Череп и кости — вовсе не символ смерти
Содержание:
- Три памятных креста
- Что это за символ и каково его значение
- Истоки, руководство и боевая активность
- Как использовали этот символ на Руси
- От Чили до США
- Ссылки в художественной литературе
- Пруссаки надевают чёрные мундиры
- Череп в литературе и искусстве
- Почему «мертвая голова»
- Общество и культура
- История символизма черепов
Три памятных креста
Римский историк Евсевий Памфил описывает это знамя с изображением Креста в виде копья с поперечной перекладиной и начертанного сверху буквенного сокращения Несомненно, что Голгофский Крест, фото которого представлено в статье, стал результатом последующих видоизменений символа, украшавшего боевое знамя римского императора.
После победы, одержанной Константином, в знак благодарности Спасителю он приказал установить три памятных Креста и нанести на них надпись «Иисус Христос победитель». По-гречески она выглядит так: IC.XP.NIKA. Такую же надпись, но по-славянски, содержат все православные Голгофские Кресты.
В 313 году свершилось великое событие: на основании Миланского эдикта, принятого по инициативе императора Константина, в Римской империи была установлена свобода вероисповедания. Христианство после трёх веков гонений получило, наконец, официальный государственный статус, и его символике был дан мощный импульс для дальнейшего развития.
Что это за символ и каково его значение
Изначально символ христианский. /Фото: twitter.com. Зайдем с козырей – нацисты были далеко не первыми, кто использовал на военной форме символ черепа с двумя перекрещенными костями. Данное обозначение имеет несколько названий. Чаще всего (когда речь заходит о военной среде) его называют «Адамовой головой» или «Мертвой головой». Окунувшись с головой в историю военной формы нового и новейшего времени, будет непросто отыскать армию, где не применялся бы данный символ. Ничего сверхъестественного, ужасного и запретного в «Адамовой голове» нет. Достаточно сказать, что символизирует череп с костями всего-навсего смерть, как неотвратимое явление нашей природы и закономерный конец всякой жизни. В военной среде «Мертвая голова» также означает презрение человека к смерти, бесстрашие перед ее ужасным ликом.
Нашел широкое применение в армии. /Фото: monpartya-mos.ru. История этого символа насчитывает не одну сотню, а то и тысячу лет. Еще до появления «Адамовой головы» череп в самых разных культурах мира был символом смерти и бренности человеческого бытия. Наиболее широко его использовали древние римляне. В узнаваемом виде «Мертвая голова» появилась уже в христианскую эпоху. Так в Священном Предании говорится о том, что когда на Голгофе произошло распятие Иисуса Христа, его кровь омыла прах Адама – его кости и череп, которые (по легенде) покоились под той самой Голгофой. Таким образом в христианском смысле «Адамова голова» обозначает не только неотвратимость смерти человека, но также освобождение от нее – спасение.
Истоки, руководство и боевая активность
Казачий полк под руководством немецкого подполковника Юнгшульца был сформирован летом 1942 года – в составе подразделений кавалерийского генерала Эберхарда фон Макензена. Поначалу Юнгшульцу доверили только два эскадрона, состоявших целиком из немцев. Но подполковнику, видимо, удалось проявить себя с лучшей стороны – и ему доверили более сложное и почетное задание: командовать не только немцами, но и недовольными русскими.
Казакам в составе нового формирования поставили задачу прикрывать 1-ю танковую армию Вермахта в боях на участке «Ачикулак-Буденновск», что в Ставрополье. Но сперва, до сентября, они обеспечивали безопасность немцев в калмыцких степях.
По состоянию на 25 декабря 1942 года подразделение Юнгшульца насчитывало 1530 человек и имело на вооружении 56 ручных и станковых пулеметов, 6 минометов, 42 противотанковых ружья, а также значительное количество винтовок и автоматов. Казачьим полк назывался с изрядной натяжкой: лишь половина личного состава была из кубанских казаков, вторую же половину составляли немецкие кавалеристы.
В начале января 1943 года полк соединился с частями 4-й танковой армии – на тот момент под командованием генерала Германа Гота, а в дальнейшем вошел в подчинение к 454-й охранной дивизии и был переброшен в тыл группы армий «Дон» – под начало Эриха фон Манштейна.
Как использовали этот символ на Руси
С крещением Руси символ Адамовой главы прочно вошел в обиход русских христиан. Известно, что русский Святой Сергий Радонежский пред Куликовской битвой возложил на инока Пересвета (Александра) схиму, на которой была изображена глава первого человека. Инок погиб в поединке с татарином, который тоже был убит, но битва была выиграна.
Главный смысл, который вкладывается в Адамову главу православием звучит так: «Смертью смерть поправ!»
В Российской армии «глава» впервые использовалась в Отечественной войне 1812 года в конном полку, который именовали «Бессмертным» – Адамова голова изображалась в виде серебряного черепа, который крепился на головные уборы.
Перед Мировой войной Адамова голова стала эмблемой Алексaндрийского гусaрского полка, украшала фуражки Четвертого Мариупольского полка и Семнадчатого Донского казачьего полка.
В Первую Мировую этот символ использовали русские авиаторы – количеством «мертвых глав», изображенных на фюзеляже самолета, они вели счет сбитым самолетам противника.
В Гражданскую войну голова Адама стала символом готовности умереть за правое дело. На знамени «Царскосельского батальона смерти» красовался череп с костями и надпись – «Лучше смерть, чем гибель Родины». Мертвая голова присутствовала на флагах и отличительных знаках частей генерала Марковна у дроздовцев, казаков Аненнкова, бойцов генерала Авалова, в частях казачьего атамана Булaк-Бaлaховича и в других.
Использовали главу Адама и большевики – сотрудники ВЧК: они прикрепляли золотые значки на отвороты комиссарских кожаных курток и рисовали их на лозунгах, сопровождая надписью: «Да здравствует красный террор! Смерть мировой буржуазии!»
В советское время Адамова голова утратила свой смыл, превратившись в знак опасности. Сейчас черепу с костями постепенно возвращается первоначальный православный смыл, однако в молодежной субкультуре он по-прежнему обозначает прежде всего человеческий грех и смертность человеческого тела.
От Чили до США
Мода на смерть ширилась и в XIX веке достигла Америки. Разумеется, впереди шли немцы со своими старыми традициями любви к чёрному цвету и мрачной символике.
Когда в годы Гражданской войны на стороне северян сформировался 41-й нью-йоркский пехотный полк, в его составе оказались преимущественно немцы-эмигранты. По многочисленным просьбам в 1865 году полк получил эмблему на кепи в виде традиционного немецкого тотенкопфа(адамова голова, или мёртвая голова — нем. Totenkopf).
Чилийскийгусар смерти», 1818 год
Во время войны за независимость Чили в 1818 году национальный герой Мануэль Родригес сформировал полк под знакомым названиемГусары смерти». Их отличиями стали чёрная форма и знак в виде черепа с костями, носимый, однако, на воротнике мундира.
Ссылки в художественной литературе
- «Череп и кости» время от времени высмеивали в комиксах Doonesbury Гарри Трюдо , выпускник Йельского университета и участник Scroll and Key . Имеются явные ссылки, особенно в 1980 г. и декабре 1988 г., со ссылкой на Джорджа Буша-старшего и снова, когда общество впервые приняло женщин.
- Фильмы «Черепа» (2000) и «Черепа 2» (2002) основаны на теориях заговора, связанных с «Черепом и костями». Третий фильм, «Черепа III» (2004), основан на первой женщине, которой «вынудили» присоединиться к обществу.
- В Баз Лурманн «s киноверсии из F. Scott Fitzgerald » s роман Великий Гэтсби , Ник Каррауэй называет Тома Бьюкенена Вооза . Том, в свою очередь, звонит Нику Шекспиру . Ник ранее сказал, что познакомился с Томом в Йельском университете. Тем самым подразумевается, что они вместе были в Черепе и Кости. В романе Йель явно не упоминается (скорее, они были в Нью-Хейвене вместе), и только указано, что они были в одном обществе пожилых людей.
- В «Добром пастыре» (2006) главный герой становится членом «Черепа и костей» во время учебы в Йельском университете.
- В 28 сезоне Симпсонов, в эпизоде « Погоня за каперсами », мистер Бернс посещает общество Черепа и Костей, чтобы встретиться с Бурбоном Верландером по поводу коммерческих университетов . В эпизоде « Собачий мятеж » (8-й сезон) после секретного рукопожатия с собакой мистер Бернс говорит: «Я считаю, что эта собака была в« Черепа и костей ».
- В эпизоде « Гриффины » « Нет Криса, оставленного позади », когда над Крисом Гриффином издеваются более богатые студенты в Морнингвудской академии, Лоис Гриффин просит своего отца, Картера Пьютершмидта, помочь Крису, поэтому Картер предлагает Крису присоединиться к Черепу и Кости вместе с Черепом и Кости. другие студенты, которые начинают его принимать. В рамках его инициации Картер и Крис усыновляют сироту и запирают его из машины, наполненной игрушками и щенком, а затем уезжают, когда он не может сесть. Крис, однако, узнает, как усердно работает его семья. платить за его школу. На церемонии посвящения Картер говорит Крису, что он должен провести « семь минут на небесах » с их самым старшим членом, Гербертом . Крис, однако, чувствует себя неловко из-за присоединения и убеждает Картера помочь ему вернуться в свою старую школу.
- В американском папе! в эпизоде «Буш приходит на обед», когда президент Джордж Буш идет выпить с Хейли, пьяный Буш танцует и поет: «Давайте все сделаем череп и кости!»
- В сезон 1, эпизод 33 1966 Бэтмен телесериала , «Fine Finny Изверги» есть сбор в Wayne Manor , во время которого один гостевой баллов из портрета Bruce Wayne «s прадеда свитере Yale. Он спрашивает, правда ли, что предок Брюса был задействован для Черепа и Костей, на что тетя Харриет отвечает, что он не был задействован для этого, но «он НАШЕЛ Череп и Кости!»
- В романе Ли Бардуго 2019 года « Девятый дом» , «Череп и кости» играет важную роль в сюжете, окружающем главного героя Алекса Стерна, члена вымышленного Лета-хауса (девятого древнего тайного общества в Йельском университете). В романе Костолюды предсказывают будущее, читая внутренности живых людей в мистических ритуалах, один из которых запускает цепь событий с участием призраков и демонов в университетском городке Йельского университета.
- Несколько персонажи связаны с черепами и костьми в книге Розабала Line , индийский автор Ashwin Sanghi . Персонажи пытаются узнать правду о браке и родословной Иисуса.
- В эпизоде 30 Rock «Флойд» Джек Донаги оказывается членом тайного общества в Принстоне под названием Twig and Plums. Сценаристы TGS постоянно насмехаются над ним, произнося название общества в его присутствии, заставляя его уйти — традиция, прямо взятая из преданий, окружающих Череп и Кости.
- В Вип эпизоде «Groundbreaking» персонаж вызывает имя Черепа и кости , а Селина Майер и ее сотрудники посещают кампус Йельского университета. Это побуждает Ричарда Сплетта немедленно покинуть этот район, подразумевая, что он является членом общества.
- Общество черепа и костей упоминается в сериале «Девочки Гилмор» несколько раз, причем парень Рори Логан является членом тайного общества (Бригада жизни и смерти), основанного на фильме «Череп и кости».
- Общество «Перо и череп» Ривердейла — это просто еще одно издание Йельского общества черепа и костей.
Пруссаки надевают чёрные мундиры
После ужасной Тридцатилетней войны о мрачных символах смерти на некоторое время забыли. Жертвы, принесённые Европой, были слишком тяжелы.
Возрождение смертельной символики связано с началом Войны за австрийское наследство(1740–1748 годы).
Великая империя Габсбургов оказалась под угрозой разрушения и распада. Молодой европейский хищник — Пруссия — рискнул начать войну против огромной Австрии. Новое время и новые вызовы потребовали обращения к старым идеям. В моду снова вошла готовность умереть — за своего короля и его право на корону.
В 1741 году Фридрих II Прусский приказал сформировать 5-й гусарский полк, получивший чёрную форму и шапку, украшенную черепом с костями. Позже распространилась легенда, что этот полк был создан из похоронной команды, сопровождавшей гроб прежнего прусского короля — Фридриха-Вильгельма I. Скорее всего, это не более чем попытка найти простое объяснение такой форме. Но как бы то ни было, стараниями Фридриха II в мир военной моды вновь вернулись чёрный цвет и смертельная символика.
Гусар 5-го гусарского полка и пандур фон дер Тренка(фото: Joost Holscher. Death’s Head, The History of the Military Skull & Crossbones Badge)
Подвиги гусар смерти вызвали многочисленные подражания. В том же году воюющие с пруссаками австрийцы — пандуры(лёгкие стрелки) Тренка — надели мундиры, почти полностью копировавшие прусские.
Череп в литературе и искусстве
Со временем череп и кости стали одним из мотивов в литературных произведениях и искусстве. Самый популярный пример — Уильям Шекспир и его Гамлет.
Фото: blogs.svvsd.org
Гамлет держит в руке череп, который, как выясняется, принадлежит его покойному другу. Он смотрит на череп и произносит знаменитые слова: «Быть или не быть? Вот в чём вопрос». Эта сцена символизирует бессмертие человека и указывает на смысл его существования.
Череп как символ покаяния
Череп часто изображают на живописи. Примером может служить картина Аллана Гилберта «Всё — тщеславие». На нём изображена девушка Гибсон, сидящая за туалетным столиком. В картине использован метод иллюзии, когда на переднем плане виден череп, и только через некоторое время женщина смотрит на своё отражение.
Таким образом, изображение символизирует внутреннюю трансформацию, заключающуюся в покаянии своих грехах и изменении своей нынешней жизни. Это отсылка к Марии Магдалине — рядом с черепом он символизирует покаяние.
Символ черепа в религии
Частое изображение черепа в религиозном контексте связано с глубоко укоренившейся верой в загробную жизнь, лежащей в основе большинства религий. Таким образом, череп нашёл своё отражение в культурах и религиях, культивирующих смерть. Примером может служить индуистская религия и День мёртвых в Мексике.
Череп и кости в индуизме
В индуистской религии бог Шива изображался с черепом в руках. Богиня Чармунда также носила гирлянду из черепов. По сей день скульптуры и черепа можно увидеть во многих храмах, в т. ч. в храме Хойсалесвара или храме Ченнакешава. В свою очередь храм богини Кали покрыт настоящими черепами.
Диа-де-лос-Муэртос — Мексиканский день мёртвых
Христианский день мёртвых, отмечаемый в Мексике, — один из самых популярных праздников в мире. Проходит в ночь на 1–2 ноября. В это время верующие молятся и вспоминают умерших членов семьи и друзей. Праздник по своей форме больше похож на праздник, чем на траур. В это время создаются эффектные красочные алтари, украшенные цветами и красочными черепами.
Почему «мертвая голова»
Куда интереснее, впрочем, не боевые действия, а эмблема полка Юнгшульца. В качестве нарукавного знака и кокарды использовался устрашающий символ — череп и скрещенные кости, или так называемая «Адамова голова». Образ, скорее всего, взяли неспроста, но с оккультно-религиозной нагрузкой.
Как пишет культуролог Людмила Жукова, «Адамова голова — символическое изображение черепа первого, согласно библейской традиции, человека, похороненного у подножия горы Голгофы, где впоследствии был распят Иисус Христос». То есть сделан прозрачный намек на очищение человечества от грехов. А зная расовые взгляды Третьего Рейха, нетрудно предположить, кого именно стояла задача очистить – вернее, «вычистить».
У пиратов «мертвая голова» получила название «Веселого Роджера». Дело в том, что в XII веке жил такой выдающийся король – Роджер II Сицилийский. Ему довелось прославиться серией блестящих побед – как на море, так и на суше. С тех пор за «морскими волками» закрепилась данная символика. Но вообще-то череп и кости морские разбойники ставили на свои флаги лишь на протяжении XVII-XVIII столетий.
С середины XVIII века череп и кости приобретают статус эмблемы в европейских «ударных» боевых формированиях, которые лучше прочих способны «вычищать» неприятельские соединения. Англичане, французы, финны, венгры, немцы, итальянцы, австрийцы – все они сразу же восприняли устрашающий образ на ура. Но, тем не менее, новую армейскую «моду» заложил король прусский Фридрих II Великий: в его войсках гусарские части носили нашивки с «Адамовой головой». А ведь известно, что гусары считались боевой элитой.
В России данный символ впервые появился в 1812 году в конном полку Петербургского ополчения, который громил Великую Армию настолько бодро, что полк этот прозвали «смертоносным». Позднее «мертвая голова» использовалась в Гражданской войне, причем как со стороны белых, так и со стороны красных. Но чаще все же со стороны белых: мистическая и культовая направленность была ближе противникам красного движения.
В XX столетии этот символ особенно полюбился немцам и итальянцам. И снова «награждали» им только лучших из лучших. Либо тех, на кого возлагалась серьезная и ответственная задача.
В ходе Ноябрьской революции в Германии в 1918 году нашивки с черепами и перекрещенными костями носили бойцы добровольческих отрядов, призванных одолеть красных бунтовщиков. И в это же время «мертвая голова» стала неофициальной эмблемой итальянских ардити – самых отважных солдат. Правда, в 1943 году, уже после государственного переворота, решили воспользоваться пораженческой символикой в виде черепа, держащего в зубах розу. Такой череп вовсе не выглядел устрашающим.
В составе СС существовало два подразделения, носивших название «Мертвая голова». Первое — отряды, отвечавшие за охрану концлагерей, второе — 3-я танковая дивизия «Мертвая голова», бойцы которого носили «костно-черепное» изображение на фуражке и в петлицах.
Общество и культура
Череп — символ покаяния, Шелковая вышивка (17 век).
Искусственная деформация черепа — во многом историческая практика некоторых культур. Шнуры и деревянные доски использовались для оказания давления на череп младенца и изменения его формы, иногда весьма значительно. Эта процедура начнется сразу после рождения и будет продолжаться несколько лет.
Остеология
Как и лицо, череп и зубы также могут указывать на историю жизни и происхождение человека. Судмедэксперты и археологи используют метрические и неметрические признаки, чтобы оценить, как выглядел носитель черепа. При обнаружении значительного количества костей, например, в Спиталфилдс в Великобритании и курганах Дземон в Японии, остеологи могут использовать такие характеристики, как пропорции длины, высоты и ширины, чтобы узнать отношения населения, участвовавшего в исследовании, с другие живые или вымершие популяции.
Немецкий врач Франц Йозеф Галль примерно в 1800 году сформулировал теорию френологии , которая пыталась показать, что определенные особенности черепа связаны с определенными чертами личности или интеллектуальными способностями его владельца. Его теория сейчас считается псевдонаучной .
Половой диморфизм
В середине девятнадцатого века антропологи сочли важным различать мужские и женские черепа. Антрополог того времени Джеймс МакГригор Аллан утверждал, что женский мозг похож на мозг животного. Это позволило антропологам заявить, что женщины на самом деле более эмоциональны и менее рациональны, чем мужчины. Затем МакГригор пришел к выводу, что женский мозг более похож на мозг младенцев, поэтому в то время он считал их более низкими. Чтобы поддержать эти утверждения о женской неполноценности и заставить замолчать феминисток того времени, другие антропологи присоединились к исследованиям женского черепа. Эти черепные измерения являются основой так называемой краниологии . Эти черепные измерения также использовались, чтобы установить связь между женщинами и чернокожими людьми.
Исследования показали, что, хотя в раннем детстве разница между мужским и женским черепами невелика, в зрелом возрасте мужские черепа, как правило, больше и крепче, чем женские черепа, которые легче и меньше, а объем черепа примерно на 10 процентов меньше, чем у черепов. мужчина. Однако более поздние исследования показывают, что женские черепа немного толще, и поэтому мужчины могут быть более подвержены травмам головы, чем женщины. Однако другие исследования показывают, что мужские черепа на определенных участках немного толще. А также некоторые исследования, показывающие, что женщины более подвержены травмам головы (сотрясению мозга), чем мужчины. Также было показано, что мужской череп с возрастом сохраняет плотность, что может помочь предотвратить травмы головы, в то время как плотность женского черепа с возрастом немного снижается.
Мужские черепа могут иметь более выступающие надглазничные гребни , более выраженную глабель и более заметные височные линии . Женские черепа обычно имеют более круглые орбиты и более узкие челюсти. Мужской череп в среднем имеет более крупное и широкое небо , более квадратные орбиты , более крупные сосцевидные отростки , более крупные пазухи и более крупные затылочные мыщелки, чем у женщин. Мужские нижние челюсти обычно имеют более квадратный подбородок и более толстые и грубые мышечные прикрепления, чем женские нижние челюсти.
Краниометрия
Головной указатель — это отношение ширины головы, умноженное на 100 и деленное на ее длину (спереди к задней). Индекс также используется для классификации животных, особенно собак и кошек. Ширина обычно измеряется чуть ниже теменного возвышения , а длина — от глабели до затылочной точки.
Люди могут быть:
- Долихоцефал — длинноголовый
- Мезатицефальный — среднеголовый
- Брахицефал — короткоголовый
История символизма черепов
Еще со времен палеолита люди обращались к данному образу. Археологи нашли несколько десятков черепов, которые были украшены резьбой. На них наносили рисунки охрой и другими красителями.
Чуть позже, после палеолитической эволюции, когда люди начали формировать довольно крупные сообщества, черепа предков начали оставлять прямо в жилищах. Конечно, так происходило не по всему миру, но во многих языческих культурах было принято хранить кости умерших родственников как реликвии.
Ранее существовали верования, что в черепе заключена вся жизненная сила человека, поэтому многие воины в качестве трофея забирали с поля боя головы поверженных противников.
Позже изображения костей встречались в таких культурах:
- Финикийская. Довольно часто богиню плодородия и урожая Иштар изображали, стоящей на груде скелетов.
- Древнеегипетская. Одна из самых заметных богинь в античном пантеоне Исида изображается в окружении мертвых голов. Кажется, будто она беседует с ними.
- Древнегреческая. Согласно мифам, Афина появилась на свет из расколотой головы Зевса.
- Скандинавская. На украшениях и доспехах воинов часто рисовали черепа.
- Кельтская. Древние жители Британии считали, что после смерти человека, голова продолжает жить в потустороннем мире и превращается в некое подобие божества.
- Славянская. Бог Ярило изображается с черепом в одной руке.
- Индийская. В ожерелье богини Кали насчитывают 50 мертвых голов.
Судя по изображениям и божествам, кости в древнем мире не означали опасность или смерть, а скорее наоборот, перерождение, вечную жизнь, мудрость и потусторонние силы. С тех самых пор кольцо в виде черепа и прочая атрибутика начали распространяться по всему миру.
Например, в христианской традиции есть изображение под названием Адамова голова. Согласно верованиям, Иисуса распяли на том же месте, где покоились мощи первого мужчины на земле. Кровь Христа омыла его череп, что стало символом очищения человечества от грехов.
Серебряное кольцо (перейти в каталог SUNLIGHT)
Начиная с 12 века подобные изображения стали наносить на одежду и доспехи воинов европейских армий. С этого времени череп потерял изначальное значение и стал стойко ассоциироваться с угрозой и опасностью. Исключением можно назвать разве что Веселого Роджера. На пиратском флаге был изображен улыбающийся череп, но он имел значение презрения к смерти и удалого духа морских разбойников. Нельзя не упомянуть о различных военных и разбойничьих формированиях времен Гражданской войны на территориях бывшей Российской империи. Многие отряды наносили изображения черепа на свои флаги.
В современных войсках по всему миру отдельные подразделения используют шевроны и другие знаки отличия с подобными мотивами. Такие символы можно встретить где угодно: от косух байкеров и костюмов исполнителей металла до электрощитов с надписью «Не влезай, убьет».