудование. Комплекс Кальмар был разработан инженерами специально для противодиверсионных катеров.
Подводный поисковый комплекс Кальмар
Имеет в своем составе несколько гидролокаторов различной разрешающей способности: гидролокатор переднего обзора, многолучевой гидролокатор, измеритель скорости звука в воде (данные требуются для определения расстояния до целей), электронные вычислительные модули. Из дополнительного оборудования комплекс имеет навигационную систему с приемником ГЛОНАСС/GPS. Координаты целей отображаются на электронном планшете комплекса, а также передаются по радиомодему на любое другое необходимое оборудование. Комплекс Кальмар был разработан инженерами специально для противодиверсионных катеров.
Тактико-технические характеристики
Катеров, аналогичных по назначению «Грачонку» в России раньше не строили. Отсутствуют подобные специализированные суда и за рубежом.
В береговой охране США судном, схожим с «Грачонком» по размерам и водоизмещению являются патрульные суда класса «Island» Можно попытаться сопоставить их ТТХ.
Катер проекта 21980 | Патрульное судно класса “Island” | |
Водоизмещение, т | 139 | 168 |
Длина, м | 31 | 34 |
Скорость, уз | 23 | 29 |
Автономность, сут. | 5 | 5 |
Экипаж, чел. | 8 | 16 |
Вооружение | 14,5мм пулемёт, гранатомёт ДП-65. Гранатомёт ДП-64 и ПЗРК «Игла» применяются экипажем | 25мм пушка, 2*12,7мм пулемёта |
Американские патрульные суда крупнее «Грачонка» и быстроходнее, а вот в их вооружении заметен явный «перекос».
Оружия для борьбы с подводными целями они не имеют, зато лучше подготовлены для «перестрелок» с надводными целями. Это можно объяснить, тем, что их основной боевой задачей является перехват нелегальных мигрантов, борьба с браконьерами и уничтожение наркокурьеров. Для поиска боевых пловцов они просто не предназначались.
Контракт на постройку дополнительных катеров пописала Росгвардия. ПДРК уже обосновались на всех российских флотах. Неизвестно, придётся ли им хоть раз сработать по прямому противодиверсионному назначению. Но если этого не произойдёт за весь срок службы катеров – значит, они и в самом деле были достаточно хороши, чтобы отпугнуть любого террориста. А в области охраны границы работа им всегда найдётся.
Чем питаются грачи
Грач держит орех в клюве
Птицы всеядны. Грачи охотятся на мелких насекомых, поедают их личинки и яйца. Пищу отыскивают в земле с помощью длинного клюва. Летом кормятся майскими жуками, червями, лягушками и мелкими змеями. При нехватке живой пищи, предпочитают копошиться на свалках и лакомиться пищевыми отходами и опарышами.
Грач на огороде
Скапливаясь в многочисленные стаи, грачи нередко вредят дачникам и огородникам. Птицы клюют посевы, поедают ростки и ягоды, выкапывают зерна. В разгар сезона группа из 20-30 грачей своими действиями может нанести невосполнимый урон саду и огороду.
Командир
В своё время командиру первого катера этого проекта, поступившему в Новороссийскую военно-морскую базу, старшему мичману Денису Никитину командование разрешило отбирать выверенных морем специалистов со всех корабельных экипажей объединения, что отразилось на профессионализме и сплочённости этой небольшой команды катера.
Пожалуй, никому больше корабельный Устав не определяет столько обязанностей, как командиру корабля: 53 статьи с несколькими десятками подпунктов, где практически в каждой строке непререкаемое — «должен», «обязан». И весь этот груз ответственности ложится на командира вне зависимости от того, командует он крейсером или противодиверсионным катером.
Путь Дениса Никитина на командирский мостик начинался с военкоматовской повестки в сибирской глубинке. Из Красноярского края он был призван служить на Тихоокеанский флот. Там новобранцу сразу же предложили учиться в школе техников ВМФ. Окончив её с дипломом техника-электронщика, молодой мичман был направлен на тральщики Черноморского флота. В экипаже МТЩ «Железняков» Новороссийской военно-морской базы он стал старшиной команды комендоров — корабельных артиллеристов. А когда в бригаду пришёл принципиально новый морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», Никитину предложили на нём весьма хлопотную должность старшего боцмана. Он особо не колебался — это была хотя и сложная, но очень полезная ступень профессионального становления военного моряка.
А свою профессию к тому времени Денис уже уважал по всем параметрам. С таким отношением к делу, как показывает корабельная практика, служба идёт успешнее. Поэтому вскоре и доверена была молодому мичману вполне самостоятельная должность командира рейдового тральщика. И здесь довольно быстро проявились командирские способности Дениса Никитина. Кораблевождение, методы траления, организация обучения экипажа, всё это получалось у него по-сибирски основательно. У причальной стенки его небольшой тральщик особо не простаивал — учебно-боевые траления, рейдовая брандвахта, учения и множество других задач предполагали морской формат службы маленького боевого корабля. И его экипаж со всем этим справлялся достойно, считаясь одним из лучших в дивизионе тральщиков бригады кораблей охраны водного района. Поэтому, когда в военно-морскую базу пришёл инновационный «Грачонок», командиром назначили именно Дениса Никитина.
Фото автора
Когда в военно-морскую базу пришёл инновационный «Грачонок», командиром назначили именно Дениса Никитина.
— Принимая катер ещё на этапе ходовых испытаний, я понял, насколько это современная и высокоэффективная боевая единица. Душа как-то сразу прикипела к его техническому совершенству, — вспоминает старший мичман Никитин. — И экипаж солидарен со мной. Ведь это увлекательное дело — служить на катере нового поколения.
Морской практики экипажу «Грачонка» с первых же дней после подъёма на нём Андреевского флага выпало по полной мере. После продолжительного «олимпийского» дежурства на траверзе Сочи и Адлера сразу же пришла горячая крымская пора. С развитием событий так называемой крымской весны 2014 года на обширной морской и прибрежной зоне полуострова сложилась реальная диверсионная опасность «майдановского» заряда. После вхождения Крыма в состав России работы для катеров отряда спецназа только прибавилось: на строительстве энергетического моста они участвовали в очистке дна от боеприпасов, сохранившихся там ещё со времён Великой Отечественной войны, несли свою службу по прямому противодиверсионному предназначению. С началом масштабного строительства Крымского моста службы морского и проливного бдения ещё поприбавилось.
Фото автора
В чутких дозорах «Грачонок» Дениса Никитина тогда за месяц «накручивал» годовую норму моторесурса своих «движков».
«Грачонок» Никитина первым вступил в строй отряда. И, наверное, ему было труднее других, ведь всё надо было осваивать впервые. Опыт его восьми первых моряков-катерников стал фундаментом для становления двух других экипажей. Когда был введён в строй второй «Грачонок», появилась возможность отрабатывать задачи уже в составе тактической группы. Ввод в строй третьего катера ещё больше увеличил возможности отряда специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами, в состав которого вошли новые катера.
Противодиверсионный катер «П-417» получил название «Юнармеец Камчатки»
Юнармейцы Вилючинска (Камчатский край), представляющие отделение плавания СШОР ЦСКА/Хабаровск, приняли участие в торжественной церемонии переименования противодиверсионного катера «П-417»: согласно приказу Главнокомандующего Военно-Морским Флотом России адмирала Владимира Королева он получил название «Юнармеец Камчатки».
Торжественная церемония, прошедшая в Петропавловске-Камчатском, была приурочена к 75-летию со дня образования бригады кораблей охраны водного района, в состав которой и входит противодиверсионный катер «П-417».
Началась церемония с торжественного построения личного состава соединения, обхода и праздничного поздравления моряков. Заместитель командира бригады по работе с личным составом капитан второго ранга Максим Савченко напомнил, что соединение ведет свою историю с 24 октября 1941 года, когда приказом командующего Тихоокеанским флотом № 0622 была образована бригада кораблей охраны водного района и в состав охраны рейда были зачислены рыболовецкие суда: дрифтер «Стахановец»; сейнеры «Авача» и «Вилюй»; базовые тральщики «Веха» и «Капсюль», рыб-разведчики «Сатурн», «Нептун» и «Юпитер»; буксиры «Норд-Ост», «Сильный», «Шторм»; а также шесть катеров типа «Кавасаки» и три катера-буксира.
С 75-летием соединения личный состав поздравили командир бригады капитан первого рангаСергей Синько, представители вышестоящего командования, аппарата Губернатора, Законодательного собрания, Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края, Русской православной церкви.
Затем капитан второго ранга Максим Савченко зачитал приказ Главкома ВМФ России №667 от 22 августа 2020 года о переименовании противодиверсионного катера «П-417» в «Юнармеец Камчатки». В честь события мемориальную табличку и флаг Всероссийского военно-патриотического детско-юношеского общественного движения «Юнармия» экипажу боевого катера вручил начальник спортивно-оздоровительного комплекса «Океан» Центрального спортивного клуба Армии (г. Вилючинск) Александр Надибаидзе.
В рамках ритуала переименования противодиверсионного катера представители экипажа и юнармейцы города Вилючинска открыли обвес с надписью «Юнармеец Камчатки», командир отряда произвел соответствующую запись в исторический журнал, а экипаж катера после троекратного «Ура!» произвел стрельбу холостыми патронами из крупнокалиберного пулемета.
В заключение мероприятия почетные гости сфотографировались на обвесе с новым названием боевого судна, а юнармейцы осмотрели противодиверсионный катер «П-417», морские тральщики «МТ-265» и «МТ-264».
Катера проекта 21980 (шифр «Грачонок»), к которым относится и «П-417» «Юнармеец Камчатки», были разработаны для перевооружения ВМФ России и начали производиться всего восемь лет назад. Они предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования российских кораблей и ближних подходах к ним, а также решения задач охраны и защиты государственной границы России.
Морская радиолокационная станция МР-231 «Пал»
Основное назначение станции — навигационное, но она обеспечивает решение других задач, например, обнаружение надводных целей. МР-231 имеет широкое применение на судах, осуществляющих охрану государственной границы. Станция имеет малое энергопотребление и относительно низкую стоимость в сравнении с другими морскими радарами аналогичной мощности. Дальность обнаружения целей – 10-15 км, и оно зависит от высоты установки антенны. Период обзора (скорость вращения антенны – 20-40 об/мин). Передатчик локатора работает на частоте 9 ГГц в импульсном режиме с мощностью до 10 кВт. Антенна передатчика — щелевая на плоской симметричной панели с вращением. Приемник имеет выход на компьютеры и другое оборудование навигационной рубки. Координаты привязываются в данных канала ГЛОНАСС.
«Грачонок»
Главная / Россия / Состав ВМФ / Надводные корабли / Грачонок
Противодиверсионный катер типа «Грачонок». Зеленодольский завод им. Горького
Противодиверсионный катер проекта 21980 (шифр «Грачонок») — проект (тип) катера охраны водного района, разработанный для перевооружения Военно-Морского Флота РФ. Катера проекта 21980 предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.
Постройка
Головной катер П-104 «Нахимовец» заложен 8 февраля 2008 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду 25 марта 2009 года, принят в состав Балтийского флота в ноябре 2009 года. П-191 заложен 7 мая 2010 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду в мае 2011 года, принят в состав Черноморского флота в конце октября 2011 года.
П-349 заложен 6 мая 2011 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду 16 июня 2012 года, принят в состав Черноморского флота 14 ноября 2012 года.
П-350 заложен 5 мая 2012 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду в апреле 2012 года, принят в состав Черноморского флота 22 августа 2012 года.
П-377 заложен 17 мая 2012 года на Восточной верфи, спущен на воду 24 июня 2013 года, принят в состав Тихоокеанского флота в сентябре 2013 года.
П-351 заложен 27 июля 2012 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду в июне 2013 года, принят в состав Каспийской флотилии 15 октября 2013 года.
П-420 заложен в августе 2012 года на Восточной верфи, спущен на воду 30 ноября 2013 года, принят в состав Тихоокеанского флота 24 февраля 2014 года.
П-355 заложен 7 мая 2013 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду 30 мая 2014 года, принят в состав Черноморского флота 22 августа 2014 года.
П-356 заложен 27 июля 2013 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду в 2014 году, принят в состав Черноморского флота 9 октября 2014 года.
П-417 заложен в 2012 году на Восточной верфи, спущен на воду в 2014 году, принят в состав Тихоокеанского флота 25 сентября 2014 года.
Еще два катера были заложены на Зеленодольском заводе 12 января и 7 мая 2020 года.
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение 139 т Длина 31,04 м Ширина 7,4 м Осадка 1,85 м Скорость хода 23 узла Дальность плавания 200 миль Автономность плавания 5 суток Экипаж 8 человек
Вооружение
Одна морская тумбовая пулеметная установка МТПУ калибра 14,5 мм, противодиверсионные гранатомёты ДП-65А и ДП-64. переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-1» (боекомплект — 4 ЗУР).
Конструкция
Пулемёт системы Шоша использует редко встречающуюся схему работы автоматики –длинный ход ствола, сцепленного с затвором. Ствол двигается назад вместе с затвором, пока тот не остановится, и только после этого возвращается вперёд, расцепляясь с затвором и освобождая гильзу. Обычно считается, что эту схему полковник Шоша заимствовал у австро-венгерского конструктора Фроммера, но это мнение ошибочно.
Ствол запирается поворотом личинки затвора. Для лучшего охлаждения ствол оснащён радиатором из алюминиевых рёбер, по всей длине закрыт кожухом. Похожая схема использовалась на пулемёте Льюиса, но там алюминиевый радиатор был гораздо массивнее. Ударно-спусковой механизм позволяет вести огонь одиночными выстрелами и непрерывно, но при этом выбранная схема автоматики позволяет развить темп стрельбы не выше 240 выстрелов в минуту – несколько больше того, что можно получить, энергично нажимая спуск самозарядной винтовки.
Боеприпасом стал патрон калибра 8х50мм – первый в истории патрон, разработанный для использования с бездымным порохом. Масса бронзовой пули составляла 12.8 грамм, дульная энергия – порядка 3300 джоулей.
Для питания использовались коробчатые магазины. Из-за того, что патроны в них размещались в один ряд, при скромной емкости в 20 патронов они имели значительные габариты. А из-за формы гильзы французского винтовочного патрона магазины получили не просто характерный изгиб – им пришлось придать форму полумесяца.
Поскольку конструкция была упрощена, то для производства использовали стандартные стволы (укороченные) от винтовок Лебеля, а большинство деталей выполнялось штамповкой из стали невысокого качества и соединялось винтами.
Вооружение
- ПЗРК-Игла;
- Морская тумбовая пулеметная установка МТПУ на калибр 14,5 мм;
- Противодиверсионный ручной гранатомет ДП-64;
- Противодиверсионный многоствольный гранатомет ДП-65.
ПЗРК-Игла
На пусковой раме расположено четыре ракеты 9П39, обеспечивающих поражение воздушных целей на высоте до 5000 м. Курс — встречный и догонный. Воздушные цели можно поражать при отсутствии видимости в оптическом диапазоне, например из-за погодных условий или ночного времени. Координаты воздушных целей отображаются на переносном электронном планшете 1Л15-1 из комплекта ПЗРК, на него они поступают от бортовой радиолокационной станции катера, а также от других источников, например от сети береговой обороны.
Многоствольный гранатомет ДП-65
Комплекс изначально разрабатывался как противодиверсионный для защиты от подводных пловцов, автоматических самодвижущихся устройств, а также некоторых надводных целей, которые могут использоваться для совершения диверсий. ДП-65 имеет 10 стволов калибром 55 мм. Дальность стрельбы – 50-500 м. Вес забрасываемого боеприпаса обеспечивает радиус поражения под водой до 16 м. Комплекс наводится дистанционно с помощью электронного пульта управления. Корабль проекта 12980 используется для обороны портов. Для полного исключения ошибки при стрельбе, электронный пульт гранатомета имеет запретные зоны, сектора, которые заносятся в прибор по различным каналам связи.
Работа реактивных двигателей гранат сопровождается выбрасыванием пламени с обратной стороны ствола. В зоне 15 метров не должно находиться горючих предметов, что на малогабаритных судах обеспечить невозможно, поэтому применено другое решение. Гранатомет ДП-65 установлен на площадке за рубкой катера, облицованной термостойкими материалами. Для надежности пульт дистанционного управления сделан автономным. Источник его питания не зависит от бортовой сети корабля.
Морская пулеметная установка МТПУ
Представляет собой 14,5 мм пулемет со скорострельностью 450 выстр/мин. Управляется одним человеком вручную без дистанционного управления. Патроны — бронебойные, зажигательные, трассирующие.
Ручной гранатомет ДП-64
Ручной двуствольный гранатомет калибром 55 мм, специально был разработан для защиты кораблей, нефтяных платформ и других важных объектов от атак подводных пловцов. Обладает продвинутыми возможностями. При наличии двух стволов калибром 55 мм и длиной 600 мм он имеет вес 10 кг. Корабль при стрельбе может иметь любое положение. Ограничений углов стрельбы (как у стационарно закрепленного гранатомета) у ручной модели нет. Мощность реактивного заряда позволяет забросить глубинную гранату на 1000 м. Глубина срабатывания взрывателя выставляется перед выстрелом заранее с помощью механического регулятора и составляет 0-40 м. Также ручной гранатомет ДП-64 имеет сигнальные боеприпасы и другие для обозначения целей.