Боевой железнодорожный ракетный комплекс «баргузин»

Прародитель «Баргузина»

Сама по себе идея создания БЖРК как боевой единицы не нова и не принадлежала России или СССР. Первые попытки сделать нечто подобное предприняли США, но проект так и не был принят. А вот СССР идея с атомным поездом понравилась, и уже в 1969 году началась разработка проекта — ракетные поезда нового поколения Баргузин.

Первое боевое дежурство БЖРК «Молодец» начал нести в 1987 году.

Концепт БЖРК

В настоящее время большинство комплексов «Молодец» утилизированы по договору СНВ-2, существует лишь два поезда-музея.

«Баргузин» должен был стать глубокой модификацией «Молодца», но проект был закрыт. Разберём строение БЖРК на примере «Молодца».

Пуск ракеты БЖРК «Молодец»

БЖРК «Скальпель» — предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна — заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге — результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.

Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда — огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 «Скальпель»). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение — минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ «Молодец» заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК «Молодец» были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

Зачем понадобился поезд с ракетами?

Давно не секрет, что западные страны активно разрабатывают противоракетные устройства и им точно известно, где находятся пусковые шахты ракет Тополь, а также их курс полета, что не делает атаку столь преимущественной. Также Америка занимается системой глобального удара, которая могла бы точно и быстро уничтожить военные стратегические цели на территориях Китая и РФ.

С этого следует вопрос — как не потерять свои ракеты, если будет угроза со стороны противников?

Да, у российских сил есть подлодки, которые переносят ракетные установки, но их совершенно недостаточно, хоть они и создают наибольшую проблему для США.

Фото с https://sprotyv.info/news/v-rf-prekratili-razrabotku-boevyh-kompleksov-quot-barguzin-quot-dlja-kotoryh-ukraina-perestala-postavljat-rakety

Это потянуло за собой восстановление проектов работы над БРЖК,которые начали создавать еще в Союзе. В 2012 году было объявлено о том, что будет создаваться ракетный состав поезда Баргузин, который будет совершенно новым видом оружия.

Планировалось, что до 2020 года комплекс будет полностью закончен и представлен в силы войск РФ. Также планировалось начать испытательные запуски, которые могли бы подтверждать точность и маневренность столь интересного оружия.

Как он устроен

С виду обычный состав, который тащат три тепловоза. Обычные почтово-багажные и рефрижераторные вагоны. Но в семи из них — командная секция ракетного полка (пункт управления, узел связи, дизель-электростанция, общежития офицеров и солдат, столовая, мастерская-аппаратная). А в девяти — пусковые модули с «молодцами». Каждый модуль — из трех вагонов: командный пункт, пусковая установка с ракетой, технологическое оборудование. Ну и вагон-цистерна с горючим…

Тысячи подобных составов с почтой и мороженой рыбой бегали по одной шестой части суши. И только очень наблюдательный глаз мог заметить, что у вагонов-«рефов» с ракетами не четырехколесные, как обычно, а восьмиколесные тележки. Вес-то немаленький — почти 150 тонн, хотя на бортах надпись «для легких грузов». А три тепловоза — чтобы в случае необходимости растащить пусковые модули в разные концы необъятной державы…

Улыбнитесь, вас снимают

Где-то там за облаками по чётко вычисленным орбитам с огромной скоростью проносятся космические аппараты. Именно с их помощью осуществляются телевещание, геопозиционирование, передача данных. Часть из них, называемаяспутники дистанционного зондирования Земли»(ДЗЗ), дождавшись хорошей погоды, в множество проходов снимает нашу планету. Нет для них запретных и секретных мест, вот и попадает под пристальный взгляд космических камер даже самое секретное.

Сопоставление снимков с разными датами позволило любителям военной техники даже определить, где именно проходили бросковые испытания самого секретного из поездов — Боевого железнодорожного ракетного комплекса(БЖРК)Баргузин».

(Источник фото)

Каждый может вбить в гугл-карты координаты: N 62°54.448′ E 40°47.115′ — и посмотреть на длинное светлое пятно поезда, стоящего в тупике полигона. К слову, на картах Яндекса качество съёмки ещё ниже. И там при достаточной фантазии в этих местах можно представить вообще что угодно.

На более ранних кадрах запечатлён не один, а два состава. А некоторые особо глазастые уверяют, что рассмотрели на фото открытую крышку вагона. У боевого железнодорожного комплекса предыдущего поколенияМолодец» крышка открывалась для пуска ракеты, а специальные штанги отодвигали контактные провода в сторону, если дело происходило на электрифицированном участке пути. УБаргузина» подготовка к старту ракеты примерно такая же.

(Источник фото)

Учитывая качество картинки, увидеть открытую крышку вагона на этих картах можно лишь при наличии огромного опыта в чтении таких фотографий. Либо используя фантазию на полную.

Впрочем, время съёмки примерно совпадает с проведением испытаний. Ранее анонимные источники в СМИ сообщали, что бросковые испытанияБаргузина» проводились в течение 2016–2017 годов. Примерные линейные размеры составов тоже похожи. Правда, любые другие вагоны с высоты выглядят аналогично — ведь БЖРК специально сделан в формате стандартных рефрижераторных вагонов.

И что мы имеем по итогу? На полигоне в Архангельской области в течение 2018 года действительно несколько раз со спутника фиксировались составы, похожие наБаргузин». Поверить в то, что крышка вагона оставалась открытой несколько месяцев, сложновато. Даже если убрать обычную логику — нечего дождю затекать куда не надо, — остаётся ещё извечное военноеа что это у вас крыша вагона не закрыта третий месяц, непорядок».

Могли ли эти составы быть   Баргузином»? Ну, почему бы и нет? Шансы есть.

Зачем нужен поезд «Баргузин»

В Советские времена в составе ракетных стратегических войск был поезд «Молодец«. Благодаря этому боевому ракетному железнодорожному комплексу государство могло с любой точки страны нанести ракетный удар по вражеской территории. Более того, с помощью поезда боевые ракеты можно перемещать в другие содружеские страны.

Известно, что новый ракетный железнодорожный комплект «Баргузин» будет иметь улучшенные характеристики. Ракета будет облегченной, что позволит произвести пуск на любом участке железной дороги. Преимущество поезда перед обычными передвижными грунтовыми ракетными комплексами в том, что он является практически неуязвимым. Выследить его вражеским войскам сложно. Обычным ракетным комплексам необходимо время на то, чтобы развернуться на открытой местности. Это дает преимущество врагу в виде времени.

Пока что неизвестно, на каком этапе находится разработка нового российского ракетного поезда. В 2018 году офицер ракетных войск стратегического назначения РФ сообщил, что эскизное проектирование уже завершено.

Как он устроен

С виду обычный состав, который тащат три тепловоза. Обычные почтово-багажные и рефрижераторные вагоны. Но в семи из них — командная секция ракетного полка (пункт управления, узел связи, дизель-электростанция, общежития офицеров и солдат, столовая, мастерская-аппаратная). А в девяти — пусковые модули с «молодцами». Каждый модуль — из трех вагонов: командный пункт, пусковая установка с ракетой, технологическое оборудование. Ну и вагон-цистерна с горючим…

Тысячи подобных составов с почтой и мороженой рыбой бегали по одной шестой части суши. И только очень наблюдательный глаз мог заметить, что у вагонов-«рефов» с ракетами не четырехколесные, как обычно, а восьмиколесные тележки. Вес-то немаленький — почти 150 тонн, хотя на бортах надпись «для легких грузов». А три тепловоза — чтобы в случае необходимости растащить пусковые модули в разные концы необъятной державы…

Tактико технические характеристики БЖРК:

Дальность стрельбы, км 10100   Дальность стрельбы, км 10100     
Головная часть -10 боевых блоков:
мощность заряда, Мт 10 х (0.3-0.55)
вес головной части, кг  4050
Длина ракеты, м  полная — 23,3без головной части — 19в ТПК — 22,6
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м 2,4
Стартовый вес, т 104,50
Первая ступень (размеры), м:  длина — 9,7диаметр — 2,4
вес, т 53,7
Вторая ступень (размеры), м: длина — 4,8диаметр — 2,4
Третья ступень (размеры), м: длина — 3,6диаметр — 2,4
Габариты ПУ, м длина — 23,6ширина — 3,2высота — 5

К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ:

В каждой из дивизий имелось по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с МПС России мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой. 

Что такое БЖРК

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) – это мобильный носитель ядерного оружия стратегического назначения. Сначала для его обозначения использовалась другая аббревиатура – БРЖДК, но постепенно «лишняя» буква исчезла. По своему внешнему виду это обычный поезд, что делает его обнаружение и отслеживание крайне сложной задачей для потенциального противника. Кроме того, такой носитель отличается высокой подвижностью: он способен в течение суток преодолевать сотни и даже тысячи километров. Скрытность и мобильность – это наиболее важные свойства, что позволяют рассчитывать на то, что комплекс сумеет «пережить» первый ядерный удар со стороны агрессора и осуществить ответный запуск.

Разгром поездов

Двенадцать советских ракетных поездов стали для американцев зубной болью. Разветвленная железнодорожная сеть СССР (напомню, что каждый поезд, несший на борту 30 ядерных зарядов, мог в сутки перемещаться на 1 тыс км), наличие многочисленных естественных и искусственных укрытий не позволяли с достаточной степенью уверенности определять их нахождение, в том числе с помощью спутников. США ведь тоже в 60-х годах прошлого века делали попытки создать подобные поезда. Но из этого ничего не вышло. По сведениям зарубежных источников, опытный образец БЖРК до 1992 года проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния). Он состоял из двух типовых локомотивов, двух пусковых вагонов с МБР «МХ», командного пункта, вагонов системы обеспечения и вагонов для личного состава. Пусковой вагон, где находилась ракета, были длиной почти 30 м, массой около 180 тонн и, также как и в СССР, имел восемь колесных пар.

Что же вынудило РФ вернуться к созданию БЖРК?

Когда в очередной раз в 2012 году американцы подтвердили развертывание своих объектов ПРО в Европе, президент России Владимир Путин довольно жестко сформулировал на это ответную позицию России. Он официально заявил, что создание американской ПРО фактически «обнуляет наш ракетно-ядерный потенциал», и объявил, что нашим ответом будет «развитие ударных ракетно-ядерных комплексов».

БЖРК до 2005 года уже стоял на вооружении РВСН. Головным его разработчиком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было под силу лишь профессионалам. В Вашингтоне БЖРК вызывают шок. Еще бы! Как определишь, какой из «товарняков» уничтожать в случае ядерного удара? Если же палить по всем сразу – никаких ядерных боеголовок не хватит.

Чтобы отслеживать перемещение этих поездов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. Особенно если учесть, что разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования. Поэтому США добивались и добибились того что РФ сняла БЖРК с вооружения.

И вот теперь уже в самое ближайшее время Штаты снова получат свою прежнюю головную боль, теперь в виде БЖРК нового поколения под названием «Баргузин». Причем, как говорят ракетчики, это будут суперсовременные ракеты, в которых все недостатки, имевшиеся у БЖРК «Молодец», устранены.

Вооружение БЖРК «Баргузин»

БЖРК «Баргузин» — вооружен шестью межконтинентальными носителями ядерного оружия (Ярс) на каждом, которые будут забрасывать 6 боевых блоков, мощностью по 300 килотонн на расстояние в 11000 км от точки старта. Более того, ракета может совершать маневры уже на начальной стадии своей траектории, сразу после пуска. На ракете установлен комплекс преодоления ПРО (информации о его характеристиках очень мало), ракета выбрасывает множество ложных целей, практически неотличимых от настоящих боевых блоков во всех частях электромагнитного спектра. Боевые блоки покрыты веществом, поглощающим радиолокационное излучение и практически невидимы даже для самых современных радаров.

Правда, РС-24 Ярс имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Rонечно это все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.

За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 километров, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами. Время «автономки» – месяц. Нет никаких сомнений, что новая группировка БЖРК станет куда более эффективным ответом на ПРО США, нежели даже развертывание у границ Европы наших оперативно-тактических ракет «Искандер», которых так боятся на Западе.

Также не вызывает сомнений и то, что американцам идея с БЖРК явно не понравится (хотя теоретически их создание не нарушит последних российско-американских договоренностей). БЖРК в свое время составляли в РВСН основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. США боялись его ничуть не меньше легендарной «Сатаны», так как БЖРК был реальным фактором неминуемого возмездия.

«Баргузин», способен сдуть Америку

Бросковые испытания ракеты для БЖРК «Баргузин» прошли успешно в 2016 году. Пробный запуск ракеты состоялся в начале ноября на космодроме «Плесецк» под Архангельском. До 2020 года запланировано принять на вооружение 5 поездов БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

Учитывая мощь «Баргузина», каждый новый поезд приравняют к полку. В дивизии РВСН, которая получит на вооружение БЖРК, планируется иметь 5 таких полков. Стало быть, пять «ракетных поездов» станут непрерывно перемещаться по бескрайним российским просторам. И ищи их — свищи.

Совсем не добрый БЖРК «Молодец»

Существует легенда, что идею о создании БРЖК советским военным подбросили американцы. Они сами занимались разработкой подобных комплексов, но сочли их слишком сложными и дорогими. После этого американская разведка подбросила идею создания ракетного железнодорожного комплекса СССР, чтобы вынудить противника потратить на разработку миллиарды рублей.

Идея размещения ракетного оружия на железнодорожной платформе не является советским ноу-хау. Подобные работы проводились в гитлеровской Германии. Немцы хотели запускать с железнодорожных платформ Фау-2.

В СССР подобными разработками занимались многие видные конструкторы ракетной техники: Лавочкин, Янгель, Королев. Успеха не смог достигнуть ни один из них: ракетная техника 50-70 годов была слишком громоздкой и ненадежной. Только после появления первых твердотопливных ракет появилась надежда на создание серийного БРЖК.

Созданием поезда занимались знаменитые братья: академики Владимир и Алексей Уткины. Головным разработчиком комплекса являлось днепропетровское КБ «Южное». Эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и ракетного железнодорожного комплекса появился в 1982 году.

Проект был уникальным, никто в мире ничего подобного ранее не делал. Чтобы вписать межконтинентальную баллистическую ракету в стандартный железнодорожный вагон, конструкторам пришлось решить множество технических проблем. Длина вагона составляет 24 метра, иначе он не сможет передвигаться по железной дороге, но таких коротких баллистических ракет прежде не делали.

Еще одной проблемой был вес ракеты: средняя МБР весила около 100 тонн. Три ракеты запросто могли раздавить железнодорожное полотно. Также его нужно было уберечь во время пуска. Что-нибудь нужно было придумать с контактной сетью и с высоким уровнем электромагнитного излучения, которое от нее исходит.

Чтобы вместить ракету в требуемые габариты, ее обтекатель и сопла были сделаны складными, вагон получил восемь пар колес, что снизило нагрузку на железнодорожное полотно. Специальный манипулятор отодвигал провода во время старта ракеты, для препятствия воздействию на поезд выхлопных газов РТ-23 на ракете использовали минометный старт.

В 1985 году начались испытания ракеты и ракетного комплекса. Были проведены 32 пуска, поезд прошел по дорогам страны более 400 тыс. км. В 1988 году комплекс был испытан на устойчивость к воздействию электромагнитного излучения, а в 1991 году проверялась его защита от ударной волны. Оба испытания прошли успешно.

В 1987 году – было развернуто 7 полков БРЖК. Официально на вооружение комплекс был принят в 1988 году. Его назвали «Молодец». В натовской классификации он имеет другое название – «Скальпель» (Scalpel).

При движении по железной дороге боевой ракетный железнодорожный комплекс может менять место дислокации на 1 тыс. км за одни сутки.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Энциклопедия. Оф. сайт Минобороны России. Дата обращения 28 октября 2012.
  2. Александр Долинин. . «Красная Звезда» (30 августа 2005). Дата обращения 9 января 2011.
  3. Глотин Д. П. и др. Надёжный щит Отчизны. РВСН на пермской земле / Под общ.ред. А. С. Королёва и М. А. Дружининой. — Пермь: Издательство «Маматов», 2009. — С. 50—51. — ISBN 978-5-91076-28-2.
  4. . ИТАР-ТАСС (7 сентября 2009). Дата обращения 18 сентября 2009.
  5. . Дата обращения 23 апреля 2013.
  6. . Дата обращения 23 апреля 2013.
  7. . Дата обращения 23 апреля 2013.
  8. . Вести (17 декабря 2014).
  9. . ТАСС (12 мая 2016).
  10. Богдан ЛИСОВОЙ.  (недоступная ссылка). Газета «Студенческая Правда». Дата обращения 18 сентября 2009.

Устройство БЖРК «Молодец»

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК собирался на Калининском вагоностроительном заводе.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три — по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные — «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером — 126 т. Дальность стрельбы — 10100 км, длина ракеты — 23,0 м, длина пускового контейнера — 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты — 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона использованы специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.

<?php echo do_shortcode(«»); ?>

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.

Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было произведено около 100 изделий.

На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После развала СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993—2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для применения ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

Ракета 15Ж61 выставлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабаново Калужской области.

Поезд номер ноль: БЖРК «Молодец» был принят на вооружение 30 лет назад

О необходимости создания ракетного комплекса железнодорожного базирования в СССР говорили с 1960-х годов. Но конкретные действия в этом направлений начались в 1983-м после постановления ЦК КПСС.

Разрабатывать БЖРК доверили Днепропетровскому конструкторскому бюро «Южное», а основными создателями «поезда-призрака» стали братья Уткины: Владимир Уткин из КБ «Южное» отвечал за разработку ракеты, а Алексей Уткин, работавший в Ленинградском КБ специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов.

Первый железнодорожный состав, который мог остановиться на любом участке и произвести запуск ракет, каждая из которых несла 10 термоядерных боеголовок мощностью 500 килотонн, вышел на маршруты дежурства уже через несколько лет.

Но для создания такого комплекса конструкторам пришлось найти приемлемые решения для технических сложностей. А их было немало. Например, длина вагона с пусковой установкой не должна была превышать 24 метров, но таких коротких баллистических ракет не производили. Масса самой компактной МБР достигала 100 тонн — железнодорожные рельсы просто лопнули бы под нагрузкой трех ракет. Запуску мешали контактные линии, к тому же пламя при старте просто уничтожило бы и состав, и участок пути.

В результате были придуманы уникальные решения. МБР впервые в Советском Союзе сделали твердотопливной, трехступенчатой, с разделяющейся головной частью, выдвижными соплами и надувным обтекателем. Для размещения пусковых установок спроектировали вагоны грузоподъемностью 135 тонн с раздвижной крышей и восемью парами колес, снижавшими нагрузку на пути. Кроме того, пусковые вагоны находились в единой сцепке, что также уменьшало воздействие массы. Вдобавок к этому в боевом положении из каждого вагона выдвигались по два гидравлических упора. Перед стартом контактные провода раздвигались специальным манипулятором. А запуск сделали минометным — пороховой заряд выбрасывал ракету на высоту 20 метров, затем еще один заряд корректировал наклон сопла в безопасную для состава сторону, и после этого срабатывал двигатель первой ступени.

В БЖРК входило 17 вагонов — как у стандартного пассажирского состава. Все они были замаскированы под обычные пассажирские, почтовые или рефрижераторные, используемые для перевозки продуктов питания. Личный состав каждого поезда насчитывал 70 человек. Автономность, которая составляла 28 суток, обеспечивалась за счет вагона с топливом, а также отсеков с запасами питания и воды.

Первый «Молодец» заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года. А уже после принятия комплекса на вооружение были развернуты три дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях. В радиусе 1,5 тысячи километров от мест дислокации были обновлены железнодорожные пути: уложены бетонные шпалы, более тяжелые рельсы, насыпи укрепили плотным щебнем. Курсировали поезда не только по отдельным участкам, но и по магистралям общего назначения. Отчасти именно это обстоятельство позволяло особым составам уходить от слежки — военные США активно пытались вычислить советские БЖРК с помощью спутников. Но сделать им это так и не удавалось — отличить ядерный поезд от обычного состава было невозможно. К тому же составы оперативно меняли места расположения — за сутки они могли преодолевать тысячу километров. На железных дорогах СССР и России они имели условное обозначение «поезд номер ноль».

Начиная с 1991 года, в силу достигнутых договоренностей между Советским Союзом и западным блоком, ракетные поезда передвигались только по строго определенным маршрутам, связанным с постоянными местами дислокации. Впоследствии из-за ликвидации ракет РТ-23УТТХ по договору СНВ-2 необходимость в БЖРК отпала.

Кстати, существует легенда, что идею создания ракетных поездов советским военачальникам подсказали американские агенты с целью ввергнуть Советский Союз в мероприятия с многомиллиардными расходами. В США разработку БЖРК начинали еще в 1960-х годах. Там планировали запустить 30 составов со 150 ракетами. Однако проект был закрыт из-за дороговизны. В середине 1980-х Пентагон в рамках разработки новой тяжелой МБР Peacekeeper вновь инициировал создание ракетного поезда. Прототип прошел испытания, но после распада СССР — главного потенциального противника — США отказались от затратного проекта.

В России последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году. 10 составов были утилизированы, два переданы на хранение в музеи.

Когда будет финиш работ над комплексом?

В основном, когда разрабатывали этот комплекс было очень мало информации о его готовности. Но вот в марте 2017 года заявили о том, что разработка близится к финалу. Были сняты проблемы, которые возникали из предыдущих версий БРЖК под название “Молодцы”. В основном русские не хотели. чтобы их разработка была похожа на ту, что сделали украинцы (как известно днепропетровские конструкторы создавали комплекс). Также было установлено, что из-за передвижения столь тяжелого состава быстро изнашиваются железные путя.

Фото с https://de-la-mitrio.livejournal.com/486388.html

Баргузин смог исправить все недостатки, ведь “Ярсы” не только самые мощные ракеты. но и достаточно легкие. Но вот до сих пор не известно какую форму будет иметь эта ракета. Думаю, этот вопрос смогут решить, ведь до 2020 года планируют создать пять комплексов, которые будут перевозить 120 боеголовок.

Следует понять, что столь интересная разработка имеет маловероятный шанс обнаружения, а также может атаковать в любой момент, когда будет выдан приказ с любой точки остановки.

А как вы думаете, сможет ли США создать противоракетный комплекс и для Баргузина или же они не смогут отслеживать передвижение состава?

Когда заступит на боевое дежурство поезд «Баргузин»

Российские военные эксперты рассказали, в каком году вооруженные силы РФ получат новый ракетный поезд «Баргузин». Ранее в составе Ракетных стратегических войск России подобная машина уже состояла, однако потом ее пришлось убрать. Сейчас идет работа над строительством нового поезда, который заменил бы старый.

О том, что в Министерстве обороны активно готовятся к возвращению в состав ракетных войск «Баргузина», заявил российский военный Владимир Евсеев. Он рассказал, что ожидать завершение строительства ракетного поезда стоит через 3-5 лет.

По мнению Владимира Евсеева, ракетный поезд «Баргузин» является достойным стратегическим ответом НАТО. Как заявляет военный, НАТО ежегодно строят все больше военных баз у рубежей Российской Федерации. Каждый год милитаристские угрозы в сторону России растут, поэтому Минобороны работает над возвратом ракетных поездов в состав РВСН РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector