Герб русского царства

Содержание:

Как выглядит современный герб Российской Федерации

Герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла с расправленными и поднятыми вверх крыльями, который размещен на фоне красного щита. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой — державу (золотой шар с крестом наверху) — они являются символами высшей государственной власти. Обе головы птицы венчают короны, и еще одна, большего размера, находится между ними, ровно посередине, но выше уровнем. Все три царских головных убора соединены золотой лентой. Грудь орла украшает малый красный щит, на котором нарисован всадник на белоснежном коне, убивающий копьем дракона.

Стоит отметить, что общий фон эмблемы может быть и белого цвета в том случае, если она располагается на госучреждениях и официальных документах.

Теперь рассмотрим, что означает каждый из элементов российского герба.

Двуглавое приданое

Как известно, двуглавый орёл был гербом Византийской империи. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьёзных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орёл давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

Появление двуглавого орла как символа в России

Первые изображения двуглавого орла обнаруживаются в период правления Ивана III (1462-1505). Однако в качестве основного элемента герба этот образ стал использоваться не сразу. Некоторое время он являлся оттиском царской печати, которой Иван III скреплял важные внутригосударственные и международные документы. Ранее, кстати, на печати был изображен лев, убивающий дракона, который через какое-то время трансформируется сначала во всадника, а затем и в Георгия Победоносца — центрального персонажа малого щита, расположенного на теле орла.

Причина появления двуглавой хищной птицы в России до сих пор не установлена. Однако доминирует версия, высказанная еще известным русским историком и литератором Карамзиным Н.М., согласно которой это стало следствием женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Брак был заключен в 1472 году. Рисунок орла с двумя головами, в частности, находят на троне, который невеста привезла с собой в Россию.

В пользу представленной версии говорит то, что в это время как раз происходило активное формирование Русского государства. Монголо-татарское иго было окончательно побеждено и все княжества объединялись вокруг Москвы под руководством единого правителя. Был создан и начал действовать общий для всей страны сборник законов, который получил название «Судебник». Росло влияние России и на внешнеполитической арене, укреплялись ее связи с другими государствами, что, в свою очередь, способствовало мощному экономическому и культурному развитию нашей страны. Таким образом, у Ивана III были все основания воспринимать себя в качестве преемника византийского императора, а двуглавый орел являлся атрибутом и символом этой высшей монархической власти. Ведь не случайно же родилось такое выражение:»Москва — третий Рим».

Однако справедливости ради стоит сказать, что эта фраза стала употребляться только после смерти Ивана III. К тому же Софья жила довольно далеко от Византийской столицы — Константинополя. Да и изображение двуглавого орла начало использоваться как печатный рисунок не сразу после бракосочетания монарших особ, а многими годами позже.

Но как бы там ни было, именно в период царствования Ивана III двуглавый орел приобрел в России важное государственное значение

Двуглавый орёл — символ России

Герб СССР

После революции символ потерял все атрибуты. Советская власть лишила птицу короны, скипетра, державы, щита, ордена, признав их атрибутами монархии. Сам чёрный орёл ещё некоторое время был в обиходе. На смену ему пришёл знаменитый герб СССР — с серпом и молотом, земным шаром, колосьями и звёздами.

В конце 1993 года, после распада СССР, орёл вернулся в государственную символику. Причём вернулся в «византийском» стиле — в золотом цвете. Над головами орла, по примеру царской Руси, расположились три короны. В цепких лапах зажаты скипетр и держава, как было при царях и императорах. Интересно, что герб придумал человек, далёкий от геральдики. Эксперты отмечают, что в современном орле присутствует много неточностей: слишком узкие глаза, короткие, как у попугаев, клювы, слишком тонкие лапы и скудное оперение.

  • Российская империя в цвете: 34 фотографии, которым уже более ста лет
  • Почему братья-музыканты Овечкины решились на угон самолёта
  • Каким было «настоящее лицо» выдуманного Штирлица
  • Метро-2: где находятся секретные тоннели и можно ли в них попасть?
  • Кто издавал странные звуки, которые Швеция приняла за русские подлодки?

Значение цветов на гербе России

Цвет, как самый яркий и простой знак, является немаловажной частью любой символики, в том числе государственной. В 2000 году было решено вернуть орлу золотой цвет

Он является символом могущества, справедливости, богатства страны, а также православной веры и христианских добродетелей, таких как смирение и милосердие. Возвращение к золотому цвету подчеркивает преемственность традиций, сохранение государством исторической памяти

В 2000 году было решено вернуть орлу золотой цвет. Он является символом могущества, справедливости, богатства страны, а также православной веры и христианских добродетелей, таких как смирение и милосердие. Возвращение к золотому цвету подчеркивает преемственность традиций, сохранение государством исторической памяти.

Обилие серебряного (плащ, копье, конь Георгия Победоносца) указывает на чистоту и благородство, стремление бороться за праведное дело и истину любой ценой.

Красный цвет щита говорит о крови, которая была пролита народом при защите своей земли. Он является знаком мужества и любви не только к Родине, но и друг к другу, подчеркивает, что в России мирно сосуществуют множество братских народов.

Змей, которого убивает всадник, окрашен в чёрный цвет. Специалисты по геральдике сходятся во мнении, что этот символ на гербе Российской Федерации значит постоянство страны в испытаниях, а также память и скорбь о погибших.

Что изображено на гербе РФ

Каждый объект и прорисованная деталь являются неотъемлемой частью общей концепции, олицетворяющей единство независимого государства, его исторически сформированные ценности, приверженность традициям и сохранение самобытности. Фоновой основой является геральдический щит с чётко очерченными верхними и закруглёнными нижними краями, внизу по центру — заострённый пик.


Многоцветный без геральдического щита

Доминантное изображение на щите — двуглавый орёл с расправленными крыльями. Каждая голова венчается короной, сверху по центру — корона большего размера, соединённая с двумя малыми — лентой. В когтях левой лапы орёл держит золотой шар с крестом, именуемый державой, когти правой — сжимают укороченный жезл.

Интересно: за счёт особенностей верхнего окончания скипетра герб России можно обоснованно называть настоящим фракталом. Древнейший символ власти венчает вновь двуглавый орёл, идентичный по внешнему виду тому, что в более крупном размере изображен на щите. Интересная особенность, отображающая ярко выраженное подобное множество, возвела герб РФ в статус самого фрактального во всём мире.

На груди, между распростёртыми орлиными крыльями изображён очередной щит, идентичный по форме базовому, на нём — сюжетная композиция в виде всадника, поражающего копьём дракона. Поверженное мифическое чудовище лежит на спине под копытами коня.

Трансформация герба в 19 веке

Новый император Александр I убирает мальтийский крест с герба России. Однако в период его правления образ орла был нестабильным и рисовался все время по-разному. Например, вместо ставших уже традиционными скипетра и державы, двуглавый хищник мог держать в лапах факел, молнию и (или) венок. Его крылья тоже могли иметь различное положение: быть поднятыми, опущенными или находиться в среднем положении.

Герб Российской империи при Николае I официально существовал в двух формах — простой и полный. Между ними имелись различия. Второй, помимо главной государственной эмблемы, включал в себя также гербы областей Российской империи, равномерно располагающиеся на поднятых крыльях основного двуглавого орла.

Сын Николая I Александр II, заступив после смерти отца на престол, провел геральдическую реформу. Ее результатом стало появление 3 типов герба: малого, среднего и большого.

Малый герб Российской империи был утвержден в 1856 году, а в следующем, 1857-м, были официально закреплены и все остальные. Сокращенный вариант не включал изображение царской мантии, также отсутствовали архангелы, которые держат щит. Количество эмблем земель, входящих в состав Российского государства, было значительно меньше, чем на большом гербе, и располагались они на крыльях черного двуглавого орла. Помимо этого, грудь птицы украшал орден Андрея Первозванного.

Герб Российской империи 1882 года, принятый Александром III, включал лишь незначительные корректировки. Они коснулись, в частности, образов архангелов, также вместо короны стали рисовать алмазный венец — головной убор, который применяется во время коронации. Малый герб Российской империи сохранился практически без изменений.

В 1906 году был издан документ, который касался общего государственного устройства России. Он только закрепил существующие варианты и внешний вид эмблемы, принятые ранее.

В таком неизменном виде государственный герб Российской империи просуществовал вплоть до свержения самодержавной власти, которое произошло в 1917 году. И до этого же времени продолжал выпускаться «Общий Гербовник», число томов которого достигло к тому моменту цифры 20. В данном сборнике размещалась информация о гербах родов Российской империи, которые относились к дворянскому сословию.

Герб РФ на документах

Приемлемыми остаются изображения, где отсутствует рамка в виде щита, а также монохромные и тонированные (с использованием одного оттенка) вариации. Если на бланке нужно разместить герб России на одной линии с городскими эмблемами, официальный государственный символ располагается:

  • в центре, если символов — нечётное количество;
  • с левой стороны, первым при наличии двух изображений;
  • левее центрального положения, если количество эмблем — нечётное (вторым в ряду из четырёх знаков).

Государственный герб России имеет схожие черты с рисунком, ставшим основой для герба Москвы. Однако возможная путаница в деталях — недопустима, так как является прямым нарушением соответствующего закона, где тщательно прописано описание каждой составляющей части.


Герб Москвы

Отличительные нюансы герба РФ:

  • Всадник в развевающемся плаще синего цвета с разящим копьём в руке является абстрактным, собирательным символом, который недопустимо идентифицировать с конкретной личностью, в частности, С Георгием Победоносцем. Последний причислен к лику святых, а значит, его изображение должно содержать символ святости (нимб). У воина на гербе страны этого нет.
  • Конь опирается на три ноги, а одну переднюю — держит в поднятом положении, неприемлемо изображение скачущего коня, у которого только две задние ноги касаются земли (как на геральдическом опознавательном знаке Москвы), нарушением является и «разворот» коня и всадника в другую сторону.
  • Поверженный дракон перевёрнут на спину, на столичной эмблеме (герб можно отнести к соответствующему подвиду) он изображается стоящим на 4-х лапах и головой, повёрнутой к наезднику.

В законе «О Государственном гербе Российской Федерации», вошедшем в Конституцию, содержится детальное описание элементов рисунка. Пояснения исключают неверную визуальную трактовку, намеренное или случайное смысловое искажение.

Их Императорские Высочества Великие княгини, Их Высочества и Их Светлости княгини Крови Императорской

ПСЗ. т. XXXII, №31720: «§ 19. Большой герб Великих княгинь и Княгинь Крови Императорской есть тот же, как большой герб Их супругов, с тою лишь разницею, что окружающие главный щит гербы помещаются вместе с ним на одном щите и в средине оного, над малым щитом, венец Мономаха. К сему гербу, на том же или другом щите, присоединяется родовой герб Великой Княгини или Княгини Крови Императорской. Щит или щиты увенчаны малою Императорскою короною и украшены знаками ордена Святой Великомученицы Екатерины. Щитодержатели, Императорская сень или, вместо оной, мантия — так же, как в гербе супруга».

Как выглядит современный герб Российской Федерации

Герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла с расправленными и поднятыми вверх крыльями, который размещен на фоне красного щита. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой — державу (золотой шар с крестом наверху) — они являются символами высшей государственной власти. Обе головы птицы венчают короны, и еще одна, большего размера, находится между ними, ровно посередине, но выше уровнем. Все три царских головных убора соединены золотой лентой. Грудь орла украшает малый красный щит, на котором нарисован всадник на белоснежном коне, убивающий копьем дракона.

Стоит отметить, что общий фон эмблемы может быть и белого цвета в том случае, если она располагается на госучреждениях и официальных документах.

Теперь рассмотрим, что означает каждый из элементов российского герба.

Что символизируют цвета

Цветовое оформление играет значительную роль в геральдике, это оптимальное средство передачи конкретизированного значения языка символов. Существует и общепринятое толкование, допускающее незначительную вариативность. Щит, являющийся фоном, изображается красным, что означает кровь, пролитую защитниками Родины в многочисленных сражениях против внешних врагов во имя сохранения независимости. Наряду с мужеством и отвагой, оттенок олицетворяет яркое чувство, в частности — любовь к Отечеству, которая проявляется в бескомпромиссной стойкости его граждан, готовности защищать рубежи, в братском отношении к соотечественникам разных этнических групп.

проект Г. А. Ильина. 1918

Двуглавый орёл имеет золотистый цвет, что отражает богатство во всех смыслах. Речь идёт не только о материальных ресурсах и благах, но и о природном достоянии, а также духовной, душевной составляющей. Последнее понятие тесно связано с проявлениями качеств, выполняющих роль духовной канвы в православии — сострадания, милосердия, смирения, великодушия и верности. Во времена Петра Первого орёл окрашивался в чёрный цвет, как выражение преемственности имперских традиций Византии, а золотистый цвет «вернулся» к птице только в 1993 году.

Щит на груди орла — вновь красный, а «заключённая» в его границах композиция воспроизведена с преобладанием серебристых тонов. Таким создан всадник, копьё и конь. Светлые тона — чистота мыслей и намерений, благородные устремления к высшим идеалам. Ярким элементом на таком фоне кажется плащ воина — он синий, что обозначает освобождение или стремление к достижению и сохранению свободы, а также мирное небо над головой. Змей под копытами коня — чёрный, это знак, олицетворяющий зло, альтернативная трактовка побуждает воспринимать чёрный цвет как символ памяти, неизбывной скорби о погибших в кровопролитных войнах разных эпох, одновременно это и демонстрация постоянства в преодолении тяжёлых испытаний.

Проект герба предлагавшийся Конституционной комиссией РФ

Откуда в Россию прилетел двуглавый орел

Главной загадкой российского герба, без сомнения, является происхождение и значение его главного элемента – орла с двумя головами. В школьных учебниках истории все объясняется просто: московский князь Иван III, женившись на византийской принцессе и наследнице престола Зое (Софье) Палеолог, получил в качестве приданного герб Восточной Римской империи. А «в нагрузку» и концепцию Москвы, как «Третьего Рима», которую Россия до сих пор пытается (с большим или меньшим успехом) продвигать в отношениях с ближайшими соседями.

Данную гипотезу первым высказал Николай Карамзин, которого по праву называют отцом российской исторической науки. Однако подобная версия абсолютно не устраивает современных исследователей, ибо слишком много в ней нестыковок.

Во-первых, двуглавый орел никогда не был государственным гербом Византии. Его, как такового, вообще не существовало. Диковинная птица была гербом Палеологов – последней династии, правившей в Константинополе. Во-вторых, вызывает серьезные сомнения, что Софья вообще могла что-то передать московскому государю. Она не была наследницей престола, родилась в Морее, отрочество провела при папском дворе и всю свою жизнь была далека от Константинополя. Кроме того, сам Иван III никогда претензий на византийский престол не предъявлял, а первое изображение двуглавого орла появилось только через несколько десятилетий после свадьбы Ивана и Софьи.

Кроме византийской, существует еще три версии происхождения российского двуглавого орла:

  • болгарская;
  • западноевропейская;
  • монгольская.

В XV веке османская экспансия заставила многих южных славян покинуть свою родину и искать прибежища на чужбине. Болгары и сербы массово бежали в православное Московское княжество. Двуглавый орел был издревле распространён на этих землях. Так, например, этот символ был изображен на болгарских монетах периода Второго царства. Хотя, надо отметить, что облик восточноевропейских орлов сильно отличался от российской «птицы».

Есть еще и монгольская версия происхождения двуглавого орла. В Орде этот символ чеканили на монетах еще с начала XIII века, среди клановых атрибутов Чингизидов присутствовала черная двуглавая птица, которую большинство исследователей считают именно орлом. В конце XIII века, то есть задолго до бракосочетания Ивана III и принцессы Софьи, ордынский правитель Ногай женился на дочери византийского императора Ефросинии Палеолог, и, как считают некоторые историки, официально принял двуглавого орла в качестве официального символа.

Учитывая тесные связи Московии с Ордой, монгольская теория происхождения главного российского символа кажется весьма правдоподобной.

Подытоживая все вышесказанное, можно констатировать, что мы доподлинно не знаем, почему и откуда в Россию пришел двуглавый орел. В настоящее время наиболее вероятными историки считают «болгарскую» и «европейскую» версию его происхождения.

Не меньше вопросов вызывает и сам облик птицы. Почему у нее две головы – абсолютно непонятно. Объяснение о повороте каждой головы на Восток и Запад появилось только в середине XIX века и связаны с традиционным расположением сторон света на географической карте. А если бы оно было другим? Орел бы смотрел на север и юг? Вероятно, что просто взяли понравившийся символ, особо не «заморачиваясь» его значением.

Постреволюционные изменения герба

После февральской революции власть оказалась в руках Временного правительства, перед которым встал вопрос: что делать с гербом? В результате консультаций с известными специалистами в области геральдики было принято решение оставить двуглавого орла как основу государственной эмблемы, только лишив его всей царской атрибутики: скипетра, державы и корон. Также был убран Георгий Победоносец.

Пришедшие к власти в результате Октябрьской революции большевики полностью отказались от прежнего государственного символа, заменив его собственным. Герб в эпоху существования Советской власти выглядел следующим образом: на красном щите по центру был изображен глобус, на котором располагались перекрещенные серп с молотом. Они освещались восходящим солнцем, расположенным снизу, а сверху находилась красная пятиконечная звезда, окаймлялась вся эта картина золотыми колосьями, расположенными по бокам в форме полукругов.

Что касается прежнего герба, то он вернулся только тогда, когда СССР прекратил свое существование, и вместо социалистического строя установился капиталистический.

Их Императорские Высочества, Князья и Княжны Романовские, герцоги и герцогини Лейхтенбергские

Титул князей Романовских (древний, но пресекшийся род русского дворянства) был дан детям от брака дочери Николая I Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Дети Марии Николаевны c нисходящим мужским потомством имели титул Императорских высочеств, Остальные внуки — высочеств и светлостей.

ПСЗ. т. XXXII, №31720: «§13. Большой герб Их Императорских Высочеств, Князей Романовских, есть золотой двоеглавый Российский орёл, имеющий на груди щит четверочастный с малым в средине щитом. В первой и четвертой частях, серебряных, лазуревый пояс. Во второй части зеленой, серебряные меч, эфес золотой, верх меча окружен шестью золотыми звездами. в третьей части, на серебряном поле черный пояс; над ним три черные птицы. В малом щите, на золотом поле, червленый, увенчанный червленою же короною, вензель Государя Императора Николая I (НI); на щите Герцогская корона. Главный щит увенчан шлемом Святого Великого Князя Александра Невского; вокруг цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, намет золотой и черный; щитодержатели два золотые грифа, с червлеными глазами и языками. Вместо Императорской сени, золотая мантия, усеянная Российскими двоеглавыми орлами, подложенная горностаем; над нею Императорская корона». «§14. Малый герб Их Императорских Высочеств, Князей Романовских, есть тот же, как их большой герб, только без щитодержателей и мантии. Нашлемник есть возникающий двоеглавый Российский орёл, имеющий на груди золотой щит с червленым, под такою же короной вензель Государя Императора Николая I (НI)».

Материалы ПСЗ РИ

Символика герба Российской Федерации

Центральная фигура герба — двуглавый орел — заимствована из культуры Византии, с которой у России были тесные политические, экономические и культурные отношения. Также немаловажен тот факт, что именно из этой страны пришла на Русь новая религия — христианство. Но еще до появления этого символа в Римской империи, изображения двуглавого орла встречаются и в более ранний период: археологи их находят на территории Хеттского государства во втором тысячелетии до н.э. и на землях Мидийского княжества. А эмблемой Византии он становится при Константине Великом, когда произошло объединение Восточной и Западной империй, гербом каждой из которых был одноглавый орел. Помимо единства Востока и Запада, хищная птица с двумя головами, смотрящая в противоположные стороны, обозначает также две части света — Европу и Азию. Не случайно Россия и сейчас воспринимается как синтетическая страна, в менталитете которой переплелись азиатские черты с европейскими.

Золотой цвет, в который окрашен двуглавый орел и все присущие ему атрибуты, тоже не случаен. Его любили многие правители, он издавна считался цветом роскоши, богатства, процветания и, конечно, солнца, которому в древнем мире немало народов поклонялось как верховному божеству.

Скипетр и держава всегда олицетворяли высшую политическую власть, сначала княжескую, затем — монархическую, а в наше время они выступают обобщенным символом государства, демонстрируя его значимость и ценность.

Корона тоже является традиционным царским атрибутом. Однако почему этих головных уборов именно три? Дело в том, что когда-то они обозначали количество тех татарских ханств, которые сумели объединить московские правители под своим началом: Казанское, Сибирское и Астраханское. Сейчас короны символизируют триаду ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной.

На малом щите, красующемся на груди орла, изображен Георгий Победоносец — один из самых почитаемых христианских святых-великомучеников, который, пройдя через нечеловеческие пытки и страдания, сумел сохранить верность своим религиозным идеалам и в итоге умереть за них. Змей (или дракон) трактуется и как символ язычества, и как образ дьявола, олицетворяющего все мировое зло, победу над которым одерживает Георгий. Этот византийский святой издавна воспринимается как защитник России, оберегающий ее от всех бед. Изображение Георгия Победоносца присутствует также на эмблеме Москвы.

Двуглавый орел на страже Руси

Успехи Ивана III в борьбе с татаро-монгольским игом побудили его создать величественный символ России. Герб должен был напоминать соседям на Востоке и на Западе, что Русь — грозный противник. Двуглавый орёл одновременно следит за западными и восточными границами России. Благодаря Ивану III птица получила крест в одну лапу и меч — в другую. Крест символизировал принадлежность православному христианству, а меч демонстрировал намерение защищать независимость Руси. Две головы орла венчала одна шапка Мономаха — символ самодержавия. Чуть позже грудь орла начала закрываться иконой с Георгием Победоносцем. Покровитель воинов и землепашцев призван был оберегать государство от иноземных вторжений и внутреннего зла.

Смутное время отразилось на символе России негативно. Орёл то терял одну голову (на манер западных держав), то из золотого становился чёрным. На видоизменении герба очень сильно сказалось влияние польской интервенции. Однако все западные претензии на русский трон были отбиты, и орёл вернул себе первоначальный облик.

Правление Ивана Грозного и превращение двуглавого орла в герб

Официальным государственным гербом Российской империи двуглавого орла сделал внук Ивана III Иван IV, более известный как Грозный. Он царствовал с 1547 по 1584 годы. Эмблема во время его правления претерпела следующую трансформацию. Сначала на малом щите по центру орла изображался единорог, через несколько лет его сменил всадник, который первое время символизировал монарха, на что указывала в том числе и корона на его голове. Однако затем наездника стали называть Георгием Победоносцем, правда, официальное закрепление эта трактовка получила намного позднее.

После смерти Ивана Грозного на престоле воцаряется его сын, Федор Иванович «Блаженный». При нем главный образ герба Российской империи — орел — становится «православным». Головы хищной птицы теперь венчает не только корона как атрибут монаршей власти, но и голгофский крест, который олицетворяет страдания и мученическую смерть Христа.

Москва — Третий Рим

Впервые орел появился в 1497 году на печати Ивана III — одного
из величайших русских монархов. Под его властью периферийное Московское государство
стало превращаться в могучую державу — Россию.

Символ орла привезла в Москву жена Ивана III — Софья Палеолог.
Она была племянницей последнего императора Византии Константина IX Палеолога. Незадолго
до этого Византийская империя пала под ударами турков-осман. Сам император погиб
при обороне Константинополя.

Двуглавый орел был гербом династии Палеологов. Византия же
считалась наследницей Римской империи. Таким образом, московский великий князь, женившись
на представительнице византийской династии, вместе с гербом получал право на императорские
претензии. 

Так родилась концепция Третьего Рима, из которой сотни лет черпали вдохновение идеологи
российского величия. Сформулирована она была старцем
псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем. «Два убо Рима падоша, а третий
стоит, а четвертому не быти», — гласила теория.

На современный язык в вольном изложении ее можно перевести
так: первый Рим (Римская империя) пал, второй Рим (Византия) тоже пал, третий
(Москва) — стоит, а четвертого Рима не будет.

Герб России до 19-го века

Двуглавый орёл был выбран гербом Московского княжества во времена Ивана III (1462−1505). Тогда же на государственных печатях начали использовать изображение всадника (ездеца) — святого Георгия.

С 16-го века гербом украшали конское убранство царей. Самый ранний образец относится к эпохе Ивана Грозного. В 17-м веке покровцы лошадей, идущих возле царской кареты, были украшены гербом России и гербами отдельных областей. Двуглавого орла помещали на луки сёдел и стремена монархов и людей Государева полка. Элементами герба украшалась парадная царская одежда.

В 17-м веке на крыльях орла помещали гербы входящих в состав Русского царства земель. Это были эмблемы Киевская, Новгородская, Астраханская, Владимирская, Казанская и Сибирская. Гербы других земель и городов, упоминавшихся в царском титуле, изображались вокруг орла.


Рисунок печати Алексея Михайловича, 1667. (Wikimedia Commons)

Пётр I добавил в герб первый из государственных орденов — Андрея Первозванного. Другим новшеством стала замена царских корон на императорские. Это было сделано в 1709 году, до провозглашения России империей.

Рисунок императорского герба был утверждён в 1730 году в начале правления Анны Иоанновны. Орёл должен был быть чёрным, короны — золотыми. В середине орла помещалось изображение святого Георгия на коне. Георгий должен был быть белым, змей — черным, венец и копье Георгия — жёлтыми. Поле должно было быть кругом белым, а в середине — красным.

В 18-м веке во время официальных церемоний используются государственный герб и личные гербы императоров и императриц. Во время похорон первого императора в процессии несли знамя с гербом империи и знамя с личной эмблемой Петра.

В одежде и конском убранстве могли смешиваться элементы личного монаршего и государственного гербов. Например, вместо святого Георгия на коне в центре орла помещали личную эмблему правителя.

Во время похорон членов императорской династии в погребальной процессии несли герб. В 1716 году хоронили царицу Марфу Матвеевну. Церемонию продумывал лично Пётр I. Герб во время похорон нёс генерал-ревизор В. Н. Зотов.

Изображение герба было вышито на погребальном балдахине царицы Прасковьи Фёдоровны, которую хоронили в 1723 году. Спустя восемь лет императорский дом постигла ещё одна утрата — умерла царевна Прасковья Ивановна. 10 октября 1731 года тело царевны лежало под балдахином в её доме. Вышитый золотом герб был размещён на стене над гробом. 28 октября состоялись похороны. Гроб с телом царевны был выставлен в её доме, а на парчовых подзорах были вышиты российские гербы. На стене напротив дверей повесили мантию с вышитым чёрной краской гербом империи.


Герб Российской империи, 1730. (regnum.ru)

В царствование Елизаветы Петровны были популярны фейерверки. Например, во время празднования 1756 года организаторы запускали огненные фигуры. Одной из них была фигура девы Любовь к Отечеству, на груди которой можно было увидеть герб империи.

Оскорбление герба считалось преступлением наряду с оскорблением изображений императора. Сохранились свидетельства о наказаниях за подобные деяния. В 1719 году был арестован подьячий — он выстрелил в герб, помещённый на крыше столичного кабака. В 1761-м житель посада был арестован и осуждён за то, что плюнул на герб.

Герб помещался на монеты, поэтому за небрежное отношение к ним тоже можно было пострадать. Известны примеры, когда людей арестовывали за то, что они бросали деньги на землю и сопровождали эти действия бранью.

В 1754 году Уложенная комиссия работала над разделением преступлений против государя на тяжёлые и совершенные без злого умысла. К последним, за которые планировалось сечь только плетью (без кнута и дыбы) или штрафовать, относилась «брань» герба и портрета императора.

В течение 18-го века Большой Герб менялся незначительно — добавлялись гербы новых земель, входивших в состав империи. Переделать его попытался Павел I.

Короны

В период правления Ивана Грозного было принято изображать одну корону, украшенную крестом. Она располагалась между головами орла. С приходом к власти Феодора Блаженного и установлением патриаршества в 1589 году каждая орлиная голова обретает свою корону, а между ними помещается крест как символ единой православной церкви, возглавляемой патриархом. В начале XVII столетия, когда на российском престоле утверждается первый монарх из династии Романовых, на государственном гербе воспроизводится три короны. Изменения в количестве атрибутов монархической власти трактовалось как знак расширения земельных владений и объединения новых территорий (Сибири, Астраханского и Казанского царства) под властью единого правителя. В настоящий момент существует 3 интерпретации значения:

  • ветви власти (судебная, законодательная и исполнительная) как оплот демократического устройства;
  • братство народов (России, Украины, Белоруссии);
  • уровни реализации властных полномочий (местное самоуправление, региональные и федеральные структуры).


Хронология

Глобальный смысл заключается в тотальном единстве составляющих и нерушимости общего концепта. Лента, скрепляющая три короны, стала изображаться только в первой четверти XVIII века.

Внешний вид герба с 1990 года по сегодняшнее время

В последний год существования Советской власти уже началась разработка основных государственных символов. За основу были взяты герб и флаг Российской империи.

Соответствующее Постановление было принято правительством РСФСР 5 ноября 1990 года. В результате создается специальная комиссия, которая после длительных дискуссий рекомендовала правительству утвердить флаг, состоящий из трех горизонтальных полос — синей, белой и красной, и герб с изображением двуглавого орла на красном щите.

Это было сделано, но только тремя годами позже, в 1993-м, когда первый российский президент Б. Н. Ельцин издал Указ, законодательно закрепляющий ту государственную символику, которую мы имеем и сегодня. В Конституции это также прописано.

А в 2000 году был принят Федеральный закон о «Государственном гербе РФ», в котором закреплялся его статус, давалось подробное описание и регламентировались места и случаи допустимого использования этого символа.

На сегодняшний день далеко не все принимают тот герб, который достался нам в наследство от Российской империи и имеет статус официального в нашей стране. Основной аргумент его противников состоит в том, что нынешний герб не отражает тот политический строй, который есть сейчас — президентскую республику, в этом символе слишком много монархических элементов, поэтому необходимо либо подвергнуть двуглавого орла серьезной трансформации, либо вообще заменить на другой образ. Однако сторонники существующего варианта герба утверждают, что он воплощает в себе многовековую богатую историю Российского государства и служит предметом национальной гордости, а значит, в замене не нуждается.

Орёл с двумя головами

Изображение хищной птицы с развёрнутыми в противоположные стороны головами так же впервые обнаружено на реверсе монеты. Появившаяся позднее печать с аналогичным рисунком принадлежала периоду властвования Ивана III, что относится к XV столетию.


Малый герб Российской империи

Существует несколько теорий, объясняющих появление приоритетной составляющей части государственной символики России. Все гипотезы объединены единым датированием (конец XV века). Два предположения основываются на факте заимствования. По одной версии, первоисточником мог служить символ Священной Римской империи, по второй — геральдический знак стран Балканского полуострова. Третий вариант объяснения (самый популярный) базируется на факте хронологического совпадения. Софья Палеолог, ставшая второй женой Ивана Великого, была племянницей последнего византийского императора. Заключение династического брака примерно совпало с началом периода, когда на Руси стали появляться монеты с изображением орла, совпадающим с фамильным гербом новоявленной Великой княгини Московской.


Печать Временного правительства 1917 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector