Главные помощники психолога – его ум, знания и наблюдательность

Главные помощники психолога – его ум, знания и наблюдательность

Наш преподаватель «Психологии аномального развития ребенка» однажды сказала:
— Повторение – мать учения… только для умственно отсталых. Только они способны долго повторять одно и то же, не испытывая душевных мук. Нормальному ребенку это быстро надоедает, и он начинает скучать. Однако из любого правила бывают исключения. Вот что случилось со мной на одной медико-педагогической комиссии.

Привели мальчишку с подозрением на умственную отсталость. Я провела с ним блок стандартных тестовых заданий, все говорило о том, что диагноз подтверждается. Только что-то не давало покоя, казалось, я упускаю важное! Бывает, что ребенок, не желая идти на контакт, не выполняет задания, но это не значит, что он не может их выполнить. Дала ему скучнейшее задание – ставить на листочке точки в каждую клеточку. Он взялся выполнять. Пять минут ставит, десять. Тают надежды, что диагноз не верен, видимо и вправду умственная отсталость. Подвела меня интуиция! Вдруг замечаю, что мальчишка нет да нет, а бросит на меня озорной взгляд. Как? Почему? Не укладывается это в схему! Попросила его остановиться и спрашиваю:

— Трудно было?
— Трудно! – отвечает он.
— А почему не бросил?
— Мне было интересно узнать, кто первый сдастся, вы и ли я? Вы были первой, я – победил!

Получается, он сам спланировал игру, в течение долго времени, не отвлекаясь, играл в неё, и отслеживал мои реакции? Это явно не умственная отсталость!

В дальнейшем действительно оказалось, что у него задержка психического развития на фоне социальной запущенности. Так что запомните, не стоит безоговорочно доверять тестам, главные помощники психолога – его ум, знания и наблюдательность. Не будет их – весь инструментарий психолога будет бесполезным хламом.

Источник