Гибель апл к-278 «комсомолец»

Причины гибели подлодки «Комсомолец»

Официальным выводом по причинам аварии и затопления субмарины стали ошибки в конструировании. От огня воспламенились отделочные материалы, очень быстро температура в отсеке достигла почти 1 000 градусов. Это, в свою очередь, привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Воздух начал поступать в избытке, что увеличило интенсивность пожара.

Однако доподлинно неизвестно, что на самом деле стало причиной возникновения пожара. По одной из версий, произошло это из-за интенсивной подачи кислорода в отсеки. Он мог воспламениться в силу случайного стечения обстоятельств.

Стоит отметить, что причина массовой гибели моряков-подводников может быть обусловлена тем, что гидрокостюмы на борту «Комсомольца» были устаревшего образца, и в условиях внештатной ситуации их было трудно надеть. В результате они и оказались в ледяной воде без гидрокостюмов.

Книги о «Комсомольце»

Маркова Р.А. Воспоминание. Памяти моряков, погибших в апреле 1989 года на АПЛ»К-278″ — «Комсомолец».

Книга, даёт биографии всех 42 погибших членов экипажа АПЛ «Комсомолец». Описания составлены на основе воспоминаний родственников, друзей, присутствуют и фотографии из личных архивов семей погибших подводников.

Автор книги Роза Алексеевна Маркова — Председатель общества Памяти АПЛ «К-278 Комсомолец».

Романов Д.А. Трагедия подводной лодки «Комсомолец». Автор — заместитель главного конструктора АПЛ «Комсомолец». Книга исследует возможные причины гибели подлодки с различных аспектов: комплектование экипажа, технические характеристики субмарины и т.д.

В книге можно найти выдержки из документов (вахтенный журнал, заключения), чертежи устройств. По сути, благодаря выпискам из вахтенного журнала, можно восстановить хронологию трагедии посекундно.

Океанологические исследования и подводно-технические работы на месте гибели атомной подводной лодки»Комсомолец».

Книга довольно подробно описывает работы по исследованию затонувшей лодки, представляя собой,  по сути фундаментальное исследование вопроса. Причём в книге рассматриваются не только вопросы, связанные с непосредственно осмотром корпуса затонувшей субмарины.

В фокусе внимания авторов такие аспекты как: гидрологический режим бассейна Норвежского моря, характеристика климата в районе исследований, океанографические условия в районе гибели АПЛ»Комсомолец»и т.д. Поэтому характеризуя данную книгу, можно сказать, что она даёт именно комплексный взгляд на проблему.

Фильмы о «Комсомольце»

Документальный фильм «АПЛ К-278 Комсомолец. Остаться в живых.»Фильм производства Первого канала. Довольно драматичен, интересен, в принципе держит зрителя в напряжении. Присутствуют интервью участников событий.

Выпуск программы «Служу Советскому Союзу» 1989 г., посвящённый «Комсомольцу». В передаче присутствуют уникальные кадры интервью с подводниками спустя ТРИ дня после полуторачасового пребывания в ледяной воде. Перешагнувшие пределы человеческого организма моряки, отчаянно ругают имевшиеся у них на тот момент средства спасения, но обстановкагласности всё же даёт материал в эфир.

______

1Мормуль Н.Г. Катастрофы под водой. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010 с.203

  1. Главная ›
  2. Феномены ›
  3. Гибель АПЛ Комсомолец

Проектирование

Тактико-техническое задание на проектирование опытной лодки с повышенной глубиной погружения было выдано ЦКБ-18 в 1966 году. Процесс проектирования закончился только в 1974 году. Применение титана позволило существенно уменьшить массу корпуса. Она составила всего 39 % от нормального водоизмещения, что не превышало соответствующий показатель других АПЛ при достижении значительно более высокой прочности. Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок, пригодных для серийной постройки. Главный конструктор Н. А. Климов (с 1977 года — Ю. Н. Кормилицин), главный наблюдающий от ВМФ — капитан 2-го ранга А. Я. Томчин (затем капитан 2-го ранга Н. В. Шалонов). Проект получил номер 685, шифр «Плавник».

В Северодвинске были построены три специальные барокамеры, одна из которых имела диаметр 5 м и длину 20 м, другая, соответственно, 12 и 27, и третья — 15 м и 55 м. В первой из камер создавалось давление 400 кгс/см² при разовой нагрузке и 200 кгс/см² — при циклическом нагружении. Вторая барокамера имела рабочее давление 200 кгс/см² и третья — 160 кгс/см². В них проходили испытания масштабных, полунатурных и натурных отсеков подводной лодки, осуществлялась экспериментальная проверка статической, циклической и динамической прочности конструкций.

“Пожар в седьмом отсеке!”

Вышли в море 28 февраля 1989 года – по плану должны были вернуться 31 мая. Попутно отпраздновал я день рождения, кок испек торт. Вообще настроение в том походе у всех было приподнятое – нам удалось обнаружить несколько американских подводных лодок. Это огромная удача!

7 апреля моя вахта была с 12 ночи и до 4 утра. А пока я отдыхал у себя в каюте. Кушать не стал, нас кормили пять раз в день, физически столько не съесть. Около полудня вышел на построение и инструктаж. И тут в 7м отсеке прозвучал сигнал “пожар”. Как потом выяснилось, матрос там погиб сразу. На разведку пошел мичман – и тоже погиб.

В тот момент “Комсомолец” находился на глубине 350 метров. Срочно начали всплывать. Но сработала аварийная защита атомного реактора – “Комсомолец” потерял ход и стал просто грудой металла. Командир принял решение: сжатым воздухом “продуть” воду из спеццистерн. Всплыли. Но ситуация ухудшалась с каждой секундой. Шестой и седьмой отсеки в огне. На лодке 400 баллонов со сжатым воздухом. Огонь и кислород – гремучая смесь. Начало гореть даже то, что гореть не должно.

Я был в спасательной группе. Задача – загерметизировать и изолировать горящие отсеки. Мы едва успевали вытаскивать раненых и обожженных ребят. Казалось, вокруг ад – теснота, дым, нечем дышать, и я выношу своего товарища, который остался без кожи. Начались электрические замыкания. Мы не знали, что творится в шестом и седьмом отсеках, но в остальных ликвидировать возгорание удалось.

На базе знали о ситуации. Над лодкой уже кружили два военных самолета. Нам сообщили, что на помощь идут гражданские суда, люди начали эвакуироваться – прыгать в воду. А мы, спасательная команда, вдохнули свежего воздуха – и полезли обратно в лодку. Надо было забрать секретную документацию и аппаратуру.

В этот момент лодка накренилась. И пошла ко дну.

Модификации

Как говорилось ранее, первая подводная лодка «Акула» была стравлена на поверхность воды в декабре 1981г.

Изначально в планах было собрать 7 аналогичных кораблей, однако по договоренности о сокращении численности стратегического оружия, Советский Союз ограничился 6 экземплярами.

Собранные и использовавшиеся модификации представлены ниже:

  • ТК-208 «Дмитрий Донской», строительство начато 17.06.1976г, спущен в воду спустя 4 года. В 2002г снят с вооружения для последующей модернизации. На сегодняшний момент переоборудован для нового вида вооружения «Булава».
  • ТК-202, спущен в воду в 1982 г., введен в ВМФ спустя 1 год, лишь в 1983. После 22 лет эксплуатации был распилен на металлолом.
  • ТК-12 «Симбирск» использовался с 1983 по 1998г, затем списан. В 2005 г. корабль доставили в Северодвинск и утилизировали совместно с американцами.
  • ТК-13, принятый на вооружение в 1985 г. использовался до 2007 г. Лишь после списания были начаты работы по его утилизации. На сегодняшний момент полностью разобран и переработан, а ядерный реактор перемещен в Заполярье для длительного хранения.
  • ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2006 году выведены из состава ВМС России. Решение об их дальнейшей судьбе пока не определено.

Почти все последующие модификации «Акулы», созданные Советским Союзом, потеряны. На сегодняшний момент осталось всего 2 экземпляра, находящихся под вопросом и 1 действующий. Все остальные демонтированы. Основной причиной стали результаты переговоров о сокращении ядерного оружия и прекращение холодной войны. На сегодняшний момент, весь боекомплект баллистических ракет Д-19 утилизирован, а для производства последующих нет оснований и мотиваций.

Тактико-технические характеристики АПЛ (ТТХ)

Основные характеристики

Параметр Значение
Надводная скорость хода 11 узлов
Подводная скорость хода 31 узлов
Рабочая глубина погружения 1000 м
Максимальная расчетная глубина погружения 1250 м
Установленный мировой рекорд глубины 1027 м
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 60 чел.

Размеры

Параметр Значение
Длина корпуса 110 м
Ширина корпуса 12 м
Надводное водоизмещение 5880 т
Подводное водоизмещение 8500 т
Осадка 9,5 м

Силовая установка

Параметр Значение
Двигатель водо-водяной реактор ОК-650Б-3
Мощность реактора 190 МВт
Количество парогенераторов 4
Турбогенераторы 2 шт., по 2 МВт
ГТЗА 43000 л/с
Дизель-генератор 500 кВт
Аккумуляторная группа 112 шт.
Электродвигатели 2х300 кВт

Вооружение

Параметр Значение
Торпедные аппараты, калибр 533 мм 6
Боезапас торпед 22
Ракето-торпеды С-10 «Гранат» 10
Подводные ракеты ВА-111 «Шквал» 12
Гидроакустический комплекс «Скат» разведывания подводной обстановки, слежения и целеуказания вооружению, решения навигационных задач
Навигационный комплекс «Медведица-685»
Обзорная РЛС «Бухта»
Навигационная РЛС «Чибис»
Комплекс связи «Молния-Л»
Станция космической связи «Синтез»
KB и УКВ станции «Анис» и «Кора»
Боевая информационно-управляющая система (БИУС)

Что дальше?

Во-первых, детально установить момент начала развития аварийной ситуации невозможно в силу уникальности лодки — в составе ВМФ СССР отсутствовала однотипная К-278 субмарина, на которой можно было бы провести следственные действия.

Во-вторых, по мнению ряда специалистов, одной из главных причин уже последующего неблагоприятного развития аварии стала малочисленность экипажа — к этому времени в ВМФ СССР, в том числе в силу хронического дефицита кадров, характерного для советской экономики в принципе, сделали ставку на «малолюдные» лодки с высокой степенью автоматизации. Венцом этой тенденции стали подлодки 705/705К с экипажами всего в 32 человека, споры относительно боевой ценности и надежности которых не утихают и по сей день.

Исходно проект 685 должен был иметь экипаж из 41 человека, в процессе проектирования и строительства он был доведен до 64. Для сравнения, на близких по размеру американских подлодках типа «Лос-Анджелес», строившихся в тот же период, численность экипажа составляет 129 человек, на несколько меньших британских «Трафальгарах» — 130.

Отдельно стоит отметить, что в практике советского подплава вторые экипажи в основном были «береговыми» и имели меньший опыт обращения с лодкой и подготовки в целом, чем основные. В случае с К-278 эта проблема усугублялась тем, что в силу уникальности субмарины найти достаточное число специалистов с опытом службы на этом проекте для второго экипажа было невозможно. Часть офицеров и мичманов получили такой опыт, участвуя в качестве прикомандированных в автономках и учебных выходах в море первого экипажа лодки, но проблемы в целом это не решало.

Лодка_4

Американская атомная подводная лодка USS Chicago типа «Лос-Анджелес» на базе на острове Гуам

Фото: commons.wikimedia.org

По мнению беседовавших с корреспондентом «Известий» ветеранов подплава с опытом службы в БЧ-5 (электромеханической), отечественная ставка на повышенную автоматизацию имеет, помимо очевидных преимуществ, два существенных неблагоприятных следствия. Первое — большее насыщение внутреннего объема лодки механизмами осложняет, в случае аварии в кормовых отсеках (турбинные и вспомогательных механизмов), быструю локализацию ее источника и начало борьбы за живучесть. Второе — малочисленность боевых смен также не позволяет быстро реагировать на ситуацию. По этому сценарию развивались события и на «Комсомольце», где в 7-м отсеке в момент начала развития аварии находился единственный член экипажа — вахтенный матрос Нодари Бухникашвили, сразу же погибший.

В дальнейшем неблагоприятное развитие событий приводит к серийным отказам систем лодки, дополнительно осложняя борьбу за живучесть для сокращенного экипажа.

В данном случае сложно говорить о том, насколько эти обстоятельства сыграли роль в катастрофе К-141 «Курск» в августе 2000 года, учитывая, что в этом происшествии по-прежнему нет ясности с действительной картиной событий, включая возможное участие иностранных подлодок.

Лодка_3

Атомная подводная лодка К-141 «Курск» в доке перед отправкой на утилизацию

Фото: ТАСС/Лев Федосеев

В настоящее время для ВМФ России по-прежнему строятся высокоавтоматизированные атомные субмарины с сокращенным, по сравнению с зарубежными лодками близких размеров и того же класса, экипажем. Так, американские АПЛ типа «Вирджиния» имеют экипаж из 135 человек, тогда как заметно более крупные и несущие большее количество разнообразного оборудования и вооружения отечественные субмарины проекта 885 имеют экипаж в составе 85–90 человек (по разным данным). Близкую к «Вирджиниям» численность экипажа будет иметь еще более крупная и насыщенная сложным оборудованием атомная подводная лодка специального назначения «Белгород» — 130 человек.

Уроки из гибели «Комсомольца» все-таки были извлечены: внесенные в программу подготовки экипажей изменения позволили, по имеющейся информации, избежать тяжелых последствий в ряде опасных ситуаций уже позднее, в 1990–2000-е годы.

Вместе с тем количество уникальных субмарин в составе флота, как атомных, так и дизельных, особо не сокращается, а состояние инфраструктуры базирования и возможности учебных центров ВМФ по-прежнему вызывают большие вопросы

При этом возросшее внимание к спасательным силам ВМФ и увеличившийся объем их подготовки, если что, не помогут — до подхода спасателей, который может в иных районах океана занять недели, российским подводникам придется иметь дело с аварийной ситуацией наедине

Фото на морском дне подлодки Комсомолец

Уникальная субмарина К-278, известная как «Комсомолец», проектировалась и строилась необычайно долго, и на флоте ее прозвали «золотой рыбкой», но всего через пять лет после спуска на воду она затонула. Советская подводная лодка не вернулась из своего третьего автономного боевого похода и до сих пор лежит на огромной глубине.

Утонувшая лодка находится на глубине 1685 метров на дне Норвежского моря в 180 км юго-западнее острова Медвежий на ровном киле, погрузившись в грунт на 2 метра.

«Комсомолец» хотели поднять. В конструкторском бюро «Рубин» совместно с голландским консорциумом глубоководных операций разработали план подъема, но вытащить субмарину с морского дна оказалось невозможно. Чтобы избежать катастрофы, погибшую атомную подлодку загерметизировали с помощью специального состава прямо на дне.

Последствия трагического события

Возможные экологические последствия

Кроме трагической потери 42-х подводников, на дне океана оказалось кладбище радиоактивных веществ в виде заглушенного реактора, и двух торпед с ядерными боеголовками (6 кг плутония). С целью оценки разрушения корабля, определения его возможного подъема, измерения уровня радиации, было организовано 7 экспедиций.

Даты и результаты проведенных экспедиций
17-26 мая 1989 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. 3 погружения. Была обнаружена лодка с видимыми разрушениями в носовой части, спасательная капсула и нераскрывшийся спасательный плот. Уровень радиации не превышал нормы естественного фона
Август-сентябрь 1991 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. 6 погружений. Характер разрушений показывал, что внутри судна произошел взрыв. Было снято 10 часов видеозаписи, сделано 100 фотоснимков, взято 32 пробы грунта и воды
1992 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. 6 погружений. Сделан вывод о происходящем разрушении крышек боеголовок. Принято решение о герметизации носового отсека
Август 1993 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. 16 погружений. Проводились испытания вариантов заливки компаундом полости корабля с торпедами. Неудачная попытка подъема спасательной капсулы (обрыв троса)
1994 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. Проведена работа по установлению заглушек на открытые люки торпедных аппаратов. Сделан вывод о бесперспективности подъема лодки
Лето 1995 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. 19 погружений. Осуществлена герметизация носовой части. Результаты измерений показали стабильность радиационной обстановки
Июль 1998 2 глубинных батискафа МИР-1, МИР-2. Были сделаны очередные замеры. Все записывающие станции, и гамма-спектрометр, установленные в 1995 году были отсоединены чужими подводными роботами. Остались только якоря

Закрытие крышки люка «рукой» подводного батискафа МИР-1

Вопрос о подъеме лодки по сей день остается открытым, поскольку разрушение реактора и боеголовок под воздействием коррозии — дело времени. Меры, принятые в 1993-1995 годах, гарантируют безопасность только на 20-25 лет.

По предположениям ученых, период, за который радиоактивные составляющие боеголовок и реактора станут безопасными, составляет 200 000 лет. В случае разгерметизации, и выброса плутония-239 в воду, в акватории моря рыболовство придется прекратить на 700 лет.

Советский глубинный аппарат МИР-2

Документальные кадры обследования корабля батискафом.

Судьба героического экипажа

Всех членов экипажа указом Президиума Верховного совета СССР наградили орденами Красного знамени, 42 из них — посмертно.

Предано земле 19 членов экипажа.

Фото похорон экипажа

День памяти погибших подводников установлен приказом Главкома ВМФ от 19 декабря 1995 года, в память о погибшей 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки «Комсомолец».

Уникальный случай спасения

Случай, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, произошел с мичманом Виктором Слюсаренко. Вся его история спасения изобилует чудесными фактами, которых он насчитал около 7. Он единственный выжил в спасательной капсуле, которая поднялась с морского дна 1500 метров, — оказавшись единственным в мире человеком, оставшимся в живых при всплытии после крушения судна с такой глубины.

Члены экипажа на лечении в госпитале

Подлодка-невидимка

«Комсомолец» был необычной лодкой. На разработку этого уникального корабля проекта «Плавник» в ЦКБ «Рубин» ушло без малого 8 лет. В то время это была одна из самых больших и быстроходных подлодок в мире. «Комсомолец» имел титановый корпус, что делало его беззвучным, невидимкой на радарах противника. Кроме того, эта АПЛ умела нырять так глубоко, как никакая другая в мире: намного глубже, чем аналогичные американские субмарины. Во время испытаний подлодка установила абсолютный рекорд — свыше 1 тысячи метров!

Закладка лодки на предприятии в Северодвинске состоялась в 1978 году, а на воду К-278 была спущена в 1983 году.

Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами. Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой.

«Комсомолец» имел титановый корпус, что делало его беззвучным, невидимкой на радарах противника.

В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц субмарина отправилась в своё последнее автономное плавание. На этот раз управлял кораблем сменный экипаж, который возглавил капитан 1-го ранга Евгений Ванин.

Гибель «Комсомольца» — одна из самых загадочных страниц в истории отечественного подводного флота. Причины возникновения пожара на атомоходе не установлены до сих пор. Члены комиссии, которая расследовала причины аварии, пришли к выводу, что лодку погубили ошибки при проектировании:

«Пожар, возникший в седьмом отсеке из-за возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привёл к воспламенению горючих отделочных материалов. В течение двух-трёх минут температура в отсеке достигла почти тысячи градусов, что в силу конструктивных недостатков привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек воздуха под большим давлением увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции корабля и средств борьбы с пожаром не позволила экипажу эффективно противостоять нарастающей аварии».

Сегодня АПЛ «Комсомолец» покоится на дне Норвежского моря на глубине более полутора километров. В конце XX века к нему было организовано 7 экспедиций с помощью глубоководных аппаратов «Мир». Установлено, что реактор заглушен надёжно, и она не представляет угрозы для окружающей среды.

Подводные базы глубоководных аппаратов

О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.

Таких субмарин известно немного:

  • проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
  • проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
  • проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
  • проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»

Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.

Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».

Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.

Первая Мировая война

Первая мировая была особенной войной для подводного флота. Это был первый крупный военный конфликт, в котором разные страны собирались использовать подлодки в качестве нового вида вооружения. Эта данность заставила устроить две международные конференции. Проходили они в Гааге в 1899 и 1907 годах. Один из главных тезисов повествовал о том, что ни одна субмарина не может осуществить нападение на торговый корабль, так как это противоречит международному праву. В целом, ни одно государство – участник не знало, как именно использовать подводные судна в войне. Из-за небольшого развития этого военного сегмента многие видные военные лица, также главный конструктор и лидер подводного кораблестроения: И.Г. Бубнов, отмечал, что использование подлодок будет в своём большинстве прибрежным и начнет просто доставлять мины на небольшое расстояние. Тогда ещё никто даже не догадывался о том, что субмарины станут мощнейшим оружием не только возле берега, но и в открытом море.

«Акула» на охоте

«Акула» 1915

За период Первой мировой войны на стороне России было большое количество подлодок, но большинство из них не могло уйти далеко и нанести катастрофичного вреда противникам. Выделить можно субмарину «Акула». В 1905 году она была спроектирована и было принято решение оснастить её бензиновым двигателем с мощностью 600 лошадиных сил. Спустя некоторое время И. Г. Бубнов решил оспорить данное решение и предположил, что использование бензина слишком огнеопасно и существует необходимость заменить его на дизель. Морской технический комитет принял его предложения, но оставалась проблема с пониженной скоростью субмарины. Произошло это из-за смены топлива, таким образом с «Акулы» убрали деревянную обшивку, а также уменьшили ширину. После этого было начато строительство и в 1909 году она была спущена на воду. Но готова была к использованию только в 1911, связано это было со всеми испытаниями и проверками. Вооружена она была четырьмя аппаратами, а также двумя пулеметами. Тем не менее все лодка не сумела показать проектную скорость и была зачислена во флот с неоправданными ожиданиями. За всё время войны «Акула» считалась лучшей подлодкой страны и поучаствовала в 16 походах, также ставила минные заграждения. В ноябре, в 1915 году лодку потопили, она взорвалась на выходе из Финского залива на дрейфующей мине. На данный момент она так там и находится.

Шанс для пятерых

Я находился в эти секунды на своем боевом посту, который был герметично закрыт. Почувствовал, как нос лодки поднимается, поспешил к выходу. Возле трапа столкнулся с командиром, услышал крик дежурного офицера – втроем рванулись по трапу, но тут лодка встала под углом 85 градусов и резко пошла на дно.

Я успел ухватиться за трап, меня окатило холодной водой – оказалось, люк не закрыт. Кому-то из мичманов удалось захлопнуть его ногой. Но мы были в ловушке. У нас горели два отсека, и мы стремительно шли на дно. Правда, через какое-то время лодка встала горизонтально – она так устроена. Стало чуть легче, не нужно висеть на трапе. Но я уже терял сознание, когда меня подхватили и втащили в выходную камеру. Она была нашим единственным шансом.

Нас там оказалось пятеро.

В камеру начала просачиваться вода, которая под воздействием сжатого кислорода закипала на глазах. По учениям я знал, что будет дальше. Мы оказались в могиле. И тут снизу постучали. Командир приказал открыть люк, мы чуть замешкались. И, как оказалось, эти несколько секунд спасли нам жизнь – лодка резко провалилась. Начались взрывы. Стуки прекратились.

Мы продолжали лететь вниз. Сидели впятером в выходной камере и слушали, как умирает наш “Комсомолец” – лопались перегородки, взрывались цистерны. Слушали и молчали. Вспомнились родители и жена. Командир сделал замеры и сказал, что мы сейчас на глубине не меньше 1000 метров. Больше прибор не показывал. До сих не знаю точной глубины, сейчас лодка лежит на 1652. Давление было огромным, с минуты на минуту вода должна была нас попросту раздавить. От усталости я подумал, что это случится быстро и мы не успеем ничего почувствовать.

Наша задача была – отсоединить выходную камеру от подлодки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector