Беспилотный летательный аппарат

Путь в неизвестность

Беспилотники имеют более продолжительную историю, чем можно предположить. Первый задокументированный случай применения «ударных БПЛА» датирован 1849 годом, когда австрийские войска задействовали беспилотные аэростаты с часовым механизмом во время воздушной бомбардировки Венеции. Эта попытка, в силу погодных условий, оказалась провальной, однако 15 июня они долетели до города, сбросив на него шрапнельные заряды. Если говорить о материальных разрушениях, то эффект оказался ожидаемо минимален, однако бомбардировка посеяла панику в рядах противника.

И все же такое оружие было сложным, ненадежным и довольно дорогим. Даже во время Первой мировой БПЛА не получили распространения, хотя активные эксперименты в этой области проводили в разных странах. Некоторые последующие разработки, такие как американская планирующая бомба ASM-N-2 Bat времен Второй мировой, можно условно отнести к беспилотникам, но это не были БПЛА в привычном смысле слова.

ASM-N-2 Bat

Источник изображения: wikipedia

Их время настало позже, уже в годы противостояния Страны Советов и США. Примечательно, что мы не всегда были аутсайдерами в этой области. И хотя советская боевая авиация по сумме факторов почти всегда проигрывала США, СССР был в числе лидеров по части бесплотных летательных аппаратов. Яркий пример – Ту-143 «Рейс»: беспилотный разведчик, который начиная с 1973 года построили серией в 950 единиц. Его применяли во время войны в Афганистане, в Ливанской войне и даже (!) в ходе недавнего конфликта на востоке Украины. Руководство страны расконсервировало их в апреле 2014-го. Некоторые сообщали, что один такой аппарат сбили сторонники Донецкой народной республики в августе того же года.

Ту-143 в составе комплекса ВР-3

Источник изображения: vpk-news

Развитием Ту-143 стал российский Ту-243. Его начали серийно производить в 1994-м. Технические наработки легли в основу улучшенного тактического ударного беспилотного летательного аппарата Ту-300. Целевая нагрузка (например, радиоэлектронное оборудование или бомбовое вооружение) размещается во внутреннем отсеке или на внешних держателях. Общая масса нагрузки – до одной тонны (сам аппарат имеет массу четыре тонны). Крейсерская скорость – 950 километров в час.

Почему же Россия не смогла развить успех и до сих пор не запустила в крупносерийное производство ни один полноценный разведывательно-ударный беспилотник? На ситуацию повлияли финансовые проблемы 1990-х – начала 2000-х, когда денег не было, как это сейчас модно говорить, «от слова совсем». Не меньшую роль сыграли трудности технического характера. Тем не менее Москва никогда не оставляла работ в этом направлении – и сейчас они, похоже, дали первые серьезные плоды.

Интенсивное совершенствование

Несмотря на успехи России в развитии средств РЭБ, для гарантированной защиты от атак БПЛА эксперты считают необходимым комбинировать средства наблюдения и поражения. Как говорит Корнев, учение, которое проведут в Каспийской флотилии, свидетельствует о том, что в российскую армию внедряется практика массового обучения противодействию беспилотникам.

«Современный театр военных действий требует того, чтобы обнаруживать и поражать дроны могли снайперы и простые пехотинцы. Фиксировать дроны можно как по характерному звуку, так и с помощью оптических приборов, а уничтожать, если речь идёт о небольших аппаратах на малой высоте, вполне реально огнём из штатного стрелкового оружия — автоматов, пулемётов, снайперских винтовок», — рассуждает Корнев.

  • Пулемётчик ВС РФ
  • Facebook

Ранее ведение снайперского огня по БПЛА самолётного и квадрокоптерного типов начали отрабатывать военнослужащие 35-й общевойсковой армии (Амурская область). Стрельба осуществляется в основном с земли, иногда с бортов вертолётов и в ходе так называемой горнолесной охоты, когда военнослужащие совершают скрытые переходы на десятки километров по незнакомой местности с целью ликвидации командного состава вражеских войск.

Правда, как говорится в материалах военного ведомства, задача поражения беспилотников из снайперского оружия осложняется необходимостью предварительных расчётов с учётом ветра, скорости и траектории полёта целей. Для оттачивания таких навыков в качестве мишеней нередко используются воздушные шары.  

Также по теме


«Прошёл обкатку в районах боевых действий»: как модернизируется российский зенитно-ракетный комплекс «Тор»

Ижевский электромеханический завод «Купол» работает над модернизацией и улучшением всех тактико-технических характеристик ЗРК «Тор»….

В июне подобное учение прошло в Южной Осетии на военной базе 58-й общевойсковой армии. По замыслу учения противник попытался провести разведку с помощью БПЛА. Однако дроны были обнаружены с помощью радиолокационных станций. Это дало время снайперам выйти на огневые рубежи и уничтожить беспилотники. 

«Информация о них (дронах условного неприятеля. — RT) поступила на пульт дежурного, затем снайперы оперативно выдвинулись на заранее подготовленные позиции, откуда вели визуальное наблюдение. Контроль за целями осложнял туман, из-за которого БПЛА сливались с окружающей обстановкой и скрывались из виду. Военнослужащие вели стрельбу на рекордной дальности до 1,3 км», — говорится в сообщении пресс-службы ЮВО.

Наполненные гелием воздушные шары запускались по одному в различном темпе. Снайперская пара должна была оперативно выявить такие мишени и с минимальным количеством боеприпасов успешно отстреляться по ним. Чтобы придать шару скорость и непредсказуемость полёта, военнослужащие выполняли упражнение в ветреную погоду.

Дмитрий Корнев считает, что в российской армии наблюдается тенденция к увеличению количества тактических приёмов по нейтрализации БПЛА.

«Российская армия и промышленность во многом опираются на опыт сирийской операции и других конфликтов. В итоге мы видим, что в последние годы в России интенсивно совершенствуются вооружения и методы противодействия беспилотникам», — подытожил Корнев.

История развития военных беспилотных летательных аппаратов

Проекты по созданию летательных аппаратов, которые бы управлялись дистанционно или автоматически, появились еще на заре прошлого столетия, но существующий уровень техники не позволил воплотить их в жизнь.

Первым БПЛА считается дистанционно управляемый самолет Fairy Queen, который был построен в Англии в 1933 году. Его использовали в качестве самолета-мишени для тренировок истребителей и зенитчиков.

Первым беспилотным летательным аппаратом, который выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях, стала немецкая крылатая ракета Фау-1. Немцы называли этот БПЛА «чудо-оружием», успели изготовить около 25 тыс. штук и активно применяли для обстрелов Англии.

Ракета Фау-1 имела импульсный реактивный двигатель и автопилот, в который вводились данные о маршруте. За годы войны Фау-1 убила более 6 тыс. англичан.

В послевоенные годы беспилотные разведывательные системы разрабатывались и в СССР, и в США. Советские конструкторы создали целый ряд беспилотных самолетов-разведчиков, а американцы активно использовали БПЛА во Вьетнаме. Они проводили аэрофотосъемку, вели радиоэлектронную разведку, использовались в качестве ретрансляторов.

Огромный вклад в развитие беспилотных летательных аппаратов внес Израиль. В 1978 году израильтяне продемонстрировали свой первый боевой беспилотник IAI Scout на авиавыставке в Париже.

В ходе ливанской войны 1982 года армия Израиля с помощью беспилотников полностью разгромили систему ПВО Сирии, которая была создана советскими специалистами. В результате тех боев сирийцы потеряли 18 батарей ПВО и 86 самолетов. Эти события заставили военных многих стран мира по-новому посмотреть на беспилотные летательные аппараты.

Дроны активно применялись американцами в ходе операции «Буря в пустыне». Использовали разведывательные БПЛА и в ходе нескольких военных кампаний в бывшей Югославии. Примерно с 90-х годов лидерство в разработке беспилотных боевых систем перешло к США, в 2012 году на вооружении ВС США находилось почти 7,5 тыс. единиц БПЛА различных модификаций. По большей части это были небольшие разведывательные дроны для сухопутных подразделений.

Первым ударным дроном стал американский БПЛА MQ-1 Predator. В 2002 году он нанес ракетный удар по автомобилю, в котором находился один из лидеров Аль-Каиды. С тех пор использование дронов для уничтожения объектов противника или его живой силы стало привычным явлением для ведения боевых действий.

Американцы с помощью дронов устроили настоящее «сафари» на верхушку Аль-Каиды в Афганистане и в других странах Ближнего Востока. Часто они добивались поставленных целей, но бывали и трагические промахи, когда вместо боевиков беспилотник уничтожал свадебный кортеж или похоронную процессию. Подобные инциденты обычно получают широкую огласку. В последние годы на Западе даже появились общественные организации, которые призывают отказаться от использования дронов в военных целях. Дескать, они часто промахиваются, что приводит к жертвам среди мирного населения.

Россия пока серьезно отстает в области создания беспилотных боевых систем, этот факт неоднократно признавали представители МО РФ. Особенно очевидным это стало после грузинского конфликта в 2008 году.

В 2010 году российское военное ведомство подписало контракт с израильской компанией IAI, который предусматривал создание на территории РФ завода по лицензионной сборке израильских беспилотников Searcher (у нас они называются «Форпост»). Этот БПЛА трудно назвать современным, он был создан еще в 1992 году.

Существует и несколько других проектов, которые находятся в разной степени реализации. Однако в целом российский ВПК пока не способен предложить вооруженным силам беспилотные системы, сравнимые по характеристикам с зарубежными аналогами.

Качество наблюдения

Помимо «Тахиона», на вооружении российской армии стоят также такие БПЛА, как «Элерон-3», «Орлан-10», «Леер», «Гранат» и «Груша».

Все эти беспилотные летательные аппараты военные задействуют в том числе во время учений.

Так, в августе 2019 года более 70 этих комплексов беспилотной авиации Западного военного округа приняли участие в тактико-специальных манёврах, которые проходили одновременно на полигонах в Московской, Ленинградской, Калининградской, Воронежской и Смоленской областях.

Также по теме


«Закрыть стратегические расстояния»: какими возможностями обладают новые российские беспилотники тяжёлого класса

Перспективный тяжёлый беспилотник «Сириус» совершит свой первый полёт в 2022 году. Об этом на полях МАКС-2019 рассказал RT генеральный…

«Поднятые по тревоге расчёты комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Орлан-10», «Леер», «Гранат», «Элерон-3», «Тахион» и «Груша» совершили многокилометровые марши в назначенные районы, где с применением БЛА выполнили разведку местности на высоте от 500 м до 2500 м и передачу командным пунктам мотострелковых, артиллерийских, авиационных и ракетных подразделений данных о скоплениях бронетехники, инженерных укреплениях, расположении войск и объектов условного противника», — отмечается в сообщении Минобороны РФ.

Кроме того, беспилотная авиация России осуществляет и мониторинг местности, преследуя разные цели, например облёт военных городков для уточнения обстановки в них. В июне 2018 года комплексы «Тахион», «Элерон-3» и «Орлан-10» Восточного военного округа провели мониторинг более 90 таких объектов, чтобы отследить состояние их инфраструктуры, передвижение военной техники, пожароопасную обстановку.

С помощью беспилотной авиации ведётся и мониторинг зон возможных кризисных ситуаций. В марте прошлого года российское военное ведомство сообщило, что БЛА воинских частей и соединений Южного военного округа следят за паводковой и пожарной обстановкой в зонах своей ответственности. Указывается, что получаемые данные позволяют командованию «оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и минимизировать последствия стихии». Только за полгода эти расчёты подразделений БЛА отработали в воздухе более 250 часов.

Напомним, в прошлом году модификации беспилотных летательных аппаратов «Элерон», «Тахион» и «Орлан» поступили на вооружение Амурского объединения Восточного военного округа.

А в ноябре стало известно, что батальон беспилотной авиации российской военной базы в Таджикистане получит БЛА «Элерон-3» и «Тахион» в 2020-м. Об этом сообщил журналистам командир базы полковник Сергей Горячев.

  • Военнослужащие запускают беспилотный летательный аппарат во время тактических учений
  • РИА Новости

«С помощью данных БЛА улучшается качество наблюдения за приграничными территориями», — сказал Горячев.

По его словам, новая техника увеличит мобильность подразделения, а также позволит «получать информацию и выполнять задачи быстро, качественно и в срок».

[править] Израиль

БПЛА Израиля

Потребность в БПЛА у Армии обороны Израиля возникла в ходе «Войны на истощение» 1969—1970 годов. В этот период не было активных боевых действий. происходила артиллерийская и ракетная дуэль между силами Израиля и силами арабских стран. В этих условиях была весьма актуальной информация о месторасположении вражеских военных объектов, прикрытых ПВО. Традиционное применение авиации показала высокую стоимость такой разведи и весьма низкую эффективность. В связи с этим были использованы крайние меры — инициативная группа офицеров провела эксперимент по установке фотооборудования на обыкновенный радиоуправляемые модели самолётов. Их применение имело большой успех, были получены ценные разведданные, однако в то время наиболее перспективными считались крупные реактивные БПЛА, ресурсов на производство которых Израиль не имел и собирался закупать их у США.

Однако, во время Ливанской войны малые пропеллерные БПЛА широко применялись АОИ, что позволило нанести существенный урон военным силам и в основном технике Ливии, которая поражалась с помощью точного целеуказания БПЛА ракетам. С этого момента АОИ стала принимать на вооружения в основном небольшие по размеру и малозаметные БПЛА. Исключением стал БПЛА «Эйтан», сопоставимый по своим размерам (длина, размах крыльев) с самолётом F 15. На 2012 год это — один из самых крупных БПЛА по своим линейным размерам (по размаху крыльев и взлётному весу и остальным характеристикам уступает аппарату RQ-4 Global Hawk), производится полностью в Израиле и из израильских компонентов. По заявлению представителей АОИ самолёт оснащён уникальной, не имеющей аналогов в мире аппаратурой для ведения разведки и боевых действий. Практический потолок по заявлениям АИО составляет 13 км, что делает его неуязвимым для комплекса ПВО С 300, стоящего на вооружении у некоторых арабских стран, что заведомо неверно, так как данный комплекс способен поражать цели на высоте до 25 км.

Израиль является одним из ведущих производителей БПЛА в мире, не только по количеству аппаратов, но и по качеству и тактико-техническим характеристикам производимых БПЛА.

3.Самолет с вертикальным взлетом и посадкой

Наиболее удачной гибридной аэродинамической схемой на сегодня можно назвать VTOL – самолет с вертикальным взлетом и посадкой (vertical take-off and landing). Беспилотник является полноценным самолетом с возможностью вертикального полета в режиме квадрокоптера.

Рассмотрим один из вариантов компоновки. Две хвостовые балки размещают на себе 4 мотора для вертикального взлета и посадки по схеме квадрокоптера. Фюзеляж имеет маршевый двигатель с толкающим винтом для горизонтального полета в самолетном режиме. Крыло состоит из двух консолей, имеет два элерона в качестве управляющих поверхностей. Хвостовое оперение V-образное. Данная модель беспилотника самолетного типа с вертикальным взлетом сочетает в себе все преимущества обеих аэродинамических схем ( самолетной и мультироторной) и исключает рассмотренные выше недостатки каждой из них. Таким образом, использование такого летательного аппарата значительно расширяет круг задач, с которыми он может эффективно справляться и снижает требования к условиям эксплуатации и необходимости использования дополнительного оборудования.
Мы предлагаем готовые к полету беспилотники Aspasia 2.

А что в России?

В России также ведутся работы над созданием беспилотного истребителя, но подход несколько отличается от западного. В то время как США нацелены на создание «беспилотного щита» вокруг своих самолётов, ВВС России внедряют беспилотные системы в истребители будущего. Уже известно, что перспективный истребитель шестого поколения Су-57 будет управляться удалённо. Но также известно, что и новый МиГ получит функции беспилотника.

sukhoi.org
Российский истребитель пятого поколения Су-57.

Как можно заметить, все вышеперечисленные разработки частично подтверждают слова Илона Маска — беспилотники действительно вскоре станут автономной составляющей техники военно-воздушных сил. Но на данный момент любые беспилотные системы — и дроны поддержки, и системы управления истребителем — используются скорее как вспомогательный инструмент пилотируемых истребителей, а не их прямой конкурент. Но даже несмотря на это, существует ещё один фактор, который может если не отменить, то значительно замедлить появление полноценных роботизированных «эрзацев».

Что сегодня могут армейские БПЛА

Самая главная задача военных беспилотников — разведка и наблюдение с воздуха. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты, могут работать наводчиками и корректировщиками огня. Размер одного из самых миниатюрных разведчиков, американского Wasp, составляет всего 33 см в длину, а вес — 200 г. Он принят на вооружение еще в 2008 году. Тогда он стоил $ 50 тыс.

Одна из модификаций — Wasp AE

(Фото: ADBR)

Как минимум в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие через континент), стреляют ракетами и могут выполнять роль камикадзе — пикируют на цель, подрывая себя и противника.

Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Тяжёлый «Охотник»

С-70 «Охотник» разработки ОКБ Сухого — первый тяжёлый ударный БПЛА отечественного производства. Его создание началось в 2012 году. Первый макет аппарата для проведения наземных испытаний был создан в 2014-м.

Впервые опытный образец «Охотника» был представлен в 2018 году, когда БПЛА вышел на завершающий этап наземных испытаний. Позднее ТАСС со ссылкой на источники в ОПК сообщил, что «Охотник» в ходе этих испытаний совершил первую пробежку по взлётно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода, достигнув скорости 200 км/ч. При этом, отмечал источник, руление, разбег, набор скорости и остановка в конце полосы были выполнены «Охотником» полностью автономно.

  • С-70 «Охотник»

Первый испытательный полёт БПЛА совершил в августе 2019 года. Он продолжался более 20 минут — «Охотник» под управлением оператора выполнил несколько облётов аэродрома на высоте около 600 м и совершил успешную посадку.

Также по теме


Новые возможности: какими будут российские ударные и разведывательные БПЛА «Альтиус» и «Форпост»

Минобороны России и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) заключили контракт на создание разведывательно-ударного беспилотника…

Позднее, в конце сентября 2019 года, Минобороны РФ сообщило о первом совместном полёте «Охотника» и истребителя пятого поколения Су-57. В ходе этого испытания БПЛА в автоматизированном режиме отработал взаимодействие с самолётом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя, а также целеуказания для применения средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО.

«Охотник» выполнен по схеме «летающее крыло». Внешне он напоминает уменьшенные версии американских бомбардировщика B-2 Spirit и БПЛА Northrop Grumman X-47B. Тактико-технические характеристики «Охотника» не раскрываются.

Согласно данным из открытых источников, его максимальная взлётная масса составляет 20 т, радиус действия — 3,5 тыс. км, максимальная скорость — около 1000 км/ч, высота полёта — до 10,5 км. Без дозаправки БПЛА сможет находиться в воздухе более суток.

Разработка Россией нового тяжёлого беспилотника привлекла внимание и западного экспертного сообщества. Так, американский военно-политический портал The National Interest в своём материале «Встречайте: российский тяжёлый ударный стелс-БПЛА «Охотник» отмечал перспективы использования этих машин в связке с истребителями

Эксперты The National Interest отмечали, что эта технология может существенно снизить время отклика благодаря установлению прямой связи или обеспечения командования и контроля между воздушными платформами, тем самым исключая необходимость передавать сигнал через наземную станцию.

«Это расширит возможности для рекогносцировки и, что ещё более важно, может позволить пилоту истребителя пятого поколения работать на безопасном расстоянии от зоны поражения, командуя, управляя и проводя атаки на передовой тяжеловооружённым БПЛА. «Охотник» может действовать и наносить удары в зонах заметно повышенной опасности, хорошо защищённых летательными аппаратами и средствами противовоздушной обороны», — пишет американское издание

Угнать за 60 секунд

По мнению военного эксперта Константина Сивкова, идея Илона Маска не может быть жизнеспособной, так как в любой армии мира существуют средства перехвата, исключающие возможность управлять БПЛА удалённо.

Действительно, появление беспилотников в небе существенно расширило возможности сил противовоздушной обороны. Помимо средств физического устранения — пушек и ракет — нейтрализовать БПЛА возможно, нарушив работу его программного обеспечения.

geospatialworld.net
Количество разнообразных средств радиоэлектронной борьбы возросло многократно.

За последнее время количество разнообразных средств радиоэлектронной борьбы возросло многократно — от компактных систем противодействия, которые любой человек способен использовать в одиночку, до массивных комплексов. Средств «сломать» дрон существует великое множество. Начиная от систем прицеливания, совмещённых с боевыми модулями, которые способны в автоматическом режиме отстреливать любой вражеский летающий робот в зоне поражения, заканчивая установками РЭБ, «выжигающими» электронику дрона — такие системы являются сравнительно дорогими, но признаны эффективными.

Возможно ли «угнать» вражеский беспилотник? Да, возможно. И таких систем на удивление немало. В США существует система Apollo Shield, созданная для устранения дронов, оказавшихся на запрещённой территории. При активации комплекса он определяет нарушителя, анализирует принимаемые им сигналы и подаёт помехи, после чего перехватывает управление. Таким образом оператор направит захваченный дрон куда ему заблагорассудится, а хозяин беспилотника ничего не сможет изменить.

rostec.ru
Развёрнутый комплекс РТР 1Л222 «Автобаза».

В России существует огромное количество разработок с аналогичным принципом действия. Например, комплекс РЭБ «Автобаза». В 2014 году расчёт комплекса успешно перехватил американский разведывательный беспилотник MQ-5B, совершавший полёт над полуостровом Крым.

Захват беспилотника — задача вполне выполнимая. Поэтому скорое появление беспилотных истребителей, предсказанное Илоном Маском, остаётся под вопросом. Более того, создатели беспилотников прекрасно понимают сложившуюся ситуацию и стараются защитить свои творения от уничтожения или угона. И это противостояние может перерасти в новую гонку вооружений — производители беспилотников будут разрабатывать средства противодействия РЭБ, а они, в свою очередь, будут разрабатывать новые способы угона беспилотников. На сегодняшний день РЭБ значительно превосходит БПЛА как в качестве, так и в количестве.

Характеристики многих БПЛА — военная тайна

Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.

К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.

Китайский БПЛА CH-4

В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.

Дополнительное специализированное оборудование беспилотных аппаратов

БПЛА часто оснащаются лидарными комплексами, проводящими зондирование в спектральном диапазоне. Аэрозольный лидар применяется для оценки, характеристики и изучения перемещения аэрозольных частиц. Жидкость и кристаллические частицы в атмосфере изучают поляризационные лидары. При авариях на АЭС применяются лидары DIAL, осуществляющие измерение изотопов йода в атмосфере. Направление и скорость ветра, уровень содержания высокомолекулярных примесей определяет СО2-гетероидный лидар, а характеристику турбулентности в атмосфере можно сделать по показаниям турбулентного лидара.

В том случае, когда необходимо обнаружить взрыв, выбросы раскалённых газов, применяется радиометр с инфракрасным излучением. Компактность и многофункциональность лидарного комплекса, установленного на БПЛА, позволяет использовать его в самых разных ситуациях при мониторинге параметров внешней среды.

GPS-приёмник ГЛОНАС представляет общую картину по результатам зондирования в спциальной картографической системе, когда результаты измерения накладываются на зоны изучаемой территории, показывая места изменения концентрации веществ и локализации очагов пожара.

Компьютерные системы, которыми оснащены БПЛА, наличие нескольких ретрансляторов позволяет оценивать тушение пожара на расстоянии нескольких тысяч километров, оперативно регулируя действия пожарно-спасательных бригад.

Пакистан

NESCOM Burraq (UCAV)

Демонстрируется пакистанский БПЛА Falco .

  • Albadeey Technologies Ababeel III — (Дрон-мишень)
  • Albadeey Technologies Hud-Hud III — (Дрон средней дальности)
  • GIDS HUMA — (Дрон с дистанционным зондированием)
  • ГИД Shahpar — (Reconnaissance Drone), ВВС Пакистана и пакистанской армии был введен.
  • GIDS Uqab — (Разведывательный дрон в реальном времени), введен в действие пакистанской армией .
  • GIDS Uqab-II — (Военно-морской вариант Uqab), ВМС Пакистана приняли на вооружение первую эскадрилью.
  • Integrated Dynamics Border Eagle — (дрон наблюдения)
  • Integrated Dynamics Explorer — (Гражданский дрон)
  • Integrated Dynamics Hawk MK-V — (дрон наблюдения)
  • Интегрированная динамика Hornet — (дрон наблюдения)
  • Интегрированная динамика Hummer — (Дрон-мультикоптер)
  • Integrated Dynamics Nishan MK-II и TJ-1000 — (высокоскоростной дрон-мишень)
  • Integrated Dynamics Rover MK-I и XS — (Гражданский дрон-сборщик научных данных)
  • Integrated Dynamics Shadow MK-II — (дрон наблюдения)
  • Комплексная динамика Торнадо — ( Приманка Drone)
  • Интегрированный вектор динамики — (беспилотный летательный аппарат)
  • Integrated Dynamics Vision MK-I и Mk-II — (беспилотный летательный аппарат)
  • NESCOM Burraq — (Combat Drone), ВВС Пакистана и пакистанской армии был введен.
  • PAC Ababeel — (маломасштабный дрон-мишень)
  • PAC Baaz — (Крупномасштабный дрон-мишень)
  • PAC Falco — (версия итальянского беспилотника Selex ES Falco, построенная по лицензии) ВВС Пакистана .
  • SATUMA Flamingo — (Дрон-разведчик среднего радиуса действия)
  • SATUMA FST — (Полномасштабный тренировочный дрон)
  • SATUMA HST-Parwaz — (Полумасштабный дрон-тренажер)
  • SATUMA Jasoos I и Jasoos II Bravo + — (Разведывательный дрон), ВВС Пакистана приняли на вооружение .
  • SATUMA Mukhbar — (Разведывательный дрон ближнего действия)
  • SATUMA Thunder SR и LR — (высокоскоростной дрон-мишень)

Опция «Накопительная» на карте «МТС Деньги»

Мало, кто из пользователей банковских карт знает, что в то время, когда Ваши деньги просто лежат на карте, можно еще и проценты на них получать. Не на всех, конечно же, картах, но вот, например, на такой карте, как «МТС Деньги» существует дополнительно подключаемая опция «Накопительная», которая позволит ее владельцам получать до 8% годовых на остаток на карте.

И так, обо всем поподробнее. Если Вы пришли на данный материал, значит Вы уже являетесь пользователем «МТС Деньги» или же планируете в ближайшее время обзавестись. И это правильное решение.

При активации на данной карточке услуги «Накопительная», на ней открывается дополнительный счет, который можно пополнять любым из удобных для Вас способов:мобильный банкинг, интернет-банкинг или в любом отделении МТС Банка. В случае, если Ваш общий оборот по карте менее 20000 рублей, то Вам будет начисляться 5% годовых на остаток денег на счету. Если общий оборот более, чем 20001 рубль, то в этом случае Вы будете получать 8% годовых на остаток ежемесячно.

Для того, чтобы подключить опцию «Накопительная» на своей карте Вам необходимо обратиться с данным вопросом в ближайшее отделение банка, либо активировать услугу самостоятельно звонком со своего мобильного телефона, привязанного к Вашей карте на бесплатный федеральный номер горячей линии «МТС Деньги» 8-800-250-08-90 и внимательно следовать голосовой инструкции. Последовательность ввода цифр должна быть такой: 3-4-1- 5-3. После чего услуга станет активной и Вы начнете получать проценты.

Важно знать, что стоимость предоставления данной опции составляет 1000 рублей в год. Проценты на остаток начисляются каждый месяц и напрямую зависят от общей суммы всех Ваших безналичных операций по оплате товаров и услуг, которые в дальнейшем отражаются по текущему счету

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector