Бисмарк
Содержание:
- Противоминная артиллерия
- Бронирование
- Противоминная артиллерия
- Всем в строй! Охота началась!
- Становление личности политика
- Энергетическая установка и ходовые качества
- История службы
- Конструкция и бронирование линкоров типа «Бисмарк»
- От судьбы не уйдёшь
- Операция «Титул»
- В ролях [ править ]
- Авторы Гайдпарка
- Противоминная артиллерия
- Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
- Рулевое устройство
- Командующие
- Эсминец Казак
- Корпус
- Выход в Атлантику
Противоминная артиллерия
По составу противоминной артиллерии новые линкоры повторяли состав своих предшественников Scharnhorst, неся 12 орудий SK/C28, но в отличии от Scharnhorst, они размещались в спаренных башенных установках. С учётом опыта Первой Мировой войны, выбиралось размещение башен, по три с каждого борта, причем носовые башни были максимально прижаты к надстройке, для того чтобы центральные башни могли вести огонь прямо по курсу корабля. Обозначение башен велось от носа до кормы, отдельно для каждого борта, левые BI, BII, BII, правые- SI, SII, SIII. Каждая башня I весила 110 тонн, башни II 116,25 тонн, башенные установки III- 108 тонн.
Башни I имели 5 рабочих уровней, из них, орудийная платформа размещалась внутри башни. Внутри барбета находилась платформа механизмов, платформа вращения башни и промежуточная платформа, под броневой палубой размещалась перегрузочная платформа для снарядов и их зарядов. Башни II и III не имели промежуточной платформы, а перегрузочная платформа размещалась внутри барбета. Заряжание орудий- ручное, после выстрела, гильза выбрасывалась под башню. Основной и вспомогательный мотор вращения башни были электрическими, а механизмы вертикального наведения орудий- гидравлическими с возможностью ручного привода. Характерная особенность установок- наличие единого для обоих орудий башни единого досылателя.
Средние башни оснащались 6,5 м дальномерами, остальные башни- перископами С/4 с возможностью поворота на 90° от оси орудий. Углы горизонтальной наводки для носовых башен- 135°, для остальных от 150° до 158°, углы вертикальной наводки орудий для всех башен- от -10° до +40°. Боезапас по проекту- 105 снарядов на одно орудие, всего принималось 1288 фугасных снарядов ( из них 622 с донным взрывателем, и 666 с головным), и некоторое количество осветительных снарядов, общая вместимость погребов составляла 1800 снарядов. На корме, между башнями «Цезарь» и «Дора» было установлено два тренировочных станка 150 и 105 мм орудий, для тренировки навыков заряжания и разряжания.
Бронирование
Броневой пояс — высотой в 5.2 м. Он прикрывал 70% ватерлинии и почти не имел наклона. В сравнении c Scharnhorst, толщина броневого пояса была уменьшена с 350 мм до 320 мм, но при этом толщина верхнего пояса увеличилась с 45 мм до 145 мм. Оба пояса замыкались траверсом, толщиной 145 мм на батарейной, 220 мм главной, и 148 мм на нижней палубе. Параллельно поясу шла переборка имеющая толщину между верхней и нижней палубой от 20 до 30 мм, ниже она переходила в противоторпедную переборку толщиной 45 мм.
Оконечности защищались вполне традиционно, нос — 60 мм, корма — 80 мм. Броневых палуб две — 50 мм (над погребами с боеприпасами было 80 мм) верхняя и главная толщина которой была 80 мм со 110 мм скосами (над погребами 95 мм со 120 мм скосами), не доходившими до нижней кромки пояса. Общий вес брони составлял 18 700 т ( это 44% водоизмещения всего корабля).
Противоминная артиллерия
По составу противоминной артиллерии новые линкоры повторяли состав своих предшественников Scharnhorst, неся 12 орудий SK/C28, но в отличии от Scharnhorst, они размещались в спаренных башенных установках. С учётом опыта Первой Мировой войны, выбиралось размещение башен, по три с каждого борта, причем носовые башни были максимально прижаты к надстройке, для того чтобы центральные башни могли вести огонь прямо по курсу корабля. Обозначение башен велось от носа до кормы, отдельно для каждого борта, левые BI, BII, BII, правые- SI, SII, SIII. Каждая башня I весила 110 тонн, башни II 116,25 тонн, башенные установки III- 108 тонн.
Башни I имели 5 рабочих уровней, из них, орудийная платформа размещалась внутри башни. Внутри барбета находилась платформа механизмов, платформа вращения башни и промежуточная платформа, под броневой палубой размещалась перегрузочная платформа для снарядов и их зарядов. Башни II и III не имели промежуточной платформы, а перегрузочная платформа размещалась внутри барбета. Заряжание орудий- ручное, после выстрела, гильза выбрасывалась под башню. Основной и вспомогательный мотор вращения башни были электрическими, а механизмы вертикального наведения орудий- гидравлическими с возможностью ручного привода. Характерная особенность установок- наличие единого для обоих орудий башни единого досылателя.
Средние башни оснащались 6,5 м дальномерами, остальные башни- перископами С/4 с возможностью поворота на 90° от оси орудий. Углы горизонтальной наводки для носовых башен- 135°, для остальных от 150° до 158°, углы вертикальной наводки орудий для всех башен- от -10° до +40°. Боезапас по проекту- 105 снарядов на одно орудие, всего принималось 1288 фугасных снарядов ( из них 622 с донным взрывателем, и 666 с головным), и некоторое количество осветительных снарядов, общая вместимость погребов составляла 1800 снарядов. На корме, между башнями «Цезарь» и «Дора» было установлено два тренировочных станка 150 и 105 мм орудий, для тренировки навыков заряжания и разряжания.
Всем в строй! Охота началась!
ГибельХуда» потрясла британцев. Адмиралу Тови приказали бросить все силы на уничтожениеБисмарка».Норфолк» иСуффолк» всё ещё следили за линкором, но задержать его не могли. Единственными кораблями, находившимися достаточно близко, было СоединениеH» —Шеффилд»,Ринаун» и авианосецАрк Ройал» с 18 торпедоносцамиСуордфиш» на борту. Эти бипланы выглядели устаревшими, но развивали скорость в 100 узлов — достаточно, чтобы настичьБисмарка».
Лютьенс был настроен пессимистично — за ним по пятам гремел весь британский флот. СоединениеH» перехватилоБисмарк» 25 мая, ноРинаун» иШеффилд» были слишком слабы для открытого боя. Ночью в атаку были отправлены 15 торпедоносцев. Эти маленькие самолёты было сложно поразить зенитным огнём, особенно в темноте, так что они с отчаянной храбростью приблизились и сбросили торпеды на дистанции 300 метров. Первые попадания нанесли лишь небольшой урон, но во время манёвра уклоненияБисмарк» получил торпеду в корму и его руль вышел из строя. Это был удар в ахиллесову пяту линкора.
Арк Ройал» иРинаун»
Ремонтники пытались найти выход из ситуации, но давление воды было слишком сильным и не позволяло послать людей в затопленный рулевой отсек. Ситуация выглядела безнадёжной, британцы приближались. Адмирал Лютьенс радировал в Берлин:Корабль выведен из строя. Будем биться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер».
Тови собирался атаковатьБисмарк» со всех сторон — линкорыКинг Джордж V» иРодни» должны были зайти в запада,Норфолк» — с севера, тяжёлый крейсерДорсетшир» — с востока.
Ранним утром 27 мая медленно ковыляющийБисмарк» был обнаружен.Родни» иКинг Джордж V» открыли огонь.Бисмарк» начал стрелять в ответ, но скоро две его башни оказались выведены из строя. Снаряд попал в пост управления огнём, убив тамошних офицеров — удачные выстрелы, решившие исход боя.Бисмарк» ослеп.
Обстрел продолжался, и к 09:15 немецкий линкор стал пылающей развалиной. Последние выстрелы он произвёл в 09:30, после чего последняя из башен была разбита.
ТонущийБисмарк», Charles Eddowes Turner
СБисмарком» было покончено. Из 2876 выпущенных в него снарядов 400 достигли цели, на что ушло чуть больше получаса. Бой превратился в избиение. Внутренности линкора представляли собой ад из пламени, удушающих газов, ледяной воды, машинного масла и крови умирающих.
В 10:15 Линдеман — Лютьенс к тому моменту, вероятно, был уже мёртв — отдал приказ покинуть корабль. Выжившие попытались сделать это, но обстрел продолжался, убивая моряков сотнями. Последним ударом стали три торпеды сДорсетшира». В 10:40Бисмарк» ушёл под воду. Из его команды уцелело лишь 115 человек.
Выживших членов командыБисмарка» поднимают на бортДорсетшира»(фото: IWM)
Гитлер узнал о случившемся не от адмирала Редера, а из британских газет. Командование кригсмарине побоялось сообщить ему о трагедии. Так закончилась недолгая эпопеяБисмарка» — самого могучего из линкоров. Большой корабль — это, в первую очередь, большая мишень.
Становление личности политика
Отто фон Бисмарк родился в семье знатных, но небогатых прусских дворян. Мальчик рос смышлёным и любознательным, но чрезмерно импульсивным и активным. Отто не мог заниматься одним делом долгое время, поэтому родные не возлагали на него больших надежд.
Детство и юность
Родителями будущего канцлера были землевладельцы среднего класса. Кроме мальчика в семье было ещё пятеро детей, трое из которых скончались в раннем детстве. По воспоминаниям Бисмарка, он не был обласкан родительской любовью. Отец бо́льшую часть времени занимался делами поместья, а мать не смогла дать ему достаточно душевного тепла и заботы.
Тем не менее будущий канцлер с теплом вспоминает свой дом, называя его «оплотом консерватизма». Все его предки служили стране, никогда не отступая от своих патриотических убеждений. Отто, будучи ярчайшим представителем консервативного направления, не мог этим не гордиться.
Ближе к 12 годам мальчика пристроили в Берлинскую гимназию, в которой получали образование дворянские дети. Во время обучения будущий канцлер не проявлял блестящего ума и способностей. Учился юноша средне, но показывал особый интерес к иностранным языкам и литературе.
После окончания гимназии он начал осваивать профессию юриста в Ганноверском университете. В этом учебном заведении он тоже не отличился с лучшей стороны. Из-за вспыльчивого характера юноша принял участие в 27 дуэльных поединках. Под угрозой ареста ему пришлось перевестись в другой университет в Берлине.
Первая работа
Из-за дурной репутации юноше не удалось сразу устроиться на дипломатическую службу в Пруссии. Место молодому человеку нашлось только в небольшом курортном городке Ахен. С присущей Бисмарку импульсивностью он активно принялся за работу, но спустя некоторое время остыл и вновь начал вести разгульный образ жизни.
Делами поместья он занимался около 10 лет. Этот отрезок времени не прошёл даром. Педантичное ведение домашних дел сделало Бисмарка более дисциплинированным и ответственным. Консервативные взгляды на жизнь ещё больше укрепились в сознании будущего политика. В этот же период он обрёл своё семейное счастье, женившись на девушке из аристократической семьи Иоганне фон Путткамер. У пары родилось трое детей:
- дочь Мария;
- старший сын Гербер, который в дальнейшем стал видным государственным деятелем, представителем немецкой дипломатической службы;
- младший сын Вильгельм — стал юристом, членом партии, созданной Бисмарком.
Начало политической карьеры
В 1847 г. Бисмарк начал свою политическую карьеру в Пруссии. Это было время жёсткого противостояния либералов и монархистов-консерваторов. Высказывания молодого политика на заседаниях были резкими, категоричными и даже скандальными. Характеристика Бисмарка как политического деятеля в прессе была нелестной. Однако негативные оценки сделали его популярным.
Все силы Отто бросил на предотвращение революции в Пруссии. В 1848 г. Бисмарку и его единомышленникам удалось совершить контрреволюционный переворот и сохранить власть монарха. Несмотря на заслуги перед королём, Отто смог рассчитывать только на место в нижней палате парламента.
Затем на протяжении нескольких лет государственный деятель работал:
- представителем от Пруссии в германском бундестаге;
- послом в России;
- послом во Франции.
На этом этапе Бисмарк стал проявлять себя не как скандальный, а как мудрый и прозорливый политик.
Энергетическая установка и ходовые качества
Принципиально силовая установка не изменилась, она всё также оставалась трёх вальной, состояла из 12 паровых котлов Вагнера и 3-х ТЗА (турбозубчатых агрегатов). На Bismarck устанавливались ТЗА от Blohm + Voss, а на Tirpitz от BrownBoweri.
Как и на всех германских кораблях использовавшие энергетические установки на паре высоких параметров, силовая установка отличалось малой надёжностью и довольно высоким расходом топлива. Так на линкоре Tirpitz реальный расход топлива превысил расчётный на 10 % на полном ходу, и на 19 % на экономном. Это привело к тому что дальность плавания резко сократилась. На ходовых испытаниях Bismarck развил 30,12 уз. при 150 070 л.с., Tirpitz : 30,8 уз. при 163026 л.с.
Дальность плавания составляла 8525 миль у Bismarck, 8870 миль у Tirpitz при скорости в 19 узлов. В отличии от иностранных аналогов, линкоры типа Bismarck отличались высокой скоростью на полном ходу — 29 узлов. Линкоры типа Bismarck проектировались в расчёте на турбоэлектрическую силовую установку, т.к. установка имела ряд преимуществ, так например она имела большую приемистость, из-за того что турбина не имела жесткой связи с гребным винтом, при этом были довольно большие недостатки, такая силовая установка имела значительные размеры и массу. В конце концов, конструкторы остановились на традиционной паровой турбине.
История службы
Линкоры типа Bismarck принимали активное участие в войне. В мае 1941 года линкор Bismarck принимал участие в операции Rheinübung совместно с тяжёлым крейсером Prinz Eugen. В ходе Сражения в Датском проливе 24 мая 1941 года, прямым попаданием в главное хранилище боеприпасов, линкор Bismarck потопил британский линейный крейсер Hood, при этом сам был поврежден огнем с линейного корабля Prince of Wales. В ходе преследования Bismarck`a британцами, самолёты-торпедоносцы с авианосца Ark Royal повредили линкор, Bismarck погиб в бою с британскими линкорами King George V и Rodney в 400 милях от Военно-морской базы Кригсмарине в Бресте (Франция).
Не смотря на то что Tirpitz почти не участвовал в боевых действиях, его присутствие в Норвегии угрожало арктическим конвоям в Советский Союз и сковывал довольно значительные силы флота Великобритании. Линкор несколько раз пытался перехватить арктические конвои но все они не были удачными. 22 сентября 1943 года Tirpitz был поврежден подрывными зарядами с сверхмалых подводных лодок Х-6 и Х-7 в Альтен-фьорде; там же был поврежден самолётами с британских авианосцев 3.4.1944 года и 24.8.1944 года. Затем 15.9.1944 года был поврежден бомбардировщиками Lancaster; 12.11.1944 года был окончательно потоплен сверхтяжёлыми бомбами Tallboy сброшенных с бомбардировщиков Lancaster в Тромсё-фьорде — в результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов перевернулся и затонул.
Конструкция и бронирование линкоров типа «Бисмарк»
Полное водоизмещение «Бисмарка» составило 50 900 тонн, «Тирпица» – 52 600 тонн. Длина каждого судна превышала 250 метров. Хорошо продуманный подбор стали для каждого сегмента судна и использование сварки позволили уменьшить вес корпуса. Освободившийся объем был потрачен на бронирование
Большое внимание уделялось управляемости. Основные немецкие верфи находились в устьях рек. Для того, чтобы добраться к месту назначения, необходимо пройти множество узких участков – проливов или каналов
Для этого использовалось два руля. Максимальный крен при поворотах составлял 3 градуса. В наиболее опасных районах прибегали к помощи буксиров, которые корректировали движение
Для того, чтобы добраться к месту назначения, необходимо пройти множество узких участков – проливов или каналов. Для этого использовалось два руля. Максимальный крен при поворотах составлял 3 градуса. В наиболее опасных районах прибегали к помощи буксиров, которые корректировали движение.
Общий вес бронирования составлял 18 700 тонн. Главный броневой пояс был обшит 170-320-мм Крупповской сталью. Башни основного калибра и барбеты имели прикрытие до 360 мм. Противоторпедная защита должна была справляться с минами и торпедами мощностью до 250 кг тринитротолуола. За 45-мм подводной переборкой находилось полое пространство – фильтрационная камера. В случае удара она гасила огневую мощь вражеского снаряда.
Для обеспечения остойчивости все судно было разделено на 22 водонепроницаемых отсека, которые в свою очередь также разбивались на изолированные помещения. При повреждении корпуса и затоплении некоторых из них корабль оставался на плаву.
Энергетическая система включала 3 турбозубчатые установки, 12 котлов Вагнера и 3 гребных винта, которые обеспечивали скорость хода, равную 29 узлам. Дальность автономного плавания достигала 8 500 миль. Экипаж превышал 2 000 человек.
Линкор “Тирпиц”
От судьбы не уйдёшь
В мае 1941-го оба корабля действовали в Атлантике.
U 556 успешно атаковала конвои у Гренландии, за что 15 мая Вольфарта наградили Рыцарским крестом.
Награждение Вольфарта
Бисмарк» вышел в поход позднее, став источником сильного беспокойства для британского Адмиралтейства. Англичане понимали, что в Атлантике появился опасный противник, которого следовало уничтожить.
Двадцать четвёртого мая 1941-го немецкая эскадра разгромила в Датском проливе английскую, потопив линейный крейсерХуд». Тогда британский флот бросил все силы на преследование линкора и его спутника — крейсераПринц Ойген».
Спустя два дняБисмарк» был торпедирован самолётами с британского авианосцаАрк Ройал». Судьба немецкого корабля была решена. Утром 27 мая линкор погиб в бою.
ГибельБисмарка»
Операция «Титул»
Вообще-то план был не первым, попытки осуществлялись и ранее. Например, в самом конце октября 1942 года вступила в завершающую фазу операция «Титул», в ходе которой две управляемых подводными пловцами торпеды должны были поразить вражеский корабль. Буксир, замаскированный под траулер, доставлял эти снаряды на минимальное расстояние, а затем они следовали к цели, ведомые особыми пилотами, рисковавшими жизнью не в меньшей степени, чем японские смертники «кайтэн».
Во фьорд Тронхеймс катер проникнуть смог, но операция прошла неудачно – помешала непогода. Сильная волна сорвала торпеды с троса на дистанции всего десять миль от линкора. Буксир пришлось затопить, немцы его немного позже обнаружили и поняли если не весь план, то, по крайней мере, то, что против «Тирпица» нечто замышляется.
В ролях [ править ]
На берегу править
- Кеннет Мор в роли капитана Джонатана Шепарда (Мор служил лейтенантом Королевского флота в HMS Victorious во время войны.)
- Дана Винтер — второй помощник WRNS Энн Дэвис
- Лоуренс Нейсмит в роли первого морского лорда адмирала сэра Дадли Паунда . (Нейсмит на войне служил в Королевской артиллерии.)
- Джеффри Кин — помощник начальника военно-морского штаба (ACNS)
- Майкл Гудлифф в роли капитана Банистера. (Захвачено в Дюнкерке после ранения в ногу.)
- Морис Денхэм в роли коммандера Ричардса. (На войне служил в медицинском корпусе.)
- Питер Дайнли в роли коммандера Дженкинса (в титрах не указан)
- Норман Шелли — голос Уинстона Черчилля (в титрах)
- Джек Уотлинг, как офицер связи RNVR
- Томас Уолдрон Цена , как флаг — лейтенант в первый морской лорд
- Шон Барретт, как способный моряк Браун
- Виктор Мэддерн в роли ведущего моряка в заключительной сцене возле Адмиралтейства (в титрах не указан)
а также
Эдвард Р. Мерроу в роли самого себя: Эд Мерроу, корреспондент лондонского радио CBS в 1941 г.
В море править
- Карел Штепанек в роли адмирала Гюнтера Лютьенса в Бисмарке
- Карл Мёнер в роли капитана Линдеманна из Бисмарка (голос: Роберт Риетти )
- Уолтер Хадд в роли адмирала Холланда в HMS Hood
- Джон Стюарт в роли капитана Керра из HMS Hood
- Эсмонд Найт в роли капитана Лича из HMS Prince of Wales . (Найт служил артиллеристом на борту « Принца Уэльского» и был серьезно ранен и ослеп во время битвы с Бисмарком .)
- Джонни Бриггс в роли молодого моряка в фильме « Принц Уэльский», в титрах не указан
- Сидней Тафлер в роли Генри, гражданского рабочего на борту принца Уэльского.
- Сэм Кидд в роли гражданского рабочего на борту Prince of Wales
- Джулиан Сомерс в качестве гражданского рабочего на борту HMS Prince of Wales
- Эрнест Кларк в роли капитана Эллиса, HMS Suffolk
- Марк Дигнам в роли капитана Маунда , HMS Ark Royal
- Джон Страйд в роли Тома Шепарда, сына капитана Шепарда, ТАГ (телеграфист / воздушный стрелок) в эскадрилье Swordfish Ark Royal (в титрах)
- Дэвид Хеммингс — моряк в Ark Royal (в титрах)
- Джон Хорсли, как капитан, HMS Sheffield
- Питер Бертон — капитан Филип Виан , 4-я флотилия эсминцев
- Джек Гвиллит как капитан Уилфрид Паттерсон , HMS King George V . (Гвиллим прослужил 20 лет в Королевском флоте, дослужившись до звания командующего.)
- Майкл Hordern , как адмирал сэр Джон Тови , C-в-C Флота Метрополии, в HMS King George V . ( Во время войны Хордерн служил лейтенант-командиром в HMS Illustrious .)
- Эдвард Джадд как штурман на борту « Принца Уэльского» (в титрах).
Авторы Гайдпарка
-
Петр Новыш
Вспоминаю как ленинградские разработчики силовой электроники впервые становились немножко предпринимателями
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Пуск ракеты комплекса «Ответ» фрегатом «Маршал Шапошников»
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Фрегат «Адмирал Горшков» совершил очередной пуск ракеты «Циркон»
Читать полностью
-
Анатолий Шунавикин
Как либерал с Эха А.Орех похож на Президента В.Путина…
Читать полностью
-
Алексей Хохлов
Китайская ракета Kuaizhou-1A не смогла вывести на орбиту два демонстрационных спутника
Читать полностью
-
Валентин Козлов
Микроскоп
Читать полностью
-
Александр Попов
Арабские Эмираты отказались от покупки американских истребителей F-35
Читать полностью
-
Бедный Виктор
Семья и вроде даже нормальная
Читать полностью
-
Продавец Воздуха
За год или два перед смертью
Читать полностью
-
Мухоморов
А нашему народу какая польза от трубы «Северный поток-2»?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Уникальный талант Гагик Сарибекович Олкинян
Читать полностью
-
Василий Иванов
Была ли дружба народов в СССР?
Читать полностью
Противоминная артиллерия
По составу противоминной артиллерии новые линкоры повторяли состав своих предшественников Scharnhorst, неся 12 орудий SK/C28, но в отличии от Scharnhorst, они размещались в спаренных башенных установках. С учётом опыта Первой Мировой войны, выбиралось размещение башен, по три с каждого борта, причем носовые башни были максимально прижаты к надстройке, для того чтобы центральные башни могли вести огонь прямо по курсу корабля. Обозначение башен велось от носа до кормы, отдельно для каждого борта, левые BI, BII, BII, правые- SI, SII, SIII. Каждая башня I весила 110 тонн, башни II 116,25 тонн, башенные установки III- 108 тонн.
Башни I имели 5 рабочих уровней, из них, орудийная платформа размещалась внутри башни. Внутри барбета находилась платформа механизмов, платформа вращения башни и промежуточная платформа, под броневой палубой размещалась перегрузочная платформа для снарядов и их зарядов. Башни II и III не имели промежуточной платформы, а перегрузочная платформа размещалась внутри барбета. Заряжание орудий- ручное, после выстрела, гильза выбрасывалась под башню. Основной и вспомогательный мотор вращения башни были электрическими, а механизмы вертикального наведения орудий- гидравлическими с возможностью ручного привода. Характерная особенность установок- наличие единого для обоих орудий башни единого досылателя.
Средние башни оснащались 6,5 м дальномерами, остальные башни- перископами С/4 с возможностью поворота на 90° от оси орудий. Углы горизонтальной наводки для носовых башен- 135°, для остальных от 150° до 158°, углы вертикальной наводки орудий для всех башен- от -10° до +40°. Боезапас по проекту- 105 снарядов на одно орудие, всего принималось 1288 фугасных снарядов ( из них 622 с донным взрывателем, и 666 с головным), и некоторое количество осветительных снарядов, общая вместимость погребов составляла 1800 снарядов. На корме, между башнями «Цезарь» и «Дора» было установлено два тренировочных станка 150 и 105 мм орудий, для тренировки навыков заряжания и разряжания.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
И Bismarck и Tirpitz вступили в строй с РЛС FuMO-23, антенны были установлены на обеих мачтах и на носовой надстройке выше оптического дальномера. Размеры антенны FuMO-23 были 4 х 2 м. По ходу войны радиолокационное оборудование Tirpitz неоднократно модернизировалось. Так, в январе 1942 года на носовой оптический дальномер была установлена РЛС FuMO-27 вместо FuMO-23. Впереди антенны FuMO-27 появилась антенна системы предупреждения об электромагнитном облучении FuMB Ant-7, три дипольные антенны «Суматра» системы FuMB-4 и двух дипольная антенна «Палау» (FuMB Ant-6).
В 1944 году на линкор Tirpitz была установлена новая антенна FuMO-27 размерами в 4 х 3 м. В середине 1944 года на Tirpitz была смонтирована РЛС серии «Вюрцбург» (FuMO-212 или FuMO-213) с параболической антенной диаметром 3 м, разработанные по заказу Люфтваффе. Так же на линкорах типа Bismarck стояло по пять оптических дальномеров с базой 10.5 м, по одному на носу и корме и ещё по одному на трёх из четырех башен главного калибра, по идеи был ещё и шестой на носовой башне, но его демонтировали т.к, на высокой скорости хода он заливается водой, которая перекатывается через нос корабля. Основные дальномеры дополнялись вспомогательными с базой в 7 м.
Рулевое устройство
Маневренность линкоров обеспечивалась двумя балансирными рулями. Они имели форму усеченной трапеции размером 6480×4490 мм, наибольшей толщиной в 900 мм и площадью продольного сечения по 24,2 м , к их поверхностям были прикреплены антикоррозийные пластинки из цинка.
Нижние кромки рулей находились на горизонтальной оси центрального вала, посередине между средним и боковыми винтами. Оси вращения рулей были наклонены внутрь под углом 8° и соединены с рулевыми машинками поперечным валом и парным приводом. Каждая рулевая машинка могла управлять обоими рулями, в случае выхода второй машинки из строя. Рулевой привод состоял из левой и правой осей, прикрепленных к центральному валу, управляемому с помощью электрической системы Варда-Леонарда. Оригинально было решено устройство рулевого управления в ходовой рубке: рациональные немцы отказались от традиционного штурвала, заменив его двумя кнопками, нажимая на которые, рулевой перекладывал рули направо или налево.
Командующие
Флагманы, командующие соединением кораблей, командиры кораблей.
Дата назначения | Должность | Звание, символика | ФИО | Награды | Фотография |
Флагман, командующий флотом англ. Home fleet в составе: линкоры King George V, Rodney, авианосцы Victorious, Ark Royal крейсера Dorsetshire и Renown. | |||||
---|---|---|---|---|---|
1940 год. — 1942 год. | Командующий флотомЛинкорыKing George VRodneyPrince of WalesАвианосцыVictoriousArk RoyalКрейсераHoodNorfolkSuffolkDorsetshireRenown | англ. Admiralрус. Адмирал | англ. John Cronyn Toveyрус. Джон Кронин Тови | ||
06 мая 1942 года.15 февраля 1943 года. | КомандирЛинкораKing George V | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Philip John Mackрус. Филип Джон Мак | ||
21 ноября 1939 года.22 июля 1941 года. | КомандирЛинкораRodney | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Frederick Hew George Dalrymple-Hamiltonрус. Фредерик Хью Джордж Далримпл-Гамильтон | ||
15 Октября 1940 года.26 Ноября 1942 года. | КомандирАвианосцаVictorious | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Henry Cecil Bovellрус. Генри Сесил Бовелл | ||
31 июля 1939 года.08 августа 1941 года. | КомандирКрейсераDorsetshire | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Benjamin Charles Stanley Martinрус. Бенджамин Чарльз Стэнли Мартин | ||
Флагман, командующий соединением H: крейсера Renown, Sheffield и авианосец Ark Royal, командиры кораблей. | |||||
Июль 1940 года.19 марта 1949 года. | Командующийсоединение H | англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал | англ. James Fownes Somervilleрус. Джеймс Фаунс Сомервилл | ||
19 апреля 1941 года.13 ноября 1941 года. | КомандирАвианосцаArk Royal | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Loben Edward Harold Maundlрус. Лобен Эдвард Гарольд Мандрелл | ||
23 декабря 1940 года.26 августа 1941 года. | КомандирКрейсераRenown | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Rhoderick Robert McGrigorрус. Родерик Роберт Мак Грегор | ||
14 декабря 1939 года.01 августа 1941 года. | КомандирКрейсераSheffield | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Charles Arthur Aiskew Larcomрус. Чарльз Артур Эскью Ларком | ||
Флагман, командующий соединением Северный патруль: крейсера Norfolk и Suffolk, командиры крейсеров. | |||||
Дата назначения | Должность | Звание, символика | ФИО | Награды | Фотография |
— | КомандующийСеверного патруля:КрейсераNorfolkSuffolk. | англ. Rear-Admiralрус. Контр-Адмирал | англ. Frederic Wake-Walkerрус. Фредерик Уэйк-Уокер | ||
12 февраля 1940 года.20 января 1942 года. | КомандирКрейсераNorfolk | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Alfred Jerome Lucian Phillipsрус. Альфред Джером Люциан Филлипс | ||
22 февраля 1941 года.29 марта 1942 года. | КомандирКрейсераSuffolk | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Robert Meyrick Ellisрус. Роберт Мейрик Эллис | ||
Флагман, командующий соединением кораблей в составе: крейсер Hood и Prince of Wales, командир крейсера Hood. | |||||
Дата назначения | Должность | Звание, символика | ФИО | Награды | Фотография |
май 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д. | КомандующийЛинкорPrince of WalesКрейсер:Hood. | англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал | англ. Lancelot Ernest Hollandрус. Ланселот Эрнест Холланд | ||
15 февраля 1941 года.08 июля 1941 года. | КомандирЛинкораPrince of Wales | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. John Catterall Leachрус. Лич, Джон Каттерол | ||
15 февраля 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д. | КомандирКрейсераHood. | англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга | англ. Ralph Kerrрус. Керр, Ральф | ||
Флагман, командующий соединением, командиры кораблей Bismarck и Prinz Eugen. | |||||
Дата назначения | Должность | Звание, символика | ФИО | Награды | Фотография |
апрель 1941 г.27 мая 1941 г. 50.13° с. ш. 43.99° з. д. 960 км., к западуот побережья Франции. | КомандующийЛинкор:BismarckКрейсер:Prinz Eugen | нем. Admiralрус. Адмирал | нем. Günther Lütjensрус. Гюнтер Лютьенс | ||
— 27 мая 1941 г. 50.13° с. ш. 43.99° з. д. 960 км., к западу отпобережья Франции. | КомандирЛинкора:Bismarck | нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга | нем. Ernst Lindemannрус. Отто Эрнст Линдеманн | ||
— 26 сентября 1983 г. | КомандирКрейсера:Prinz Eugen | нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга | нем. Helmuth Brinkmannрус. Гельмут Бринкманн |
Примечание.
Указаны основные боевые единицы: линкоры, крейсера, авианосцы и их командиры.
Флагманы, командующие соединениями кораблей, флота.
Эсминец Казак
Эскадренный миноносец Cossack был кораблем значительно меньшего класса, его экипаж составлял 219 человек. Здесь наш героически спасшийся кот прекрасно приживается и получает новое имя – “Оскар”. В международном своде сигналов символ “О” и слово “Oscar”, сопровождающиеся разделенным по диагонали красно-желтым флагом, означают “Человек за бортом!”. Так из-за отпущенной кем-то шутки у кота появилось быстро запоминающееся имя, а вместе с ним и новая зона ответственности.
“Казак” постоянно ходил в составе конвоев, поэтому служба у Оскара началась бурная. Эсминец отправлялся то в Северную Атлантику, то к югу на Гибралтар. В беспокойных походах прошло несколько месяцев, пока “Казак” 24 октября не был атакован подводной лодкой “U-563”. В этот момент он как раз шел в Ливерпуль из Гибралтара в составе охранения транспортных судов. Взрывом немецкой торпеды кораблю оторвало нос, 158 членов его экипажа погибло. “Казак” пытались взять на буксир и доставить обратно на заморскую территорию Великобритании, но безуспешно. Погода испортилась, и 27 октября эсминец затонул.
Коту повезло больше – он оказался в гибралтарском порту. Его непростая история впечатлила моряков, и они дали животному новое имя. Так, наконец, появился Непотопляемый Сэм.
Корпус
Конструктивно линкоры типа Bismarck напоминали своих предшественников Scharnhorst, но очень сильно отличались артиллерией главного калибра. При спуске на воду, длина Bismarck`a по ватерлинии составляла 240,2 м, полная длина – 248 м, ширина 36 м, осадка при стандартном водоизмещении – 8,7 и 10,2 м при полном водоизмещении. Более тяжёлый Tirpitz имел осадку 9 м при стандартном водоизмещении, и 10,6 м при полном. В подводной части, носовые обводы имели бульбовидное утолщение для снижения волнообразования
При проектировании, большое внимание немецкие конструкторы уделяли обводам и снижению сопротивления корпуса
Размеры даны ниже:
- Длина — 241,6 м — по ватерлинии; наибольшая длина — 251 м.
- Высота — 15 м (от киля до верхней палубы на миделе)
- Ширина — 36 м
- Тоннаж — 41 700 т. — стандартное; 50 900 т. — полностью снаряженный.
- Осадка — 9,3 м — стандартная; 0,2 м — полностью снаряженный.
- Перед вводом в строй, на обоих линкорах были установлены новые закругленные носовые оконечности, после этого длина линкоров увеличилась до 251 м, а длина по ватерлинии – до 241,5 м.
Выход в Атлантику
Согласно плану операции «Рейнские учения», «Бисмарк» вместе с крейсером «Принц Ойген» должен был выйти в Атлантический океан, пройдя через Датский пролив. Целью похода был перехват торговых кораблей, курсирующих по британским морским коммуникациям
Предполагалось, что линкор отвлечет на себя внимание конвоя, чтобы «Принц Ойген» смог приблизится к торговым судам. Командир операции адмирал Гюнтер Лютьенс попросил вышестоящее руководство отложить начало операции и дождаться присоединения к ней еще одного линкора. Гросс-адмирал Эрих Редер – Главнокомандующий германского флота – отказал Лютьенсу
18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» вышли с Готенхафена (ныне польский порт Гдыня)
Гросс-адмирал Эрих Редер – Главнокомандующий германского флота – отказал Лютьенсу. 18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» вышли с Готенхафена (ныне польский порт Гдыня)
20 мая самый большой в мире линкор был замечен экипажем шведского крейсера «Готланд». В тот же день немецкую эскадру идентифицировали члены норвежского Сопротивления. 21 мая сведения о нахождении двух больших кораблей в проливе Каттегат попали в британское Адмиралтейство. На следующий день судна стали на стоянку во фьордах близ города Берген (Норвегия), где их перекрасили. Там же «Принц Ойген» был дозаправлен. Во время стоянки суда были замечены британским самолетом-разведчиком. Получив от него снимки, британское руководство точно идентифицировало «Бисмарк». Вскоре на место стоянки отправились бомбардировщики, но к моменту их прибытия немецкие корабли уже отплыли. «Бисмарку» и «Принцу Ойгену» удалось пройти незамеченными через Норвежское море и Северный полярный круг.
Командующий британским флотом Метрополии адмирал Джон Тови отправил линкор «Принц Уэльский» и крейсер «Худ», а также сопровождающие их эсминцы к юго-западному испанскому побережью. Датский пролив было поручено патрулировать крейсерам «Саффолк» и «Норфолк», а пролив, разделяющий Исландию и Фарерские острова, легким крейсерам «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза». Ночью с 22 на 23 мая адмирал Джон Тови во главе флотилии из линкора «Король Георга Пятый», авианосца «Викториес» и эскорта отправился в сторону Оркнейских островов. Флотилия должна была ждать немецкие судна в водах на северо-западе от Шотландии.
Вечером 23 мая в Датском проливе, который был примерно наполовину покрыт льдом, в густом тумане корабли «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили вражескую флотилию и вступили с ней в визуальный контакт. Линкор немецкого военного флота открыл огонь по крейсеру «Норфолк». Оповестив об этом командование, британские корабли скрылись в тумане, но продолжили следовать за немцами по радарам. Из-за того, что у «Бисмарка» после стрельбы отказал передний радар, адмирал Лютьенс отдал приказ «Принцу Ойгену» стать во главе флотилии.