Ильюшин ил-4

Ил-4 — двухмоторный дальний бомбардировщик

Ил-4 (ДБ-3Ф) — двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны.

Бомбардировщик ИЛ-4 был разработан под руководством С. В. Ильюшина.

Было выпушено свыше 5000 экземпляров. Самолёт Ил-4 работал превосходно и имел надежную конструкцию, хотя слабая оборонительная система вооружения в конечном счете привела к высоким и неприемлемым потерям. Производство бомбардировщика было завершено к 1944 году (хотя самолет продолжал служить до конца войны). Этот самолёт занимал значительную частью советских Военно-Воздушных сил и принимал существенное участие в военно-морских операциях. Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны.

Ил-4 имел вид очень мощной конструкции, оснащенной низким крылом в сборе моноплана. На каждом крыле был установлен двигатель, а между ними-кабина пилотов. Остекленная носовая часть обеспечивала хорошую видимость, а обтекаемая конструкция фюзеляжа продолжала оставаться прочной. Опознаваемая башня располагалась в середине самолета с единственной вертикальной хвостовой поверхностью, доминирующей над оперением. В состав экипажа входило 4 человека. Оборонительное вооружение состояло из пулеметов и устанавливалось они в носовой, спинной и брюшной позиции башни. Следует отметить, что ранние модели носили довольно небольшой калибр пулемётов в диапазоне 7,62 мм, хотя более поздние варианты будут иметь более впечатляющий калибр 12,7 мм. Несмотря на это, орудия по-прежнему устанавливались на одиночных креплениях, и оборонительное вооружение никогда не улучшалось. Хотя, оборонительные возможности Ил-4 страдали, то наступательный параметры бомбардировщика были на должном уровне.

Первоначальный проект Ил-4

появился к 1935 году. Самолет поступил в серийное производство с обозначением ДБ-3Б («дальний бомбардировщик»), а потом также как ИЛ-4 в 1940 году. Первоначальные боевые успехи были труднодоступны для самолета (особенно в войне с Финляндией) и его экипажей. Основными причиной в поражениях была недостаточная защита бомбардировщика. Несмотря на недостаток, самолет продолжал службу и в итоге принял участие в вышеупомянутой атаке на Берлин.

Существовало несколько вариантов двухмоторного дальнего бомбардировщика Ил 4, но все они были очень похожи на оригинальную производственную конструкцию.

Модификации самолёта Ил-4

  1. ДБ-3Т — торпедоносец, 1938.
  2. ДБ-3ТП — торпедоносец поплавковый, 1938.
  3. ЦКБ-54 — самолёт сопровождения, 1938.
  4. Ил-4Т — торпедоносец, 1940.
  5. Ил-4ТК — высотный вариант 1943 года с турбокомпрессорами и герметичной кабиной.
  6. Ил-4 «аэрофото» — фоторазведчик, 1946.

Лётно-технические характеристики

Модификация Ил-4
Размах крыла, м 21.44
Длина, м 14.76
Высота, м 4.10
Площадь крыла, м2 66.70
Масса, кг
пустого самолета 6421
нормальная взлетная 10055
максимальная взлетная 12120
Тип двигателя 2 ПД М-88Б
Мощность, л.с. 2 х 1100
Максимальная скорость , км/ч
у земли 332
на высоте 398
Практическая дальность, км 4000
Максимальная скороподъемность, м/мин 264
Практический потолок, м 8300
Экипаж 3-4
Вооружение: один 12.7-мм пулемет БТ, два 7.62-мм пулемета ШКАС
Бомбовая нагрузка нормальная — 1000 кг, предельная — 2500 кг

Модификации ДБ-3Ф (Ил-4)

ДБ—3М — двигатели М-87Б. Стрелковое вооружение — 3 7,62-мм пулемета ШКАС (по 1 в носовой установке, верхней турели и нижней люковой установке; машины первых серий люковой установки не имели). Масса бомбовой нагрузки — 1000 кг (максимальная -2500 кг). Экипаж — 3 чел.

ДБ—3Ф (с 1941 г. — Ил-4) — моторы М-88. Стрелковое вооружение первоначально соответствовало ДБ-ЗМ (машины первых серий также не имели нижней стрелковой установки), с весны 1942 г. в верхней турели устанавливали 1 12,7-мм пулемет УБТ. Масса бомбовой нагрузки — 1000 кг (максимальная — 2500 кг). Экипаж — 3-4 чел. Выпускался с марта 1940 г.

И снова статистика

Всего было построено 6785 экземпляров дальних бомбардировщиков ДБ-3, включая все модификации. Несмотря на большое количество построенных самолетов, ни один из них не сохранился к нынешнему времени в рабочем состоянии. Все экземпляры, хранящиеся в авиамузеях или возведенные на постаментах, собраны и восстановлены из обломков машин со времен Отечественной войны, найденных поисковиками-добровольцами.

За время военных действий советская авиация потеряла более 10 000 самолетов-бомбардировщиков, в их число входят ДБ-3 и Ил-4. Всего за годы войны было выполнено на самолетах дальнебомбардировачной авиации более 220 000 боевых вылетов.

Материалы и методы

Одноцентровое ретроспективное обсервационное когортное исследование проведено в Городской клинической больнице № 40 Департамента здравоохранения города Москвы. В исследование включали пациентов с тяжелым течением новой коронавирусной инфекции COVID-19 (Сoronavirus disease 2019), госпитализированных в период с 01.12.2020 по 01.01.2021 в палатные отделения и получивших лечение одним из препаратов моноклональных антител: тоцилизумаб («Актемра»), левилимаб («Илсира») или олокизумаб («Артлегиа»). Пациенты были разделены на три группы в зависимости от получаемого препарата. Всем пациентам препараты вводились однократно в дозе 162 мг для тоцилизумаба подкожно или 400 мг для внутривенного введения, 324 мг п/к для левилимаба и олокизумаба. Для исходной оценки были использованы повышение С-реактивного белка выше рефересных значений , а также эмпирическая визуальная шкала КТ (компьютерная томография). В качестве конечных точек были выбраны добавление в диагноз сепсиса (увеличение qSOFA более 3, SOFA на 2 и более балла после введения исследуемых препаратов, прокальцитонин в плазме > 2,0 нг/мл) и летальный исход. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы BioStat LE 7.3.0, StatTech v. 1.2.0 (ООО «Статтех», Россия). Категориальные данные описывались с указанием абсолютных значений и процентных долей. Сравнение процентных долей при анализе многопольных таблиц сопряженности выполнялось с помощью точного критерия Фишера, проверка нормальности распределения количественных признаков осуществлялась с использованием критерия Шапиро—Уилка. Данные для количественных показателей представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (при нормальном распределении), медианы и межквартильного интервала (при отклонении распределения от нормального). Данные для качественных переменных представлены в виде абсолютных значений и доли в процентах. Медианы количественных показателей сравнивали с помощью U-критерия Манна—Уитни (при сравнении двух групп). Сравнение групп по качественным признакам проводилось с помощью точного критерия Фишера. Расчет отношения шансов (ОШ) проводился с помощью метода логистической регрессии. Критическое значение уровня значимости принималось равным 5 %. У всех пациентов имелось информированное согласие на применение препаратов моноклональных антител и на использование персональных данных в научных целях.

Исследование одобрено локальным этическим комитетом ГБУЗ ГКБ № 40 ДЗМ.

Основные серийные модификации

  • стандартный серийный ДБ-3Ф (1939-1940 годов выпуска) — с мотором М-88, экипаж 3 человека.
  • серийный ДБ-3Б (1941 года выпуска). Были установлены более совершенные моторы М-88Б, в экипаже появился второй стрелок.
  • серийный ДБ-3Т (Ил-4Т) — бомбардировщик-торпедоносец ВВС ВМФ. Эта модель имела подвесные держатели для торпед и морских мин. Использовался для дальней морской разведки, установки минных полей или атаки на военные и транспортные корабли противника, нанесения бомбовых ударов по портам противника.
  • Ил-4ТК. Эту модель (разработанную в 1943 году) серийной назвать трудно. Однако оснащенные в хвостовой части специальным фотооборудованием высотные разведчики Ил-4ТК все-таки сыграли свою роль в процессе разработки многих наступательных операций.

History

In-game description

The IL-4 long-range bomber was one of the most famous Soviet bombers of WWII. With thousands of IL-4s built, the aircraft took part in all the important battles of the Eastern Front, including long-range bombing raids of Axis industrial targets. A large number of books, including both memoirs and technical publications, focus on the IL-4.

It was a twin-engine long-range bomber, a further development of the Ilyushin DB-3 bomber, with a redesigned cockpit, redesigned wings, pneumatic landing gear and a new fuselage designed for faster mass production, based on DC-3 / Li-2 production methods. The aircraft was designated IL-4 in March 1942. Combined with the DB-3, over 6,800 bombers of the DB-3/IL-4 family were built, 5,256 of them the IL-4. One of the most celebrated accomplishments for the type was a long-range bombing raid on Berlin in 1941.

Технические характеристики (Ил-4) [ править ]

Ил-4 в Москве

Ил-4 (1942 г.)

Данные от ДБ-3 до Ил-4 … Советский дальний бомбардировщик

Общие характеристики

  • Экипаж: четыре человека (пилот, бомбардир / штурман, дальний стрелок / радист, нижний стрелок)
  • Длина: 14,76 м (48 футов 5 дюймов)
  • Размах крыла: 21,44 м (70 футов 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 66,70 м 2 (718,0 кв.м)
  • Пустой вес: 5800 кг (12 787 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 12120 кг (26720 фунтов)
  • Силовая установка: 2 × Туманский М-88Б 14-цил. радиально-поршневые двигатели с воздушным охлаждением, мощностью 820 кВт (1100 л.с.) каждый

Спектакль

  • Максимальная скорость: 410 км / ч (250 миль / ч, 220 узлов) на высоте 6500 м (21325 футов)
  • Дальность: 3800 км (2400 миль, 2100 миль) (максимальное внутреннее топливо), 2600 км (1404 морских миль, 1616 миль) с 1000-кг (2200 фунтов) бомб
  • Практический потолок: 8700 м (28500 футов)
  • Время набора высоты: от 13,6 мин до 5000 м (16 404 фута)

Вооружение

  • Оружие:

    • 2 × 7,62 × 54-мм пулемета ШКАС (1 в носовой части, 1 в подфюзеляжном люке)
    • 1 × 12,7 × 108мм пулемет УБТ в спинной башне
  • Ракеты: 2 × 305-мм ракеты БЕТАБ-750ДС .
  • Ракеты: 1 × 940 кг (2100 фунтов) торпеда Тип 45-36
  • Бомбы: до 2700 кг (6000 фунтов) бомб или мин.

Создание ДБ-3Ф

В 1938 году началась полномасштабная модернизация ДБ-3, приведшая к созданию самолета ДБ-3Ф, который с марта 1942-го начали называть Ил-4.

Нет смысла в обзорно-ознакомительной статье описывать многочисленные технические изменения, внесенные Ильюшиным в «базовый» ДБ-3. При разработке ДБ-3Ф конструкторы сделали более новых 8000 чертежей.

Нельзя сказать, что процесс создания ДБ-3Ф проходил гладко — на каждом этапе обнаруживались технические недоработки, которые пытались устранять в авральном порядке.

Надо сразу отметить, что в полном объеме созданная и прославившаяся в годы Великой Отечественной войны боевая машина, так и не дотянула до тех требований, которые ставились перед КБ Ильюшина:

  • скорость 500-550 км/ч,
  • потолок в 10-12 км
  • поражение цели на расстоянии 5000 км от места взлета.

Были моменты, когда проект могли закрыть, а ведущих конструкторов и инженеров арестовать. Но лучших летно-технических характеристик бомбардировщика, чем те, которых удалось добиться Ильюшину, предложить никто не мог.

Конструкторов оставили в покое — ведь характеристики ДБ-3Ф были намного лучше существовавших ранее.

Следует признать — стратегическая задача Ильюшиным все-таки была выполнена. К началу войны ДБ-3Ф (Ил-4) был самой боеспособной боевой машиной среди классических бомбардировщиков Советского Союза.

Операторы

Ильюшин Ил-4 на финской службе; номер самолета DF-25. Фотография сделана в апреле 1944 года.

 Китай

Самолет китайских националистических ВВС 24

 Финляндия

ВВС Финляндии 11 самолетов типа ДБ-3М и четыре самолета типа ДБ-3Ф (Ил-4)

 Германия

Люфтваффе (только тесты)

 Советский Союз

Советские ВВС

Полки по состоянию на 1945-46 гг .:
10-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк
290-й бомбардировочный авиационный полк
303-й бомбардировочный авиационный полк (Завитинск, Амурская область)
442-й бомбардировочный авиационный полк (Белогорск, Амурская область) с Ил-4
другие полки

Советская военно-морская авиация

Особенности конструкции

При проектировании самолетов А. Н. Ильюшин всегда придерживался правила: никогда не отдавать приоритета отдельным техническим показателям, например, грузоподъемности или скорости. Благодаря этому проекты его отличались оптимальным сочетанием всех летных и технических характеристик машин: скорости и дальности полета, потолка, параметров грузоподъемности, массой аппарата, вооружением, бортовой аппаратурой и соответствовали реальным условиям их применения.

Такой подход был применен им при разработке ДБ-3. При его создании конструктор следовал основному критерию — обеспечить боевую эффективность самолета в реальных условиях боевых действий. Этот подход имел первостепенное значение в успехе самолетов ДБ-3 и Ил-4.

Новый самолет имел внешние отличия от предыдущих модификаций более плавной и удлиненной носовой частью. Изменилась конструкция планера. Она имела схему 2-х двигательного свободнонесущего моноплана. Применяемые раньше в большом объеме всевозможные мелкие агрегаты уже не отвечали технологиям крупно-серийного производства. Многие компоненты стали изготавливать методом штамповки, а почти вся сборка каркаса выполнялась методом открытой клепки. Такая технология позволила уменьшить трудоемкость изготовления и повысить качество изделия.

Основное ударение в схеме конструкции ДБ-3 С. В.Ильюшин сделал на крыло. Было разработано крыло новой удлиненной формы. По несущим свойствам новое крыло уступало крылу предшественника ДБ-2, но позволяло развивать большую скорость и обеспечивало высокий уровень аэродинамичности. Достигнуть этого удалось применением гладкой обшивки, применением двояко-выпуклого профиля, меньшей площадью крыла, улучшенной схемой уборки шасси и других конструкционных изменений. В результате аэродинамические свойства ДБ-3 стали намного лучше, чем у ДБ-2. ТТХ самолета приведены в таблице.

Преимущества Ил-10

По сравнению со своим предшественником Ил-2 характеристики Ил-10 были гораздо лучше. Этого удалось достичь путем более качественного обвода бронекорпуса, применения улучшенной конструкции уборки шасси, построения из скоростных профилей крыльев и планера, герметизации всех отсеков самолета. В итоге новый аппарат превзошел Ил-2 на целых 150 км/час по максимальной скорости на высоте 2300 м. По этому показателю отечественный самолет впритык приблизился к своему немецкому конкуренту – истребителю Bf.109.

На основе использования Ил-2 в бою в новом штурмовике была кардинально переделана броня. Во время войны бронированная кабина Ил-10 способна была защитить экипаж от проникновения 20-миллиметровых снарядов германских пушек. На вооружении стоял тот же арсенал, что и в последних модификациях Ил-2. В начале 1945 г. первые экземпляры нового штурмового самолета Ил-10 выводятся на фронт, где они сразу смогли завоевать признание пилотов. Масса бомбово-ракетного вооружения – 400 кг. Ее можно было увеличить до максимальной отметки 600 кг.

Исходя из увеличенных параметров маневренности и скорости, Ил-10 можно было использовать не только в роли штурмовика, но и вести ближний воздушный бой с вражескими самолетами. Все эти плюсы позволили существенно снизить боевые потери авиации Советского Союза во время Второй мировой. Под завершение Великой Отечественной войны в составе вооруженных сил СССР оставалось 120 штурмовиков Ил-10. В общей сложности произведено около 4600 самолетов этого класса.

История создания Ил-4

Задолго до войны, еще весной 1933г., и намного раньше проекта Ил-2, С.В. Ильюшиным было принято решение о постройке машины дальнебомбардировочной авиации. Создание такого самолета было необходимо для повышения обороноспособности страны. Не отрываясь от проекта ближнего бомбардировщика (ББ-2) С. В.Ильюшин, по собственной инициативе, за короткое время выполнил разработку проекта дальнего бомбардировщика, сформулировал и утвердил основные технические характеристики самолета.

Вскоре был построен прототип нового самолета ЦКБ-26. Испытания подтвердили хорошие летные качества машины. Самолет имел отличные маневренные данные — на самолете такого класса впервые летчиком-испытателем В.К. Коккинаки была выполнена пилотажная фигура «петля Нестерова».

В том же году на нем было установлено несколько мировых рекордов, имевших для Советского союза также политическое значение — мировому сообществу был продемонстрирован советский самолет, который по скорости, потолку и дальности полетов имел превосходство над самолетами такого класса. Установлены рекорды летчиком В.К. Коккинаки.

Скоро был построен и поднят в воздух еще один экземпляр дальнего бомбардировщика, получивший название ЦКБ-30 (или ДБ-3). Он был полностью укомплектован вооружением наступательного и оборонительного назначения, имел превосходство над предшественником по летным параметрам и бомбовой загрузке. Самолет был принят на вооружение в ВВС еще до окончания госиспытаний.

ДБ-3Ф стал улучшенным продолжением ДБ-3. Модернизация ДБ-3 началась в 1938 г., а в мае 1939 г. летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил на нем испытательный полет. Машина имела улучшенные летные параметры (скорость — 445 км/час, дальность полета — 5000 км, бомбовая нагрузка — 1000 кг).

Производство машин было организовано одновременно на нескольких авиазаводах. Первые серийные самолеты были построены в ноябре 1939г. Принятые на вооружение в ВВС за несколько лет до начала войны, самолеты были хорошо освоены летными экипажами воздушных сил авиации и флота.

В декабре 1940 г. вышло Постановление Правительства о новой системе формирования обозначений авиатехники. Согласно этому документу ДБ-3Ф получил новое имя Ил-4. С этим именем самолет вступил в Великую Отечественную войну и остался легендарной боевой машиной на страницах ее истории. Фото самолета Ил-4 приведено ниже.

Боевое применение

В декабре 1938 г. провели конференцию между представителями ВВС страны, на которой подняли вопрос о результатах первых двух лет использования самолетов ДБ-3.

Они были неутешительны. Самолет имел огромное количество конструктивных недостатков: часто проявлялись трещины в топливных баках, течи бензина, иногда отказывали тормоза, разрушались стойки шасси, а от двигателей М-87 военные ожидали большей надежности и безотказности. И это не полный список. Сюда стоит отнести еще большой разбег машины на взлете, тенденцию к правому развороту и сложность в рулевом управлении. Это объясняется тем, что на самолете была задняя центровка, из-за чего пилоту нельзя было выпускать штурвал из рук.

Во время советско-финской войны, которая предшествовала Великой Отечественной, финские военные в ДБ-3 нашли «мертвую зону» снизу фюзеляжа. Поэтому здесь пришлось оборудовать дополнительную турель для стрелка. До начала войны с Германией переоборудовать все самолеты улучшенным вооружением и доукомплектовать не удалось. Введение в состав экипажа 4-го члена привело к еще большему смещению центра тяжести к хвосту, и путевая устойчивость бомбардировщика ухудшилась еще сильнее. Из-за экономии дюраля в военное время многие элементы в конструкции самолета заменялись деревянными, которые при посадке часто разрушались.

Со слов летчиков, наиболее тяжелым на самолете был момент взлета, даже не неся вооружения, Ил-4 имел очень плохую устойчивость и требовал постоянного «подруливания» от пилота для прохождения по заданному курсу. Автопилот отсутствовал.

Непростым был и процесс посадки. Преувеличенное оттягивание триммера приводило к кабрированию. То есть опасность для жизни членов экипажа присутствовала даже после выполнения боевого задания. Тем не менее опытные летчики быстро приловчились к управлению Ил-4.

Ил-4 видео

https://youtube.com/watch?v=papmdeu-LZg

Всего было произведено 6883 единицы самолета Ил-4 различных модификаций. Большинство из них были разрушены вражескими истребителями и средствами ПВО. Еще часть самолетов разбита в авариях и катастрофах. Списывание с боевого дежурства в частях ВВС дальних бомбардировщиков Ил-4 началось в 1947 г.

Создание ДБ-3Ф

В 1938 году началась полномасштабная модернизация ДБ-3, приведшая к созданию самолета ДБ-3Ф, который с марта 1942-го начали называть Ил-4.

Нет смысла в обзорно-ознакомительной статье описывать многочисленные технические изменения, внесенные Ильюшиным в «базовый» ДБ-3. При разработке ДБ-3Ф конструкторы сделали более новых 8000 чертежей.

Нельзя сказать, что процесс создания ДБ-3Ф проходил гладко — на каждом этапе обнаруживались технические недоработки, которые пытались устранять в авральном порядке.

Надо сразу отметить, что в полном объеме созданная и прославившаяся в годы Великой Отечественной войны боевая машина, так и не дотянула до тех требований, которые ставились перед КБ Ильюшина:

  • скорость 500-550 км/ч,
  • потолок в 10-12 км
  • поражение цели на расстоянии 5000 км от места взлета.

Были моменты, когда проект могли закрыть, а ведущих конструкторов и инженеров арестовать. Но лучших летно-технических характеристик бомбардировщика, чем те, которых удалось добиться Ильюшину, предложить никто не мог.

Конструкторов оставили в покое — ведь характеристики ДБ-3Ф были намного лучше существовавших ранее.

Следует признать — стратегическая задача Ильюшиным все-таки была выполнена. К началу войны ДБ-3Ф (Ил-4) был самой боеспособной боевой машиной среди классических бомбардировщиков Советского Союза.

Основные достоинства и недостатки бомбардировщиков

К основным достоинствам самолетов ДБ-3Ф (Ил-4) можно смело отнести:

  1. относительно незначительное, по сравнению с другими моделями самолетов, время полной сборки бомбардировщика на заводе-производителе — во времена острой нехватки самолётов, особенно 1941-1942 годы, этот момент имел колоссальнейшее значение;
  2. достаточно большая бомбовая нагрузка и дальность возможного нанесения удара;
  3. увеличение скорости до 400 км/ч повысило маневренные возможности самолета.

Что касается недостатков, то они, конечно, были (модель ведь фактически создавалась в спешке), однако практически все они вносили больше проблем в обслуживание самолетов, чем в боевом использовании.

А вот из «боевых» недостатков следует отметить:

  1. отсутствие автопилота. Дело в том, что конструкционные особенности требовали постоянно удерживать штурвал (если отпустить штурвал, самолет сразу бросало или вверх или вниз). Во время длительного монотоного полета, это изматывало физически и психологически пилотов. Среди «не боевых» потерь немало случаев, когда уставший пилот просто терял концентрацию или даже засыпал за штурвалом, что приводило к падению боевой машины;
  2. «капризность» самолета при посадке и взлете. К трагедии могла привести любая ошибка или расслабленность пилота;
  3. довольное слабое защитное вооружение. Дальнему бомбардировщику часто необходимо было выполнять боевые задачи в глубоком тылу противника без прикрытия своих истребителей.

Операторы [ править ]

Ильюшин Ил-4 на финской службе; номер самолета DF-25. Фотография сделана в апреле 1944 года.

Китай

Самолет китайских националистических ВВС 24

Финляндия

ВВС Финляндии 11 самолетов типа ДБ-3М и четыре самолета типа ДБ-3Ф (Ил-4)

Германия

Люфтваффе (только тесты)

Советский союз

Советские ВВС

Полки по состоянию на 1945-46 гг .:
10-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк
290-й бомбардировочный авиационный полк
303-й бомбардировочный авиационный полк (Завитинск, Амурская область)
442-й бомбардировочный авиационный полк (Белогорск, Амурская область) с Ил-4
другие полки

Советская военно-морская авиация

Применение в ходе военных действий

Первый военный вылет Ил-10 совершил 15.04.1945. В бою приняли участие 15 штурмовиков, командование операцией было поручено М.И. Безуху. В 1945 году применялся во время сражений против Квантунской армии на Дальнем Востоке.

Во время Корейской войны активно выполнял боевые задания за северокорейскую сторону. Спустя 2 месяца, после вторжения южнокорейских войск, из 93 штурмовиков боеспособными остались лишь 20 единиц. 11 самолетов Ил-10 северокорейских ВВС были сбиты авиацией ООН. Еще два боевых самолета были перехвачены и переданы США на летные испытания.

Окраска

Первые модели Ил-10 красились аналогично Ил-2 крупными пятнами светло-коричневого, черного и зеленого цветов. Однако 6.10.1944 было выдано указание красить штурмовые самолеты в единственный камуфляж, который состоял из темно-серых полосок на светло-сером фоне. До этого такую раскраску имели лишь истребители. Серый цвет стал постоянным, даже на зиму окрашивание в белый отменили.

С 1945 года заводам, выпускавшим самолеты, необходимо было полностью переходить на новые системы окраски, а уже выпущенные экземпляры разрешалось эксплуатировать, не перекрашивая.

Поэтому на конечном этапе войны против германских оккупантов в небе на фронте можно было видеть и серые, и пятнистые штурмовики Ил-10.

После войны снова пересмотрели раскраску боевых самолетов и вернули прежние довоенные стандарты. Согласно послевоенным изменениям все военные самолеты красились поверх темно-зеленым цветом. Такую цветовую гамму получило большинство Ил-10, произведенных в СССР в 1946-1948 гг., и все чешские В-33. Места расположения опознавательных знаков не менялись. Как и в военное время, они размещались снизу на крыльях, на хвостовом оперении и бортах фюзеляжа.

Бортовые номера наносились белой краской на фюзеляже возле звезды. В военное время дивизии и полки метили свою технику дополнительными цветными знаками быстрой идентификации: кольцами, полосками, звездочками на крыльях и фюзеляже. Часто на Ил-10 рисовались значки наград, которые присваивались экипажу самолета, а на гвардейских машинах, на крыльях ставился спецзнак «Гвардия». Все это к концу 40-х годов стало запрещено в связи с повышением секретности военной сферы СССР и вхождением его в фазу холодной войны. На самолетах остались лишь звезды и номера.

Ил-10 характеристики:

Модификация   Ил-10
Размах крыла, м   13.40
Длина, м   11.12
Высота, м   4.18
Площадь крыла, м2   30.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4650
  нормальная взлетная   6300
Тип двигателя   1 ПД Микулин АМ-42
Мощность, л.с.  
  полетная   1 х 1750
  взлетная   1 х 2000
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   507
  на высоте   551
Крейсерская скорость , км/ч   436
Практическая дальность, км   800
Скороподъемность, м/мин   625
Практический потолок, м   7250
Экипаж, чел   2
Вооружение:   две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и два 7.62-мм пулемета ШКАС
 одна 20-мм пушка УБ-20 или 12.7 пулемет УБС с сзади
 до 8 РС-82 или РС-132
 бомбовая нагрузка — нормальный вариант — 400 кг (2 ФАБ-100 в бомбовых отсеках и 2 ФАБ-100 на внешних подвесках);  перегрузочный — 600 кг (2 ФАБ-50 в отсеках и 2 ФАБ-250 на внешних подвесках)

Ил-4Т

Совершенствование торпедоносца Ил-4Т велось параллельно совершенствованию бомбардировщика на протяжении всего цикла серийного производства.

На многих Ил-4Т стояли радиопеленгаторы РПК-2, антенны монтировались в обтекателях перед козырьками фонарей кабин торпедоносцев. На бомбардировщике Ил-4 антенна РПК-2 ставилась в нижней передней части фюзеляжа. Часть самолетов вместо РПК-2 получила РПК-10 с рамочной антенной без обтекателя. На левом борту на торпедоносцах ставили вторую трубку Вентури.

Обзор штурманов торпедоносцев у части машин был улучшен путем устройства дополнительных окон большого размера по обоих сторонам кабины.

Одна 45-см торпеда подвешивалась под фюзеляжем на пилоне Т-18, вместо торпеды предусматривалась возможность подвески морских мин.

Первый боевой вылет в Великой Отечественной войне выполнили экипажи 2-го минно-торпедного авиаполка авиации Черноморского флота 25 июня 1941 г. Самолеты нанесли удар по румынскому порту Констанца обычными бомбами, ущерб был причинен незначительный. 8 августа 1941 г. семь Ил-4Т из 2-го минно-торпедного авиаполка бомбили Бухарест. Боевые действия на Черном море завершились в августе 1944 г.

1 -й минно-торпедный авиаполк авиации Краснознаменного Балтийского флота первые самолеты Ил-4Т получил в августе 1941 г. Именно эти торпедоносцы стати первыми советскими самолетами, бомбившими Берлин. Вплоть до весны 1942 г. экипажи 1-го минно-торпедного полка в основном наносили бомбовые удары по противнику, хотя выполнялись полеты на минирование подходов к финским портам Хельсинки и Котка, а также Таллина. Первый боевые вылет с торпедной атакой оыл выполнен в середине 1942 г. За лето 1941 г. торпедоносцы 1-го полка в 81 боевом вылете пустили на дно 17 судов и кораблей противника. В 1943 г. полк выполнил 93 торпедные атаки, потопив 43 германских плавучих средства.

ВВС Северного флота получили первые Ил-4Т в сентябре 1941 г. Поначалу торпедоносцы бомбили аэродромы противника, но 29 июля 1942 г. самолеты 2-го гвардейского смешанного авиационного полка потопили транспорт в Порсангер-фьорде.

Последние боевые вылеты торпедоносцы Ил-4Т выполнили на Дальнем Востоке в период войны с Японией. Боевые действия начались 8 августа 1945 г.. через два после атомной бомбардировки американцами Хиросимы. Войска Красной Армии вторглись в Маньчжурию и Корею, которые были оккупированы японской Квантунской армией. Самолеты 19-го дальнего авиационного корпуса и ВВС Тихоокеанского флота выполнили 157 боевых вылетов на бомбометание и сброс торпед. Ил-4Т из 4-го минно-торпедного полка 9 августа бомбили корейский порт Расин. В ночь на 10 августа 76 Ил-4Т нанесли удары по Чаньчуню и Харбину в Маньчжурии. Японских истребителей в небе практически не было, поэтому бомбардировщики и торпедоносцы действовали как ночью, так и днем. За 25 дней войны с Японией торпедоносцы Ил4Т из 19-го дальнего авиационного корпуса торпедными атаками потопили 15 плавучих средств противника.

Торпедоносцы Ил-4Т продолжали оставаться на вооружении минно-торпедных авиаполков морской авиации до 1952 г. пока им на смену не пришли реактивные Ил-28.

External links

  • Ilyushin Il-4
Ilyushin Design Bureau (Илью́шин Опытное конструкторское бюро)
Attackers  IL-2 (1941) · IL-2 (1942) · IL-2M type 3 · IL-2M «Avenger» · IL-2M (1943) · IL-2-37 · IL-2 M-82 · IL-10 · IL-10 (1946)
Bombers  DB-3B · IL-4
Jet Bombers  IL-28* · IL-28Sh
Export  ␗DB-3A · ␗IL-10 (1946) · ▀IL-28
Captured  ▀IL-2 (1942)
  * The Chinese company Harbin Aircraft Manufacturing Corporation built unlicensed copies of the Il-28 known as the H-5.
USSR bombers
SB and Ar  SB 2M-100 · SB 2M-103 · SB 2M-103 MV-3 · SB 2M-103U · SB 2M-103U MV-3 · SB 2M-105 · Ar-2
Yer-2 (petrol)  Yer-2 (M-105) · Yer-2 (M-105) TAT · Yer-2 (M-105R) TAT · Yer-2 (M-105R) LU
Yer-2 (diesel)  Yer-2 (ACh-30B) (e) · Yer-2 (ACh-30B) (l)
Tu  Tu-2 · Tu-2S · Tu-2S-44 · Tu-2S-59 · Tu-4
Pe  Pe-2-1 · Pe-2-31 · Pe-2-83 · Pe-2-110 · Pe-2-205 · Pe-2-359 · Pe-8
IL  DB-3B · IL-4
  Po-2 · MBR-2-M-34 · TB-3M-17-32 · Yak-4 · Be-6
Lend-Lease  PBY-5A Catalina · ▂Hampden TB Mk I · ▂B-25J-30

Ссылки [ править ]

Примечания править

  1. ^ a b Air International, май 1986 г., стр. 133.
  2. ^ Gunston 1995, стр. 100-101.
  3. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2004, стр. 91–92.
  4. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2004, с. 92.
  5. ^ а б Ганстон 1995, стр. 102.
  6. ^ Кескинен и др. 1982, стр. 79,94.
  7. ^ http://www.ww2.dk/new/air%20force/division/bad/33bad.htm
  8. Air International, март 1986, стр. 137.
  9. Air International, март 1986, стр. 138.
  10. ^ http://vvs.hobbyvista.com/Research/Ordnance/Betab/

Библиография править

  • «От ДБ-3 к Ил-4 … Советский дальний бомбардировщик: Часть вторая». Air International , Vol. 30, № 3, март 1986 г. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0306-5634. С. 133–138, 154–155.
  • Гордон, Ефим и Хазанов, Дмитрий. Советские боевые самолеты Второй мировой войны, Том 2: Двухмоторные истребители, штурмовики и бомбардировщики . Эрл Шилтон, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 2006. ISBN  1-85780-084-2
  • Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. ОКБ Ильюшина: История КБ и его самолетов . Лондон: Ян Аллан, 2004. ISBN 1-85780-187-3 . 
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации скопа 1875–1995 . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 . 
  • Кескинен, Калеви; Стенман, Кари и Ниска, Клаус. Suomen Ilmavoimien Historia 9, Venäläiset Pommittajat (советские бомбардировщики) . Эспоо, Финляндия: Tietoteos, 1982. ISBN 952-99432-7-X . 
  • Новарра, Хайнц Дж. И Дюваль, Г. Р. Российская гражданская и военная авиация, 1884-1969 гг . Лондон: Fountain Press Ltd., 1971. ISBN 0-85242-460-4 . 
  • Стапфер, Ханс-Хейри. Ильюшин Ил-4 в действии (самолет № 192) . Кэрроллтон, Техас: Squadron / Signal Publications, Inc., 2004. ISBN 0-89747-471-6 . 
vтеСамолет Ильюшина
Истребители
  • I-21
  • Ил-1
Штурмовик
  • Ил-2
  • Ил-8
  • Ил-10
  • Ил-16
  • Ил-20 (И)
  • Ил-40
  • Ил-42
  • Ил-102
Бомбардировщики
  • DB-3
  • Ил-4
  • DB-4
  • Ил-6
  • Ил-22 (И)
  • Ил-28
  • Ил-30
  • Ил-46
  • Ил-54
Транспорт
  • Ил-12
  • Ил-20 (II)
  • Ил-32
  • Ил-76
  • Ил-78
  • Ил-80
  • Ил-106
  • Ил-106 ПАК ВТА
  • Ил-112
  • Ил-276
Пассажирский самолет
  • Ил-14
  • Ил-18 (1946 г.)
  • Ил-18
  • Ил-62
  • Ил-86
  • Ил-90
  • Ил-96
  • Ил-108
  • Ил-114
Разведка
  • Ил-20 (III)
  • Ил-22 (II)
  • Ил-24
  • Ил-38
  • Ил-140
  • А-50
  • А-100
Экспериментальный
  • А-60
  • I-21
  • Ил-1
  • Ил-8
  • Ил-26
Тренер
vтеСоветский военный самолет во время Второй мировой войны
Истребители
  • I-15
  • I-153
  • I-16
  • ЛаГГ-3
  • Ла-5
  • Ла-7
  • МиГ-1
  • МиГ-3
  • Пе-3
  • Як-1
  • Як-3
  • Як-7
  • Як-9
Бомбардировщики
  • Ар-2
  • DB-3
  • Ил-4
  • ПЭ-2
  • ПЭ-8
  • SB
  • Су-2
  • ТБ-3
  • Ту-2
  • Як-4
  • Ер-2
Наземная атака
  • Ил-2
  • Ил-10
Тренеры
  • UT-1
  • UT-2
Транспортеры · Планеры
  • А-7
  • G-11
  • КС-20
  • Ли-2
  • Ш-2
Разведка
  • Бе-4
  • МБР-2
  • MDR-6
  • По-2
  • R-5
  • Р-10 (ХАИ-5)
  • RZ
  • Як-2
Прототипы
  • АНТ-58
  • БИ-1
  • И-28 (Як-5)
  • I-30
  • И-180
  • I-185
  • И-250
  • ИС-1
  • ИТП
  • TIS
  • Звено

Интересные факты

  • Турбореактивный двигатель РД-45, установленный на прототип Ил-28, представлял собой копию британского Rolls-Royce Nene, копирование было осуществлено в 1946 году несмотря на протесты и преследования со стороны Rolls-Royce . Советская копия, получившая обозначение РД-45, после доработки конструкции выпускалась серийно под обозначением ВК-1. После модернизации тягу двигателя удалось увеличить на 30 %. За создание двигателя ВК-1 в 1949 году В. Я. Климову, С. П. Изотову и Н. Г. Костюку была присуждена Сталинская премия 1-й степени. На большинство Ил-28 устанавливался доработанный двигатель ВК-1А, который отличался увеличенным до 150 часов ресурсом, а с 6-й серии — до 200 часов.
  • Ил-28 стал первым советским фронтовым бомбардировщиком, оснащённым полуавтоматической противообледенительной системой. 9 марта 1953 года он оказался единственным самолётом в ВВС СССР, который, в условиях облачности со снегом и дождём, смог пролететь на малой высоте над Красной площадью, отдавая последние воинские почести И. В. Сталину.
  • Благодаря простой и технологичной конструкции Ил-28, советская промышленность смогла производить более 100 таких реактивных бомбардировщиков в месяц. Это позволило быстро перевооружить бомбардировочную и минно-торпедную авиацию ВВС и ВМФ СССР с поршневых Ту-2.
  • Самолёт Ил-28 снимался в художественном фильме «Неподсуден».

Ил-4 (ДБ-3Ф) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

Весной 1933 г. в ЦКБ завода № 39 под руководством С.В. Ильюшина велись работы над созданием ближнего бомбардировщика ББ-2 смешанной конструкции. Эта работа дублировала программу создания скоростного Цельнометаллического бомбардировщика СБ конструкции А.Н. Туполева. Затем С.В. Ильюшин по собственной инициативе принял решение о проведении в рамках создания программы ББ-2 исследований по скоростному дальнему бомбардировщику. На основе проведенного анализа различных схем будущего бомбардировщика была выбрана схема двухдвигательного свободнонесущего низкоплана с двигателями М-85.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector