Что нужно знать о тейпе кадырова беной

Характерные черты беноевцев

В представлении чеченцев истинный беноевец — это человек атлетического телосложения, высокорослый, крупный, с большими сильными ногами. Отличительная черта людей этого рода — спокойный нрав, чистосердечность, порядочность и доверчивость. Но при этом, если их разозлить, они покажут всем свою воинственность. Люди часто говорят: «Если беноевца вывести из себя, то его ничем не остановишь».

На родине они считаются хитроватыми и неуклюжими. Но при этом беноевцы всегда бесстрашны, верны своему долгу и слову. Они отлично знают цену таким понятиям, как «честь» и «порядочность». Именно они много веков назад составили костяк крестьянского народа, который смог избавиться от гнета дагестанской и кабардинской властей. Представители этого тейпа считаются основателями демократии в горах, на которой основан этнический менталитет.

А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы» называет тейп Беной среди коренных самыз знатных чеченских фамилий. Беноевцы как самое крупное по численности племя долгое время играли ведущую роль в общественной и политической жизни Чечни.

Один из лидеров по численности

Беной — один из самых многочисленных тейпов Чечни. Представители этого рода утверждают, что из миллиона чеченцев треть принадлежит к их тейпу. Расселены они по всей республике и подразделяются на девять родов: Жоби-некъе, Асти-некъе, Уонжби-некъе, Ати-некъе, Очи-некъе, Чупал-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой.

Крупные общины осели в Беное, Шелковском, Гудермесском районах, селениях Новые Атаги, Урус-Мартан, Гойты, Алхан-Юрт, Шали и других. Больше всего беноевцев — в городе Урус-Мартан. Выходцы тейпа живут в Чеченской Республике, Республике Дагестан, других регионах РФ, Республике Кыргызстан, Республике Казахстан, Турции, Иордании, Саудовской Аравии. Большое количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии.

О том, контролирует ли Кремль Кадырова

Кавказский узел (КУ): Как Вы считаете, Рамзан Кадыров будет переназначен на пост главы Чечни? Он незаменим в этой роли?

Екатерина Сокирянская (ЕС): Я считаю, что возможность отставки Рамзана Кадырова минимальна. Рамзан Кадыров незаменим в той модели отношений с Чечней, которую Кремль выстраивает последние 13 лет. Он – личный проект Путина, и успешный проект, способный решать важные для Кремля задачи.

Кадыров – личный проект Путина, и успешный проект, способный решать важные для Кремля задачи

В целом Путин считает свою модель разрешения проблемы чеченского сепаратизма очень успешной. Мы помним, что он рекомендовал Украине перенимать российский опыт в Чечне и покупать Донбасс деньгами и автономией. По мнению Кремля, смещение Рамзана чревато потерей контроля, на что Путин в условиях экономического кризиса и грядущего электорального цикла, на мой взгляд, не пойдет.

Это не значит, что Рамзан незаменим или ему нельзя найти другое достойное применение. Он человек военный. Ему можно предложить почетную

должность где-нибудь в Сирии или командировать для передачи опыта поствоенного восстановления Башару Асаду. Если тщательно продумать переходный этап, серьезных потрясений уход Кадырова не вызовет. Проще всего осуществить мягкую трансформацию власти в Чечне президенту Путину, ведь он сам создал сегодняшнюю конструкцию и является непререкаемым авторитетом для Рамзана. Если Путин не сделает это, он после себя оставит России в наследство большую проблему. 

КУ: Насколько Кремль реально контролирует то, что происходит в Чечне? И способен ли контролировать?

ЕС: В подобных постконфликтных ситуациях и в условиях передачи значительных полномочий центра бывшему парамилитарному образованию полный контроль в принципе невозможен. У местных игроков всегда есть свои интересы, которые не совпадают с интересами центра, и они не готовы раскрывать всю информацию о своей деятельности. Другое дело, насколько центр сам стремится контролировать. На мой взгляд, Кремль намеренно дал большую автономию и власть Рамзану Кадырову и не заинтересован в повседневном рутинном контроле. По сути, Чечня отдана на откуп определенной группе людей взамен на конкретный набор услуг с их стороны.

При желании Кремль, безусловно, способен установить гораздо большую степень контроля и интеграцию Чечни в общероссийское правовое и политическое пространство.

КУ: Не считаете ли Вы, что Владимир Путин мог расценить убийство Бориса Немцова как серьезный вызов себе, который требует адекватного ответа?

ЕС: Я уверена, что Путин был очень зол, когда это случилось. Однако, думаю, он понимает, что целью этого убийства не было навредить ему лично. Поэтому он дает понять, что сильно недоволен чеченскими киллерами у стен Кремля, но серьезных политических последствий не будет. К сожалению, это далеко не первое убийство, совершенное чеченскими киллерами в Москве, в том числе рядом с Кремлем. До сих пор никакой политической реакции не наблюдалось.

КУ: Как Вы оцениваете доклад Ильи Яшина?

ЕС: Как политический инструмент. В этом качестве он, безусловно, эффективен. Краткий, информативный, с яркими фотографиями. С экспертной точки зрения я согласна со многими основными выводами, но, к сожалению, в тексте есть ряд досадных ошибок, которые затрудняют его восприятие. Например, о том, что до первой войны была убита 21 тысяча русских жителей республики. Это просто не соответствует действительности. В довоенный период происходили массовые нарушения прав русских, но таких масштабов они не принимали – более того, точной статистики из надежных источников нет. Мне также не понравились вопросы, которые были подготовлены для Рамзана.

Примечания:

  1. Разан Кадыров о противостоянии кризису // YouTube, KavkazTV95, 22.01.2015; Valery Dzutsati. Kadyrov Proposes Using Chechen Forces to Suppress Dissent Across Russia // The Jamestown Foundation, 09.02.2015.
  2. Заявление депутата Государственной Думы РФ Адама Делимханова // ИА Грозный Информ, 16.01.2016.
  3. Селфи с Кадыровым // Сноб, 23.01.2016.
  4. «Чечня все больше отделяется от России» // Новая газета, 30.06.2015.
  5. Исследование РБК: 20 главных фактов о Чечне // РБК, 01.02.2016.
  6. Боевая пехота Владимира Путина готова к любому приказу // Вести.ру, 28.12.2014.
  7. С 2008 г. стадион носит имя Султана Билимханова. Посадочных мест 10 300: В Грозном состоялось открытие стадиона «Динамо» // Глава и Правительство Чеченской республики. Официальный портал, 08.05.2007.
  8. Работа на взнос. Как устроен благотворительный фонд имени Ахмада Кадырова // Коммерсант, 01.06.2015.
  9. Мониторинг воспроиятия населением ситуации на Северном Кавказе // Левада-Центр, 31.03.2105.

Нравы и внешность

У обитателей Ичкерии беноевцы ассоциируются с людьми крепкого телосложения, большого роста, с огромными выносливыми ногами. Характерной особенностью нрава представителей племени являются такие черты характера как доверчивость, добросовестность, прямота и выдержка. Однако рассерженный беноевец очень вспыльчив.

В их родных краях их считают лукавыми и неловкими. Вместе с тем представители тейпа отличаются храбростью, верностью долгу и данному слову. Беноевцы дорожат своей честью. Когда-то очень давно их стараниями удалось прогнать кабардинских и дагестанских угнетателей. В их обществе развита демократия, лежащая в основе мировоззрения этноса.

В произведении «Чечня и чеченцы» А. Берже говорит, что племя Беной одно из влиятельнейших в Ичкерии. Этот тейп много лет принимал активное участие в политике и социальной жизни Чечни.

История

Согласно советским данным конца 1980-х годов, тайп Беной и Гендергеной являлись крупнейшими в Чечне, численность которых оценивалось по 100 тысяч человек. Уже в начале 1990-х историк Далхан Хожаев, который сам был из тайпа Беной, утверждал, что Беной является самым крупным по численности в чеченском этносе. Данную версию Хожаева подтверждают и некоторые современные историки Чечни. Представители тайпа долгое время играли одну из ведущих ролей в общественной жизни региона. Беной широко расселились почти во всех населённых пунктах на равниной части Чечни. Больше всего представителей этого тайпа проживают в городе Урус-Мартан.

Кавказская война

Беноевцы всегда отличались закоренелой к царской России неприязнью и покорились позже всех других, когда весь Восточный Кавказ был уже покорен. Для спокойствия в крае было решено переселить родовое село тайпа Беной на новое месте и поэтому жители его были расселены по разным аулам Чечни.

Как отмечают известные чеченские ученые Ш.А. Гапуров и Х.С. Умхаев, беноевские переселенцы на новых местах оказались без земельных угодий и с наступлением весенне-полевых работ, во избежание голодной смерти, беноевцы решили вернуться в родные места. В ночь с 7 на 8 мая 50 семейств, переселенных в аул Даттых и поселенных у нефтяных колодцев, внезапно вернулись снова в родовое село Беной.

Имперские власти потребовали от беноевцев немедленно вернуться на прежние места выселения. Однако беноевцы отказались выполнить этот приказ и пытались решить проблему путем мирных переговоров с русскими. Но российские власти отказали: для них поведение беноевцев было формой протеста, которую надо было подавить любым путем, дабы другим переселенцам «неповадно было».

Возвратившись на свои земли беноевцы через посредников просили царские власти не переселять их, хотя они и знали о жестокостях и ненависти генерала Н.И. Евдокимова к горцам. Байсунгур Беноевский знал и видел тяжелое и унизительное положение своих односельчан, доведенных войной до нищенского состояния, почти до голодной смерти. Ранее беноевцы были одними из самых обеспеченных и состоятельных среди всех чеченских обществ, благодаря своей прекрасной земле и трудолюбию.

На все требования и просьбы беноевцев оставить их жить на родных землях царские власти отвечали категорическим отказом, не шли с беноевцами ни на какие компромиссы. Власти целенаправленно провоцировали беноевцев на неповиновение, вели дело к вооруженным столкновениям.

В то же время власти стали готовиться к вооруженному подавлению народных выступлений. С целью предупредить народные волнения и подготовиться к столкновению местное руководство временно остановило инженерные и дорожные работы и под видом учебных лагерей собрало два отряда в Среднем военном отделе. В этих условиях беноевцы во главе с наибом Байсунгуром начали готовиться к защите своего аула и хуторов.

Полковник Головачев который на тот момент являлся начальником Ичкеринского округа, в 5 июня 1860 года докладывал начальнику Терской области Н.И. Евдокимову о том что имеет сведения, что соседние ауховцы доставляют им хлеб, закупая в аулах Андреевой (ныне Эндирей) и Ташкичу (ныне Аксай). Ауховцы так сочувствуют делу беноевцев, что они, вот-вот, если не все, то часть их последуют примеру беноевцев.

Убеждения и ценности

Представители тейпа Беной считаются истинными чеченцами. Они горды своей принадлежностью к этой нации. Национальное имя «нохчий» произносят с достоинством в отличие от некоторых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются вывести из употребления это название и заменить на «вайнах».

Люди этого тейпа считают друг друга братьями и сестрами. Помощь близкому — первое правило рода. Независимо от того, сколько километров их разделяют, узнав, что они одного тейпа, беноевцы стремятся всеми силами помочь друг другу в случае опасности или нужды. Защита своей чести, чести брата или всего тейпа — первостепенная задача, ради которой они готовы рисковать своей жизнью.

Разложение тейповой системы

Большинство исследователей говорит, что сегодня тейповая система Чечни находится в процессе разложения. Некоторые крупнейшие тейпы, такие как Беной и Центарой, настолько увеличились, что забыли о своем первоначальном кровном родстве, отчего сегодня не является чем-то экстраординарным браки между центороевцами и беноевцами.

Это связано с тем, что по мере своего увеличения тейп постепенно расчленяется на несколько родов, а тары прежнего рода становятся при таком развитии самостоятельными родами, а первоначальный род существует уже в качестве тукхума.

Чеченцы помнят ещё те времена, когда каждый представитель тейпа знал не меньше 20 своих прямых предков. Сегодняшние опросы среди чеченской молодежи показывают, что только половина может ответить на вопрос о принадлежности к тейпу и о том, знает ли человек своих прямых предков.

Ратные подвиги

Представители тейпа известны своей воинственностью. В многочисленных боях беноевцы прославились как отважные солдаты. Горцы внесли большую лепту в русско-чеченском конфликте XVIII – середины XIX столетий. Только узнав о том, что выходцы из тейпа будут драться на их стороне, имамы и военачальники приступали к военным кампаниям.

Беноевцы продемонстрировали чудеса отваги в Кавказской войне, в Ичкерийской и Даргинской победах над российскими войсками в 1842 г. и 1845 г., в грузинской кампании 1854 г.

13.05.1939 г. Ичкерию захватили, а лидеры аулов Чечни признали власть России. Но Беной продолжал сопротивляться. Отважные и изобретательные люди скрывались в лесных чащах, создавали новые коммуны и боролись с царской армией до конца.

Названия и чистота тейпов

Названия чеченских тейпов могли образовываться как от местности, где проживал род, так и дел, которыми в нем преимущественно занимались. К примерам первого словообразования можно отнести названия тейпов Харачой («пещера»), или Шарой («ледник»). Ко второму типу словообразования можно отнести, например, тейп Пешхой («печники»), Хой («стражники») или Дешни («золотых дел мастера»).

Существует также условное деление тейпов на «чистые» и «смешанные». «Чистые» чеченские тейпы называются «нохчмакхой», они формировались из одних чеченцев. Смешанные тейпы, что можно понять по названию, формировались не только из чеченцев, в них оказывались и другие крови. Тейп Гуной, например, имеет родство с терскими казаками, тейп Харачой — с черкессами, тейп Дзумсой — с грузинами, тейп Арсалой — с русскими.

Как появились тейпы

Как гласит легенда, у предков чеченцев был бронзовый котел, на котором были выгравированы названия изначальных 20 тейпов (Беной, Сесанхой Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе, Центорой и другие), те же, кто не входил в эти тейпы, расплавили этот котел.

Практически все чеченские тейпы объединены в более крупные образования — тукхумы. В середине XIX века 135 чеченских тейпов были уже объединены в девять тукхумов.
Сегодня тейпов больше, они делятся на горные (около 100) и равнинные (около 70). Внутри себя тейпы также делятся на «гары» (ветви) и «некъи» — фамилии.

Во главе каждого тейпа стоит совет старейшин, который формируется из наиболее уважаемых и опытных чеченцев-представителей тейпа. Также у каждого тейпа есть свой военачальник, называемый бячча.

Дотации и поборы

КУ: Расскажите, скажется ли экономический кризис в России на дотационной политике по отношению к Чечне? Вряд ли осуществление грандиозных строительных планов Кадырова, таких как строительство новой мечети в Шали в честь Рамзана Кадырова и планируемого 400-метрового небоскреба «Ахмат» в Грозном, а также привычка его окружения тратить огромные средства на покупку предметов роскоши возможны без средств общероссийского бюджета.

Как вы считаете, что будет дальше – пойдет ли кремлевская администрация на сокращение финансовых вливаний в Чечню или же сохранит их на прежнем уровне?

ЕС: В условиях экономического кризиса в России Чечня находится в привилегированном положении: если дотации из федерального бюджета и будут сокращать, то постараются это сделать минимально болезненно и индексировать. Однако в связи с девальвацией рубля денег не хватает, а чеченская элита привыкла жить в роскоши. Нехватка средств приведет к повышению поборов с граждан республики и усиленному давлению на малый и средний бизнес.

Все строительные планы Кадырова, скорее всего, будут выполнены. Средства на эти проекты действительно будут частными – из Фонда Кадырова, «добровольные» пожертвования бизнесменов или вклады дружественного Рамзану бизнеса, благодарного за поддержку и возможности, которые предоставляет близость к главе Чечни. Реакции из Кремля, скорее всего, не будет. Потому что между Кремлем и чеченской элитой в лице Кадырова есть негласное соглашение, что они обеспечивают федеральному центру борьбу с подпольем, отсутствие протестов и красивые результаты на выборах. Взамен им гарантируются поддержка и безнаказанность. Не исключено, что после переназначения условия соглашения будут несколько скорректированы, но пока об этом говорить преждевременно.

КУ: Скажите, как оценивает эту показную роскошь Кадырова и его окружения простое население Чечни? Чем она для обычных чеченцев является — еще одним непременным атрибутом власти или же, наоборот, признаком повальной коррупции и воровства?

ЕС: Деловая успешность ценится в чеченском обществе. Многие молодые ребята и девушки с восторгом смотрят на богатого, властного и влиятельного Рамзана, который живет шикарно и близость к нему сулит достаток. Часть молодежи очень хочет быть в команде Кадырова, разъезжать на дорогих машинах и ни в чем себе не отказывать. При этом все в Чечне знают источник этого богатства. Поэтому большинство жителей Чечни воспринимают роскошную жизнь элит на фоне едва сводящего концы с концами населения как квинтэссенцию навязанного им Москвой феодального строя.

…большинство жителей Чечни воспринимают роскошную жизнь элит на фоне едва сводящего концы с концами населения как квинтэссенцию навязанного им Москвой феодального строя.

КУ: Известно, что большую роль внутри Чечни играет фонд имени Ахмата Кадырова, чья финансовая организация, судя по расследованию Г.Туманова, отличается крайней непрозрачностью. Основная часть средств поступает в фонд из федерального бюджета, а также по добровольно-принудительной схеме от местных бизнесменов и даже простых граждан Чечни, отчисляющих до 10% своего дохода. Какое, на ваш взгляд, отношение к деятельности фонда у разных слоев населения Чечни – от рядовых граждан и мелких бизнесменов до представителей духовенства и политической элиты? Воспринимают ли они перечисления в фонд как поборы или же, наблюдая наглядные примеры восстановления городов и строительства школ и мечетей, согласны на такие пожертвования? 

ЕС: Люди воспринимают поборы как поборы. Благотворительность должна быть добровольной. Все знают, что на восстановление городов и школ деньги идут из федерального центра. Кстати, информация о 10% – неверная. Действуют другие схемы, более сложные и избирательные. Люди с малым доходом платят меньше и не так регулярно, те же, у кого доходы выше, платят больше. Используются и другие механизмы откачки денежных средств. Далеко не все «сборы» попадают в Фонд Кадырова.

Кадыров и силовики: слияние и противостояние

КУ: Уже сейчас Чечня представляет из себя, по сути, государство в государстве, которое лишь де-юре находится в пределах России, как об этом вы недавно сказали в интервью «Новой газете». РБК приводит мнение Игоря Каляпина, полагающего, что всего «армия» чеченских силовиков может составлять от 10 до 12 тыс. человек. Власть внутри республики держится на штыках силовиков, прямо подконтрольных Рамзану Кадырову. Согласны ли вы с этими оценками?

ЕС: Я в значительной степени согласна с мнением Игоря Каляпина, однако считаю, что власть в республике держится на штыках не кадыровских силовиков, а федеральных. Если их вывести сейчас из Чечни, то режим Кадырова не продержится и недели со всеми своими силовиками, значительная часть которых сразу выйдет из подчинения Рамзану. Мне сложно давать оценку количеству силовых структур в Чечне. Помните парад 10-12 тыс. силовиков, проходивший на стадионе «Динамо» в Грозном? Думаю, что примерно столько их и есть.

Однако нельзя чеченских силовиков воспринимать как монолит. Лишь костяк, ядро чеченской полиции действительно глубоко преданы Рамзану, а остальные ребята пришли в МВД, потому что другой работы нет. Может быть, им нравится служба в органах, но они предпочли бы иметь менее экстравагантное руководство. Думаете, они не страдают от поборов и унижений? Я помню, у меня в ЧГУ был студент, ОМОНовец. На занятия не ходил, пришел за зачетом. Я ему задала вопрос про Женевские конвенции. Конечно, ответа не он знал, и я отправила его в коридор читать конспект лекции. Парень вернулся с вытаращенными глазами и стал рассказывать, как эти конвенции нарушаются, как захваченных боевиков заставляют силой перейти на другую сторону и подвергают пыткам. Рассказывал, как много несправедливости в отношении самих силовиков творит их начальство. Это было в 2005 году. Сейчас там еще больше представителей поствоенного поколения.

КУ: Расскажите, как Кадыров относится к наличию на территории Чечни соединений российской армии? Воспринимает ли он российских военных в качестве угрозы или же, наоборот, как гарантию стабильности своего режима?

ЕС: С одной стороны, Кадырову хотелось бы, чтобы были выведены все российские войска, тогда территория Чечни оказалась бы под его контролем. С другой стороны, присутствие войск гарантирует поддержку его режима в случае волнений. Военные стоят и в соседней Ингушетии, и в Дагестане, поэтому никаких волнений в Чечне и не происходит. 

Что же касается федеральных силовых структур, то они не скрывают своего раздражения Кадыровым. Военные никогда не забудут, что у них «украли победу», что Рамзан воевал на стороне боевиков, а теперь он купается в роскоши на федеральные деньги. Кадыров никоим образом не может представлять силовиков, да и конкуренцию им составляет только в Чечне. Не думаю, что это очень тревожит руководство вооруженных сил, хотя спецслужбам его поведение активно не нравится.

Расселение

Чеченский исследователь-краевед, педагог и народный поэт А. С. Сулейманов, зафиксировал представителей тайпа в следующих населённых пунктах: Белгатой, Бено-Юрт, Бердакел, Балансу, Бачи-Юрт, Гелдаган, Гребенская, Гудермес, Гойты, Старые Атаги, Джугурты, Иласхан-Юрт, Нойбера, Ойсхара, Гой-Чу, Старая Сунжа, Старогладовская, Танги-Чу, Аргун, Центарой, Урус-Мартан, Цоци-Юрт, Шали, Алхан-Кала, Алхан-Юрт.

Собственно беноевские населенные пункты: Беной-Ведено, Булгат-Ирзу, Гуржи-Мохк, Денги-Юрт, Корен-Беной (левый берег реки Гумс), Лем-Корц, Оьла махка (О-махка), Оси-Юрт, Пачу, Стерч-Керч, Чилла кӀажа, Ожи-Юрт.

  • Гуржи-Мохк

  • Мечеть в Беное

  • Беной-Ведана

Кровная месть

Как мы уже сказали, третьим началом тейповой системы Чечни является кровная месть (по-чеченски «чир») за любого представителя своего рода. Этот обычай в вайнахском обществе имеет глубокие корни. Историк У. Лаудаев писал: «В случае убиения целая фамилия или тейпа бежала на иное местожительство. Кровь (ци) переходила из рода в род. Первоначально кровь распространялась на всю фамилию; с умножением фамильных членов кровь переходила на «гар», а в позднейшее время – на одно семейство».

После убийства представителя тейпа собирался совет старейшин. На нем принималось решение об отмщении. Тейп убийцы также собирал свой совет, который искал способы примирения с тейпом погибшего. Если тейпы не приходили к согласованному решению вопроса, то тогда собирался совет из представителей нейтральных тейпов, на котором вырабатывались условия перемирия. Если пострадавшая сторона отказывалась от перемирия, то на её совете решалось, на кого именно будет распространяться кровная месть.

Убийство кровника должно осуществляться холодным или огнестрельным оружием, при этом строго запрещается совершать его со спины, без предупреждения. Также запрещается убивать кровника в месяц Рамазан и в дни праздников, в людном месте или у кого-то в гостях.

Экскурс в историю

Тейп (племя, род) представляет собой единицу организации вайнахских национальностей (бацбийцев, чеченцев, ингушей). В его состав входят люди с общими предками. Тейп в Ичкерии с точки зрения этнографии нельзя назвать родом. Порой такое племя состояло из людей, объединенных взглядами на жизнь, а не родственными узами. Любой тейп делится на некъи и гары (фамилии и ветви).

Согласно преданию, у античных чеченцев имелся бронзовый котел с выбитыми на нем наименованиями первых 20 племен. В число этих тейпов входил и Беной. Упоминание об одноименном ауле можно найти в древних письменных источниках иных национальностей, написанных на арабском языке. Так, сведения о селении есть в книге аланского странника и исламского проповедника А. Вазара, датированной первой половиной XV столетия.

Начала тейпов

Тейп — это родовой союз, и именно здесь происходит формирование личности. Нравственные постулаты тейпов также называются началами. Всего их 23. Мы назовем только первые 10.

Первое начало — это единство и незыблемость тейповых обычаев для каждого из членов тейпа, а также его родственников.

Второе начало предполагает право на общинное землевладение.

Третье начало — кровная месть за убийство представителя своего тейпа.

Четвертое начало — это запрет брака между членами одного тейпа.

Пятое начало подразумевает любую помощь представителю своего тейпа в случае необходимости.

Шестое начало: в случаем смерти одного из членов тейпа объявляется траур, в течение определенного периода запрещено участие в праздниках и увеселительныз мероприятиях.

Седьмое начало: решающую роль в управлении тейпом играет совет старейшин.
Восьмое начало: выбор руководителя тейпа, или военачальника производится не по наследственному признаку.

Девятое правило: представительский орган лейпа — совет старейшин (тейпанан кхел).

Десятое начало подразумевает то, что совет старейшин формируется из самых мудрых и уважаемых людей пожилого возраста без возрастного ценза. Формально должность члена совета старейшин была пожизненной, но бывали и случаи смещения представителя со своей должности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector