Взрыв в прямом эфире: видео жуткой катастрофы шаттла «челленджер»
Содержание:
- Что представлял собой «Челленджер» и кто входил в состав экипажа во время катастрофы
- Катастрофа шаттла
- Юбилейный старт
- Холод + резиновые кольца = взрыв
- Почему космический корабль взорвался
- Напомним события катастрофы шаттла «Челленджер» в 1986 году
- SHARON («CHRISTA») MC AULIFFE
- Когда начальство вышло из строя
- Список миссий
- Подробности катастрофы «Челленджера» и гибели его экипажа
- 21 год спустя
- Могила в Арлингтоне
- Вселенная — это сверхтекучая жидкость
- Ссылки [ править ]
- На пике могущества
- «Учитель в космосе»
- «Критическая ситуация»
Что представлял собой «Челленджер» и кто входил в состав экипажа во время катастрофы
Американский шаттл «Челленджер» был сконструирован NASA, как гибрид самолета и космического корабля и представлял собой аппарат многоразового использования. До своей трагической гибели он выполнил девять успешных полетов.
ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: Предсказания на 2021 год от Фатимы Хадуевой и других известных экстрасенсов
В конструкции шаттла использовались самые современные системы оборудования, а его стоимость оценивалась в 1,2 миллиарда долларов. Эксперты считали его уникальным и надежным космическим кораблем.
Во время десятого полета экипаж «Челленджера» начал формироваться за год до старта и состоял из семи человек. Большинство из них были опытные пилоты, проведшие в космосе уже много часов, и только для двоих из них – инженера Грегори Джарвиса и учительницы Кристы Маколифф, принимавшей участие в полете на правах туристки, этот старт был первым.
В профессиональном составе экипажа «Челленджера» во время его гибели были командир корабля, подполковник ВВС Френсис Скоби, пилоты Майкл Смит и Эллисон Онизука, инженер Джудит Резник и научный исследователь Рональд Макнейр.
Десятый полет «Челленджера» должен был проходить в течение шести суток. В задачи экипажа входило выведение на орбиту спутника связи и наблюдение за кометой Галлея.
Катастрофа шаттла
Последний старт челнока был запланирован на утро 28 января 1986 года, затем запуск перенесли на два часа дня из-за того что были найдены мелкие поломки, которые устраняли инженеры. Телевидение вело прямую трансляцию с мыса Канаверал. Чтобы заполнить паузу, вызванную ремонтом корабля, ведущий рассказывал об истории программы Space Shuttle, предсказывая новому чуду ракетной техники большое будущее. За стартом «Челленджера» наблюдали миллионы зрителей по всему миру. На 73-й секунде полёта, на высоте 14 км произошёл отрыв левого твердотопливного ускорителя от одного из двух креплений. Провернувшись вокруг второго, ускоритель пробил основной топливный бак. Из-за нарушения симметрии тяги и сопротивления воздуха корабль отклонился от оси и был разрушен аэродинамическими силами. Как потом выяснилось, некоторые астронавты были ещё живы, так как носовую часть, где они находились, просто оторвало от остальной части корабля, и как минимум к трём из них началась индивидуальная подача кислорода в шлемы, предусмотренная на случай аварии, но падение с 20 км высоты и колоссальной силы (перегрузка около 200G) удар о воду сделали своё дело, все находившиеся на борту астронавты погибли. Первое время многочисленные очевидцы не понимали, что происходит.
Погиб весь экипаж — семь человек, включая и первого астронавта-непрофессионала — бывшую учительницу Кристу Маколифф, которая выиграла общенациональный конкурс на право лететь в космос, организованный по инициативе президента США Рональда Рейгана. Она стала национальной героиней Америки.
Причиной трагедии называют неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, вызвавшего утечку раскалённых газов, которые разрушили крепление, а также и то, что запуск осуществлялся при температуре 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как рекомендованной температурой воздуха для взлётов является 11 и более градусов тепла. В связи с этой катастрофой США понесли большие убытки — около 8 млрд долларов, включая и стоимость самого челнока, которая оценивается в 3 млрд. Гибель «Челленджера» — самая крупная на тот момент катастрофа в истории пилотируемых полётов, сильный удар по репутации США и программе Space Shuttle.
Юбилейный старт
Полёт «Челленджера» должен был стать юбилейным, 25-м стартом в рамках программы «Спейс шаттл». Специалисты стремились увеличить количество экспедиций на орбиту — ведь баснословные деньги на реализацию проекта были выделены с расчётом на то, что со временем «челноки» окупятся и начнут приносить прибыль. Для того чтобы этого добиться, планировалось к 1990 году выйти на показатель в 24 полёта в год. Именно поэтому руководителей программы крайне раздражали слова специалистов о серьёзных недостатках, имеющихся в конструкции кораблей. Мелкие неисправности приходилось ликвидировать практически перед каждым стартом, и возникали опасения, что рано или поздно всё может закончиться большой бедой.
К осторожным голосам в НАСА не прислушивались. Что может случиться с лучшей космической техникой в мире?
В состав экипажа экспедиции STS-51L, помимо Кристы МакОлифф, входили командир Фрэнсис Скоби, первый пилот Майкл Смит, а также астронавты Эллисон Онидзука, Джудит Резник, Роналд Макнейр и Грегори Джарвис.
Экипаж «Челленджера». Фото: www.globallookpress.com
Помимо школьных уроков с орбиты, в программу миссии входили вывод на орбиту спутников и наблюдение за кометой Галлея.
Первоначально старт с космодрома на мысе Канаверал был назначен на 22 января, однако затем несколько раз переносился, пока новой датой не стал день 28 января.
В то утро также возникло подозрение, что полёт придётся перенести — во Флориде сильно похолодало, температура опустилась ниже нуля, и на площадке запуска появилось обледенение. Руководство решило не отменять старт, а просто перенести его на пару часов. При новом осмотре выяснилось, что лёд начал таять, и добро на старт было получено.
Статья по теме
Великая миссия «Аполлона-11». Как американцы покорили Луну
Холод + резиновые кольца = взрыв
Подсказкой стали разговоры с инженерами и другими свидетелями — Фейнман играл роль наивного и добродушного собеседника, и инженеры сами рассказывали ему о неполадках шаттла. «Инженеры рассказали мне, насколько изменяется давление в твердотопливных ракетах-носителях во время полета, — писал Фейнман. — У двигателей было немало проблем, особенно трещины, возникающие на лопатках турбины. Инженеры рассказали мне, что люди, работающие над двигателями, во время каждого полета скрещивали пальцы и в момент взрыва шаттла они были убеждены, что взорвались именно двигатели».
Но главной проблемой «Челленджера» стал не двигатель, а уплотнительные кольца, сделанные из резины. Они находились в местах соединения сегментов ускорителя и должны были быть герметичны при старте.
«В случае с шаттлом зазор расширяется по мере нарастания давления в ракете. И чтобы не нарушилось уплотнение, резина должна расширяться достаточно быстро, чтобы закрыть зазор, так что при запуске ракеты зазор долю секунды остается открытым. Таким образом, эластичность резины становится совершенно необходимым условием для данной конструкции», — поясняет Фейнман.
Главную подсказку физик-теоретик Фейнман получил от генерала Кутина. Это был вопрос: «Каким образом холод влияет на кольца?» Тот тут же ответил: «Из-за холода кольца становятся жесткими». Это стало началом эксперимента, который впоследствии тиражировала пресса. Ученый купил резину, раздобыл зажим, плоскогубцы, стакан воды со льдом и провел опыт прямо на пресс-конференции, спросив у собравшихся: «Если бы кольцо утратило свою эластичность на одну или на две секунды, этого было бы достаточно для возникновения очень опасной ситуации?» Он достал резину, поместил в зажим и на некоторое время опустил в воду со льдом. Затем достал зажим из стакана, поднял вверх и разжал со словами: «Я обнаружил, что при раскрытии зажима резина не принимает прежнюю форму. Другими словами, в течение более чем нескольких секунд этот материал не обладает эластичностью, когда находится при температуре в 32 °F. Я полагаю, что это имеет некоторое значение для нашей проблемы».
Почему космический корабль взорвался
Версий и догадок о причинах взрыва на сегодня есть несколько. Официальной считается неисправность уплотнителя правого твердотопливного ускорителя, что привело к прогоранию отверстия в его стороне. Под действием аэродинамических нагрузок произошло дальнейшее разрушение топливного бака, который вскоре загорелся.
Но среди любителей теорий заговоров распространено мнение, что NASA намеренно задумало взрыв. Согласно этим предположениям, экипаж на борту на самом деле состоял из специально обученных военных, а астронавты, которых якобы похоронили, и до сих пор живы. Какая-то часть лиц систематически не доверяет агентству NASA и пытается найти скрытый смысл в любых его действиях.
Эта версия остается довольно сомнительной, ведь несмотря на все нежелание отходить от плана космических запусков, трагедия заставила агентство это сделать. В итоге, программа шаттлов была свернута на 32 месяца, а комиссией по расследованию катастрофы руководил сам госсекретарь США Уильям Роджерс.
Напомним события катастрофы шаттла «Челленджер» в 1986 году
Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический корабль «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Шаттл разрушился в 11:39 EST (16:39 UTC, 19:39 MSK) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.
Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок.
Вопреки распространенному заблуждению, мгновенного взрыва всего топлива не произошло: горение компонентов топлива происходило в основном после полного разрушения бака и самого корабля. Боковые ускорители уцелели и некоторое время летали вокруг, пока не были уничтожены командой с Земли. Кабина экипажа, более прочная, чем орбитальный модуль в целом, также осталась целой, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки челнока упали в Атлантический океан.
В результате поисково-спасательной операции, со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что некоторые его члены (как минимум Онидзука и Резник) пережили разрушение орбитера и были в сознании — ими были включены персональные приборы подачи воздуха. (Также был включен прибор пилота Майкла Смита, но это мог сделать кто-либо из двух вышеупомянутых астронавтов.) Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то при разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание.
«Шаттлы» тогда не имели системы аварийного покидания, которой они были оборудованы лишь после этой катастрофы, и шансов на спасение у экипажа не было (следует отметить, что разработанная и использовавшаяся позже система аварийного спасения всё равно не смогла бы обеспечить выживание экипажа в условиях такой катастрофы — она предусматривала лишь возможность поочерёдного покидания экипажем челнока, находящегося в устойчивом горизонтальном полете). Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 км/ч, когда перегрузка достигла 200 g.
https://vk.com/video_ext.php
https://vk.com/video_ext.php
Те, кто в 1986 году наблюдал на телеэкранах катастрофу американского шаттла «Челленджер» с 7 астронавтами на борту, наверняка, прекрасно помнят эти кадры, заставившие весь мир замереть от ужаса. В те годы никто даже представить себе не мог, что подобная катастрофа может быть всего лишь хорошо срежиссированным шоу. Однако, в наши дни подобные предположения уже не кажутся такими уж невероятными. Особенно, после событий 11 сентября 2001 года.
Так что же в действительности произошло с «Челленджером»? Этот вопрос более чем уместен, так как есть прямые свидетельства, указывающие на то, что астронавты, якобы трагически погибшие в тот роковой день, до сих пор живы.
В это трудно поверить, так как трагедий произошла в прямом эфире, на глазах всего мира. Именно в этом запуске американцы были уверены на 300%, и, именно его было принято решение (на самом высоком уровне) транслировать по всему миру.
Этому событию посвящены книги, пространные статьи в центральных журналах, газетах. В Википедии статья о Челленджере одна из самых подробных, пресыщена абсолютно бессвязными бездоказательными свидетельствами, рассчитанными на то, что бы легко и в непринужденной форме, убедить, неприхотливую американскую публику в том, что то что они видели на своих экранах, и есть правда.
А что же было на самом деле? Взорвался ли шаттл? Да, взорвался. Погибли ли люди? Нет не погибли. 6 из 7 до сих пор живут и здравствуют, абсолютно не скрываясь от фотокамер, продолжая свою нормальную жизнь.
Давайте поподробнее.
MICHAEL J. SMITH
Этот классный парень даже не стал менять свое имя, и паспортные данные. Работает преподавателем в университете University of Wisconsin, Madisoн.
SHARON («CHRISTA») MC AULIFFE
Прошло чуть менее чем 30 лет с момента трагедии. Следов 7-ого астронавта пока не нашли. На момент полета ему было 42 года, сейчас бы было 71. Вполне возможно, что он умер своей смертью. Вполне возможно, что он один из всей команды, которому не пришлось по душе вранье всему миру, вполне возможно, что он не смог с этим дальше жить. И его, как и братьев Кеннеди, как Линкольна, просто убрали. В Америке с этим все очень просто.
Остается главный вопрос, зачем нужно было устраивать этот театр?
Подсказкой может послужить заявление «вдовы» Ричарда Скоби, в котором прозвучало сравнение катастрофы «Челленджера» с убийством Кеннеди и терактом 11 сентября. Маловероятно, что Джун Скоби Роджерс не в курсе судьбы своего супруга. Тем более, что и их сын тоже замешан в другой «национальной катастрофе»…
Можно только догадываться какие еще мистификации подобные катастрофе «Челленжера» или взрыва нью-йоркских небоскребов нас ожидают в будущем, когда для этого будет гораздо больше технических возможностей…источник
Рекомендуем посмотреть х\ф «Козерог -1» в котором была показана похожая мистификация.
https://vk.com/video_ext.php
По теме:
Когда начальство вышло из строя
Фатальным фактором для старта стала температура воздуха: в тот январский день было холодно, около 1–2 °С ниже нуля. Проектировщики из Thiokol предупредили НАСА о том, что нельзя запускать шаттл при температуре ниже 11 °С — это была самая низкая из температур предыдущих запусков. Но менеджеры НАСА ответили, что доказательств недостаточно и полет отменить нельзя. Фейнман передает слова инженера Thiokol Макдональда на совещании перед стартом: «Если с этим полетом что-то случится, я не хочу стоять перед коллегией следователей и говорить, что я пошел напролом и сказал им махнуть на все рукой и запускать эту штуковину даже за пределами допустимых условий». По словам Фейнмана, вся комиссия была шокирована этой историей: «Дело было не просто в том, что из строя вышли уплотнения, а в том, что из строя вышел кое-кто из начальства».
«Челленджер» был одним из 135 запусков НАСА системы «Спейс шаттл». После аварии конструкция многоразового корабля была значительно усовершенствована, но системные ошибки принятия решений не были устранены. Это привело ко второй аналогичной трагедии, тоже в зимнее время: 1 февраля 2003 года потерпел крушение при возвращении многоразовый космический корабль «Колумбия», и снова погибли семь астронавтов. Как показало расследование, несколько плиток теплозащитного покрытия были повреждены еще при взлете оторвавшимся от внешнего топливного бака куском изоляционной пены, в трещины ворвались раскаленные газы и корабль разрушился. Ежегодно в конце января в США отмечается День памяти погибших астронавтов.
Спустя три десятилетия после крушения «Челленджера» каналу National Geographic Channel удалось разыскать неизвестную ранее пленку, на которой первый американский астронавт и сенатор Джон Гленн говорит вице-президенту США Джорджу Бушу-старшему о том, что человеческие потери при освоении космоса неизбежны. «В действительности, если говорить начистоту и быть честным перед самим собой, даже в самых дерзких мечтах я никогда не ожидал, что мы продвинемся так далеко, не потеряв ни одного человека. Мы подошли к черте, когда что-то может произойти. У нас произошла трагедия, сопутствующая нашим успехам. И я полагаю, что такова история всего человечества» — эти слова сказаны в день аварии, 28 января 1986 года.
Список миссий
Challenger ‘ свитка s из Orbiter Processing (БКП) на сборки летательных аппаратов (VAB). | Challenger в эксплуатации в качестве конструктивного испытательного изделия STA-099. |
# | Дата | Обозначение | Стартовая площадка | Место посадки | Примечания | Продолжительность миссии |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 4 апреля 1983 г. | СТС-6 | LC-39A | База ВВС Эдвардс | Развернут TDRS-A . Первый выход в открытый космос во время полета космического корабля «Шаттл». |
5 дней, 00 часов, 23 минуты, 42 секунды |
2 | 18 июня 1983 г. | СТС-7 | LC-39A | База ВВС Эдвардс | Салли Райд становится первой американкой, побывавшей в космосе. Развернуты два спутника связи, в том числе Anik C2 . | 6 дней, 02 часа, 23 минуты, 59 секунд |
3 | 30 августа 1983 г. | СТС-8 | LC-39A | База ВВС Эдвардс | Гион Блуфорд становится первым афроамериканцем, побывавшим в космосе. Ночной запуск первого шаттла и ночная посадка. Развернут INSAT-1B . На нем было 261900 конвертов с марками в честь 25-летия НАСА , большинство из которых были проданы населению. | 6 дней, 01 час, 08 минут, 43 секунды |
4 | 3 февраля 1984 г. | СТС-41-Б | LC-39A | Космический центр Кеннеди | Первый свободный выход в открытый космос с использованием пилотируемого маневренного блока . Спутники связи WESTAR и Palapa B-2 развернуты безуспешно (оба были обнаружены во время STS-51-A ). | 7 дней, 23 часа, 15 минут, 55 секунд |
5 | 6 апреля 1984 г. | СТС-41-С | LC-39A | База ВВС Эдвардс |
Служебная миссия Solar Maximum Mission . |
6 дней, 23 часа, 40 минут, 07 секунд |
6 | 5 октября 1984 г. | СТС-41-Г | LC-39A | Космический центр Кеннеди | Первая миссия по перевозке двух женщин. Марк Гарно становится первым канадцем, побывавшим в космосе. Кэтрин Д. Салливан становится первой американкой, совершившей выход в открытый космос . Развернутый спутник радиационного бюджета Земли . |
8 дней, 05 часов, 23 минуты, 33 секунды |
7 | 29 апреля 1985 г. | СТС-51-Б | LC-39A | База ВВС Эдвардс | Возил Спейслаб- 3. | 7 дней, 00 часов, 08 минут, 46 секунд |
8 | 29 июля 1985 г. | СТС-51-Ф | LC-39A | База ВВС Эдвардс | Возил Спейслаб -2. Только миссия СТС будет прервана после запуска. | 7 дней, 22 часа, 45 минут, 26 секунд |
9 | 30 октября 1985 г. | СТС-61-А | LC-39A | База ВВС Эдвардс | Несет немецкий Spacelab D-1. Вуббо Окелс становится первым голландцем, побывавшим в космосе. | 7 дней, 00 часов, 44 минуты, 51 секунда |
10 | 28 января 1986 г. | СТС-51-Л | LC-39B | (планируется приземлиться в Космическом центре Кеннеди ). | Первая миссия с участием частного гражданина в космосе ( Криста МакОлифф ). После запуска распался , погибли все семь астронавтов на борту. Развернул бы TDRS-B . | 0 дней, 00 часов, 01 минута, 13 секунд |
Подробности катастрофы «Челленджера» и гибели его экипажа
Старт «Челленджера» был назначен на утро 28 января 1986 года и транслировался в прямом эфире. Камеры были установлены непосредственно на стартовой площадке Космического центра им. Кеннеди в штате Флорида, откуда осуществлялся запуск. И хотя из-за мелких неполадок и непогоды старт был задержан сначала на сутки, а потом еще на два часа, никто из следящих за полетом не мог предположить, что станет свидетелем страшной трагедии.
В 11 часов 38 минкт по местному времени был дан старт и «Челленджер» оторвался от стартовой конструкции. Практически сразу же корабль был окутан дымом, а затем из стыков его секций начал вырываться огонь. Из-за порывов ветра он был направлен в сторону топливного бака, что и привело к взрыву на 73-й секунде полета. Связь с «Челленджером» была прервана. Его осколки еще какое-то время продолжали ускорение вверх, а затем, распавшись на множество мелких фрагментов, рухнули в воды Атлантики.
Однако как показало расследование, члены экипажа «Челленджера» погибли не при взрыве.
Несмотря на чудовищные перегрузки, возникшие в этот момент, астронавты еще какое-то время оставались живы, закрытые в сверхпрочной изолированной кабине. Поднявшись на двадцатикилометровую высоту по инерции, кабина не разрушилась, и в последующие 140 секунд совершала падение в океан, ударившись о его поверхность со скоростью 333 км/час, не оставив никаких шансов на спасение.
ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: КАКИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ ФАНТАСТОВ СТАЛИ РЕАЛЬНОСТЬЮ БУДУЩЕГО
21 год спустя
Программа «Спейс шаттл» была возобновлена спустя 32 месяца, но прежнего доверия к ней уже не было. Об окупаемости и прибыли речь уже не шла. Рекордным для программы так и остался 1985 год, когда было совершено 9 полётов, а после гибели «Челленджера» о планах довести количество стартов до 25–30 в год уже не вспоминали.
После катастрофы 28 января 1986 года НАСА закрыло программу «Учитель в космосе», и дублёр Кристы МакОлифф Барбара Морган вернулась к преподаванию в школе. Однако всё пережитое заставляло учительницу мечтать довести начатое дело до конца. В 1998 году она снова была зачислена в отряд астронавтов и в 2002 году получила назначение в качестве специалиста полёта в экипаж шаттла STS-118, миссия которого к МКС планировалась на ноябрь 2003 года.
Однако 1 февраля 2003 произошла вторая катастрофа «челнока» — при спуске с орбиты погиб космический корабль «Колумбия» с 7 астронавтами на борту. Полёт Барбары Морган был отложен.
Могила в Арлингтоне
Программа эксплуатации шаттлов была приостановлена. Запуски военных спутников, которые планировались выводить на орбиту челноками, стали проводить с помощью одноразовых ракет-носителей. На Арлингтонском кладбище установлен небольшой памятник с именами и изображениями всех астронавтов, ушедших на «Челленджере»: командира — Фрэнсиса Ричарда, второго пилота — Майкла Джона Смита, научных специалистов Эллисона Онидзуки, Джудит Резник, Рональда МакНейра и специалистов по нагрузке Грегори Джарвиса и ШаронМакколлиф. Странную должность «специалист по нагрузке», видимо, придумали для тех кто летел по особой программе. Родственники оплакали очередных жертв космоса, и жизнь двинулась своим чередом до тех пор, пока в 2015 году кто-то не начал сливать весьма странную информацию. По ней получалось, что погибшие в 1986 году астронавты живы и здоровы, ведут благополучную жизнь в разных городах США, воспитывают детей, внуков, занимаются бизнесом. Командир экипажа даже не стал заморачиваться сменой имени. Фрэнсис Ричард Скоби живёт в Иллинойсе, где уже 10 лет руководит рекламной компанией Cows & Trees. С его странички смотрит фотография улетевшего на «Челленджере» Ричарда Скоби. Он постарел на три десятка лет, но вполне узнаваем, Не поменял имени и Майкл Джон Смит. Сегодня «погибший» второй пилот преподаёт системную инженерию в университете Висконсина. Чуть сложнее с двумя научными специалистами. У Эллисона Онидзуки и Рональда МакНейра оказались внешне идентичные им братья-близнецы: Клод Онидзука и Карл МакНейр, бывает, что за всю свою жизнь люди встречают пару-тройку близнецов и не всегда идентичных, а тут в экипаже космического корабля аж две пары. Но не будем цепляться к мелочам. Клод Онидзука работает в Алкогольном контроле на Гавайях, а Карл МакНейр служит почётным президентом фонда Рональда МакНейра и ездит по США с лекциями о космосе. «Покойная» Шэрон Макколиф тоже никуда не делась. Специалист по нагрузке, а по совместительству учительница должна была прочитать урок с орбиты, теперь она профессор в университете Сиракуз, США. Хорошая карьера. Не повезло только второму специалисту по нагрузке. Его найти не удалось, может, сменил имя, а может просто умер, ведь на момент полёта ему уже было уже за 40. Зато повезло третьему научному специалисту — Джудит Резник. Она тоже не сменила имени, работает профессором в Йельском университете, преподаёт… А ещё снимается в фильмах. Нет, конечно, не в блокбастерах, хотя, возможно, стоило бы.
Вселенная — это сверхтекучая жидкость
Даже если пространство имеет только три измерения, все еще существует четвертое измерение в форме времени. Именно поэтому теоретически можно визуализировать Вселенную, которая существует в четырехмерном пространстве-времени. В 1905 году Эйнштейн в своей теории относительности первым предположил, что пространство и время могут быть связаны между собой. При этом сам термин «пространство-время» придумали лишь три года спустя, его автор — математик Герман Минковский. «Отныне время само по себе и пространство само по себе становятся пустой фикцией, и только единение их сохраняет шанс на реальность» — заявил он на коллоквиуме в 1908 году.
Согласно некоторым теориям, например, предложенной итальянскими физиками Стефано Либерати и Лукой Макчионе, пространство-время — это не просто абстрактная система отсчета, содержащая физические объекты, такие как звезды и галактики. Итальянские ученые считают, что это физическая субстанция сама по себе, аналогичная океану, полному воды. Подобно тому, как вода состоит из бесчисленных молекул, согласно теории, пространство-время — состоит из микроскопических частиц на более глубоком уровне реальности.
Вообще, сама идея о том, что пространство-время ведет себя как жидкость, самая новая — теорию «сверхтекучего вакуума» предложили больше полвека назад. Но итальянские исследователи стали первыми, кто задались вопросом о вязкости такой жидкости. То, как все движется во Вселенной — одна из загадок в физике. Например волна распространяется через воду, используя ее как «среду» для перемещения. Передача энергии требует среды, но как электромагнитные волны и, например, фотоны, движутся в пространстве, где вроде нет ничего?
Либерати и Макчионе предложили решение проблемы — они разработали теорию сверхтекучего космоса. Согласно ей, Вселенная состоит из сверхтекучей жидкости с нулевой вязкостью, которая ведет себя как единое целое. Сверхтекучей можно назвать жидкость, которая может течь бесконечно, при этом не теряя энергию. Это не выдуманная концепция, такие жидкости существуют на самом деле.
Сверхтекучесть — фаза вещества, в которое переходят жидкости или газы, когда остывают до температур вблизи абсолютного нуля. В этом состоянии атомы теряют индивидуальные свойства, и ведут себя, как единый супер-атом. Самая известная сверхтекучая жидкость — это гелий, но лишь охлажденный до 2 K (Кельвинов) или –271,15 ℃.
У сверхтекучих жидкостей есть несколько уникальных свойств. Они могут, например, подняться по стенкам незакрытого сосуда и «сбежать» из него. При этом, их просто невозможно нагреть — они отлично передают тепло. Жидкость со сверхтекучими свойствами просто испарится при нагреве.
Теория визуализирует пространство-время как сверхтекучую жидкость с нулевой вязкостью. Странным свойством таких жидкостей является то, что их нельзя заставить вращаться «оптом», как «работает» обычная жидкость при перемешивании. Они распадаются на крошечные вихри. В 2014 году ученые выяснили, что эти квантовые «торнадо» в ранней Вселенной объясняют возникновение галактик.
Ссылки [ править ]
- ↑ Харвуд, Уильям (12 октября 2009 г.). «Краткие сведения о STS-129 / ISS-ULF3» . CBS News . Проверено 30 ноября 2009 года .
- ^ a b «Орбитальные аппараты». Архивировано 3 февраля 2009 г. в Wayback Machine , Космический центр Кеннеди , НАСА , 2000-10-03, извлечено 7 ноября 2007 г.
- ^ «НАСА — Обзор космического челнока: Challenger (OV-099)» . Проверено 7 ноября 2012 года .
- ^ a b c Lardas, Марк (2012). Система запуска космического челнока: 1972–2004 гг . Osprey Publishing . п. 36.
- ^ Центр разработки и безопасности НАСА (2007). Соображения по тестированию и оценке разработки проекта (DDT & E) для безопасных и надежных систем космических аппаратов, предназначенных для человека, Vol. II , 14 июня 2007 г., стр. 23.
- ^ Эванс, Бен (2007). Челленджер космического корабля: десять путешествий в неизвестность . Praxis Publishing. п. 8. ISBN 978-0-387-46355-1.
- ^ a b «Шаттл-орбитальный корабль» Челленджер (OV-099) « . НАСА / KSC . Проверено 7 ноября 2012 года .
- Перейти ↑ Ware, Doug G. (28 января 2016 г.). «Инженер, предупредивший о катастрофе Challenger 1986 года, по прошествии трех десятилетий все еще испытывал чувство вины» . United Press International . Проверено 28 января, 2016 .
- ^ CNN (1996). «Шаттл« Челленджер »выносит на берег обломки» . CNN . Проверено 7 ноября 2007 года .
- ^ https://www.washingtonpost.com/archive/business/1988/09/03/judge-dismisses-lawsuits-against-maker-of-shuttle-rocket-by-former-employee/c5b0a4c4-80a6-428e-9980 -10376e9e0daf /
- ↑ Марки (Филателия) / Space Shuttle Challenger, заархивировано 29 мая 2014 года на Wayback Machine
В эту статью включены материалы, являющиеся общественным достоянием, с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
На пике могущества
В середине 1980-х годов американская космическая программа находилась на пике своего могущества. После победы в «лунной гонке» Соединённые Штаты утвердились во мнении о своём безоговорочном лидерстве в космосе.
Ещё одним доказательством этого стала программа исследования космоса при помощи кораблей многоразового использования «Спейс шаттл». Космические «челноки», эксплуатация которых началась в 1981 году, позволили выводить на орбиту большое количество полезного груза, возвращать с орбиты вышедшие из строя аппараты, а также совершать полёты с экипажем до 7 человек. Ни одна другая страна мира не располагала на тот момент подобными технологиями.
В отличие от СССР, пилотируемая программа США не знала катастроф с человеческими жертвами во время полётов. Более 50 экспедиций подряд завершились благополучно. И у руководства страны, и у простых обывателей сложилось мнение, что надёжность американской космической техники служит абсолютной гарантией безопасности.
Статья по теме
Что за астероид приближается к Земле и насколько он опасен?
Появилась мысль о том, что в новых условиях в космос может слетать любой желающий, обладающий нормальным здоровьем и прошедший не слишком тяжёлый и длительный курс тренировок.
«Учитель в космосе»
У президента США Рональда Рейгана появилась идея отправить в космос обычного школьного учителя. Педагог должен был провести с орбиты несколько уроков для повышения интереса детей к математике, физике, географии, а также науке и исследованию космоса.
В США был объявлен конкурс «Учитель в космосе», на который поступило 11 тысяч заявок. Во второй тур попали 118 кандидатов, по два от каждого штата и подвластных территорий.
Окончательные итоги конкурса оглашались торжественно, в Белом доме. Вице-президент США Джордж Буш 19 июля 1985 года объявил: победителем стала 37-летняя Шарон Криста МакОлифф, второе место заняла 34-летняя Барбара Морган. Криста стала основным кандидатом на полёт, Барбара — её дублёром.
Криста МакОлифф, мать двоих детей, преподававшая в средней школе историю, английский язык и биологию, во время оглашения итогов конкурса плакала от счастья. Её мечта сбылась.
Близким, у которых гордость за Кристу перемежалась с тревогой, она объясняла: «Это же НАСА, если даже что-то пойдёт не так, они смогут всё исправить в последний момент».
После прохождения трёхмесячной программы подготовки Криста МакОлифф была включена в экипаж корабля «Челленджер», который должен был отправиться на орбиту в январе 1986 года.
Статья по теме
Луна в опасности. Как СССР и США готовили атомный удар по спутнику Земли
«Критическая ситуация»
Окончательно старт был назначен на 11:38 по местному времени 28 января 1986 года. На космодроме собрались родные и друзья астронавтов, коллеги и ученики Кристы МакОлифф, ждавшие момента, когда первая учительница отправится в космическое путешествие.
В 11:38 «Челленджер» стартовал с космодрома на мысе Канаверал. На трибунах, где находилась публика, началось ликование. Телевизионная камера крупным планом показывала лица родителей Кристы МакОлифф, провожавших дочь в полёт, — они улыбались, радуясь, что мечта их девочки стала реальностью.
Всё происходящее на космодроме комментировал диктор.
Через 52 секунды после старта «Челленджер» приступил к максимальному ускорению. Командир корабля Фрэнсис Скоби подтвердил начало ускорения. Это были последние слова, прозвучавшие с борта «челнока».
На 73-й секунде полёта наблюдавшие за стартом зрители увидели, как «Челленджер» исчез в белом облаке взрыва.
Зрители поначалу не поняли, что случилось. Кто-то испугался, кто-то восхищённо зааплодировал, полагая, что всё происходит по программе полёта.
Казалось, что диктор тоже считает, что всё в порядке. «1 минута 15 секунд. Скорость корабля 2900 футов в секунду. Пролетел расстояние в девять морских миль. Высота над землёй — семь морских миль», — продолжать говорить ведущий.
Как потом выяснилось, диктор не смотрел на экран монитора, а читал ранее составленный сценарий старта. Спустя пару минут он объявил о «критической ситуации», а затем сказал страшные слова: «„Челленджер“ взорвался».