Статья 337. самовольное оставление части или места службы

Комментарий к статье 337 УК РФ:

1. Объективная сторона преступления состоит в самовольном оставлении части или места службы, а равно неявке без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более 10 суток.

Оставлением воинской части признается оставление ее территории. Местом службы военнослужащего является воинская часть, куда он зачислен для прохождения службы, поэтому понятия воинской части и места службы, как правило, совпадают. Но в некоторых случаях место службы может не совпадать с расположением воинской части. Так, во время нахождения военнослужащего в служебной командировке местом его службы будет считаться место, указанное в командировочном предписании; во время выполнения задания или хозяйственных работ вне пределов воинской части — место выполнения этих заданий. Оставление военнослужащим без разрешения места службы в подобных случаях также образует состав рассматриваемого преступления.

Самовольным считается оставление военнослужащим воинской части или места службы без разрешения начальника.

2. Неявка в срок на службу при увольнении из части, назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения предполагает, что военнослужащий, оставив часть или место службы на законном основании, находится вне части или места службы свыше установленного срока.

3. Необходимым условием ответственности при неявке в срок на службу является отсутствие уважительных причин. Закон не определяет, какие причины неявки в срок на службу следует признать уважительными. На практике уважительными причинами неприбытия в воинскую часть признаются стихийное бедствие, железнодорожная авария, тяжелая болезнь военнослужащего и т.п.

4. Преступление считается оконченным с момента отсутствия военнослужащего в части или по месту службы в течение указанного в законе срока.

5. Субъективная сторона преступления предполагает наличие прямого умысла.

6. Квалифицированный состав преступления предусматривает совершение того же деяния военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части.

7. Частью 3 ст. 337 предусмотрена уголовная ответственность за самовольное оставление части или места службы на срок свыше 10 суток до одного месяца, а ч. 4 ст. 337 — за самовольное оставление части или места службы, а равно неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца. Ответственность за данные деяния несет военнослужащий не только по призыву, но и проходящий службу по контракту.

8. В примечании указан специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Под стечением тяжелых обстоятельств понимается применение к военнослужащему насилия, издевательств со стороны сослуживцев или отдельных командиров, грубое ущемление его прав и человеческого достоинства, тяжелая болезнь близких родственников или иные тяжелые ситуации в семье и т.п.

Военные прокуроры

Правовой статус этих лиц определен в ФЗ № 2202-1. Задачи военных прокуроров определяются в Приказе Генпрокуратуры № 84 от 2008 г.

Указанные должностные лица, в числе прочего, осуществляют надзор за выполнением командованием и другими уполномоченными служащими дисциплинарных и прочих воинских частей, организаций, учреждений, предприятий, включенных в систему ВС РФ, законов при содержании обвиняемых, осужденных и подозреваемых в воинских преступлениях.

Военные прокуроры также уполномочены контролировать соблюдение законодательства органами, ведущими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное расследование при обнаружении, раскрытии деяний, совершенных военнослужащими, гражданским персоналом ВС, а также субъектами, находящимися на военных сборах.

Субъекты

К ответственности могут быть привлечены:

  • Сержанты, солдаты.
  • Курсанты военных учебных заведений, а также отчисленные за недисциплинированность или неуспеваемость до заключения контракта (до завершения 1 курса).
  • Курсанты, выразившие отказ в заключении контракта, если они должны быть или были направлены на службу по призыву.
  • Служащие, не достигшие 27 лет, находящиеся в ВС по контракту, не прошедшие службу по призыву, уволенные с нее до окончания контракта. Эти граждане привлекаются к ответственности, если к моменту увольнения они не выслужили срок, установленный для службы по призыву, и при этом не имеют права на отсрочку/освобождение от нее.

Поименный список работников, подлежащих вакцинации

Список целесообразно составить по нескольким причинам:

• процесс составления позволяет учесть требования нормативных правовых актов;

• по списку удобно отмечать, какие документы предоставил работник в ходе прививочной кампании;

• список необходим, если работодатель заключил договор с медицинской организацией на выездную вакцинацию.

Список утверждает руководитель организации (пример 2). Также документ может пройти процедуру согласования (не обязательно, но в крупных организациях списки целесообразно согласовывать с руководителями подразделений, службой персонала).

Кого включать в список? Разъяснения ведомств 

В конце июня Оперштаб Москвы и руководитель Управления Роспотребнадзора по Москве разъяснили, что:

• при определении процента вакцинированных в общий штат включаются работники, работающие дистанционно и на дому, а также самозанятые и физические лица, привлеченные на основании гражданско-правовых договоров;

• в 60 % входят исключительно работники, вакцинированные любой зарегистрированной вакциной;

• в оставшихся 40 % как раз учитываются те, кто имеют временные медицинские отводы, кто переболели коронавирусом, и другие лица на усмотрение самих организаций. Например, люди, которые по каким-то причинам еще не приняли для себя решение получить надежную защиту.

Но после таких разъяснений вопросов стало еще больше:

• Получается, в эти 40 % можно включить «отказников»?

• И как выбрать, кого из противников вакцинации можно оставить в покое, а кого нет и потом отстранять от работы (а это дискриминация и риск судебного разбирательства)?

• А зачем считать исполнителей по гражданско-правовым договорам, ведь рычагов давления на них у заказчика практически нет?

В июле Роструд тоже высказал свое мнение о том, кому можно не делать прививку:

Извлечение

из письма Роструда № 1811-ТЗ

7. Дистанционные работники подлежат обязательной вакцинации, если не имеют противопоказаний.

8. Работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии с абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ.

11. Положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами ГАМ-КОВИД-ВАК, ЭпиВакКорона и КовиВак, которые подтверждены медицинским заключением.

В конце июля в Совместных рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор озвучили свое понимание расчета процентного соотношения вакцинированных и непривитых работников:

1. Составить список всех работников (включая работающих по трудовому договору и выполняющих постоянную, временную или сезонную работу, а также работающих собственников организаций, получающих заработную плату в данной организации).

2. Посчитать всех прошедших вакцинацию (кто предоставил сертификат).

3. Количество вакцинированных (п. 2) разделить на количество работающих (п. 1) и умножить на 100 %.

То есть численность работников в списке может превышать 60 % от общего количества персонала. В Совместных рекомендациях чиновники уточняют, что «для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80 % от списочного состава коллектива с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад); непривитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20 % от списочного состава работающих».

К прочим в т. ч. могут относиться работники:

• направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;

• находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;

• находящиеся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;

• обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы;

• поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов;

• не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);

• находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

Ответственность

Рассматриваемое преступное посягательство предусматривает меры уголовного принуждения ввиду причинения вреда специфическим, важным для государства отношениям.

Перечень наказаний при самовольной попытке покинуть воинскую территорию разнообразен и варьируется с учётом квалифицирующих признаков. Однако необходимо при установлении мер ответственности определить степень тяжести подобного деяния.

Действия по статье 337 признаются деяниями либо небольшой тяжести (части первая и вторая), либо средней тяжести (части третья и четвертая).

Говоря о квалифицирующих признаках, указанная норма содержит в себе несколько вариантов, которые отягчают положение нарушителя.

Относят к ним следующее:

  • ч. 2 статьи предусматривает случаи, когда лицо покидает дисциплинарную воинскую часть, нахождение в которой уже признаётся мерой наказания;
  • третья часть предполагает увеличенный срок отсутствия военнослужащего – как контрактника, так и призывника, не меньше десяти суток, но не больше месяца;
  • ч. 4 нормы также касается изменения времени нарушения в большую сторону и применяется при отсутствии лица больше одного месяца.

Соответственно, по мере возрастания положения нормы, будет отягчаться и наказание для виновного человека.

Варианты наказаний, применяемых по указанной выше статье, несмотря на разнообразие, всё же ограничены одним общим принципом действия – полное или частичное лишение человека свободы.

Относят к таким мерам принуждения следующее:

  1. Арест. Применяется только при квалификации действий лица по ч. 1 статьи 337. Максимальный период действия ареста составляет шесть месяцев.
  2. Содержание в дисциплинарном воинском отделении. Такие структуры создаются специально для наказания военнослужащих и распространяют своё действие, соответственно, только на них. Предусмотрен данный вид ограничения только по ч. 3 статьи и не может превышать двух лет.
  3. Ограничение по службе. Такой вариант не всегда связан с лишением свободы передвижения или иными подобными мерами, он предполагает скорее прекращение действия каких-либо полномочий виновного субъекта. Действовать это наказание может не больше двух лет, а установлено исключительно третьей частью нормы.
  4. Тюремное заключение. Лишение свободы – основная мера воздействия по данной статье, предусматриваемая в каждом квалифицирующем положении статьи. Срок заключение варьируется. Нижний предел – два года, верхний – пять лет.

Назначение наказания происходит исключительно по усмотрению суда, опирающегося на представленные материалы и фактические обстоятельства дела.

Для военнослужащих также действуют отягчающие и смягчающие обстоятельства. Применяемые ранее поощрительные меры или, наоборот, ограничительные могут в итоге повлиять на приговор суда. Во многих случаях нарушения лиц, проходящих службу, могут оставаться внутри расположения и там же подлежать наказанию, более того, судебная практика отражает больше случаев уклонения от самой обязанности проходить службу, нежели самовольного отбытия.

Отдельное место в статье занимает примечание, которое позволяет освободить человека от ответственности. Однако для этого необходимо установить факт того, что деяние было совершено впервые, и на незаконное отсутствие у человека были веские причины, а именно какие-либо тяжкие обстоятельства. Также актуальным для всех вариантом избежать наказания является акт амнистии, но последний раз он был реализован в 2016 году решением Государственной думы РФ.

Примером назначения наказания за рассматриваемый вид посягательства может служить последнее решение Военного гарнизонного суда в Тамбове, которое было вынесено в феврале 2018 года. Согласно обстоятельствам дела подсудимый являлся военнослужащим-контрактником, и чтобы на время избежать службы, не явился вовремя в часть, скрывался у сестры сорок три дня. В итоге ему было назначено наказания по ч. 4 ст. 336 в УФ РФ в виде тюремного срока на четыре года.

Таким образом, указанная статья уголовного закона предполагает нарушение, посягающее на военную службу, и предполагает не уклонение, а временное несанкционированное приостановление. Подобное деяние имеет небольшую и среднюю тяжесть, что отражается на мерах воздействия и не допускает тюремного срока больше пяти лет. Кроме того, всегда есть возможность избежать наказания или даже возбуждения дела.

Комментарий к статье 337 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Под самовольным оставлением части или места службы следует понимать выбытие военнослужащего из этой части или места службы без разрешения начальника (командира) либо иных законных оснований. Отсутствие продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток является преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 337 УК.

2. Предусмотренная ч. 1 ст. 337 УК неявка в срок на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения предполагает, что в отличие от самовольного оставления части или места службы военнослужащий выбыл с места службы или из части на правомерном основании, а невозвращение в срок не вызвано какими-либо уважительными причинами.

3. Преступление считается оконченным с момента отсутствия военнослужащего без уважительных причин в части или по месту службы в течение установленного в ч. 1 ст. 337 УК срока.

4. Субъективная сторона предполагает наличие прямого умысла.

5. Субъект преступления специальный – военнослужащий, проходящий военную службу по призыву.

6. Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 2 ст. 337 УК: совершение того же деяния военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части.

7. Субъект этого преступления – военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной воинской части.

8. Частью 3 ст. 337 предусмотрено самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца.

9. В отличие от ч. 2 ст. 337 УК в этом составе увеличивается срок отсутствия в части или по месту службы (свыше десяти суток до одного месяца), а субъектом преступления становится не только военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, но и проходящий ее по контракту. Таким образом, уголовная ответственность за рассматриваемые деяния для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, наступает при отсутствии в части или по месту службы продолжительностью свыше десяти суток, в то время как для военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, уголовная ответственность предусмотрена при отсутствии по месту службы или в части свыше двух суток (ч. 1 ст. 337 УК), а при отсутствии свыше десяти суток она только усиливается (ч. 3 ст. 337 УК).

10. Частью 4 ст. 337 УК установлено более строгое наказание за совершение деяний, предусмотренных ч. 3 ст. 337 УК, продолжительностью свыше одного месяца.

11. В примечании к ст. 337 УК содержится положение о том, что военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные этой статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

12. Под стечением тяжелых обстоятельств понимается внезапная смерть или тяжкая болезнь родителей и других близких родственников военнослужащего, стихийное бедствие по месту их жительства, требующие срочного прибытия военнослужащего для оказания необходимой помощи, серьезные конфликты в семье, грозящие ее распадом, и т.п.

Как доказать, что самоволка случилась при стечении тяжелых обстоятельств?

Чтобы можно было избежать наказания, необходимо, в первую очередь, четко представлять, что именно принято считать тяжелыми обстоятельствами, которые могут привести к самоволке. Суд не обращает внимания на простые слова, тут потребуется предоставить документы и факты, которые будут подтверждать правдивость сказанного ответчиком.

Единственным обстоятельством, которое суд может принять за тяжелое, может стать тот факт, когда к военнослужащему применялись неуставные силовые воздействия, в результате которых ему были нанесены телесные увечья.

Например, болезнь кого-то из родных или личные отношения не считаются тяжелыми обстоятельствами, и за такое нарушение придется ответить.

Дело № не определено

ФИО2 в заявлении указала, а в судебном заседании пояснила, что приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № на нее наложено дисциплинарное взыскание «строгий выговор» за отсутствие на службе без уважительных причин более 4 часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени ДД.ММ.ГГГГ. Названный приказ заявитель считает незаконным на том основании, что утром ДД.ММ.ГГГГ она по телефону отпросилась у своего командира взвода ФИО9 убыть со службы для посещения находящегося на лечении в больнице своего сына и обращения к врачу по вопросу состояния своего здоровья. Помимо этого дисциплинарное взыскание наложено на нее с нарушением 10 суточного периода, установленного ст. 83 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом разбирательство перед наложением взыскания не проводилось. Заявитель просит признать оспариваемый приказ незаконным, и обязать должностное лицо отменить его. Довод заявителя о том, что дисциплинарное взыскание наложено на нее с нарушением 10 суточного периода, установленного ст. 83 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, суд находит несостоятельным на том основании, что решение командиром войсковой части № по протоколу о грубом дисциплинарном проступке в отношении ФИО2 принято ДД.ММ.ГГГГ, а оспариваемый приказ издан ДД.ММ.ГГГГ.

Обратите внимание => Льгота на телефон ветеранам труда в москве

Судебная практика по статье

Приведем пару примеров из судебной практики по ст.337 УК РФ.

Младший сержант С. без объективных причин ушел из военного госпиталя, где он проходил лечение, и в течение целого месяца не приходил в свою часть. Военный комиссар указал ему на необходимость вернуться на службу, но он не выполнил данное требование.

Здесь стоит пояснить, что самовольным оставлением воинской части или места службы считается оставление любого места на территории части, в том числе и госпиталя, поэтому младший сержант С. совершил преступление, покинув госпиталь без уважительной причины.

Действия матроса Б. были определены военным судом Фокинского гарнизона по ч.4 ст.337 УК РФ, так как он покинул свою воинскую часть больше, чем на месяц. При проведении следствия было установлено, что матрос Б. покинул свое место службы потому, что после смерти его матери у него остались маленькие брат с сестрой и старая бабушка, за которыми был необходим постоянный уход, а он остался единственным кормильцем семьи.

Такие обстоятельства признаны уважительными причинами для оставления службы, поэтому все обвинения с матроса Б. были сняты, а его самого уволили в запас.

Объективные признаки

Любое деяние, предусмотренное диспозицией нормы особенности УК РФ, предполагает наличие обязательных признаков, которые формируют состав опасного посягательства. Отсутствие одного из элементов приводит к невозможности возбуждения уголовного дела. Соответственно, состав преступления – основание привлечение человека к ответственности.

Закон предусматривает две группы обязательных признаков для состава преступления: объективную и субъективную.

Первая категория элементов общественно опасного деяния относится к тому, как проявляется действие во внешней среде, и на что посягает преступник. Сюда входит объект и объективная сторона, которые также, в свою очередь, имеют свои отличительные черты. И первое, о чём следует сказать, это общественные отношения, страдающие от преступления.

Статьёй 337 УК РФ с комментариями и судебной практикой Российской Федерации можно определить особенность объекта при попытке покинуть расположение самовольно

Непосредственный объект – порядок исполнения воинской обязанности, то есть страдает в целом вся система прохождения армии, при этом неважно, контрактный это вариант или призывной. Единственное отличие в том, что срочники не могут отсутствовать больше двух дней, в то время как контрактникам даётся целый месяц давности, чтобы привлечь их к ответственности. Ещё один важный момент – объективная сторона

Ещё один важный момент – объективная сторона.

Данный критерий может иметь несколько вариантов выражения с учётом положений рассматриваемой статьи:

  1. Оставление места прохождения службы. Здесь речь идёт не только о воинском расположении, но и конкретном месте, где военнослужащий должен находиться, указанные объекты не всегда совпадают (воинская часть, медицинское учреждение, место командировки). При этом важен факт попытки покинуть место службы без прямого указания на это командира. Только такие действия будут признаваться незаконными и попадать под рассматриваемую норму.
  2. Неявка в расположение. Сюда также относят случаи, когда военнослужащий на законных основаниях ушёл из расположения, но не вернулся в установленное для него время. Даже при таком условии он попадёт под действие указанной статьи, если период отсутствия будет соответствовать указанному в диспозиции нормы.

Предложенные варианты обычно существуют отдельно друг друга. Фактически это варианты нарушений, которые приведут к применению наказания.

Важно также определить, сколько должен составить срок отсутствия лица. Согласно рассматриваемой статье минимальный период нахождения лица за пределами места службы — двое суток, максимальный период определяется отдельными положениями статьи

Например, по ч. 1 верхний предел установлен в десять суток, а по ч. 3 и ч. 4 срок доходит до одного месяца и выше.

Состав преступления в данном случае признаётся формальным и завершённым с того момента, как лицо вернулось с нарушением сроков отсутствия или было поймано за пределами расположения. При этом наступление каких-либо негативных последствий необязательно для установления состава данного деяния.

Отдельно следует сказать об отсылках к административному законодательству. Ошибочно считается, что малозначительность проступка военнослужащего может избавить его от уголовных мер воздействия. КоАП не предусматривает такое правонарушение, как оставление службы, возможны административные наказания только при посягательстве на порядок воинского учёта.

Рубрики

  • Верховный суд Республики Башкортостан
  • Верховный суд Республики Татарстан
  • Иркутский областной суд
  • Кемеровский областной суд
  • Краснодарский краевой суд
  • Красноярский краевой суд
  • Ленинградский областной суд
  • Липецкий областной суд
  • Московский городской суд
  • Московский областной суд
  • Нижегородский областной суд
  • Омский областной суд
  • Оренбургский областной суд
  • Пермский краевой суд
  • Ростовский областной суд
  • Самарский областной суд
  • Санкт-Петербургский городской суд
  • Саратовский областной суд
  • Свердловский областной суд
  • Хабаровский краевой суд
  • Челябинский областной суд
  • Ярославский областной суд

Как доказать, что самоволка случилась при стечении тяжелых обстоятельств?

Чтобы можно было избежать наказания, необходимо, в первую очередь, четко представлять, что именно принято считать тяжелыми обстоятельствами, которые могут привести к самоволке. Суд не обращает внимания на простые слова, тут потребуется предоставить документы и факты, которые будут подтверждать правдивость сказанного ответчиком.

Единственным обстоятельством, которое суд может принять за тяжелое, может стать тот факт, когда к военнослужащему применялись неуставные силовые воздействия, в результате которых ему были нанесены телесные увечья.

Например, болезнь кого-то из родных или личные отношения не считаются тяжелыми обстоятельствами, и за такое нарушение придется ответить.

Предотвращение самовольного оставления части

Случаи самовольного оставления части солдатами-срочниками зачастую вызывают огромный общественный резонанс. Тем более, когда они сопровождаются отягчающими обстоятельствами — хищением, применением боевого оружия военнослужащим против своих сослуживцев, командиров, посторонних гражданских лиц, оказанием вооруженного сопротивления при задержании.

Информация о подобных происшествиях широко публикуется в СМИ, многие из которых делают основной упор на негативные явления в ходе прохождения военной службы и стремятся использовать эти факты для возбуждения антиармейских настроений в обществе. Следует отметить, что в 1970-1990-е годы целый ряд негативных явлений, таких, как издевательства и денежные поборы со стороны старослужащих и офицеров, были достаточно распространенными в советской, а затем российской армии.

К настоящему времени подобные факты стали редкостью. После сокращения продолжительности срочной службы до 1 года, осуществленной с 2008 года, фиксируется стабильное снижение числа воинских преступлений. Этому способствует и ряд других факторов, связанных с совершенствованием российских Вооруженных сил в 2010-е годы, в том числе:

  1. Резкое увеличение доли солдат-контрактников на военной службе, что позволило более тщательно подходить к отбору призывного контингента.
  2. Улучшение продовольственного и социально-бытового обеспечения солдат срочной службы.
  3. Введение процедуры профессионально-психологического отбора при поступлении в Вооруженные силы, которая стала обязательной для всех призывников.
  4. Появление законодательно регламентированных возможностей для солдат-срочников обращаться за помощью в конфликтных ситуациях в военную прокуратуру, а также к родителям, в комитет солдатских матерей.

В текущей практике армейской службы предупредительная работа среди военнослужащих по профилактике самовольного оставления части занимает заметное место. В перечне мероприятий, проводимых с этой целью должностными лицами воинских частей, значатся:

  • составление рапортов начальников команд по сопровождению нового пополнения со сборных пунктов субъектов Российской Федерации к местам прохождения военной службы, об их отношении к военной службе;
  • индивидуальные обследования нового пополнения психологом по прибытию в воинскую часть;
  • индивидуальная работа командиров подразделений с военнослужащими, ведение в учетной документации отдельного раздела — со склонными к правонарушениям и нежелающими служить в рядах Вооруженных Сил РФ;
  • ежемесячные заседания комиссий по проверке морально-деловых и психологических качеств военнослужащих, допускаемых к несению службы с оружием;
  • ежедневное медицинское и психологическое сопровождение военнослужащих, заступающих в состав суточного наряда, особенно тех, кто несет службу с оружием.

Анализ переписки и получения корреспонденции военнослужащими, в котором должно отражаться выявление потенциальных проблем в жизни их близких, способных спровоцировать солдат к самовольному оставлению части, включен в число обязанностей заместителя командира по работе с личным составом. Также в его компетенцию входит доведение до военнослужащих статей УК Российской Федерации за преступления против военной службы и об ответственности за самовольное оставление воинской части. Ознакомление с этой информацией должно подтверждаться подписями военнослужащих в соответствующих ведомостях.

Эффективность подобных мероприятий сложно оценить объективными статистическими показателями, поскольку в последние годы эта информация перестала публиковаться в открытых источниках. Тем не менее, косвенными свидетельствами улучшения ситуации могут служить снижение частоты сообщений в СМИ о случаях самовольного оставления части и периодические отчетно-официозные публикации органов военной прокуратуры и других надзорных ведомств.

Самовольное оставление части контрактником: какая предусмотрена ответственность?

Состав преступления, который образует самовольное оставление части с целью уклониться от военной службы, в уголовном законодательстве России предусмотрен статьей 337 УК РФ. При этом, следует иметь в виду, что состав этого преступления образует не только самовольное оставление части, но также и неявка в срок без уважительных причин на службу.

При этом, квалификация данного деяния, как уголовного преступления, применительно к контрактникам зависит от того, на какой срок была оставлена часть.

Так, уход контрактника из части на срок от 10 суток до 1 месяца квалифицируется по ч. 2 ст. 337 УК РФ, а самоволка продолжительностью свыше 1 месяца – по ч. 4 ст. 337 УК РФ.

Это важно! Уголовное наказуемым считается самовольное оставление части или места службы, либо неявка в срок без уважительных причин на службу, продолжительностью свыше 10 суток. Самовольное оставление части контрактником до 10 суток не влечет уголовной ответственности

Это важно: в случае, если военнослужащий, ранее не привлекавшийся к уголовной ответственности за самоволку, был вынужден самовольно уйти из части вследствие стечения тяжелых обстоятельств, он может быть освобожден от ответственности в соответствии с примечанием к ст. 337 УК РФ

Закон не конкретизирует перечень таких условий, однако, на практике, к ним может относиться самый широкий круг обстоятельств. Например, смерть близкого родственника или угроза безопасности, жизни или здоровью самого военнослужащего при условии нахождения его в пределах части

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector