Convair b-36

Характеристики

Самолет NB-36H в полете

Обратите внимание на 2 стручка; каждый был установлен около законцовки крыла самолета, и оба несли по два GE J47 реактивные двигатели каждый.. Общие характеристики

Общие характеристики

  • Экипаж: 5
  • Длина: 49,38 м (162 футов 1 дюйм)
  • Размах крыльев: 70,10 м (230 футов)
  • Высота: 14,23 м (46 футов 8 дюймов)
  • Площадь крыла: 4770 фут² (443,3 м²)
  • Загруженный вес: 162 305 кг (357 500 фунтов)
  • Электростанция:

    • 4 × General Electric J47 турбореактивные двигатели, 5200 фунтов (23,1 кН) каждый
    • 6 × Пратт и Уитни R-4360-53 радиальные, 3800 л.с. (2830 кВт) каждый

Спектакль

  • 676 км / ч (420 миль / ч)
  • 270 миль / ч
  • Практический потолок: 40 000 футов (12 200 м)

История эксплуатации

Вид самолета снизу

С 17 сентября 1955 г. по март 1957 г. NB-36H выполнил 47 испытательных полетов и 215 часов налета (из них 89 часов работал реактор). над Нью-Мексико и Техас. Испытательные полеты показали, что при использовании защиты экипажу не будет угрожать излучение реактора, в том числе при полетах на малой высоте, но существует риск радиоактивного заражения в случае аварии.

В 1957 году, после завершения летных испытаний, NB-36H был списан и утилизирован в Carswell. Ядерный реактор был удален. С Холодная война Напряженность усилилась в конце 1950-х годов, и правительство США настаивало на разработке тяжелого бомбардировщика с реактивными двигателями. Параллельные программы разработки ядерных и обычных самолетов были направлены на достижение этой цели, но развитие ядерной авиации шло медленно. Президент Дуайт Эйзенхауэр не был убежден в необходимости программы и не придавал ей срочности, хотя финансирование у него было. К концу 1950-х годов концепция самолетов с ядерными двигателями все чаще рассматривалась Конгрессом как излишняя, учитывая продолжающийся прогресс в сверхзвуковая авиация и баллистическая ракета разработка.

В марте 1961 г., вскоре после вступления в должность, президент Джон Ф. Кеннеди отменил программу. В своем заявлении Кеннеди отметил, что перспективы создания самолетов с ядерными двигателями все еще очень отдалены, несмотря на 15 лет разработки и расходов в размере около 1 миллиарда долларов. Convair X-6 никогда не строился, и NB-36H на сегодняшний день является единственным американским самолетом с работающим ядерным реактором. Однако научная работа, проведенная для проекта, имела некоторую непреходящую ценность, включая методы обращения с жидкими металлами и плавлеными солями, которые помогли разработать ядерные генераторы и реакторы, используемые НАСА.

Характеристики

Самолет NB-36H в полете

Обратите внимание на 2 стручка; каждый из них был установлен рядом с законцовками крыла, и оба несли по два реактивных двигателя GE J47 .. Общие характеристики

Общие характеристики

  • Экипаж: 5 человек
  • Длина: 49,38 м (162 футов 1 дюйм)
  • Размах: 70,10 м (230 футов 0 дюймов)
  • Высота: 14,23 м (46 футов 8 дюймов)
  • Площадь крыла: 443,3 м 2 (4770 кв. Футов)
  • Полная масса: 162 305 кг (357 500 фунтов)
  • Силовая установка: 4 турбореактивных двигателя General Electric J47 с тягой 23,1 кН (5200 фунтов силы) каждый
  • Силовая установка: 6 радиальных двигателей Pratt & Whitney R-4360-53 мощностью 2830 кВт (3800 л.с.) каждая

Представление

  • Максимальная скорость: 676 км / ч (420 миль / ч, 360 узлов)
  • Крейсерская скорость: 430 км / ч (270 миль / ч, 230 узлов)
  • Практический потолок: 12 200 м (40 000 футов)

Технические характеристики

Основные ттх ИЖБ-36 12 и 16 калибров.

12 калибр 16 калибр
Масса ружья 3,2 кг 2,8 кг
Масса блока стволов 1,5 кг 1,1 кг
Общая длина ружья 1130 мм 1130 мм
Длина стволов 720 мм 700 мм
Длина канала стволов 18,2 мм 16,8 мм
Правый ствол — цилиндр. Левый имел чок — дульное сужение 0,8 мм. Диаметр чока 17,4 мм 16,0 мм
Длина патронника 70 мм 70 мм
Диаметр патронника 20,7 мм 20,7 мм
Диаметр бойков 2,5 мм 2,5 мм

Бойки имеют возвратную пружину и не выдвигаются за плоскость щитка ствольной колодки. Бойки расположены горизонтально (без наклона относительно осей каналов стволов). Курки с отбоем. Усилие на первом спусковом крючке (правый замок) — 1,5-2,7 кг. Усилие на втором (заднем) спусковом крючке (левый замок) — 1,7-3,0 кг. Предохранитель автоматический.

Особенности конструкции ИЖБ-36

Ружье 12-го калибра модели ИЖБ-36 представляет собой двуствольную систему с горизонтальным расположением стволов. Длина блока стволов 702мм. Поверхность канала стволов не имеет хромового покрытия, а термообработана, в то время именно эта технология применялась для упрочнения и защиты поверхности каналов стволов гладкоствольных ружей.

Замки у этого ружья смонтированы на легкосъемных боковых досках, а внутренние курки раздельные с бойками. Запирание стволов довольно прочное тройное. Оно осуществляется по традиционной схеме с помощью рамки Перде на два подствольные крюка, и болтом Гринера в проушину вертикальной пластины, выступающей из казенного среза стволов. Управление механизмом запирания стволов осуществляется верхним рычагом, установленным над ствольной коробкой. Цевье имеет кнопочную защелку системы Энсона.

Характеристики

Самолет NB-36H в полете

Обратите внимание на 2 стручка; каждый был установлен около законцовки крыла самолета, и оба несли по два GE J47 реактивные двигатели каждый.. Общие характеристики

Общие характеристики

  • Экипаж: 5
  • Длина: 49,38 м (162 футов 1 дюйм)
  • Размах крыльев: 70,10 м (230 футов)
  • Высота: 14,23 м (46 футов 8 дюймов)
  • Площадь крыла: 4770 фут² (443,3 м²)
  • Загруженный вес: 162 305 кг (357 500 фунтов)
  • Электростанция:

    • 4 × General Electric J47 турбореактивные двигатели, 5200 фунтов (23,1 кН) каждый
    • 6 × Пратт и Уитни R-4360-53 радиальные, 3800 л.с. (2830 кВт) каждый

Спектакль

  • 676 км / ч (420 миль / ч)
  • 270 миль / ч
  • Практический потолок: 40 000 футов (12 200 м)

Первые дальние бомбардировщики появились во время Второй Мировой

Знаменитый дальний бомбардировщик Пе-8, бомбивший Германию с 1941 года

Впервые военные задумались о нанесении авиационных бомбовых ударов за линией фронта перед Второй мировой войной по результатам локальных конфликтов по всему миру.

Перед разработчиками первых серийных дальних бомбардировщиков тогда была поставлена цель: самолеты должны перевозить на 1-3 тысячу километров 5 тонн бомб.

Задачу решали по обе стороны океана множество авиакомпаний, но среди доброй сотни проектов жизнь получили немногие.

Уникальный бомбардировщик Ермолаева летал далеко, возил много, но был слишком дорог

В СССР дальнюю авиацию перед войной начали укомплектовывать самолетами ТБ-7 (Пе-8) Петлякова и Ер-2 Ермолаева, хотя последний планировался для задач фронтовой бомбардировки.

И тот, и другой самолет не могли «достать» цели в глухом тылу, поэтому начавшиеся в 1941 году бомбардировки Германии прекратили после потери островов в Балтийском море.

США оказались более успешны: на горизонте маячила война с Японией, поэтому требования к самолетам изначально были выше.

Дальние B-24 Liberator прослужили всю войну, но их дальности хватало не всегда

Douglas A-20 Havoc, Martin B-26 Marauder, Douglas A-26 Invader оставались фронтовыми самолетами.

Огромным четырехмоторным «летающим крепостям» Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator еще не хватало дальности: уж слишком большие расстояния от ближайших баз до японских объектов.

Основа немецкой бомбардировочной авиации He 111 являлся средним бомбардировщикоv

Хуже всего оказалось Германии: к началу войны даже четырехмоторные тяжелые самолеты страны преобразовывали мощность двигателей в бомбовую нагрузку, а не дальность и скорость.

В результате двухмоторные Junkers Ju 86, Heinkel He 111 не могли брать боевую нагрузку при максимальной дальности.

Fw 200, Ju 290 и Ju 86 переделали из гражданский лайнеров, потеряв скорость и дальность полета

Четырехмоторные Focke-Wulf Fw 200 Condor, Junkers Ju 290 и Heinkel He 177 превосходили их, но качественного рывка предложить не могли.

Нужны были новые двигатели, отсутствие которых попытались нивелировать первыми управляемыми ракетами, значительно увеличившими дальность действия бомбардировщика.

Avro Lancaster бомбили Германию всю войну. Но дальность и высота – не главное для эффективности

Аналогично развивалась история авиации Великобритании. Ее Avro 683 Lancaster, Vickers Wellington, Handley Page Halifax и Stirling могли долететь до середины Германии, но возвращение домой было трудной задачей.

Самолетам ещё не хватало высоты, скорости — и специального вооружения стратегических бомбардировщиков будущего.

Why was the Convair NB-36H shelved?

Between September 17, 1955, and March 1957, the Convair NB-36H performed 47 test flights. The project covered a whopping total of 215 hours of flight time over Texas and New Mexico. Focus on the development of the NB-36H, however, soon started reducing. The tinted glasses and shielded compartments did protect the crew from dangerous radiations from the nuclear reactor. However, nothing could eliminate the dangers of contamination in case an accident was to occur. This was a major drawback of the project that was brought to light during the test flights. The functional nuclear reactor was removed from within the aircraft, to prevent disaster. The Aircraft Nuclear Propulsion (ANP) program was completely scrapped out in 1961, thus sealing the fate of the Convair NB-36H.

The Convair NB-36H had radiation warning symbol on the tail. (Robert Sullivan / Flickr)

With tensions of the Cold War brewing, the US government wanted to switch gears and fund the development of heavy bomber aircraft with jet engines. The progress of the ANP program was exceedingly slow. Even so, President Dwight Eisenhower continued to fund the project despite not being convinced of the need for this program. By the end of the 1950s, most people saw nuclear-powered planes as a redundant concept owing to the seminal advancements in ballistic missile and supersonic aviation development. The Aircraft Nuclear Propulsion program was finally cancelled by John F. Kennedy in 1961, owing to the ‘remote and dangerous’ nature of the project.

Последующие события

Для поиска B-36 самолеты были сняты с поиска Douglas C-54, который исчез тремя неделями ранее . Более тщательного поиска B-36 не проводилось, поскольку считалось, что он находится на дне Тихого океана. Три года спустя рейс RCAF в поисках пропавшего самолета de Havilland Dove, принадлежащего техасскому миллионеру-нефтянику Эллису А. Холлу, обнаружил обломки B-36. Он был обнаружен на склоне горы Кологет, примерно в 50 милях (80 км) к востоку от границы с Аляской , примерно к востоку от городов Стюарт, Британская Колумбия , и Хайдер, Аляска , на восточной стороне изолированного бассейна Насс на северо-западе. из Хейзелтона, Британская Колумбия .

ВВС США немедленно начали расследование. Команда была отправлена ​​в сентябре 1953 года, так как работа имела высокий приоритет, но они не смогли добраться до места после 19 дней блуждания по пустыне. В следующем году работа была возобновлена ​​с улучшенным оборудованием, и в августе 1954 года новая команда сотрудников ВВС США в сопровождении местного гида достигла обломков. Они извлекли важные компоненты, а затем использовали взрывчатку, чтобы уничтожить то, что было видно над снегом.

В 1956 году два гражданских геодезиста случайно наткнулись на место крушения и отметили его точное местоположение, которое иначе оставалось неизвестным в течение следующих 40 лет. В 1997 году один из геодезистов предоставил координаты двум различным экспедициям, одной американской и одной под руководством Министерства национальной обороны Канады , которые пытались провести экологический анализ этого места. Обе экспедиции достигли места крушения примерно в одно время, и участники, по-видимому, были первыми людьми, ступившими в этот район с 1956 года. Миссия под руководством Канады не обнаружила необычных уровней радиации . В конце 1998 года правительство Канады объявило это место охраняемым. Часть одной из орудийных башен выставлена ​​в музее Балкли-Вэлли в Смитерсе, Британская Колумбия .

В конце октября 2016 года дайвер сообщил, что он обнаружил нечто похожее на часть частично обезвреженной ядерной бомбы Mark IV, которую, по словам второго пилота, они сбросили перед катастрофой. Место возле острова Питт во Внутреннем проходе было ошибочно указано как у побережья Хайда-Гвайи . Позже Королевский флот Канады подтвердил, что это не бомба Mark IV.

Модификации


Самолёт с реактором на борту

  • NB-36H (X-6) — самолёт с ядерной силовой установкой
  • Convair XC-99 (1947) — экспериментальный военно-транспортный самолёт, построен 1 экземпляр (который довольно интенсивно эксплуатировался).
  • Convair Model 37′ — проект пассажирского самолёта на 204 места; не построено ни одного.
  • Convair YB-60 (1952) — экспериментальный реактивный бомбардировщик, построен 1 экземпляр (ещё 1 был не достроен); по итогам испытаний предпочтение было отдано проекту Boeing B-52 Stratofortress
  • DB-36H — самолёт-носитель крылатой ракеты GAM-63 RASCAL. В них было переоборудовано четыре серийных B-36H.

Стратегические бомбардировщики

  • XB-36 — экспериментальная машина, без вооружения. Отличалась от последующих самолётов конструкцией шасси и кабины экипажа. В 1946 году была изготовлена одна машина.
  • YB-36 — второй опытный самолёт, имел бортовую РЛС и новую кабину. В 1947 году была изготовлена одна машина. После завершения испытаний YB-36 был переоборудован в RB-36E.
  • YB-36A — первая машина предсерийной партии, предназначенная для проведения прочностных испытаний. Был выполнен единственный полёт с завода к месту проведения испытаний. В 1947 году был изготовлен в единственном экземпляре.
  • B-36A — предсерийная партия, без вооружения, установлены новые четырёхколёсные основные стойки шасси и двигатели R-4360-25. В 1947 году было выпущено 22 самолёта.


XB-36 с одноколёсными основными стойками шасси


Экспериментальное гусеничное шасси для взлёта с мягкого грунта

  • B-36B — первая серийная партия с полным составом вооружения. Установлены двигатели R-4360-41. В 1948 году изготовлено 73 машины, впоследствии 64 из них были модернизированы до уровня B-36D.
  • B-36C — нереализованный проект с двигателями R-4360-25 и тянущими винтами.
  • B-36D — установлено четыре дополнительных ТРД J47-GE-19. В 1949 году построено 22 машины, в 1954 году модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили названиеB-36D-III .
  • B-36F — установлены двигатели R-4360-53, новая бомбардировочная РЛС K-3A и кормовая прицельная РЛС AN/APG32. В 1950 году изготовлено 34 самолёта, в 1954 г. модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили названиеB-36F-III .
  • B-36H — установлена прицельная бомбардировочная система модернизированная по программе Blue square. В 1951 году изготовлено 83 машины, в 1954 модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили названиеB-36H-III . Четыре самолёта переоборудованы в DB-36H носители крылатых ракет GAM-63 «Раскл».
  • B-36J — модификация с дополнительными топливными баками и усиленным шасси. В 1953 году изготовлено 19 самолётов в 1954 году все машины модернизированы в соответствии со спецификацией III и получили обозначение B-36J-III.
  • B-36J-III — самолёты, изготовленные в соответствии со спецификацией III, в 1954 году выпущено 14 машин.

Стратегические разведчики

  • RB-36D — на месте бомбового отсека № 1 имел герметичный отсек, в котором располагалось 14 различных фотокамер для плановой и перспективной съемки и помещение для проявки фотоплёнок и предварительного анализа разведданных. Отсек № 2 мог размещать 80 осветительных бомб, для проведения ночной фотосъёмки. В отсеке № 3 мог размещаться дополнительный топливный бак на 11350 литров бензина. Отсек № 4 был заполнен оборудованием для электронной разведки. В зависимости от полётного задания численность экипажа варьировалась от 19 до 22 человек. Всего было построено 17 RB-36D, и 7 было переоборудовано из B-36B. В дальнейшем 11 RB-36D были модернизированы по спецификации III. В середине 1950-х годов 10 разведчиков переоборудовали в носители RF-84K по проекту FICON.
  • RB-36E
  • RB-36F — мог применяться в качестве бомбардировщика. В первой части бомбоотсека имелся герметичный отсек с разведоборудованием, остальная его часть позволяла подвешивать бомбы. Экипаж составлял 19-22 человека. Было изготовлено 24 самолёта, один из них был переделан по спецификации III.
  • RB-36H

История эксплуатации

Вид самолета снизу

С 17 сентября 1955 г. по март 1957 г. NB-36H совершил 47 испытательных полетов и 215 часов налета (из них 89 часов работал) над Нью-Мексико и Техасом . Испытательные полеты показали, что при использовании защиты экипажу не угрожает излучение реактора, в том числе при полетах на малой высоте, но существует риск радиоактивного заражения в случае аварии.

В 1957 году, после завершения летных испытаний, NB-36H был списан и утилизирован в Carswell. Ядерный реактор был удален. В связи с обострением напряженности времен холодной войны в конце 1950-х годов правительство США настаивало на разработке тяжелого бомбардировщика с реактивными двигателями. Параллельные программы разработки ядерных и обычных самолетов были направлены на достижение этой цели, но развитие ядерной программы было медленным. Президент Дуайт Эйзенхауэр не был убежден в необходимости программы, и он не придавал ей срочности, хотя и сохранил финансирование. К концу 1950-х годов концепция самолетов с ядерными двигателями все чаще рассматривалась Конгрессом как излишняя, учитывая постоянные успехи в развитии сверхзвуковой авиации и баллистических ракет .

В марте 1961 года, вскоре после вступления в должность, президент Джон Кеннеди отменил программу. В своем заявлении Кеннеди отметил, что перспектива создания самолетов с ядерными двигателями все еще очень далека, несмотря на 15 лет разработки и расходов в размере около 1 миллиарда долларов. Convair X-6 так и не был построен, а NB-36H на сегодняшний день является единственным американским самолетом с работающим ядерным реактором. Однако научная работа, выполненная для проекта, имела некоторую непреходящую ценность, включая методы обращения с жидкими металлами и плавлеными солями, которые помогли в разработке ядерных генераторов и реакторов, используемых НАСА .

Ссылки [ править ]

Цитаты править

  1. ^ a b «Convair NB-36H» Крестоносец » » . Национальный музей ВВС США. 2009-06-26. Архивировано 28 октября 2014 года . Проверено 9 июля 2017 .
  2. ^ Эмме, Евгений М, комп (1961), аэронавтики и астронавтики: Американская хронология науки и техники в освоении космического пространства, 1915-1960 , Вашингтон, округ Колумбия, стр 49-63..
  3. Колон, Рауль. «Полеты на ядерное оружие, американские усилия по созданию [так в оригинале ] бомбардировщика с ядерным двигателем» . Архивировано 2 ноября 2008 года . Проверено 5 ноября 2008 .
  4. ^ «Мегазона» . Распад программы атомных самолетов . Вустерский политехнический институт. 1993 . Проверено 5 ноября 2008 .
  5. ^ а б в г д Дженкинс, Денис Р. (2004). Альбом для вырезок фотографий X-Planes . Специальная пресса. п. 118. ISBN 9781580070768.
  6. ^ a b c d Такер, Тодд (2009). Атомная Америка: как смертельный взрыв и опасный адмирал изменили ход ядерной истории . Саймон и Шустер. п. 130. ISBN 9781439158289.
  7. ^ «Convair NB-36: самолет-бомбардировщик с внутренним ядерным реактором» . Авиа Время. 25 марта 2013 . Проверено 5 апреля 2014 года .
  8. ^ «Переделанный бомбардировщик B-36 (NB-36H)» . Проект США по изучению стоимости ядерного оружия . Институт Брукингса . Проверено 5 апреля 2014 года .
  9. ^ Колон, Рауль (2007-08-06). «Полеты на ядерное оружие, американские усилия по созданию бомбардировщика с ядерным двигателем» . Онлайн-музей истории авиации . Проверено 24 января 2012 .
  10. ^ a b c d Каплан, Филипп (2005). Big Wings: самые большие самолеты из когда-либо построенных . Перо и меч. п. 104. ISBN 9781844151783.
  11. ^ Кортрайт, Винсент, «Сон Atomic Powered Полет», История авиации , март 1995
  12. Комиссия по атомной энергии и министерство обороны (февраль 1963 г.). Отчет Конгрессу США — Обзор программы пилотируемых авиационных ядерных двигательных установок . Генеральный контролер Соединенных Штатов. п. 141 . Проверено 24 января 2012 .
  13. ^ Боулз, Марк Д. (2006). Наука в движении: Ядерная программа НАСА на станции Плам-Брук, 1955-2005 гг . Государственная типография. п. 78. ISBN 9780160877377.
  14. ^ a b Джонсон, Лиланд; Шаффер, Дэвид (1994). Национальная лаборатория Окриджа: первые пятьдесят лет . Univ. Теннесси Пресс. С. 76–77. ISBN 9780870498541.
  15. ^ Mahaffey, Джеймс (2010). Атомное пробуждение: новый взгляд на историю и будущее ядерной энергетики . Книги Пегаса. п. 264. ISBN 9781605982038.
  16. ^ «Самолеты с ядерным двигателем» . Институт Брукингса . Архивировано из оригинала на 2006-03-02.
  17. ^ Петреску, Рели Виктория; Петреску, Флориан Ион (2013). Новый цвет Aircraft II . Книги по запросу. п. 92. ISBN 9783848259854.

Библиография править

Винчестер, Джим. Концептуальный самолет: прототипы, X-Planes и экспериментальный самолет . Thunder Bay Press, 2005. ISBN 978-1592234806 

The first flight of NB-36H and safety protocols

On 17th September 1955, the Convair NB-36H took off for the first time. The test pilot flying the NB-36H was A. S. Witchell, Jr. The test flights took place in sparsely populated areas and the reactor was only switched on when they were at a very high altitude. On every test flight, a platoon of marines flew in C-97 next to the NB-36. In case of a crash, the platoon of armed marines would parachute down and cover the test aircraft. The Convair NB-36H was a classified project up until late 1955. There was a risk of radioactive contamination in case of a disaster or an accident. A hotline directly to the President’s office was set up in case of an ill-fated crash.

Появление сверхскоростных стратегических бомбардировщиков из титана

Программа XB-70 стала самой дорогостоящей в международной авиации

Уже во время Вьетнамской войны и переходных Ту-22 с B-58 появились дальние зенитно-ракетные комплексы С-75 «Двина», которые практически свели на нет все старания инженеров.

Дальность и скорость полёта ракет ПВО, а так же серьезно увеличившаяся дальность баллистических ракет в шестидесятые годы заставила военных пересмотреть доктрины.

Стратегические бомбардировщики должны были стать самолётами, прорывающими оборону противника на запредельной высоте и скорости.

Самым известным американским проектом стал North American XB-70 Valkyrie — цельнометаллический самолёт с невероятной компоновкой и тысячами прорывных конструктивных идей.

Движущийся на высоте больше 20 километров при скорости в 2 тысячи километров в час XB-70 гарантированно был недостижим для любых наземных средств обороны.

Цена оказалась велика: самолёт стал самым дорогим авиационным проектом за всю историю. И это без учета косвенных расходов, а так же выплат по результатам нескольких катастроф с погибшими.

Несмотря на трудоемкость и стоимость изготовления, Т-4 оказался удачной машиной

Но Штаты были не единственными, кто ошибался: в СССР разрабатывали аналогичный цельнотитановый бомбардировщик прорыва Т-4, разработанного КБ Сухого, с постоянной скоростью в 3000 километров в час.

Он получил меньшую дальность, поскольку предназначался для поиска и уничтожения авианосцев противника, став попыткой догнать США, активно развивавшей авианосный флот.

Этот проект, как и ряд других, пал жертвой политики и переменчивых военных доктрин

«Валькирию» закрыли в 1969, как и Т-4: невероятная стоимость, резкое улучшение характеристик ракетных систем закрыли проекты.

Какое-то время обе страны пытались продолжить идеи в более простых схемах, дешевых и проверенных. Однако все они не вышли за рамки бумажных проектов: сверхзвуковые перехватчики МИГ-25 с крейсерским сверхзвуком заставили отказаться от концепции.

Служба[ | ]

B-36 никогда не участвовал в реальных боевых действиях, однако широко использовался как разведывательный самолёт (модификация RB-36). Его огромные размеры позволяли размещать в нём фотокамеры высокого разрешения, а большая высота полёта делала его недосягаемым для зенитной артиллерии и истребителей тех лет. Предполагают, что в 1950-х годах B-36 совершил несколько разведывательных полётов над территорией Китая и СССР[источник не указан 545 дней

]. B-29 и B-36 B-36 использовался также в ряде экспериментов. Специально переоборудованный самолёт NB-36H в рамках программы по созданию атомолёта совершал полёты с работающим ядерным реактором на борту. Целью этих полётов было изучение влияния радиации на экипаж и системы самолёта. Однако работы по созданию самолётов с ядерным источником энергии не получили продолжения.

Носитель сверхтяжёлых (20 тонн) авиабомб T-12 Cloudmaker.

Технические характеристики [ править ]

Самолет NB-36H в полете

Обратите внимание на 2 стручка; каждый из них был установлен рядом с законцовками крыла, и оба несли по два реактивных двигателя GE J47 .. Общие характеристики

Общие характеристики

  • Экипаж: 5 человек
  • Длина: 49,38 м (162 фута 1 дюйм)
  • Размах крыла : 70,10 м (230 футов)
  • Высота: 14,23 м (46 футов 8 дюймов)
  • Площадь крыла: 4 770 фут² (443,3 м²)
  • Снаряженная масса: 162 305 кг (357 500 фунтов)
  • Силовая установка :

    • 4 турбореактивных двигателя General Electric J47 , 5200 фунтов (23,1 кН) каждый
    • 6 радиальных двигателей Pratt & Whitney R-4360-53 , 3800 л.с. (2830 кВт) каждый

Спектакль

  • Максимальная скорость : 676 км / ч (420 миль / ч)
  • Крейсерская скорость : 270 миль / ч
  • Практический потолок : 40 000 футов (12 200 м)

Технические характеристики [ править ]

Самолет NB-36H в полете

Обратите внимание на 2 стручка; каждый из них был установлен рядом с законцовками крыла, и оба несли по два реактивных двигателя GE J47 .. Общие характеристики

Общие характеристики

  • Экипаж: 5 человек
  • Длина: 49,38 м (162 фута 1 дюйм)
  • Размах крыла : 70,10 м (230 футов)
  • Высота: 14,23 м (46 футов 8 дюймов)
  • Площадь крыла: 4 770 фут² (443,3 м²)
  • Снаряженная масса: 162 305 кг (357 500 фунтов)
  • Силовая установка :

    • 4 турбореактивных двигателя General Electric J47 , 5200 фунтов (23,1 кН) каждый
    • 6 радиальных двигателей Pratt & Whitney R-4360-53 , 3800 л.с. (2830 кВт) каждый

Спектакль

  • Максимальная скорость : 676 км / ч (420 миль / ч)
  • Крейсерская скорость : 270 миль / ч
  • Практический потолок : 40 000 футов (12 200 м)

Предыстория

Сама по себе идея создания уникальной летательной машины, которая бы имела вертикальный взлет и посадку, появилась еще задолго до создания самолета и была реализована в виде вертолёта. Производство же именно самолета с аналогичными вертолёту свойствами затянулось на многие годы. Основной причиной задержки в создании такого судна было то, что в нем бы удельный вес всех силовых установок был слишком велик, а мощность – малой. В итоге с мертвой точки дело сдвинулось лишь в 1940-х годах, когда свет увидели турбореактивные двигатели. От инженерной мысли и испытаний на стенде до создания настоящего самолета прошёл период, равный двум десятилетиям.

История эксплуатации

Вид самолета снизу

С 17 сентября 1955 г. по март 1957 г. NB-36H совершил 47 испытательных полетов и 215 часов налета (из них 89 часов работал) над Нью-Мексико и Техасом . Испытательные полеты показали, что при использовании защиты экипажу не угрожает излучение реактора, в том числе при полетах на малой высоте, но существует риск радиоактивного заражения в случае аварии.

В 1957 году, после завершения летных испытаний, NB-36H был списан и утилизирован в Carswell. Ядерный реактор был удален. В связи с обострением напряженности времен холодной войны в конце 1950-х годов правительство США настаивало на разработке тяжелого бомбардировщика с реактивными двигателями. Параллельные программы разработки ядерных и обычных самолетов были направлены на достижение этой цели, но развитие ядерной программы было медленным. Президент Дуайт Эйзенхауэр не был убежден в необходимости программы, и он не придавал ей срочности, хотя и сохранил финансирование. К концу 1950-х годов концепция самолетов с ядерными двигателями все чаще рассматривалась Конгрессом как излишняя, учитывая постоянные успехи в развитии сверхзвуковой авиации и баллистических ракет .

В марте 1961 года, вскоре после вступления в должность, президент Джон Кеннеди отменил программу. В своем заявлении Кеннеди отметил, что перспектива создания самолетов с ядерными двигателями все еще очень далека, несмотря на 15 лет разработки и расходов в размере около 1 миллиарда долларов. Convair X-6 так и не был построен, а NB-36H на сегодняшний день является единственным американским самолетом с работающим ядерным реактором. Однако научная работа, выполненная для проекта, имела некоторую непреходящую ценность, включая методы обращения с жидкими металлами и плавлеными солями, которые помогли в разработке ядерных генераторов и реакторов, используемых НАСА .

Временная заплатка

Серийное производство уложилось в десятилетие — последний самолёт сошёл с конвейера в 1962 году.

Сейчас в строю остались одни ровесники — бомбардировщики последней модификации(B-52H), выпущенной в 1960-62 годах. Самую последнюю машину выкатили аккурат в дни максимального накала Карибского кризиса — такая вот живая история ядерного противостояния.

К слову, в этом плане очень несправедливы частые упрёкив интернетах» в адрес Ту-95 — якобы онрухлядь». Вообще-то все нынешние Ту-95МС выпустили в 80-х годах, и для стратегических бомбардировщиков они ещё довольно молодые.

Последний B-52H, сошедший с конвейера в 1962 году(фото: Boeing)

B-52H казался переходной машиной к будущему — временной заплаткой, так сказать. На рубеже 50-60-х годов стало понятно, что высотный дозвуковой бомбардировщик со свободнопадающими бомбами не имеет особых шансов, поэтому его делали, во-первых, с расчётом на прорыв ПВО на малой высоте, а во-вторых, как ракетоносец. В планах было использование аэробаллистических ракет GAM-87 Skybolt с дальностью до 1850 км, но с ними не выгорело. Впрочем, сильно никто не расстроился.

Когда B-52H уже запускали в серию, подразумевалось, что прослужат бомбардировщики примерно до 1970 года, после чего их спишут вместе с ракетами. Как мы и говорили — временная заплатка. Но для чего?

История

Разработка самолёта началась в начале 1941 года. Он предназначался для бомбардировки Германии с территории США в случае падения Англии. К началу Холодной войны B-36 стал основой стратегических ядерных сил США, поскольку он мог, базируясь на территории американского континента, доставлять ядерные бомбы к целям на территории СССР.

Первый полёт

С появлением серийных образцов B-52, к концу 1950-х годов устарелость B-36 стала очевидной и почти все машины были вскоре отправлены в металлолом. Этому способствовала и относительно низкая надёжность и трудоёмкость обслуживания поршневых двигателей по сравнению с газотурбинными.

История

Разработка самолёта началась в начале 1941 года. Он предназначался для бомбардировки Германии с территории США в случае падения Англии. К началу Холодной войны B-36 стал основой стратегических ядерных сил США, поскольку он мог, базируясь на территории американского континента, доставлять ядерные бомбы к целям на территории СССР.


Первый полёт

С появлением серийных образцов B-52, к концу 1950-х годов устарелость B-36 стала очевидной и почти все машины были вскоре отправлены в металлолом. Этому способствовала и относительно низкая надёжность и трудоёмкость обслуживания поршневых двигателей по сравнению с газотурбинными.

Производство самолета и его испытания

Первые четыре судна были построены на заводе, расположенном на Ленинградском проспекте Москвы. Один из этих самолетов служил для испытаний модели на прочность. Весной 1963 года на самолёте номер 36 были проведены испытания, ориентированные на проверку степени защиты двигателей от проникновения в них отражённого потока струи, а также ресурсные испытания. С этой целью штурмовик Як-36 был оснащен двумя газозащитными щитками, один из которых был установлен на носу, а второй – перед соплами турбодвигателя.

Вторая машина с бортовым номером 37 отрабатывала исключительно посадку и взлет. Изначально высота составляла полметра, а несколько позже этот показатель составил уже 5 метров. За два года было выполнено 85 тренировочных зависаний. 25 июня 1963 года судно попало в аварию: произошла поломка шасси во время вертикальной посадки по причине высокого показателя скольжения.

Третий самолет (бортовой номер 38) помогал проверять эффективность работы струйных рулей, систему автопилота и органов управления, расположенных в кабине пилота. Разработчики подбирали такие нормы расхода воздуха, которые позволяли самолёту быть устойчивым во время висения и делали машину полностью подконтрольной пилоту.

Проклятие сменщика

На рубеже 1950-60-х военные ещё не отошли от полувековой авиационной гонки под олимпийским девизомбыстрее, выше, сильнее». Более того, подаренный реактивными двигателями(а так же прогрессом в материалах, аэродинамике и многом другом) послевоенный прорыв убедил их, что вот сейчаскарта попёрла».

Прежде чем смеяться над фантастическими проектами того времени, вспомните, что работали над ними люди, которые ещё детьми застали фанерные этажерки, вскоре превратившиеся в сияющих реактивных монстров.

Но вернёмся к теме. На смену неповоротливымкрепостям», казалось, шли скоростные машины. В 1960 году на вооружение встал двухмаховый B-58Хастлер», который сменил B-47 и по нашим стандартам был скорее дальним бомбардировщиком. Шла разработка настоящего монстра — трёхмахового сверхвысотного B-70Валькирия».

B-58Хастлер» и B-70Валькирия»

Даже летал он на топливе, которое не было нефтепродуктом, а состояло из соединений бора и водорода — настоящее чудо химической промышленности.

И тут начало действовать настоящеепроклятие сменщика B-52».

Сначала в Белый дом пришла администрация Кеннеди, полная эффективных менеджеров — включая министра обороны, ранее топ-менеджераФорда», Роберта Макнамару, который без жалости порезалВалькирию». Обосновал он это тем, что скорость и высота — недостаточная защита от перспективных ЗРК(зенитных ракетных комплексов. — Прим. ред.), да и вообще МБР(межконтинентальная баллистическая ракета. — Прим. ред.) гораздо лучше. B-70 отстояли только в качестве летающей лаборатории.

B-58Хастлер»

Потом выяснилось, что и с B-58 не всё ладно. Если уходить от ЗРК на малые высоты, дальность становится не ахти, кроме свободнопадающих термоядерных бомб самолёт ничего нести не может, сложный в управлении, дорогущий и т. д.

В общем, в 1970 году списали именно его, а не B-52.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector