Советский стройбат или «королевские войска» ссср

Авторы Гайдпарка

  • Сергей Слизников

    О «бедном» либерале замолвим словечко

    Читать полностью

  • Виктор Душнев

    Русский национальный герой Михаил Васильевич Скопин-Шуйский

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Россияне о словах Путина о мировом лидерстве в оружии

    Читать полностью

  • Александр Попов

    До конца года ещё 3 недели, а США уже бьют рекорд по убийствам за год

    Читать полностью

  • Александр Попов

    ВКС России меняют «Крокодилов» на «Аллигаторов»

    Читать полностью

  • Prokasniza nl

    Кого и от чего защищают маски?

    Читать полностью

  • Николай Холявченко

    Спаси и помилуй, Господи!

    Читать полностью

  • Polli Serova

    Новый взгляд на жизнь Максима Шугалея после освобождения из ливийской тюрьмы

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Странная любовь кавказца

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Мои Теплые воспоминания командированного в советскую Армению

    Читать полностью

  • Василий Кириллов

    Надо ли переименовать ст. метро Комсомольская кольцевая в Герои Отечества?

    Читать полностью

  • Офшор Михалыч

    Что сделают с Сокуровым?

    Читать полностью

ОПАСНЫЕ РЕГИОНЫ

Вопреки сложившемуся мнению, служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным, они составляли не менее 70% контингента, работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения.

Служили они и в Афганистане. В 1979 году, сразу после ввода советских войск в эту страну, встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы.

В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями.

По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских военных. Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие.

Сейчас в ВС России существует Управление начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства («Спецстрой»), выполняющее те же функции.

P.S. Кстати, сегодня день Строителя, так что поздравляем всех стройбатовцев с профессиональным праздником !!!

Стройбат на «передовой»

Стоит отметить, что порой безопасность службы в таких войсках нередко была довольно относительной. Например, тысячи стройбатовцев прошли через Афганистан.

И хотя непосредственно в боевых операциях они не участвовали, но объекты и инфраструктуру возводили в опасной близости от неприятеля. Да и колонны советских войск, в которых находились и военнослужащие стройбата, также неоднократно обстреливались душманами.

А еще в 1986 году именно армейские строительные подразделения одними из первых были брошены на ликвидацию последствий взрыва на Чернобыльской АЭС, и сотни солдат и офицеров длительное время находились в зараженной зоне.

По некоторым данным, современный стройбат — это совсем другая история, призванная облагородить этот род войск, придать ему иной имидж.

Например, недавно стало известно о том, что многострадальный БАМ будет достраивать министерство обороны. И заканчивать подвиг советских бамовцев будут именно инженерно-строительные части ведомства.

Но советский стройбат так и остался в народе во многом именем нарицательным. Но с учетом того, что через него прошли сотни тысяч советских призывников, он несомненно навсегда останется неотъемлемой частью советской эпохи.

Что написано в военных билетах служивших в стройбате

Считается, что люди, служившие в стройбате, имеют какую-то особую отметку в военном билете. На самом деле это далеко не так.

Строительные войска – это были военные части, но только без особой подготовки. Там не отрабатывались навыки стрельбы и автоматы в руках эти солдаты действительно не держали.

Однако это были военные части, а значит, в военном билете отмечали, что солдат проходил службу в стройбатальоне, указывалась специальность, к примеру, водитель или каменщик. Никакие особые отметки в документе не проставлялись.

Отслужившим в стройбате выдавались такие же военные билеты, как и всем остальным. Они ничем не отличались. Вся информация о том, что стройбатовцы получали другие военные билеты, не соответствует действительности.

Эти войска не были престижными, но благодаря им после Великой Отечественной войны восстановлены и построены многие объекты. Солдаты в шутку называли стройбат «королевскими войсками».

Что написано в военных билетах служивших в стройбате

Считается, что люди, служившие в стройбате, имеют какую-то особую отметку в военном билете. На самом деле это далеко не так.

Строительные войска – это были военные части, но только без особой подготовки. Там не отрабатывались навыки стрельбы и автоматы в руках эти солдаты действительно не держали.

Однако это были военные части, а значит, в военном билете отмечали, что солдат проходил службу в стройбатальоне, указывалась специальность, к примеру, водитель или каменщик. Никакие особые отметки в документе не проставлялись.

Отслужившим в стройбате выдавались такие же военные билеты, как и всем остальным. Они ничем не отличались. Вся информация о том, что стройбатовцы получали другие военные билеты, не соответствует действительности.

Эти войска не были престижными, но благодаря им после Великой Отечественной войны восстановлены и построены многие объекты. Солдаты в шутку называли стройбат «королевскими войсками».

История возникновения

Какой бы боеспособной ни была армия того или иного государства, она всегда нуждается в соответствующей инфраструктуре. В военное время требуется строительство дорог, коммуникаций, оборонительных сооружений, а в мирное — складов и военных частей для расквартирования войск. Поэтому вспомогательные рода войск существовали на протяжении практически всей истории.

В 1841 году в состав Сухопутных войск Российской империи входили подразделения специального назначения, которые занимались строительством и обустройством театров военных действий. Просуществовали они вплоть до 1917 года.

Когда большевики начали наводить порядок на подконтрольной им территории, появилось так называемое тыловое ополчение. Сюда призывались люди, в силу своего ненадежного происхождения не подходившие для службы в рядах Красной Армии. Тыловые отряды формировались из бывших священнослужителей, дворян, кулаков и прочих «нетрудовых элементов». В 1937 тыловое ополчение было преобразовано в Управление строительных частей РККА.

Чем отличался стройбат от других рядов войск

Было принято считать, что в стройбат направляли только неблагополучных призывников, однако это далеко не так. Туда мог попасть любой парень призывного возраста, если эти войска не были укомплектованы.

О стройбате времён СССР ходило очень много шуток. Считалось, что американцы не понимали, что такое строительные войска. Они рассказывали о мужественных советских десантниках, пограничниках и моряках, упоминали и о стройбате: «Эти вообще звери, им даже автоматы в руки не дают».

Действительно, в строительных войсках не было военной подготовки, их главной задачей была стройка с утра до вечера. Сами солдаты шутили, говоря, что главное оружие для них — это лопата и мастерок.

В стройбат направляли даже тех призывников, которые по состоянию здоровья не могли служить в других войсках. Именно поэтому «откосить» от этих войск было очень тяжело.

Люди, служившие в стройбате, вспоминают, что были даже хромые и косые солдаты, те, которые должны быть комиссованными. Было очень много кавказцев, процветала жёсткая дедовщина. В военкоматах молодых призывников часто пугали стройбатом.

Страшилка для призывников

Но что еще хуже, стройбат разбавляли разного рода неблагополучным элементом — молодыми людьми, имеющими проблемы с законом, с судимостями.

В общем, те еще «перцы», которые по месту службы тут же устанавливали свои блатные порядки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в стройбатах процветала в буквальном смысле «махровая» дедовщина и землячество.

Многие новобранцы, оказавшиеся в окружении живущих по своим волчьим «законам» уголовников и представителей восточных национальностей с соответствующим менталитетом, нередко подвергались издевательствам, изнасилованиям и самым настоящим пыткам.

Стройбат всегда был на первом месте по числу преступлений в армии, а также по количеству суицидов среди солдат, которые не выдерживали побоев и сексуальных надругательств.

В этих войсках процветали пьянство и наркомания, и нередко родители просто не узнавали сына, вернувшегося со срочной службы.

Вместо настоящего мужчины они видели перед собой законченного пьяницу и наркомана, и далеко не все из этих когда-то нормальных ребят потом смогли вернуться к нормальной жизни.

Чем отличался стройбат от других рядов войск

Было принято считать, что в стройбат направляли только неблагополучных призывников, однако это далеко не так. Туда мог попасть любой парень призывного возраста, если эти войска не были укомплектованы.

О стройбате времён СССР ходило очень много шуток. Считалось, что американцы не понимали, что такое строительные войска. Они рассказывали о мужественных советских десантниках, пограничниках и моряках, упоминали и о стройбате: «Эти вообще звери, им даже автоматы в руки не дают».

Действительно, в строительных войсках не было военной подготовки, их главной задачей была стройка с утра до вечера. Сами солдаты шутили, говоря, что главное оружие для них — это лопата и мастерок.

В стройбат направляли даже тех призывников, которые по состоянию здоровья не могли служить в других войсках. Именно поэтому «откосить» от этих войск было очень тяжело.

Люди, служившие в стройбате, вспоминают, что были даже хромые и косые солдаты, те, которые должны быть комиссованными. Было очень много кавказцев, процветала жёсткая дедовщина. В военкоматах молодых призывников часто пугали стройбатом.

«Королевские» ликвидаторы

Крайне мало информации о том, как стройбатовцы участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 – 1987 годах. Во многом потому, что большинство из них на сегодняшний день уже умерли от последствий радиационного заражения.

В 2015 году ушел из жизни и бывший командир строительного батальона No 93605, экс-председатель Санкт-Петербургского отделения общественной организации «Союз Чернобыль» Владимир Драгуш. Есть видеозапись рассказа Драгуша, где он рассказывает, как советский стройбат трудился на ликвидации взрыва на атомной электростанции.

Личный состав стройбата Драгуша работал в 28 организациях, занимавшихся устранением последствий аварии на ЧАЭС – от очистки территорий до строительно-отделочных работ. На отдельных объектах дневной трудовой лимит был 1,5 – 2 минуты. Каждый из военнослужащих стройбата пребывал на ЧАЭС до 6 месяцев, в зависимости от получаемой им дозы радиации. Питание было хорошим, как в самом батальоне, так и в гражданских столовых – солдатам выдавали спецталоны.

Дедовщины в чернобыльском стройбате, по словам Владимира Драгуша, не было: там работали «партизаны» – уже отслужившие, в основном семейные, взрослые мужчины. В основном они занимались тем, чем и стройбатовцы-срочники, вплоть до строительства тех или иных объектов «под ключ» на месте разрушенных взрывом.

«Афганцы» из ВСО

Военные строители создавали инфраструктуру Западной группы войск, начиная со второй половины 40-х годов и вплоть до 90-х, до самого вывода ЗГВ. В 1979 году, сразу же после ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан, туда направили и стройбатовцев, которые с нуля и в максимально короткие сроки возводили военные городки, склады и разного рода фортификационные сооружения с аэродромами.

Игорь Исецкий, оставивший свои воспоминания о службе в стройбате в Афганистане в 80-х годах на сайте kandagar.ru и на многих других интернет-ресурсах Рунета, вспоминал, что одно из подразделений «молодых» едва успело высадиться в Баграме, как вновь прибывшим стройбатовцам пришлось столкнуться со смертью – их комбата Николая Маркина, поехавшего встречать пополнение, по дороге в аэропорт застрелили душманы (обстреляли «уазик», раненый водитель выжил). Воины ВСО в отличие от их «гражданских» сослуживцев были вооружены «калашниковыми».

Исецкий рассказывал, что и стройбатовцев хорошо готовили перед тем, как послать в Афган (обычно служившие в ВСО, как в СССР, так и в РФ, видели автомат только на присяге и ни разу из него за время службы не стреляли). Автор «Записок Афганистанца» описал эпизод, когда стройбатовцы пошли воровать виноград у местных жителей. Те их взяли в плен, одного ранили из «маузера». Сочли убитым. А он очнулся, дополз к нашим, все рассказал. Советское командование решило: надо выручать своих. И стройбатовцы с автоматами наперевес цепью в полный рост пошли на кишлак – по хорошо простреливаемой территории. Завязался бой. Вскоре душманы вывесили белый флаг. Сильно избитых любителей винограда моджахеды в итоге выдали строительной части.

Их называли «королевскими войсками»

Великая Отечественная война унесла не только миллионы жизней, но и основательно разрушила инфраструктуры страны.

Чтобы систематизировать ее восстановление, 13 февраля 1942 года Совет народных комиссаров СССР выпустил постановление о создании Военно-восстановительного управления.

В его обязанность входили ремонт и строительство объектов на территориях, освобожденных от немецкой оккупации. Так что, 13 февраля можно смело называть днем рождения советского стройбата.

Со временем эти войска обзавелись разными обидными прозвищами. Однако, с другой стороны именно их называли «королевскими войсками». Почему?

Как гласит одна из версий, на такое название повлияла численность стройбатовцев, которая к восьмидесятым годам достигла едва ли не 400 тысяч человек.

Для сравнения, в ВДВ в те времена служило порядка 60 тысяч бойцов, а в морской пехоте около 15 тысяч. И даже считавшиеся одним из самых многочисленных родов – погранвойска едва превышали 200 тысяч человек.

Согласно другой легенде, невольным виновником красивого прозвища стройбат обязан легендарному советскому конструктору Сергею Королеву. Суть в том,

советские космодромы возводились именно силами венных строительных подразделений. И поначалу стрйбаты называли «королЁвскими войсками». Но со временем буква «ё» была заменена на «е».

Небезопасная служба

В стройбатах процент совершённых суицидов был в несколько раз выше, чем в других войсках. Многие не выдерживали унижений и издевательств. К тому же, во время работ солдаты часто игнорировали технику безопасности. Поэтому многие получали увечья во время работы с инструментами или строительной техникой. Опасным часто становилось и само место несения службы. Начиная с 1979 года советские стройбаты отправляли в Афганистан. Там они занимались строительством аэродромов, жилых домов и дорог. Случалось и такое, что стройбатовцы оказывались под обстрелом, а защитить себя не могли — оружия-то у них не было.

Не смогли защитить себя и служащие ВСО, оказавшиеся в 1986 году в Чернобыле для ликвидации последствия аварии. Работали солдаты без защитной спецодежды и с превышением времени пребывания на объекте. Разумеется, после такого многие страдали от лучевой болезни или иных поражений от радиации. Влияло на негативное отношение к стройбату и то, что солдатам во время работ часто приходилось жить в разрушенных зданиях, где не было даже самых элементарных удобств. К слову, даже военное руководство было не в восторге от строительных подразделений.

Пугало для призывников

Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?

Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».

Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент. Еще одна достаточно многочисленная категория – призывники, имеющие неблагополучную биографию, например, с судимостями. Могли попасть в стройотряд молодые люди с ограничениями по состоянию здоровья, которые, однако, не мешали им быть призванными в армию. Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства – в самый раз.

И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина – плохое знание русского языка. В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно – им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.

В «стройвойсках» процветали дедовщина и землячество. Отдельные новобранцы, оказавшиеся в окружении живущих по своим волчьим «законам» уголовников и представителей восточных национальностей с соответствующим менталитетом, испытывали, нередко подвергались издевательствам, среди «стройбатовцев» был высок процент самоубийств.

Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.

Особенности службы

Казалось бы, служба в строительном батальоне в мирное время не несет в себе большой опасности. К тому же, призывники с соответствующей специальностью могли заработать за отведенный срок неплохие деньги, трудясь на экскаваторе или строительном кране. Однако, за строительными батальонами вскоре закрепилась самая недобрая слава.

Одна из причин заключалась в тяжелых условиях, в которых были вынуждены жить призывники. Если «обычные» солдаты, как правило, попадали в относительно комфортные условия, жизнь «стройбатовца» действительно проходила на вечной стройке. Все удобства приходилось возводить в процессе службы, а в сложных климатических условиях солдаты часто страдали от холода и сильного ветра.

Однако гораздо более серьезные проблемы создавал социальный состав типичного стройбата. Помимо выпускников строительных училищ, туда отправляли всех тех, кто по каким-то причинам имел ограничения при прохождении воинской службы. И речь шла не только о военнообязанных, которые имели проблемы со здоровьем. Часто в стройбат попадали люди с судимостью. Поэтому в некоторых отрядах вскоре устанавливались действительно тюремные порядки, на что и сетовал Александр Лыков в своем интервью.

Национальный состав в стройбатах также имел свою специфику. В значительных случаях такие подразделения на 90% состояли из выходцев с Кавказа и Средней Азии. Узбеки, казахи и дагестанцы сбивались в землячества, и русским, находившимся в меньшинстве, часто приходилось терпеть побои и унижения на протяжении всего срока службы. Почему так происходило? По одной из версий, причина заключалась в банальном языковом барьере. Бойцу, который плохо знал русский язык, было значительно проще вручить лопату и приказать копать «отсюда и до обеда», чем обучать всем тонкостям стрельбы и обращения с оружием. Таким образом, с языковым и культурным барьером уже приходилось сталкиваться сослуживцам, что неизменно приводило к конфликтам на межнациональной почве.

Любопытно, что идея стройбатов часто критиковалась даже на самом высоком уровне. Так, известно высказывания маршала Жукова о том, что подобные подразделения напрямую нарушают принципы советской Конституции. Ведь согласно главному документу страны, военнослужащие не могли работать на стройках, инициированных другими министерствами.

УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов, имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года, военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность».

Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму».

Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали, как правило, работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.

По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.

Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.

История образования дня военного строителя

В 1964 году советское правительство в лице Совета министров ввело такое понятие как «военный строитель». Перед тем как войти в обиход, использовалось такое понятие как «рабочий военно-строительных отрядов (частей)». В 1965 году данное понятие «Военный строитель» было вписано в положение о строительных отрядах МО Союза Советских Социалистических Республик.

В воинском уставе СССР и законодательной базе, были точно выделены все обязанности, права и то за что должен нести ответственность военный строитель. Все действия такого специалиста контролировались на уровне трудового кодекса и в случае необходимости имели ряд особенностей.

Оплата работы для таких специалистов проводилась согласно с действовавшими нормами об оплате труда. Время которое было проведено в военно-строительных отрядах (частях), засчитывалось как служба по призыву.

Набор специалистов и доукомплектование таких частей, проходили за счёт мероприятий организуемых и проводимых военным комиссариатом, они регулировались законом «О всеобщей воинской обязанности».

То как будет проходить дальнейшая служба, было регламентировано на законодательном уровне. Закон о прохождении воинской службы в частях данного назначения был принят в 1965 году и получил в дальнейшем изменения, данные нововведения были осуществлены в 1977 году, также служба была регламентирована воинским уставом СССР.

После того как Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать и на свет появилась Российская Федерация, были сформированы Вооруженные Силы Российской Федерации, произошло это событие в 1992 году 7-го мая. Спустя несколько лет в 2002 году Министерство обороны передало полномочия по специальному строительству в Спецстрой России.

После этого в России перестало существовать такое понятие как «военный строитель». В дальнейшем общевойсковые уставы стали распространяться на инженерно-технические и дорожно-строительные формирования. Именно эти формирования в дальнейшем заменили собой военно-строительные части.

Спец Строй в наше время

В дальнейшем президент РФ подписал Указ № 727, подписан он был в 2016 году, сутью данного указа является лишение Спец Строя возможности осуществлять самостоятельную деятельность. Теперь он входил в состав Министерства обороны и военно-строительного комплекса Вооруженных Сил Российской Федерации и все его функции выполнялись данными ведомствами.

Спустя некоторое время, был подписан ещё один указ, его суть заключалась в увеличении числа военнослужащих в вооруженных силах, увеличение равняется примерному числу военнослужащих проходящих службу в Спец Строе. Исходя из этого некоторые аналитики пришли к выводу что в России вновь создаются военно-строительные части на основе воинских частей Спец строя. Именно благодаря этому в нынешнее время и стало возможным проводить праздник ко Дню военного строителя.

Выглядят эти формирования как части или подразделения вооруженных сил, основной задачей которых является подготовка местности к проведению военных мероприятий. В обязанности входит строительство оборонительных сооружений, подготовка инфраструктуры и помощь в заселении военнослужащих в жилые помещения. Данные мероприятия осуществляются как в мирное время, так и в военное.

Во времена Союза Советских Социалистических Республик как и в современной России, части имеющие военно-строительное направление, не считались как отдельный и независимый род войск. Их функции ограничивались частями с военно-строительным уклоном, такие части находились в подчинении у местных органов самоуправления.

В великой и могучей России в период с 1996 года по 2017 год совместно с инженерно-техническими частями активно сотрудничали военно-строительные формирования, их работа проходила под контролем государственных органов управления власти. Основной вид деятельности которым занимались эти части, имел связь со специальными строительными мероприятиями. Помимо этого они занимались восстановлением сооружений связанных с электрообеспечением и электроснабжением, а также занимались проводкой электричества в места которые раньше не имели электрификации.

Не годен? В стройбат!

В советский стройбат молодых людей отбирали отнюдь не для обучения стрельбе и другим воинским премудростям. Поэтому брали туда всех, кто был ограниченно годен к прохождению службы по состоянию здоровья. С наличием судимостей по нетяжёлым статьям тоже брали. Но основной костяк составляли деревенские парни и выпускники строительных училищ. Однако во многих регионах практически 100% численности стройотряда составляли граждане азиатских и кавказских республик. Оказывались они в стройбатах неслучайно.

Основной причиной, по которой выходцев из Азии и Кавказа отправляли в советские стройбаты, был языковой барьер. Во время боевой подготовки он мог сыграть злую службу. В строительстве же незнание русского не имело никакой роли. Командиру нужно было просто показать рядовому, что делать. Если в таком отряде оказывались русские парни, то они были в явном меньшинстве. Буйным цветом в стройбатах цвели землячество и дедовщина. Бывшие уголовники быстро подчиняли себе слабых духом товарищей. А «иностранцы» подсаживали на наркотики. К концу службы некоторые приезжали домой закоренелыми наркоманами. А некоторые и вовсе не возвращались.

Существует ли сейчас в России стройбат

Многие призывники наслышаны о том, что во время СССР были строительные войска – стройбат. Молодые люди интересуются, если сейчас в России такие батальоны и кто может в них попасть.

Раньше призывников, которые уклонялись от службы или были неблагонадёжными, пугали стройбатом. Если говорить о существовании таких строительных отрядов сегодня, то их нет.

В 1990 году Михаил Горбачёв вынужден был подписать указ об их расформировании. Однако длительное время государству так и не удавалось решить этот вопрос и только в 2005 году вышло распоряжение правительства, которое положило начало полной ликвидации стройбата.

В современной российской армии нет стройбата в том виде, который был во времена СССР. Последние строительные части прекратили своё существование в 2009 году. В связи с этим молодые призывники могут не бояться, что их отправят строить различные здания или дачи генералам, как это было во времена Союза. Хотя для солдат это было хорошей службой, ведь их кормили, поили и часто они жили вне казармы, а это значит, что не по уставу.

Что написано в военном билете, служивших в стройбате

Считается, что люди, служившие в стройбате, имеют какую-то особую отметку в военном билете. На самом деле это далеко не так.

Строительные войска – это были военные части, но только без особой подготовки. Там не отрабатывались навыки стрельбы, и автоматы в руках эти солдаты действительно не держали. Однако это были военные части, а значит, в военном билете отмечали, что солдат проходил службу в стройбатальоне, указывалась специальность, к примеру, водитель, или каменщик. Никаких особых отметок в документе не проставлялось.

Отслужившим в стройбате выдавались такие же военные билеты, как и всем остальным. Они ничем не отличались. Вся информация о том, что стройбатовцы получали другие военные билеты, не соответствует действительности. Эти войска не были престижными, но благодаря им после Великой Отечественной войны восстановлены и построены многие объекты. Солдаты в шутку называли стройбат «Королевскими войсками».

Печальная легенда времен СССР

Прошло несколько лет с момента появления строительных войск, и многим наверху стало понятно, что идея оказалась плохой. Некоторые военные чины прямо указывали на только на неэффективность данных подразделений, но и на их незаконность.

К примеру, еще в 1956 году тогдашний министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский публично обсуждали эту тему.

Они заявляли о том, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как, согласно статье 132 Конституции воинская служба должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств и ведомств страны».

Плохая организация производственной деятельности, работа «из-под палки», большое число нарушений закона среди рядового состава постоянно становились поводами для критики стройбата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector