Почему имя индейского вождя джеронимо стало боевым кличем американского десанта

Мокасины Маниту (2001)

Смешной пародийный фильм в жанре вестерна о братьях-чудаках Абахачи и Рейнджере, разорвавших под воздействием «огненной воды» карту кладов, завещанную им дедом по прозвищу Бешеная Корова. Теперь недотепы пытаются разобраться в ее обрывках, по пути попадая в забавные приключения. Братьев ждут встречи с вождём Хитрым Слизняком, его сыном Трусливым Кроликом, Виннетухом нетрадиционной ориентации, злодеем Санта Марио и прочими колоритными персонажами.

Оригинальное названиеDer Schuh des ManituЖанрКомедия, вестернАктерыМихаэль Хербиг, Кристиан Трамиц, Скай Дюмон…СтранаГермания, ИспанияРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 6.7Возрастные ограничения12+

Апачи

Апачи — типичные индейцы Великих Равнин. С появлением европейцев они очень быстро поняли преимущества верховой езды и активно использовали ее для охоты на бизонов. Кстати, ирония в том, что лошади происходят именно из Америки, однако к приходу туда человека в этой части света они уже успели исчезнуть. Так что европейцы, сами того не зная, привезли коней на историческую родину.

Апачи были непримиримыми борцами с европейцами и попортили много крови колонизаторам. Достаточно сказать, что символом всего индейского сопротивления стал именно предводитель апачей Джеронимо. Уже после того, как сопротивление индейцев было сломлено, он продолжал вести партизанскую войну и делал это долгих 25 лет. В конце концов ему пришлось сдаться властям США, но те не казнили его, а сделали чем-то вроде бренда. Джеронимо возили по выставкам, он раздавал свои фотографии, много позировал для фотографов и даже заимел собственного биографа.

Джеронимо

Интересный факт:

В конце XIX — начале XX веков во Франции существовала криминальная субкультура, «апаши», названная так в честь апачей. Кроме стандартного разбоя, хулиганства и дебошей они отличались тем, что создали свой собственный узнаваемый стиль. Апаши носили особую одежу — красные пояса, жеваные рубахи и желтые сапоги — у них были свои жесты, особые татуировки и так далее.

Они же создали свое собственное фирменное оружие: кастет, совмещенный с ножом и револьвером, который на самом деле оказался редкостным хламом. Другое их изобретение — собственный танец, названный в честь них же. Танец «Апаш» отличался буйством и метафорически изображал одновременно соитие и драку между мужчиной и женщиной.

Конечно, мы не упомянули очень много интересных племен и историй. К примеру, пришлось упустить всю центральную и южную Америку, восстание индейцев под предводительством Понтиака, а также множество фактов о религии и современном состоянии индейцев и многое, многое другое. Тема слишком необъятна для одной статьи, но мы обещаем когда-нибудь вернуться к ней и рассказать не меньше удивительного.

Сидящий Бык и договор Форт-Ларами

Его решимость разделяли далеко не все. В 1868 году Красное Облако, или Махпиуа Люта (Red Cloud, Mahpiua Luta 1822-1909), вождь племени Оглала Тетон Дакота Сиу (Oglala Teton Dakota Sioux), подписал договор Форт-Ларами с 24 другими племенными вождями и представителями правительства США, включая генерал-лейтенанта Уильяма Текумсе Шермана. Договор создал великую резервацию Сиу и выделил дополнительные земли для Сиу в некоторых частях Южной Дакоты, Вайоминга и Небраски.

Генерал Уильям Т. Шерман (третий слева) и члены совета с вождями и старейшинами, Форт Ларами, 1868 г.

Свободолюбивая позиция Сидящего Быка завоевала ему множество последователей, и около 1869 года он стал верховным вождем автономных племен племени Лакота Сиу (Lakota Sioux)—первым человеком, когда-либо носившим такой титул. Вскоре к нему присоединились представители племен Арапахо и Шайенов (Arapaho и Cheyenne).

Нелегкий мир, заключенный по договору в Форт-Ларами, был недолгим. В 1874 году золото было обнаружено в Блэк-Хиллз, месте, священном для индейцев сиу и находящемся в пределах Великой резервации Сиу. Белые поселенцы, ищущие счастья, поспешили заявить свои права на эту землю. Правительство США, как всегда, отказалось от договора, потребовав, чтобы любой Сиу, который осмелится сопротивляться, перешел к перерисованным линиям резервации к 31 января 1876 года или считался врагом Соединенных Штатов.

В июне 1876 года американские военные возобновили геноцид коренного населения. Полковник Джон Гиббон возглавил войска с запада. Генерал Альфред Терри (с подполковником Джорджем Армстронгом Кастером) пошли с востока, а генерал Джордж Крук двинулся на север из форта Феттерман, недалеко от современного Дугласа, штат Вайоминг. Задача сходящихся колонн заключалась в том, чтобы найти индейцев и заставить их продать земли или уничтожить.

Ожидалось, что Сидящий Бык за неделю, по лютому морозу, перегонит всех жителей своей деревни на 240 миль в пустыню, Непокорный, Сидящий Бык отказался гнать своих людей на верную смерть. Он собрал армию, включавшую Арапахо, Шайенов и Сиу, и 17 июня 1876 года выступил против карателей генерала Джорджа Крука, одержав победу в битве при Бутоне Розы.

По стандартам обычных набегов индейцев Равнин битва при Бутоне Розы была долгой, многочисленной и кровопролитной битвой, с 8:30 до 14:30. Лакота и Cheyenne боролись с упорством и продемонстрировали готовность умирать, а не убегать. Со стороны индейце было 1000-1800 воинов, вооружённых луками, копьями и кремнивыемыми ружьями. Карателей было около 1300 хорошо вооружённых солдат и ополченцев. Оценки потерь как солдат, так и индейцев сильно разнятся. По некоторым данным 28 солдат погибли и 56 были ранены, индейцев погибло до 100 человек.

Силы Сидящего быка отступили в долину реки Литтл-Бигхорн (Little Bighorn River). Крук одержал победу, заняв поле битвы в конце дня, нообеспокоенный своими ранеными и нехваткой припасов, Крук вернулся в свой лагерь на Гуз-Крик, недалеко от Шеридана

Главный Джозеф (Хайнмот Тооялекет)

Главный Джозеф родился 3 марта 1840 года на территории штата Орегон. Умер 21 сентября 1904 года в резервации Коллвилл. Он был вождём нез-персе. Его племя жило в долине Уоллов в штате Орегон. Этот вождь защищал права проживания своего народа на родной земле. В 1877 году правительство США насильственно выселило племя нез-персе в резервацию. Они должны были покинуть свои дома в течение тридцати дней. Индейцы не были согласны с таким решением. Началось сопротивление, приведшее к войне. У Джозефа было две сотни воинов.

Они спрятали своих жён и детей подальше от американских военных. Три месяца персе сражались на территории от Орегона до Монтаны. Затем индейцы персе попытались найти убежище на севере у племени лакота, вождём которых был Сидящий Бык. Они были отважными воинами. Но осенью 1877 года персе вынуждены были сдаться в штате Монтана. Им не хватило всего 40 миль, чтобы оказаться в Канаде, где их ждала свобода. В 1885 году всё их племя было отправлено в резервацию в Колвилле. Это было очень далеко от родины.

Джеронимо «человек-тигр»

Имя Джеронимо на языке апачей звучало как Гойатлай, что значит зевающий, сонный. Однако характер вождя не соответствовал его имени. Один его американский противник, Серый волк, называл его Джеронимо — «человеком- тигром». Генерал Майллз — второй противник — так отзывался о вожде:

Однако прежде чем приступить к рассказу о «человеке-тигре», «самом ужасном из всех когда-либо живших индейцев», следует вспомнить отдельные факты, имеющие большое значение для понимания «войны Джеронимо».

На юго-западе, также как когда-то в прериях, никогда не велась систематическая борьба всех индейцев против всех белых — не было всеобщей «войны рас». Например, отдельные группы апачей боролись против жителей штата Сонора, в то время как с жителями штата Чиуауа или с шахтерами Нью-Мексико они жили в мире. Позже, в период «рейдов», апачские племена подразделялись на несколько частей. На тропу войны выходила одна часть племени, в то время как другая часть того же племени сохраняла мир с врагами своих братьев.

Джеронимо свою войну начал независимо от Мангаса, Кочиса и последователей Мангаса. Он боролся и тогда, когда эти вожди отказались от военных набегов. В то время как другие апачские группы начинали добровольно возделывать землю — он оставался на тропе войны. Он не смирялся.

Чероки

Военная раскраска чероки

Индейцы чероки входили в группу так называемых «пяти цивилизованных племен»: они очень долго и упорно воевали с европейцами, но в результате приняли христианство, переняли их культуру и преуспели в фермерстве и ремеслах. К сожалению, правительство США, еще недавно лояльное этому племени, насильно выселило их на неплодородные земли.

Во время миграции погибло множество чероки, а по прибытии они обнаружили себя на пустошах почти без средств к существованию. Эта история получила у индейцев название «Дорога слез».

Современные чероки

Чероки создали собственную уникальную письменность, взяв идею у европейцев. Вождь Секвойя, понявший силу написанного слова, но не владевший грамотой, разработал собственную буквально с нуля. Более того, он провел кампанию по распространению своей письменности, и уже на его веку около 90% всех взрослых чероки умели читать и писать.

Интересные факты:

  • Большинство записей Секвойи не сохранились, так как их сожгла его жена, искренне убежденная в том, что ее муж одержим злыми духами.

  • Известные люди, в которых течет кровь чероки: Барак Обама, Джонни Депп, Квентин Тарантино, Элвис Пресли и даже Джими Хендрикс.

Костяной томагавк (2015)

Неожиданное сочетание традиционного для художественных фильмов об индейцах Северной Америки жанра вестерна с элементами хоррора. На небольшой американский городок совершает набег племя индейцев, подозреваемых в каннибализме. Несколько горожан убиты, а некоторые взяты в заложники. На поиски пленников отправляется разношерстная группа храбрецов, у каждого из них свои мотивы для участия в опасной экспедиции. Но никто из смельчаков не подозревает, какой кошмар ожидает их в конце пути.

Оригинальное названиеBone TomahawkЖанрУжасы, драма, вестернАктерыКурт Рассел, Патрик Уилсон, Мэттью Фокс…СтранаСША, ВеликобританияРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 7.1Возрастные ограничения18+

Провал переговоров Крука

«Огненная вода» вновь разожгла индейских воинов. Когда наступило утро, в лагере уже отсутствовало около сорока человек. Среди них были Джеронимо и Нахито. Остальные апачи — в том числе Ульзано — остались в лагере ждать Серого волка.

Крука неприятно поразил поступок Джеронимо. Враги индейцев во главе с генералом Филом Шериданом требовали от Крука нарушения обязательств, принятых относительно апачей, и их полного аннулирования. Но Серый волк не дал согласия.

Отказ Крука был последним актом честной борьбы. Правило, по которому будет разыграно заключительное действие апачских войн, сформулировано генералом, Шериданом:

Происхождение

По крайней мере два различных объяснения место происхождения возгласа в Форт — Беннинг , Джорджия , где некоторые из первых из армии США «s парашюта скачками произошло в 1940 — х годах.

По словам десантника Джерарда Девлина, это восклицание датируется августом 1940 года и приписывается рядовому Обри Эберхардту, члену взвода парашютных испытаний в форте Беннинг. Парашют совсем недавно приняли на вооружение для десантирования, и этот взвод испытал его первым. Накануне своего первого прыжка взвод решил успокоить нервы, проведя день перед просмотром фильма в театре Main Post и ночь в местном пивном саду . Они посмотрели вестерн с участием вождя коренных американцев Джеронимо . Название неизвестно, но, вероятно, это был фильм 1939 года « Джеронимо» с Энди Девайном и звездой Одинокого рейнджера Шефом Грозовой Тучей в главной роли.

На обратном пути в казармы товарищи Эберхардта издевались над ним, говоря, что он будет слишком напуган, чтобы вспомнить его имя. Эберхард возразил: «Ладно, черт возьми! Я говорю вам, шутники, что я собираюсь делать! Чтобы доказать вам, что я не боюсь до смерти, когда прыгаю, я буду громко кричать Джеронимо, когда я уйду. завтра за дверь! » Эберхард сдержал свое обещание, и этот клич постепенно был принят остальными членами его взвода.

В своей книге « За пределами группы братьев: военные воспоминания майора Ричарда Винтерса» Уинтерс предлагает другое объяснение: 501-й пехотный парашютный полк в Форт-Беннинге должен был совершить первый прыжок. В то время по радио звучала популярная песня «Джеронимо», которая быстро стала фаворитом среди солдат. Этот крик стал известен командиру, который настаивал, чтобы они вместо этого выпрыгнули и крикнули «Куррахи» , название горы в лагере Токкоа , их первом тренировочном лагере. Десантники часто бегали вверх и вниз по горе во время тренировок, этот забег известен в войсках как «3 мили вверх, 3 мили вниз».

Есть и третье объяснение. Медисин-Блафс в форте Силл, Оклахома, где Джеронимо был заключен в тюрьму как военнопленный и находится его могила, представляют собой крутые скалы и стали известны как Утес Джеронимо. О Джеронимо рассказывали небылицы в форте Силл. Рассказывают, что однажды Джеронимо, преследуемый армией по горячим следам, совершил прыжок верхом на почти вертикальном обрыве — подвиг, который отряд не мог повторить. Легенда продолжает, что посреди этого прыжка к свободе он издал леденящий кровь крик «Джеронимо-оо!»

Кинтпуаш (Капитан Джек)

Он был вождём модоков. Родился Кинтпуаш в 1837 году у озера Туле. Он был индейцев модок в Калифорнии. Он был единственным индейским вождём, обвинённым в военных преступлениях. Когда белые поселенцы принудительно выселили его племя в резервацию, где уже проживали индейцы кламат, началась война между ними. Он не вытерпел жестокого обращения со своими соплеменниками и вернулся на свою родину. Но армия США снова вернула их в эту резервацию. Но Капитан Джек вернулся обратно на следующий год. Такие выдворения привели к «Битве утерянной реки». Началась война. Капитан Джек убил генерала США Эдварда Кенби, а индеец модок убил министра Калифорнии Элеазара Томаса. Но Кинтпуаша предал один из соплеменников. Его повесили 3 октября за военные преступления.

Ирокезы

Сами ирокезы называют себя «ходинонхсони», а слово «ирокезы» взято из языка соседних алкгонкин и означает «гадюки». Как нетрудно догадаться, эти племена враждовали и ненавидели друг друга. Ирокезы интересны тем, что к приходу европейцев были самым развитым племенем на территории современных США: они занимались простеньким подсечно-огневым земледелием, знали разные ремесла и при этом были не дураки в том, что касается политики.

В каком-то смысле ирокезы создали прообраз современных Штатов: их конфедерация из пяти племен обладала сложной, развитой и при этом демократичной системой управления. А самое интересное — у ирокезов был матриархат, и это действительно необычно для индейцев. После свадьбы мужчина уходил в семью жены и брал ее фамилию; женщины заседали в совете конфедерации и вообще без всякого преувеличения решали судьбу племени.

Современный дед-ирокез

При этом к приходу европейцев матриархат уже испытывал кризис: воины и воинская элита стремительно набирали силу и власть. К концу XVII века ирокезы, которые и так не были пацифистами и воевали со всеми подряд, пошли в мощное наступление. Изначально они проживали на востоке Великих Озер, но после череды успешных кампаний заняли все прилегающие территории. Ирокезы хотели стать монополистами в торговле мехом и действовали очень жестко.

Ирокезы до завоеваний (отмечены розовым) и после (отмечены оранжевым)

В захватнических воинах они активно использовали геноцид и просто убивали всех, кто занимал соседние земли. Любимая тактика ирокезов — ворваться на территорию противника во время уборки урожая, начать убивать женщин, а когда мужчины племени поспешат на помощь, напасть из засады.

Ирокезы также прославились тем, что активно использовали пытки и «развлечения с пленными». Их любимая игра-казнь выглядела так: голова еще живого человека привязывалась к туго натянутой ветке, а потом ему резко перерубали горло. Ветка работала как праща и закидывала голову довольно далеко. Если бы олимпийские виды спорта придумали ирокезы, то это была бы коронная дисциплина.

Интересные факты:

  • Ирокезы не носили соответствующую прическу — она была родовой только для одного племени конфедерации, мохоков.

  • Название «Канада» происходит из языка северных ирокезов и означает «Село».

  • Ирокезы всегда ставили не на тех парней: их союзниками всегда была та нация, которой суждено было проиграть войну. Сначала голландцы, потом французы, а во время войны за независимость США — британцы. Быть союзником ирокезов — плохая примета.

Заключительный раунд войны апачей с американцами

В заключительном действии на главную роль выдвинулся генерал Нельсон А. Миллз, выслужившийся в битвах с киовами и дакотскими племенами. Миллзу уже не нужна была, как Серому волку, помощь индейских следопытов. В борьбе с индейцами он использовал другую тактику: из пяти тысяч самых лучших солдат Миллз сформировал знаменитые «летающие колонны».

Остальные отряды Миллза вели поиск колодцев и всех источников воды в Аризоне и Нью-Мексико: апачи должны были погибнуть от жажды. Десятки вспомогательных отрядов, «летающие колонны», первые гелио – графические группы охотились за двадцатью мужчинами, тринадцатью женщинами и шестью детьми! И не могли их поймать!

Джеронимо в это время видели в аризонских Белых горах, в мексиканских Сьерра-Мадре: в долине Святого креста он напал на ранчо Текка. Как вихрь проносился по Мексике и югу Соединенных Штатов! Имя его не сходило с уст.

Семь тысяч апачских мужчин, женщин и детей в резервациях следили за борьбой двадцати неукротимых — непобедимых и неуловимых воинов Джеронимо.

Миллзу хорошо было знакомо упорство апачей. И он помнил «правило, Шеридана». А поскольку без какой- либо причины нельзя убить апачей, проживающих в резервациях, Миллз предложил Шеридану пойти на хитрость, которую семьдесят лет назад применили против индейцев на юго-востоке.

Тогда семинолы, крики, чироки были изгнаны за Миссисипи. Не поступить ли так же с апачами, изгнав их, правда, в другом направлении? Миллз направляет в Вашингтон «делегацию» сговорчивых апачей — для переговоров.

Но даже «делегацию» самых сговорчивых, которым была поручена роль апачских коллаборационистов, в Вашингтоне уговорить не удалось. Тогда Миллз сажает «делегацию» на поезд, провожая их в резервацию, и в доказательство своего уважения к дружески расположенным индейцам снимает их на полпути с поезда и вместо Аризоны отправляет в тюрьму, в крепость Форт-Мерион вo Флориде.

За «делегатами» во флоридскую тюрьму были брошены сотни других апачей. Первыми среди них оказались члены «индейской полиции», без которых ни Круку, ни Миллзу никогда бы не удалось одолеть Джеронимо.

Бесконечная погоня утомила, в конце концов, Джеронимо. Во время новых мирных переговоров вождь поставил одно-единственное условие — свободное возвращение апачей в резервацию в Аризоне. Миллз с плохо скрываемой радостью ответил:

Вождь, отданный на милость своих врагов, не имел сил сопротивляться. Чтобы он снова не ускользнул, его стерегли пять тысяч солдат. И тогда Джеронимо, последний вождь свободных апачей, вынужден был в наручниках сесть в поезд и расстаться со своей родиной — Страной апачей.

Печальное путешествие закончилось на другом конце Америки, в Форт-Мерион во Флориде. Здесь в заключении апачи провели восемь лет, затем их перевели в другую крепость, на этот раз в Форт-Силью в Оклахоме. Двадцать восемь лет апачи томились в тюрьме!

Когда Джеронимо умер в 1909 году в Форт-Силью, ему было девяносто лет. Он больше так и не увидел Страны апачей, склонов Белых гор, Аризону, Техас, Нью- Мексико, не увидел и Чиуауа, где были убиты его молодая жена и трое сыновей, за которых он мстил целых тридцать лет.

Спустя годы, 10 апреля 1930 года, вблизи городка Накори-Чика со склонов Сьерра-Мадре спустились свободные апачи, о которых никто не слышал уже тридцать лет. Они убили нескольких жителей штата Сонора, а затем, по сообщению агентства печати, основывающегося на показаниях свидетеля этого нападения аризонского инженера Уайта из Таскона, «попытались вернуться в свои неприступные скалистые горы».

Война с мексиканцами

Столкновения с мексиканцами происходили настолько регулярными, что их череду можно было бы назвать вялотекущей войной. Индейцы хорошо знали свои земли и умели сражаться, так что так просто их было не достать, особенно если они хотели спрятаться. Мексиканцы в 1837 г. объявили за головы апачей награду — в пересчете на доллары правительство давали за убитого ребенка 25 $, а за взрослого мужчину 100 $. Но набеги индейцы не прекратили. Участие в них принимал и молодой Гояхле, в те годы прозванный Джеронимо. По легенде, мексиканцы, атакуемые воинственный индейцем, в страхе выкрикивали имя святого Иеронима. Так Гояхле стал Джеронимо.

Некоторые мексиканцы пытались умиротворить апачей иначе. Около 1850 г. жители города Ханос (Чиуауа) пригласили индейцев торговать и обещали им безопасность. Апачи пришли. Пока Джеронимо и другие воины были в Ханосе, отряд мексиканской армии из соседнего штата напал на их лагерь — около 25 женщин и детей убили, еще несколько десятков увели в рабство. Подвыпившие воины в благодушном расположении духа возвращались домой, когда их встретили плачущие женщины с ужасными рассказами о произошедшем. В числе погибших оказалась вся семья Джеронимо: мать, жена и все дети. Этот момент в его судьбе считается поворотным. На всю жизнь Джеронимо возненавидел мексиканцев до конца жизни (позже эта ярость распространится и на белых). Как потом рассказывал воин, бог Уссен сказал ему, что убережет его в бою.

«Жизнь утратила смысл. Мое сердце жаждало мести», — рассказывал Джеронимо. Он обратился к вождям апачей, и те согласились, что нужно наказать врагов, напавших на индейцев в месте, где сами гарантировали им безопасность. Джеронимо стал военным лидером племени — с тех пор он всегда шел в авангарде и рисковал собой не меньше остальных. Он возглавил отряд из 200 воинов и напал на солдат. Апачи безжалостно убили множество мексиканцев. Вражда, убийства и провокации продолжались до тех пор, пока большая часть земель апачей не отошла по итогам американо-мексиканской войны 1846−48 гг. к США. Через несколько лет США начали их осваивать.

Джеронимо (Гойатлай)

Гойатлай – знаменитый вождь апачей. Он родился 16 июня 1829 года на территории современной Мексики около бухты Турция (река Гила). Умер 17 февраля 1909 года в Форт Силле в штате Оклахома. Племя апачей принадлежало к группе племён бедонских и чирикауа. Джеронимо был известен своим боевым духом. Его индейцы часто совершали набеги на завоевателей. Он стал символом сопротивления коренных американцев в США и Мексике. Ему сопутствовала репутация бесстрашного бойца, сеющего хаос. Он мстил мексиканским войскам за то, что они убили всю его семью: мать, детей, жену.

Многие набеги он совершал во время апач-американского конфликта. Белые поселенцы заняли земли Апач после войны с Мексикой 1848 года. Затем начался Американский конфликт 1850 – 1886 года. Сначала апачи нападали на мексиканских и американских военных, затем начались кражи скота у фермеров. Убийства были с обеих сторон.

Джеронимо оказывал сильное сопротивление своим врагам. Его борьба с завоевателями продолжалась в течение 30 лет. Он завоевал репутацию самого жестокого из племени Чирикауа среди мексиканских и американских военных. Он сдался в 1886 году. Его содержали в лагерях во Флориде, Алабаме, Форт Силле в штате Оклахома. В последние годы жизни Джеронимо стал христианином. Ему никогда не разрешалось вернуться в своё племя. Он умер в больнице в Форт Силле в 1909 году. Его именем было названо американское подразделение, которое ликвидировало Усаму бен Ладана.

Татанка-Иётанка (Сидящий Бык)

Сидящий Бык родился в 1831 году на территории современного штата Дакота. Он был вождём лакота (сиу). Он долгие годы во главе своего народа оказывал сопротивление политике Соединённых Штатов. Он был стойким защитником земли своего народа и образа жизни. Правительство США приложило большие усилия по расселению поселенцев на исконно индейских землях.

В битве при Маленьком Бигхорне Сидящий Бык совместно с другими вождями разгромили войско США, убив при этом подполковника Кастера и всех его людей. Но всё равно индейцы не выдержали наступления войск США. Они бежали в Канаду. Он вернулся на родину в 1881 году и был пленён. Через 2 года его освободили. Он поселился в резервации Стандинг Рок. Затем он присоединился к Буффало Биллу. Сидящий Бык оставался стойким критиком политики СШС. В 1890 году он был убит специально подосланным агентом выстрелом в голову.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector